Авторcтво: Денисова Анастасия Борисовна, педагог-библиотекарь МБОУ «Карпогорская СШ № 118» Пинежский район Архангельской области |
«Жизнь дана на добрые дела» - это час рассказа Ф.А. Абрамова «Слон голубоглазый», который входит в цикл мероприятий, посвященных Году Абрамова в Архангельской области, его 100- летнему юбилею со дня рождения. В ходе занятия школьники знакомятся с содержанием рассказа, вспоминают биографию писателя и его жены, Л.В. Крутиковой-Абрамовой.
Цель: познакомить читателей с рассказом Ф. А. Абрамова «Слон голубоглазый»; способствовать развитию нравственных чувств, расширению знаний о роли доброты и добрых поступков в жизни каждого человека;
Задачи: на примере жизни героев рассказа Ф.Абрамова «Слон голубоглазый» учить детей нравственным понятиям: доброта, уважение;
воспитывать взаимоуважение, доброжелательность, умение дарить тепло и доброту;
развивать творческие возможности обучающихся.
Возраст участников мероприятия: обучающиеся 7-8 классов
Оборудование: мультимедийный проектор, чистые листы, книжные закладки
Ожидаемые результаты:
- повышение читательской активности
- проявление интереса к чтению книг Ф.Абрамова.
- пробудить желание детей совершать добрые поступки.
- проанализировать свое поведение, поразмышлять и сделать выводы, что каждый из присутствующих может сделать хорошего для своей семьи, друзей, школы и т.д.
Добрый день, мои дорогие читатели!
Нашу встречу я хотела бы начать с вопроса: какие качества вы больше всего цените в людях? Напишите не менее пяти определений. В парах озвучьте друг другу то, что вы написали, подчеркните слова, которые у вас совпали.
Поднимите руку, кто из вас написал слово доброта или слова, которые обозначают доброту?
Большинство людей, взрослые или дети, хотят, чтобы их окружали добрые люди.
Слайд 2.(комментарии) Определение слова «доброта». Синонимы к этому слову.
Слайд 3.
Посмотрите, пожалуйста, на картинки животных. О каком животном можно сказать, что оно доброе.
Ответы детей:
-Да, Слоны - добрые, мудрые и грациозные животные. Толстокожие, но нежные, они всегда вызывали у людей повышенный интерес. Из всех созданий мира никто так не похож на человека. как слон. Вспомним произведения, знакомые вам с детства. Рассказ Куприна А. «Слон», Житков Б. «Как слон спас хозяина от тигра», Киплинг Р. «Слоненок.»
Слайд 4. Я хочу вам представить рассказ Федора Александровича Абрамова с необычным названием «Слон голубоглазый». Кто является главным героем рассказа, как вы думаете?
Ответы детей:
Послушайте начало рассказа.
«И как только я не называл, не крестил ее про себя, каких только прозвищ не придумывал! Топало, бегемот, сундук ходячий, медведица двуногая. Но все это было не то, все это, в лучшем случае, передавало ее внешний облик, ее громоздкость. Помню, я даже растерялся, когда впервые увидел ее, — такая вдруг громадина, такая вдруг стопудовая туша выперла из-за угла, да еще в этом своем мужикоподобном, длиннющем, до колена, пиджаке из какого-то дешевого темно-синего сукна… Я немного успокоился, когда на ум пришла вот эта самая кличка — слон голубоглазый. Тут уж было кое-что ухвачено и от ее характера, и от ее внутренней сути. По крайней мере — от ее доброты.»
Характеристика героини дана. Кто она, какое главное ее качество отметил автор?
Ответы детей:
Библиотекарь: « Всякий раз, встречаясь со мной (а мы как соседи по двору встречались почти каждый день), она улыбалась мне своими голубыми, прямо-таки ангельскими глазами (это при ее-то габаритах!) и с какой-то обезоруживающей простотой и даже застенчивостью, всегда одним и тем же, ровным и тихим, чуть-чуть шепелявым голосом спрашивала: — Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Как вам работается? Я, конечно, отшучивался, говорил какие-то банальности, пустяки. А что было делать? Не принимать же всерьез все эти расхожие, изо дня в день повторяющиеся благоглупости? Но, странное дело, с некоторых пор я стал замечать: после встречи с Марией Тихоновной мне весь день было как-то легко и хорошо и даже лучше работалось».
Библиотекарь: «Слон голубоглазый» - автобиографичный рассказ, рассказ - исповедь писателя. Давайте вспомним биографию Федора Александровича.
Что связывало Федора Александровича с Ленинградом? Чем он занимался, живя в этом городе?
Ответы:
Слайд. Биография Ф. А. Абрамова
Библиотекарь: Абрамов родился на Пинежье, Ленинград-город, в котором жил и работал писатель. Я обратилась к студентам города на Неве с вопросом: «Знают ли они писателя Абрамова, что читали, что посоветуют прочитать нам?» Для чтения студентки предложили рассказ «Слон голубоглазый», который, на их взгляд, может заинтересовать любого читателя.
Чтение отрывка рассказа:
«Вдруг однажды приходит из университета жена (она читала курс русской литературы на заочном отделении, где работала Мария Тихоновна) и говорит:
- Марию Тихоновну видела.
- Ну и что?
- Приглашала на юбилей.
- На юбилей? На какой юбилей?
- На свой. Шестидесятилетие будет отмечать.
- Что ж, сделай доброе дело — сходи.
- Видишь ли, — сказала жена, — она нас вместе приглашала.
- Ну, знаешь… Только мне теперь по юбилеям и ходить…
- Ничего. На часок — на два можно. Надо же уважить человека.
Я пришел в ярость. Конец июня, конец учебного года, — да разве ей объяснять, ей растолковывать, что за жизнь в это время у преподавателя университета? Каторга! Дипломные и курсовые работы, завершение лекционных курсов и спецкурсов, подведение всевозможных итогов за год — по учебной работе, по научной, по воспитательной
.… А всякие там собрания и заседания, всякая писанина отчетная… Да тут не то что по юбилеям ходить — дыхнуть некогда. А потом, что меня еще вывело из себя, — как она не подумала о главном деле моей жизни! Да, да, именно в те годы в великой тайне от всех — по ночам, в летние каникулы, в выходные дни, годами недосыпая и не отдыхая, — я сотворял свой первый роман, и завтра как раз было воскресенье — единственный день за эти две сумасшедшие недели, когда я хоть на час — на два мог засесть за свою любимую работу. Жена дала мне выкричаться, дала отвести душу, а вечером, за ужином, снова завела разговор про юбилей: Мария Тихоновна старый, одинокий человек, у Марии Тихоновны никого нет — ни детей, ни мужа…»
Людмила Владимировна-Крутикова Абрамова была не только для Федора Александровича женой, но и первым помощником и критиком. Давайте вместе вспомним и ее биографию. Где она родилась, чем занималась?
Ответы детей:
Слайд. Л.В. Крутикова-Абрамова, комментарии к информации.
А мы продолжаем чтение рассказа:
«Были, были черные дни в нашей жизни. Написала жена кандидатскую диссертацию — на кафедре расхвалили до небес: новое прочтение раннего Горького, заметный вклад в науку, работу необходимо опубликовать.… А через день та же самая кафедра вынесла решение: защиту диссертации отменить. И из-за чего? А из-за того, что накануне было партийное собрание университета и на том собрании выступил какой-то молодчик из породы так называемых бдителей. Потрясая с трибуны авторефератом диссертации, он заявил, что вот, мол, до чего докатился филологический факультет, кому доверил разработку боевых проблем партийности в литературе! Человеку, который в годину всенародного подвига отсиживался у немцев. И напрасно, напрасно жена стучалась во все двери, искала справедливости, взывала к своим товарищам по кафедре: нет вины за ней, не по своей воле она, девчонка, два года заживо умирала в городке, внезапно занятом врагом. Закаменели. Оглохли и ослепли. И вот в это самое время, когда все рушилось вокруг, когда, казалось, сама земля уходила из-под ног, в это самое время ей и попалась на пути Мария Тихоновна.
Не знаю, до сих пор не знаю, чем так помогла жене Мария Тихоновна. Да и могла ли она вообще помочь, если говорить начистоту? Не то делопроизводитель, не то какая-то секретарша заочного отделения, а в общем, как говорится, из малых мира сего, — да что она могла сделать для жены? Какую такую особую роль сыграть в ее судьбе?
Я, однако, никогда не старался прояснить все подробности и детали этой истории. Во-первых, не хотелось лишний раз травмировать жену, а во-вторых… А во-вторых, надо правду говорить: в те трудные дни я и сам не лучшим образом вел себя. Меня в те дни тоже захватил какой-то всеобщий страх и малодушие, и в душе я не раз клял себя за то, что так легкомысленно, так необдуманно связал свою жизнь с человеком такой судьбы и тем самым навсегда погубил свою чистую, свою безупречную биографию, которая по тогдашним временам открывала передо мною все двери. Слезы, сознание до сих пор не выветрившейся полностью вины сделали свое дело, и, в конце концов я махнул рукой: быть по-твоему! Пойдем, пойдем на юбилей».
Предлагаю вам вместе с героями рассказа прогуляться по Ленинграду.
По набережной города, путем писателя и его жены, пройдутся и студентки университета имени Герцена. Для вас они прочитают отрывки из этого рассказа. А вы, уважаемые читатели, тоже можете включиться в чтение этого произведения, текст его представлен на слайде. (желающие читают)
Ролики и чтение по слайду .
Библиотекарь: коротко охарактеризуйте героя и его настроение перед началом праздничного мероприятия?
Ответы детей:
Библиотекарь: настроение героя начинает меняться, когда он оказывается в непривычном, сказочном мире дворцового великолепия.
Послушайте отрывок: «Ерунда, ерунда какая-то, — оробело твердил я про себя и, уж не помню как, открыл какую-то дверь. Открыл и буквально замер: такое праздничное сияние огней, такое праздничное многолюдье увидел в зале. И кто, кто восседал в центре этого многолюдья, за главным столом, утопавшим в цветах? Мария Тихоновна, моя соседка по двору, в своем неизменном синем пиджаке. Я начал понемногу приходить в себя, уже сидя за столом. Много, много было гостей! Профессора, доценты, ассистенты, аспиранты. С геологического, с географического, с биологического... Многих из них я знал лично, уже сколько лет встречаясь на разных собраниях и совещаниях. Но тут было немало и таких, кого я видел впервые, кто жил и работал, как я узнал от своей соседки, дамы строгой и сердитой, на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, на Кольском полуострове.
- И что же, они специально приехали на этот вечер?
Библиотекарь: Ребята, ответьте на вопрос писателя. Как вы думаете, почему эти люди оказались за праздничным столом?
Ответы читателей:
Библиотекарь: «Кто-то за дальним столом от полноты чувств закричал: — Предлагаю учредить новую ученую степень — степень доктора доброты и человечности и первой присвоить эту степень нашему юбиляру! Я посмотрел на жену — в глазах у нее стояли слезы, да у меня и самого горло перехватило, и вдруг я понял, что значила Мария Тихоновна в жизни этих людей.
Дети железного века, века, когда исчезли, позабылись такие слова, как «сострадание», «милосердие», «жалость». Но она-то, Мария Тихоновна, знала, ведала силу этих слов. И сколько человеческих сердец отогрелось, оттаяло возле нее! Сколько отчаявшихся воспрянуло духом!
Скажите, пожалуйста, каким важным качеством души обладала героиня?
Ответы детей: доброта.
Библиотекарь: а в вашей жизни есть такой человек, которого можно отметить орденом доброты. А может, вы приведете в пример литературного героя, которого можно отметить этой наградой.
Ответы детей:
Библиотекарь: Ну, а мы с вами возвращаемся к юбилею в Доме науки.
«За столом остались мы вдвоем – я да Мария Тихоновна. Мы сидели напротив друг друга. И я залюбовался ее прекрасными голубыми глазами... Где, где я видел раньше эти глаза – такие бездонные, кроткие и печальные? На стареньких почерневших портретах? Нет, нет. На иконе Богоматери, которую больше всего любили и почитали на Руси. И которую я впервые увидел на божнице у тетушки Ириньи.»
Вопрос: Почему Абрамов сравнил глаза главной героини с глазами богоматери? Посмотрите на изображение этой иконы (Слайд 14)
Ответы детей
Библиотекарь: с помощью рассказа мы вновь вспоминаем детство Федора Абрамова. Вспомните и назовите школы, в которых учился Абрамов?
Ответы детей: Веркольская начальная школа, Кушкопальская неполная средняя школа, Карпогорская средняя школа.
Обучающиеся (желающие) читают текст на слайдах (15-16 слайды) и дополняют его своими комментариями.
Библиотекарь: настроение автора к концу рассказа совсем другое по сравнению с его началом.
Вопрос: какой урок преподнесла Мария Тихоновна, обычная незаметная секретарша, своим юбилеем, да и своей жизнью главному герою, преподавателю и начинающему писателю?
Ответы детей:
Библиотекарь: «Марии Тихоновны давно уже нет в живых, и я даже не знаю, где покоится ее прах. Но в те дни, когда мне бывает особенно тягостно и безысходно, я вспоминаю ее юбилей».
Рассказ написан в 1979 году. Что изменилось в нашей жизни? Наверное, многое. Но доброта-это то, чего нам очень не хватает и это то качество, которое мы теряем. Подумайте об этом.
В своих заметках к рассказу «Слон Голубоглазый» Федор Абрамов дает завет не падать духом, не терять надежды даже в самые непростые, тревожные времена. Потому что «в жизни есть братство хороших людей, а не только подлецов. И на этом братстве стоит жизнь».
Слайд с высказываниями Абрамова: Перед вами на слайде представлены «мудрые мысли» Федора Александровича. На ваших столах лежат книжные закладки с портретом писателя. Впишите одно из его высказываний, которое тронуло вашу душу, в закладку и подарите ее тому доброму человеку, который есть в вашей жизни.
Заканчивая нашу встречу, хочу еще раз повторить ее название:
«Жизнь дана на добрые дела».
Список используемой литературы:
1. Абрамов Ф.А. Из колена Аввакумова: Повести. Рассказы/ Ф.А.Абрамов; Сост. И авт. вступ. статьи Л.В. Крутикова-Абрамова.-М.: Современник, 1989.-560 с.
2.Великий счастливец: биография Федора Абрамова: к столетию со дня рождения писателя, 1020-2020/[Сергей Доморощенов]. - Архангельск: КИРА, 2019.-478с.
3.Крутикова-Абрамова Л. В. В поисках истины: воспоминания и размышления о прожитой жизни / Л. Крутикова-Абрамова.— Архангельск: Лоция, 2015.— 325, [2] с. : фото, портр.
Поделиться: