Авторcтво: Елисеева Светлана Евгеньевна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 113 Выборгского района Санкт-Петербурга |
1. «Злой охотник»
Цель: закрепить употребление существительных ед. числа в винительном падеже, закрепить образование прилагательных от существительных.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, карточки со схематичным изображением отличительных особенностей каждого животного (рога, хвост, уши, пятна, полоски, колючки). Картинки: скала, дерево, куст, кочка, коряга, камень, охотник.
Описание игры:
В лес идет охотник злой
Очень страшный и большой.
Он несет капкан, ружье.
Берегись в лесу, зверье!
На кого идет охотиться охотник? Ответы детей с опорой на картинки и образец ответа:
- Охотник идет охотиться на рогатого лося (на пушистую лису, на ушастого зайца и т. п.) .
За что попрятались животные? Выставляются картинки: рога – скала.
- Рогатый лось спрятался за скалу.
Хвост – куст: хвостатая лиса спряталась за куст.
Уши – кочка: ушастый заяц спрятался за кочку.
Пятна – дерево: пятнистая рысь спряталась за ствол дерева.
Полоски – коряга: полосатый тигр спрятался за большую корягу.
Колючки – камень: колючий еж спрятался за камень.
2. «Лесной пожар»
Цель: закрепить употребление существительных множественного числа в родительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением диких животных, лесных растений, птиц, иллюстрация «Лесной пожар».
Описание игры: Браконьер развел костер,
Погасить забыл.
Ветер искорки разнес,
В пожар их превратил.
Дождь пожар хоть потушил,
Но теперь в лесу
Не увидишь ни цветов,
Ни зайца, ни лису.
Все звери убежали в другие леса. Кого нет в этом, выгоревшем лесу?
- В выгоревшем лесу нет лосей (медведей, белок, зайцев и т. п.).
Звери убежали, а растения погибли. Чего нет в лесу?
- После пожара в лесу нет грибов (цветов, ягод, елей, сосен, берез и т. п.).
Мы посадим молодой лесок и когда-нибудь животные вернуться домой.
- Мы посадим много елей (сосен, берез, осин и т. п.).
3. «Зимнее угощение»
Цель: закрепить употребление существительных множественного числа в именительном и дательном падежах.
Оборудование: зимний пейзаж, игрушка «Витя Жалейкин», картинки с изображением лесных обитателей и корма для них.
Описание игры:
Этой зимой небывалый мороз
Щиплет Жалейкину щеки и нос.
Вите Жалейкину жалко зверей.
Прыгает Витя на лыжи скорей.
Зверю и птице на помощь придет –
Всем угощенье он в сумке несет!
Кому, какое угощение несет Витя Жалейкин?
- Витя несет снегирям ягоды рябины (синицам – кусочки сала, белкам – орехи, оленям – сено, лосям – соль, воробьям – хлебные крошки и т. п.).
4. «Ясли – сад»
Цель: закрепить употребление существительных единственного числа в творительном падеже. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
Оборудование: картинки с изображением детенышей диких животных, пищи животных.
Описание игры:
На поляне ясли - сад,
Он для маленьких зверят.
Здесь зверят не обижают,
В сад их мамы провожают.
Вот прибежала волчица с …. (волчонком).
И прискакала бельчиха с … (бельчонком,
Прыгает быстро зайчиха с … (зайчонком,
Катится рядом ежиха с … (ежонком).
Тихо крадется лисица с … (лисенком,
Топает громко лосиха с … (лосенком,
Шествует важно тигрица с … (тигренком,
Мама-медведица здесь с … (медвежонком).
Вот с барсучонком шлепает тихо
Еле заметно мать - … (барсучиха).
Наливает повар – белка
Суп и кашу всем в тарелки.
Чем кормить зверяток нужно
И на завтрак, и на ужин?
- Ежонка нужно кормить мясом, яблоками, потому что он всеядное животное. Зайчонка нужно кормить травкой, корой дерева, потому что он травоядное животное. Тигренка нужно кормить мясом, потому что он хищное животное.
5. «Береги живое»
Цель: закрепить употребление существительных единственного числа в предложном падеже. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.
Оборудование: картинки из серии «Берегите лес», картинки с изображением животных, птиц, растений.
Описание игры:
Вырубка леса, мусор, пожар –
Жизнь у зверей превратилась в кошмар.
Некуда спрятаться тигру, горилле.
В наших лесах очень мало их стало.
Если беречь, помогать, охранять,
Будет их больше по лесу гулять!
О ком и о чем нужно заботиться в нашем лесу и почему?
- Нужно заботиться о тигре, потому что это редкое животное и занесено в Красную книгу.
Нужно заботиться о кукушке, потому что она уничтожает вредных гусениц. Нужно заботиться о кедре, потому что это целебное дерево, и оно выделяет кислород.
О чем нужно знать, чтобы лес был жив?
- Нужно знать о том, что нельзя бросать в лесу спички, сигареты (нельзя оставлять непогасший костер, нельзя мусорить в лесу и т. д.).
6. Игра с мячом «Я знаю…»
Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.
Развивать умение объединять предметы по общему признаку.
Описание игры:
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет, например: ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
7. «Птицы, рыбы, звери»
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
Описание игры:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
8. «Времена года»
Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.
Описание игры:
Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.
Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.
9. «Вопрос – ответ»
Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.
Проявлять находчивость, сообразительность.
Описание игры:
Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают
Вопросы:
1. Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).
2. От чего кошка бегает? (не умеет летать).
3. Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).
4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).
5. От чего гусь плавает? (от берега).
6. Чем до неба докинешь? (взглядом).
7. По чему собака бегает? (по земле).
8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).
9. Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).
10. За чем во рту язык? (за зубами)
11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).
10. «Почтальон принёс письмо»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Описание игры:
Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.
11. «Рассели животных по Земле»
Цель: знакомство детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособление животных к разным климатическим условиям.
Описание игры:
Выбрать себе какой-то один материк. Отобрать животных, которые там живут. Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем. Придумать рассказ о жизни животных на своем материке. Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает баллы. Выигрывает набравший больше фишек.
12. Игра с мячом «Я знаю».
Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи.
Описание игры:
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч и называет животное. Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю детеныша напр., волка – волчонок» и возвращает мяч воспитателю.
Поделиться: