Поиск по сайту

Роль и место учителя в современном образовательном процессе и обществе


Авторcтво: Сайт "Интерпедагогика" Ирины Сомовой


Школа оказывает огромное воздействие на общество либо воспроизводя сложившиеся в нем стереотипы, либо работая на его совершенствование. Какова школа, таковы во многом общество и государство. Но школа такова, каков учитель. Отношение к профессии учителя меняется с развитием общества, с изменением статуса учителя в социальных преобразованиях страны. В современном мире педагог — очень сложная профессия, требующая глубоких и серьезных знаний, полной отдачи сил и энергии, терпения и мужества.

Педагогическая деятельность — самая вечная и непреходящая сфера человеческой деятельности. Она возникла вместе с потребностями общества в трансляции новым поколениям культуры и заключенного в ней социального опыта, выраженного в накопленной предыдущими поколениями системе знаний, способов деятельности, ценностей и норм. Значительное место в структуре социального опыта занимает опыт профессиональной деятельности, освоение которого новыми поколениями обеспечивает сохранение профессиональной культуры общества и воспроизводство его кадрового потенциала, становление личности специалиста: овладение им системой профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональных ценностей, развитие общих и профессиональных способностей.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Существует философский принцип — подобное создается подобным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание — знанием, мастерство — мастерством.

На протяжении веков профессиональная подготовка осуществлялась посредством включения ученика в производственный процесс, в творческую лабораторию мастера-специалиста. В этой ситуации от наставника требовалось прежде всего быть профессионалом в своем деле.

Рассматривая обширный перечень требований, которые предъявляются к личности учителя, известный педагог В. Н. Сорока-Росинский справедливо замечал: «Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему следует обладать. Имеются они у него на 100% — отличный педагог, на 75% — хороший, на 50% — посредственный, ниже 50% — плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода — каждый в своем стиле... Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные, и слабые стороны, и все особенности своего орудия, т.е. своей личности, как учителя и воспитателя». Осуществляя свою профессиональную деятельность, педагог стремится максимально адаптировать ее к своим возможностям, особенностям, опираясь прежде всего на те способности, которые более всего развиты у него.

Интенсивное развитие науки и техники, их интеграция, усложнение характера и структуры профессиональной деятельности в условиях научно-технического прогресса, появление новых тех­нологий, предполагающих высокоинтеллектуальный труд, требуют от специалистов широкого общеобразовательного, научно-технического, профессионального и культурного кругозора.

Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные целостные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен.

Прежде всего к ним относят профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности, и близкое к нему понятие «профессиональная компетентность», которое отражает единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению деятельности и характеризует его профессионализм. А. К. Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых указывает на зрелость человека в профессиональной деятельности:

специальная компетентность — владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

социальная компетентность — владение умением вести совместную профессиональную деятельность, сотрудничать, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;

личностная компетентность — владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния про­фессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность — владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореалитации.

Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым наличие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм преподавателя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность преподавателя профессионального образования можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от профессии, компетентности в той сфере профессиональной деятельности, которой он обучает студентов, и психолого-педагогической компетентности.

Особенностью преподавательской деятельности является ее сложный, неоднозначный характер. Преподаватель имеет дело с развивающейся личностью, которая обладает своей собственной индивидуальностью, причем в учебной группе обычно представлен широкий спектр юных личностей. К этому добавляются факторы неординарных, постоянно меняющихся условий педагогической деятельности, многообразия педагогических задач, которые необходимо решать. Творческий характер педагогической деятельности требует постоянного личностного и профессионального роста, пестования и взращивания своей творческой индивидуальности, развития своей общей и профессионально-педагогической культуры. Безусловно, творческий поиск и творческое отношение к делу составляют важное условие эффективности любой профессиональной деятельности, но именно в педагогической они являются нормой, без которой данная деятельность не может состояться вообще. Творческая направленность личности педагога особенно необходима в современной образовательной ситуации, когда возрастает его роль в выборе концептуальных ос­нов обучения, построении своей собственной деятельности как индивидуальной педагогической системы.

Педагогическая деятельность выполняет важнейшую созидательную социальную функцию: в процессе ее формируется и разви­вается не только конкретная личность, но и определяется буду­щее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал. Прогностический характер педагогической деятельности определяет полифонизм ее целей, ориентированных не толь­ко на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность молодых специалистов не только к адап­тации к условиям социальной жизни и профессиональной дея­тельности, но и к их преобразованию. Выдающийся педагог со­временности Ш.А.Амонашвили назвал «основой трагедии воспитания» то, что учитель живет в современности, а строит будущее. Вот почему для него так важно осознание не только своих узкопрофессиональных, но и масштабных социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач своей педагогической деятельности.

Все это предполагает интеграцию в личность преподавателя общей и профессионально-педагогической культуры, развитие как широкой общекультурной, управленческой, специальной (в смеж­ных областях науки и производства), так и психолого-педагоги­ческой компетентности. Разнообразие функций педагогической деятельности позволяет рассмотреть ее как сложное единство различных компонентов, взаимосвязанных и обеспечивающих целостность учебно-воспитательного процесса.

Профессионалом можно считать учителя, который личностно расположен и предан педагогической профессии; успешно ре­шает задачи обучения и воспитания, используя современные тех­нологии; достигает необходимых результатов; осваивает нормы, эталоны профессии, достигает мастерства в ней, осознанно раз­вивая свою индивидуальность средствами профессии, вместе с тем осознает перспективу, зону своего ближайшего развития; социально активен в обществе, решая проблемы внутри профес­сии и связанные с ней; не боится попадать в условия конкуренции образовательных услуг. Иными словами, учитель — профессионал высокого класса—это специалист, овладевший высоким уровнем педагогического мастерства, сознательно развивающий и изменя­ющий свой индивидуальный творческий вклад в дело обучения и воспитания, стимулирующий в обществе интерес к учительской профессии. (См. Педагогика. 1995, № 6.)

Творческий характер педагогической де­ятельности требует постоянного личностного и профессиональ­ного роста, работы над своей творческой инди­видуальностью, развития своей общей и профессионально-педаго­гической культуры.

Учитель не может, не имеет права останавливаться в своем научном, духовном, педагогическом росте. Ему нельзя превращаться в верстовой столб, который указывает дорогу другим, а сам стоит на месте.

В школу должен прийти учитель, умеющий не только обслуживать традици­онные педагогические и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле. К сожалению, существующая в стране система педагогического об­разования ни по научно-экономической проработке, ни по масшта­бу, ни по качеству не соответствует современным требованиям под­готовки высококвалифицированных специалистов, способных гото­вить подрастающее поколение к жизни и деятельности на уровне современной науки, техники, культуры, искусства, в сложных эколо­гических условиях, рыноч­ной экономики, разных форм собственности, в условиях информатизации общества.

Процесс подготовки педагогов, отвечающих современным требованиям, сдерживается рядом обстоятельств:

· несовершенством систем педагогической профориентации и диагностической службы отбора абитуриентов в педагогические учебные заведения;

· отсутствием обязательной государственной системы по­вышения квалификации учителей и преподавателей педагогических учебных заведений;

· несовершенством и ограниченностью финансирования под­готовки, переподготовки и повышения квалификации педагогиче­ских кадров, слабой материальной базой школ и педагогических учебных заведений;

· неразработанностью проблем педагогического образова­ния в связи с его информатизацией и компьютеризацией, отсутстви­ем новых информационных технологий обучения.

В информационном обществе при повсеместном внедрении персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, его широкие возможности, ис­пользование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, растет потребность в специалистах, способных ее осуществлять. Перед государством стоит проблема подготовки учителей, способных готовить учащихся к жизни и деятельности в условиях информатизации общества.

Проблемы, связанные с подготовкой, повышением квалификации, самообразованием, с условиями жизни, быта и деятельности учителей, бесчисленны. Они давно назрели и требуют безотлагательных заинтересованных фундаментальных государственных решений.

Остаточный принцип финансирования социальной сферы больнее всего ударил именно по педагогической интеллигенции. Несмотря на периодически проводившиеся повышения ставок и окладов, заработная плата работников образования ниже, чем в среднем по народному хозяйству. В особенно трудном положении находятся молодые учителя. Но дело не только в зарплате. Учителя по-прежнему плохо обеспечены жильем, причем перспективы в этом отношении у них даже хуже, чем у других категорий трудящихся, так как система образования не располагает собственными фондами социального развития. По данным социологов, каждый пятый учи­тель оценивает свои жилищные условия как плохие, каждый тре­тий — как весьма посредственное. Треть обследованных педагогов страдают заболеваниями нервной системы, четвертая часть — сер­дечно-сосудистыми заболеваниями, еще столько же — желудочно-кишечными и т.д., требующими, как правило, санаторно-курортного лечения.

За время работы большинство опрошенных педагогов ни разу не были в домах отдыха, не лечились в санаториях, не путешество­вали по туристическим путевкам.

Почти 20% учителей не имеют личных библиотек, а у 60% би­блиотека не превышает 300 книг. Отсутствие собственных библио­тек — явление для учительства не просто ненормальное, но и проти­воестественное. Вспомним: в библиотеке сельского учителя В.А.Сухомлинского было более 10 тысяч книг...

В этой связи уместными представляются размышления Е.И.Рерих: "Срам стране, где учителя пребывают в бедности и ни­щете. Стыд тем, кто знает, что детей учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но и знак невежества. Можно ли поручить детей челове­ку удрученному? Можно ли забывать, какое излучение дает горе? Можно ли не знать, что дух подавленный не вызывает восторга? Можно ли считать учительство ничтожным занятием? Труд учителя должен быть вознагражден не только материально, но и общим уважением. Учительство есть одна из высших ступеней государства... Народ, забыв учителя, забыл свое будущее."

В настоящее время образование и воспитание молодежи становится одной из главных стратегических задач государства. Разработка и строгая поэтапная реализация государственных программ в системе образования, национальные проекты обеспечат действительное признание приоритетности профессии учителя, педагогического образования в обществе, позволит совершить прорыв в решении нравственно-правовых, социально-экономических, научно-технических, общественно-политических проблем страны.

Чтобы не оказаться на краю нравственной пропасти, духовной и материальной катастрофы, крайне важно государству, обще­ству, руководителям всех ветвей власти, предприятий, ведущим ученым и специалистам, деятелям культуры и искусства, средств массовой информации повернуться лицом к учителю, к педагогическому образованию.

Напутствием педагогу в трудном пути профессионального и личностного становления могут стать «Заповеди творческой личности», предложенные П.Вайнцвайгом:

Будь хозяином своей судьбы.

Достигни успеха в том, в чем можешь.

Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

Строй свои отношения с людьми на доверии.

Развивай свои творческие способности.

Культивируй в себе смелость.

Заботься о своем здоровье.

Не теряй веру в себя.

Старайся мыслить позитивно.

Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.


ЛИТЕРАТУРА

Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. Основы профессионально-педагогической деятельности. М.: Мастерство, 2002

В.А. Буравихин «Учитель и общество». Философия образования, сборник научных статей. М., Фонд Новое тысячелетие, 1996

Вульфов Б. 3., Харъкин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М., 1995.


Поделиться: