Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ – игры-квест
Вступление в силу с 1 января 2014 года приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» обязывает педагогов и специалистов ДОУ организовывать работу в соответствии с требованиями, которые представлены в данном документе (ФГОС ДО) [1]. С учётом требований ФГОС ДО в дошкольном учреждении образования должна быть разработана Программа, направленная на развитие каждого ребёнка, в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями. «Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям» [1; 3.1].
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными образовательными стандартами — принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу.
Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким. Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, педагоги решают следующие задачи:
- формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире, он познаётся ими во всём многообразии и единстве,
- формирование обобщённых представлений, знаний и умений,
- повышение эффективности воспитания и развития детей,
- побуждение их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей,
- объединение педагогического коллектива в воспитательно-образовательном процессе на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей,
- содействие самореализации, самовыражения, творчества и раскрытия способностей педагога [2].
Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной [3].
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности позволяют ребёнку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребёнка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при её проведении для развития детских способностей [4].
В условиях реализации ФГОС ДО образовательная деятельность должна строиться, прежде всего, на игре, так как игра – особый, наиболее доступный вид деятельности ребёнка дошкольного возраста [1]. Интересно, что проблема игры в разные годы притягивала и притягивает к себе взоры педагогов, психологов, философов, социологов и других исследователей детства. В научных трудах А.В. Запорожца, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева игра определяется как ведущий вид деятельности ребёнка, формирующийся под влиянием воспитания и социальных условий жизни.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие. Реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие для ребёнка - дошкольника виды деятельности – игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование [5].
Игра позволяется ребёнку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивает его интеллектуальные, личные качества и физические способности. Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Задача педагога состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть всё многообразие мира игры.
Инновационной, эффективной и оригинальной образовательной технологией, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи в условиях реализации требований ФГОС ДО является интерактивная игра-квест.
Квест-технология – актуальна, способствует развитию активной, деятельностной позиции ребёнка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ и других образовательных технологий. У квестов можно выделить большое количество достоинств для детей дошкольного возраста, которые по многим направлениям полностью соответствуют ФГОС ДО. Квесты естественным образом осуществляют интеграцию образовательных областей, комбинируют разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, что является одним из требований ФГОС ДО к структуре образовательной программы ДО и её объёму (1 гл.2, п.2.6). Квесты позволяют объединить всех участников образовательного процесса (детей, родителей воспитанников, воспитателей, специалистов) в решении образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме [6].
Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.
Квест - это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест - это командная игра, идея игры проста – команда (или команды), перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию [7]. При разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
Алгоритм проведения и организации квест – игры 1. Определение темы (по интересам, с учетом комплексно-тематического планирования) 2. Определить цели и задачи 3. Определить место проведения игры 4. Составить карту маршрута или паспорт прохождения этапов 5. Сформировать состав участников (педагоги, дети, специалисты, родители), рассчитать количество организаторов и помощников 6. Разработать легенду игры, ее формат и правила, написать сценарий, конспект 7. Подготовить задания, реквизит для игры 8. Обговорить дату и замотивировать участников 9. Проведение игры 10. Обобщение и презентация результатов игры (рассказ, коллаж, газета, информационный листок и др.) 11. Провести анализ полученных результатов (слабые, сильные стороны, возможности и угрозы) [6]. Данная игровая технология успешно используется в нашем детском саду педагогами и специалистами. При подготовке и проведении квест-игр мы опираемся на комплексное решение задач предложенных Т.С.Овчинниковой, таких как:
Обучающие:
‒ расширять и закреплять знания детей с детства о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства,
‒ формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, соблюдения режима дня,
‒ обучение решению обучающих задач, путем проведения опытов,
‒ обучение самостоятельному умозаключению,
‒ обучать проведению звукового анализа слова,
‒ обучать составлять рассказ по схеме,
‒ закрепление умений работать с нетрадиционным материалом,
‒ закрепление временных представлений.
Развивающие:
‒ развивать умение свободно общаться с детьми и со взрослыми,
‒ развивать умение вступать в диалог, выразительности речи,
‒ способствовать речевому общению детей,
‒ создать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей,
‒ развитие воображения, внимания, мышления, речи, памяти,
‒ развивать логическое мышление, закреплять навыки сравнения и обобщения,
‒ развивать мелкую моторику,
‒ развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам,
‒ развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие
‒ содействовать возникновению положительно-эмоционального отклика на
литературные и музыкальные произведения.
Воспитывающие:
‒ воспитывать познавательную активность, любознательность, волю к победе,
‒ воспитание положительных нравственных качеств: доброту, отзывчивость, желание помочь,
‒ воспитание навыков сотрудничества,
‒ воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности,
‒ воспитывать интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм,
‒ воспитывать усидчивость, взаимопомощь [8].
Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. И все это находит широкий отклик в грамотно построенной и проведенной квест-игре.
Приложение 2: фотографии Квест-игры «Времена года»
Приложение 3: Квест-игра «Сундучок Деда Мороза»
Приложение 4: фотографии Квест-игры «Сундучок Деда Мороза»
Литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" 2. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с. 3. Комарова, Т. С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина. − Москва: Мозаика-Синтез, 2010. − 141 с. − (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). 4. Скоролупова О. П. 3. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. [Текст] / О. Скоролупова, Н.Федина //Дошкольное воспитание: науч. - метод. журн.— 2010. - № 7. 5. Игра как ведущая деятельность дошкольников/ Редактор Микляева Н.В.: М.: АРКТИ, 2016. – 240 с. (Серия Развитие и воспитание) 6. Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. 7. Гавришова Е.В., Миленко В.М. Квест – приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10. 8. Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях: Монография – СПб.: КАРО, 2006. –176 с.
Поделиться: |