Поиск по сайту

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока «Древняя Греция» в рамках дистанционного обучения


Авторcтво: Головина Елена Борисовна, учитель истории ГБОУ гимназии 622 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Сложившаяся из-за пандемии ситуация в стране диктует поиск новых форм преподавания. В апреле 2020 года школы перешли на дистанционное обучение – новую, ранее мало применяемую модель преподавания в школьной практике. Учителя истории столкнулись с проблемой объяснения материала и контроля выполнения домашнего задания (особенно в виде устного пересказа параграфа), а ученики – с трудностью освоения и запоминания большого объема информации практически самостоятельно.
      В данных условиях особую сложность вызывает проведение повторительно-обобщающих уроков (ПОУ), так как устный опрос каждого ученика затруднителен, а при тестовом контроле возникает сомнение в самостоятельности выполнения заданий. Таким образом, необходимо придумать такую форму контроля, в которой бы сочетались проверка знания материала, самостоятельная деятельность ученика и нестандартные вопросы, ответы на которые сложно найти в интернете.
      Таким образом, целью работы являлась разработка ПОУ для пятых классов по теме «Древняя Греция» в виде конкурса любознательных по истории. Выполняя задания, учащиеся повторяли изученный материал, приобретали новые исторические знания, совершенствовали навыки самостоятельной деятельности и развивали творческое мышление.
      Конкурс состоял из трех частей. В первой части использовались задания по типу «верны ли суждения?». Ответ надо было дать одним словом: «да» или «нет». Вопросы такого типа используются в олимпиадных заданиях по предмету, тем самым данная часть была полезна для подготовки к ним. Во второй части речь шла об исторических персоналиях, личность которых важна для понимания исторических событий. В третьей части требовалось соотнести исторический текст и иллюстрацию из учебника, что проверяется во Всероссийских проверочных работах (ВПР).
Реализация конкурса проводилась следующим образом. В WhatsApp были созданы группы для каждого из пятых классов (под контролем родителей), в которые по частям выкладывались задания. Перед их выполнением следовало повторить рекомендованные параграфы учебника «История Древнего мира» (автор А.А. Вигасина) и до указанного времени прислать ответы. Ответы принимались либо на электронную почту учителя, либо в личный диалог учителя и ученика в WhatsApp. При отправлении ответов надо было указать фамилию, имя и класс. В заранее обозначенное время в группе WhatsApp каждого класса размещались ответы и высылались новые задания. В конце конкурса были подведены итоги, определены призеры и победители. В ходе проведения ПОУ в таком формате были достигнуты поставленные цели. Ребята живо откликнулись, с удовольствием выполняли задания и с нетерпением ждали правильных ответов. Следует отметить, что ученики самостоятельно выполняли задания. Из-за того, что плохие отметки не ставились, ребята высказывали свое собственное мнение по поставленным вопросам. Также родители передали слова благодарности за проведенный конкурс. Им было приятно видеть увлеченность детей учебным процессом.
      Ниже приведены три части методической разработки ПОУ «Древняя Греция» для учащихся пятых классов в виде конкурса любознательных по истории.

                      Часть 1

(Рекомендованные параграфы учебника 24-27)
Верны ли суждения? Ответ одним словом: «да» или «нет».
  1. Больших и полноводных рек в Греции нет, со всех сторон ее омывают моря.
  2. Задолго до финикийцев критяне славились как отважные мореходы.
  3. Противником греков на полуострове Малая Азия было Троянское царство.
  4. Мифы о последнем, девятом годе Троянской войны лежат в основе знаменитой греческой поэмы «Илиада».
  5. В поэме Гомера «Одиссея» переданы сказания о странствиях царя острова Итака, возвращавшегося домой после взятия греками Трои.
  6. Греки верили, что главные боги живут большой семьей на вершине горы Олимпия.
  7. Действиями богов греки объясняли многие явления природы.

                       Часть 2

(Рекомендованные параграфы 29-33)
Назовите имя (бога, поэта, правителя, историка, атлета), о котором идет речь в отрывке.
  1. Изображался в виде могучего воина в доспехах с мечом в руке и шлемом на голове. Отличался вероломством и хитростью, предпочитал войну коварную и кровавую. В Афинах на холме, посвященном ему, заседал совет знати – ареопаг.
  2. Афинский законодатель, составивший в 621 г. до н. э. первый письменный свод законов. Они отличались чрезвычайной суровостью: даже за мелкие правонарушения (кража кисти винограда или одной луковицы из чужого огорода) полагалась смертная казнь.
  3. Рожден самой Землей и представлялся с двумя змеиными туловищами вместо обеих ног. При нем произошел спор между Посейдоном и Афиной за покровительство над новым городом в Аттике.
  4. Древнегреческий мудрец, афинский политик, законодатель, поэт. Был потомком старинного знатного рода. Чтобы обеспечить себя материально, занимался морской торговлей. Отменил долговое рабство в Афинах.
  5. В 525-524 гг. до н.э. был архонтом в Афинах. При нем в городе проходило народное собрание, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя гражданина, который угрожал демократии. Архонты пересчитывали общее количество черепков. Если число требовавших изгнания было больше 6 тысяч, остракизм (изгнание, ссылка) приводился в исполнение.
  6. Афинский школьный учитель, который во Второй Мессенской войне помог спартанцам победить. За хромоту спартанцы сначала подвергли его издевкам. Однако его пламенные речи подняли дух воинов и привели их к победе.
  7. Древнегреческий историк, «отец истории». Автор книги «История», описывающей греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Его рассказы – важный источник по истории Великой Скифии.
  8. Он боялся предсказания, что сын лишит его власти, и поэтому проглатывал своих детей. Боясь потерять младшего сына Зевса, Рея подала не ребенка, а завернутый в пеленку продолговатый камень. Не заметив обмана, он проглотил камень. Когда Зевс подрос, то отомстил отцу, отправив в подземелье.

                          Часть 3

(Рекомендованные параграфы 37,38,39,43)
Вам предложены тексты. Найдите в учебнике иллюстрации к этим текстам, укажите страницы, где иллюстрации находятся, напишите названия иллюстраций.
Например. В тексте 10 рассказывается о торговле в главном порте Афинского государства. К тексту относится иллюстрация «В торговой гавани Пирея». Находится на с. 173.
Запись ответа. 10. с. 173 «В торговой гавани Пирея»
  1. Акрополь расположен на высоком холме. Древние греки прятались здесь, если на город нападал неприятель. Также здесь они строили храмы для поклонения богам. Самый большой храм был построен в 5 веке до н. э. Сооруженный из мрамора, окруженный колоннами, он вызывал всеобщее восхищение. Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) заполняли статуи.
  2. Столица Греции была названа в честь Афины, богини мудрости. Она выиграла этот город в качестве приза в поединке с Посейдоном, богом моря. На том месте Акрополя, где, согласно мифу, спорили между собой боги, находится храм, названный по имени сказочного царя Афин Эрехтея. В одном из его портиков вместо обычных колонн стояли кариатиды – каменные фигуры юных девушек.
  3. В палестрах (школах, где занимались гимнастикой) стояли статуи атлетов великих греческих мастеров. Всемирно известна статуя скульптора Мирона. Он сумел передать в скульптуре ощущение движения.
  4. В Древней Греции было два главных вида представлений – комедия и трагедия. Трагедии одного поэта пользовались большим успехом. За «Антигону» автора избрали на важную военную должность. Он прожил долгую и счастливую жизнь и служил родине не только как поэт, но и как политический деятель. Но годы брали свое, он старел. Один из его сыновей сообщил, будто бы отец выжил из ума и нуждается в опеке. Его вызвали в суд, где он, вместо оправданий, прочел отрывок из своей трагедии. Восхищенные судьи тут же единогласно признали, что талант и мудрость 90-летнего поэта нисколько не утратили своей силы. И посрамленный сын убрался восвояси.
  5. Греческий театр имел народный характер. Зрители оценивали поступки героев. Комедии – веселые представления, в которых выставлялись в смешном виде и критиковались какие-то поступки. Безнравственных героев осуждали. Благородным мыслям аплодировали. Театр – школа жизни.
  6. Это сооружение было признано одним из чудес света. Его архитектор – Сострат Книдский. При возведении были применены самые замечательные изобретения александрийских ученых. Нижний этаж трехъярусной 120-метровой башни имел четыре грани, обращенные на север, восток, запад и юг, восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий ярус – фонарь - венчал купол со статуей Посейдона высотой около 7 метров. Сложная система металлических зеркал усиливала свет огня, зажигавшегося на вершине сооружения, и позволяла вести наблюдения за пространством моря.
  7. Крупнейшим центром науки в Александрии Египетской был Музей. Это слово означает «место, где обитают музы». Музей занимал в городе целый район, в котором было много больших и маленьких зданий. При Музее находилось знаменитое «хранилище книг». В нем было собрано более 700 тыс. папирусных свитков. В этом месте греки могли читать, общаться, делиться опытом, делать открытия.

      Ответы

           Часть 1
  1. Нет (смотрите ответ – с. учебника 116)
  2. Да (с.120)
  3. Да (с.122)
  4. Нет (с.125)
  5. Да (с.129)
  6. Нет (с.134)
  7. Да (с.136)
           Часть 2
  1. Арес (ответ в учебнике на с. 141)
  2. Драконт (с.141)
  3. Кекроп (с.142)
  4. Солон (с.144)
  5. Клисфен (с.146)
  6. Тиртей (с.149)
  7. Геродот (с.159)
  8. Крон (с.159)
            Часть 3
  1. С.178 «Парфенон. Храм Афины»
  2. С.180 «Храм Эрехтейон. Вид на портик кариатид»
  3. С.182 «Дискобол – метатель диска»
  4. С.187 « Софокл. Древнегреческая статуя»
  5. С.190 « Представление комедии»
  6. С.209 «Фаросский маяк»
  7. С.209 «В библиотеке Александрии»
Комментарии к ошибкам.
  1. Если бы речь шла об иллюстрации с.179 «Шествие на Акрополь», то в тексте говорилось бы: «Лишь одна дорога вела на Акрополь. В дни празднеств по ней поднимались афиняне. По пути они любовались храмами…». А в тексте с 3 по 6 предложения идет описание храма богини Афины – Парфенон.
  4. В тексте содержится не пересказ трагедии «Антигона», а сведения из биографии Софокла.
Критерии выставления оценок: 0 ошибок – «5», 1-2 – «4», 3 и более ошибок – ничего не ставится.

                          Список использованной литературы

  1. А.А. Вигасина и др. Учебник. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2017
  2. Е.Н. Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. Издание второе. М., «Вако», 2017
  3. З.А. Камышанова, К.А. Камышанов. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. Ярославль, «Академия развития», 1998

Поделиться: