Поиск по сайту

Коммуникативные игры как средство развития навыков общения.


Авторcтво: Козина Ольга Викторовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 115 Выборгского района Санкт-Петербурга


      Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Чтобы добиваться успехов в учёбе, и строить прочные взаимоотношения с окружающими, современному человеку необходимо в полной мере владеть искусством общения. Очень большую роль играет взаимодействие с людьми в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Общение детей дошкольного возраста может происходить как в детском дошкольном учреждении, так и вне его - на игровых площадках, при контактах родителей и т.п. К сожалению, в современном мире у детей существует дефицит общения в силу различных причин. К первой категории относятся современные дети, которые быстрее взрослых приспосабливаются к прогрессу, легко осваивают компьютерную технику. Многие родители из-за нехватки времени, заменили живое общение, мамины колыбельные, чтение книг и бабушкины сказки на развивающие электронные игрушки, телевизоры, планшеты, компьютеры. Мозг ребёнка поглощает много ненужной информации, работает как приемник всевозможных новостей, рекламы, видео. К огромному сожалению, многие дети, это отмечают воспитатели, разучились выдумывать игры, фантазировать, сочинять. Дошкольники, которые злоупотребляют гаджетами, как правило, не умеют играть в сюжетно-ролевые игры.
      Существует и другая категория детей, у которых есть трудности в общении из-за своих поведенческих проблем. У этих детей проявляются такие качества, как:
Тревожность. Развивается под воздействием регулярного чувства тревоги, становясь психологической особенностью детской личности. Главные причины появления — неправильное воспитание с использованием завышенных требований, не налаженное взаимодействие с родителями. Признак: низкая самооценка на фоне сильно завышенных требований к себе.
Агрессия. Развивается в результате ошибок в воспитании. Проявляя резкость и грубость в воспитании дошкольника, родители провоцируют агрессивную реакцию на происходящие события, проявление эгоизма, подозрительности, жестокости. Усугубляет ситуацию игнорирование происходящего или, наоборот, излишне агрессивное пресечение. Проверенный метод профилактики и борьбы с агрессией — проявление заботы, внимания, мягкости.
      Неадекватная самооценка. Приучая ребенка подстраиваться под потребности других, родители формируют в нем низкую самооценку, которая проявляется в чрезмерном послушании. Противоположное состояние — самооценка завышенная, проявляемая в необоснованной уверенности в себе, необъективное вере в успех того или иного начинания. Искаженное восприятие себя приводит к межличностному конфликту, отрицательно влияющего на формирование маленького человека. Основная педагогическая задача заключается в выработке правильного представления дошкольника о себе и своих возможностях. Существует ещё ряд факторов, под воздействием которых ребенок испытывает трудности в общение, оказывается в психологической блокаде, устроенной сверстниками.
     Проблемы общения детей дошкольного возраста развиваются под воздействием следующих причин:
Эгоизм, проявленный малышом, по отношению к остальным ребятам. Результат — проявление равнодушия к нему.
Обидчивость - проявляется в привычке плакать, ябедничать, выяснять отношения, что постепенно надоедает сверстникам, и они игнорируют своего товарища.
Пассивность - проявляется в отсутствии собственного мнения, умения придумывать игры для друзей и себя.
Сильная застенчивость - еще одна проблема формирования детей дошкольного возраста, приводящая к серьезным проблемам в будущем.
Перед тем, как начинать работу по развитию коммуникативных навыков, нужно понять причины проблемы.
Воспитатель не должен и не может игнорировать эти проблемы. В данной ситуации требуется сопровождение и вдумчивое отношение педагога к таким детям. Конечно, важным фактором, влияющим на общительность ребенка, являются отношения внутри семьи. Ребенок самовыражается в первую очередь в семье. Если дома к нему прислушиваются, ценят его мнение, поощряют инициативу, то и в общении со сверстниками он будет стремиться к подобному обращению. Если же в семье его мнение никому не интересно, его не слушают и не пытаются понять, то и с ровесниками взаимоотношения не выстроятся. В этой ситуации требуется взаимодействие с родителями таких детей. Проводится беседа, которая несёт рекомендательный характер.
    Демонстрируйте навыки социального взаимодействия.
Дети копируют наше поведение. Будьте всегда вежливы, демонстрируйте заботу о других людях, разговаривайте с родными и знакомыми, показывайте свою любовь, контролируйте свои эмоции.
    Учите детей уважать других людей.
Объясняйте детям правила взаимодействия, учите делиться игрушками, уважать окружающих, не говорить плохо о друзьях. Простые правила вежливости – уступать другим место в транспорте, пропускать вперед девочку, открывать дверь, обращаться на вы к старшим – должны формироваться в детстве.
    Расширяйте круг общения детей.
Очень важно постоянно расширять круг общения своих детей. Сначала это семья, потом родственники, дети друзей, соседи. Знакомьте детей на детской площадке, отдайте ребенка заниматься в творческие студии. Важно, чтобы круг общения был разновозрастным, и дети легко общались как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.
    Учите детей решать конфликты.
Учите детей решать спорные вопросы мирным путем. Хвалите ребенка за проявление дипломатичности. Не становитесь на сторону ребенка, не разобравшись в ситуации. Рассказывайте детям о своих переживаниях. Обсуждайте чувства ребенка и предполагаемые чувства других детей.

      Как же помочь развить навыки общения у детей?
Прежде всего, в разрешении этой проблемы помогают коммуникативные игры. Игры на общение – это эффективное средство помочь ребенку стать успешной личностью, приобрести коммуникативные навыки и умение легко общаться со взрослыми и сверстниками. Воспитательные возможности игры отмечали отечественные педагоги и психологи (Д.Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, М.И.Лисина и др.) Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир. Они дают детям модель правильного поведения. Проведение игр на общение способствует, улучшает отношения между детьми, повышает уровень комфортности и эмоционального состояния детей в группе, а также способствует всестороннему гармоничному развитию личности детей дошкольного возраста. В процессе формирование положительных взаимоотношений с помощью коммуникативных игр надо сосредоточить внимание главным образом на воспитании нравственных чувств. Также формируются умения вежливо обращаться к сверстникам с просьбой, благодарить за что либо, соблюдать очередность и т.д.
      Основываясь на собственном опыте, могу сказать: игры на общение способствуют развитию и коррекции коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Поделиться: