Авторcтво: Политова Лариса Николаевна, учитель физической культуры, Политов Сергей Николаевич, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 457, Куприянова Надежда Павловна, учитель физической культуры ГБОУ лицея № 623, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт - Петербурга |
Одной
из приоритетных направлений образовательной политики нашей страны является работа
с талантливой молодёжью. Об успешности такой работы можно судить, прежде
всего, по результатам учащихся,
показанным на олимпиадах по различным образовательным предметам. В 2000 году
Министерство образования Российской Федерации включило физическую культуру в
список предметов, по которым проводятся
олимпиады школьников. В соответствии с приказом Министрерства
образования и науки РФ победители Всероссийской олимпиады, выявленные в ходе проведения
заключительного этапа, получают преимущественное право на зачисление в
центральные высшие учебные заведения в
области физической культуры .[1,2]. Олимпиада по физической культуре
представляет конкурсные испытания учащихся
общеобразовательных учреждений – юношей и девушек. Конкурсные
испытания состоят из выполнения практического и теоретико-методического
заданий. Практические задания олимпиады заключаются в выполнении упражнений из
разделов, прежде всего, «Гимнастика», «Спортивные игры» и «Лёгкая атлетика» [4].
Специфика
предмета «физическая культура» создает определённые трудности организаторам
проведения различных этапов всероссийской предметной олимпиады по физической
культуре. Необходимо учесть не только объективность оценки теоретических знаний
участников олимпиады и создать условия их независимой оценки, но и организовать
компетентную оценку по практическим испытаниям. Пожалуй, самым трудным
для большинства организаторов различных этапов олимпиады является проведение конкурсного испытания по
гимнастике. Особенно это касается школьного этапа, т.к. далеко не все учителя физической культуры являются
гимнастами. Среди них есть лыжники,
футболисты, баскетболисты, волейболисты, пловцы, борцы, фехтовальщики,
лёгкоатлеты и т. д. Однако, все эти учителя вовлечены в необходимость организации
проведения школьного этапа олимпиады и, следовательно, подготовки, а затем и судейства
акробатической комбинации по гимнастике. Настоящая методическая
разработка создавалась с целью
оказания помощи как организаторам олимпиад по физической культуре различных
этапов, так и педагогам, осуществляющим подготовку будущих участников олимпиад.
Эта статья носит характер презентации, подготовленной усилиями учителей
физической культуры. Мы надеемся, что этот учебный материал, а так же материал
по подготовке к теории физической культуры будет опубликован в виде брошюры в
следующем году.1
Гимнастика (от
греч. гимназо-обучаю, тренирую)- система телесных (физических) упражнений,
сложившаяся в Древней Греции. Она
служила целям гармоничного физического развития и совершенствования.
Гимнастические упражнения разносторонне и избирательно влияют на организм
обучающихся. Они содействуют физическому развитию, формированию правильной
осанки, способствуют укреплению здоровья, развитию силы, быстроты и точности
движений, совершенствуют способность ориентироваться в пространстве, оказывают
большое тренирующее воздействие на вестибулярный аппарат, совершенствуя функцию
статического и динамического равновесия.
Гимнастические упражнения формируют многие черты характера: (трудолюбие,
целенаправленность и другие), качества личности (концентрацию внимания,
мобилизацию волевых усилий, смелость, решительность и другие). Большинство из
них специально разработано для более целенаправленного и эффективного
воздействия на отдельные органы и системы организма, психические и личностные
свойства обучающихся, для обогащения их опытом-двигательным, эстетическим,
эмоциональным, волевым, нравственным и др. В школьной программе на уроках физической
культуры гимнастика с элементами акробатики изучается с 1 по 11 класс. Чтобы
подготовить учащихся к соревнованиям по гимнастике, особое внимание учителю
следует обратить на индивидуальную работу с учащимся, для лучшего достижения
его результата. Во-избежании травм на соревнованиях,
акробатические и гимнастические упражнения должны выполнять хорошо обученные и подготовленные
ребята. Для школьников, участвующих в соревнованиях по гимнастике в
олимпиаде по физической культуре, определены следующие требования.
1.
За справками можно обращаться в ИМЦ
Выборгского района г. Санкт-Петербурга к
методисту Куприяновой Н.П.
Требования к спортивной
форме
Для
девушек- облегающие тело: гимнастический купальник
или комбинезон или футболка с «лосинами». Раздельный купальник запрещен. Прическа:
аккуратная, длинные волосы заплетены или подобраны резинкой.
Для
юношей-облегающие
тело: футболка или гимнастическая майка, ширина лямок которой не должна
превышать 5 см, облегающее трико или спортивные шорты, не закрывающие колен.
Общие
требования- Футболка или майка не должна быть
одета поверх шорт, трико или «лосин». Запрещается одевать форму, при которой во
время выполнения упражнения оголяется спина или живот. Упражнение может
выполняться в носках, гимнастических тапочках, «чешках» или босиком.
Использование украшений и часов не допускается. Все перечисленные нарушения
требований к спортивной форме наказываются сбавкой 0,5 балла с итоговой оценки
участника.
Требования к
конкурсному испытанию по гимнастике
·
Испытания девушек и юношей проводятся в
виде выполнения акробатического упражнения, которое имеет строго обязательный
характер.
·
В случае изменения установленной
последовательности элементов упражнение не оценивается и участник получает 0,0
баллов.
·
Если участник не сумел выполнить
какой-либо элемент оценка снижается на указанную в программе стоимость элемента
или соединения, включающего данный элемент.
·
Упражнение должно иметь четко
выраженное начало и окончание, выполняться со сменой направления, динамично,
слитно, без неоправданных пауз. Фиксация статических элементов не менее 2
секунд.
·
Максимальные оценки за выполнение акробатического
упражнения: за технику–10.0 баллов, за трудность–10.0 баллов, исходя из этого
окончательная возможная максимальная оценка–20 баллов.
·
За невыполненные элементы и соединения
трудности в упражнении, из 10.0 баллов вычитается стоимость всех невыполненных
элементов и соединений, после чего выносится оценка за трудность упражнения.
·
К оценке за трудность добавляется
оценка за технику исполнения упражнения, из которой вычитаются сбавки за ошибки
в технике выполнения отдельных элементов и соединений.
·
Окончательная оценка выводится из суммы
2-х оценок: за технику и трудность.
·
Если участник не сумел полностью
выполнить упражнение, и трудность выполненной части оказалась менее 6,0 баллов,
упражнение считается не выполненным и участник получает 0,0 баллов.
Судейство соревнований
Судейство в гимнастике – процесс сложный, требующий от учителя знаний, умений и достаточного практического
опыта. Судья должен отлично знать технику акробатических и гимнастических
упражнений, разбираться во всех тонкостях правил соревнований, быть собранным,
внимательным, обладать хорошей зрительной памятью. В процессе судейства он должен
руководствоваться официальными правилами соревнований, в которых даны указания по
методике судейства. В
гимнастике критерием спортивного результата является качество оценки исполнения
упражнений, т.е. техническая правильность выполнения элементов и соединений,
сохранение принятого в гимнастике стиля (оттянутые носки, прямые ноги и руки,
если не предусмотрено другое по технике элемента). Правила требуют, чтобы упражнение выполнялось безукоризненно, без ошибок,
без нарушения структуры элемента, с хорошей осанкой, с большой амплитудой
движения, четко, легко, уверенно, красиво и выразительно. Началом и окончанием упражнения в
соревнованиях олимпиады по физической культуре - является основная стойка. Все отклонения от безукоризненного выполнения элементов, соединений,
упражнения в целом, не выполнение требований к содержанию упражнения, ведут к
соответствующим сбавкам, в зависимости от величины отклонения. Для достижения максимальной объективности оценки упражнения в практике судейства применяется
следующее:
- определяются 2 бригады судей из 2 – 3 человек
- 1 бригада судит технику исполнения, 2 бригада судит трудность
- оценки выводятся самостоятельно каждым судьей
- судья секретарь вносит оценки в протокол, считает и
выводит окончательную оценку
Пример: при судействе 2-х судей в бригаде: для определения
окончательной оценки за трудность или исполнение, из 2-х оценок судей в каждой
бригаде выводится средняя (8.5 и 8.0 – окончательная оценка – 8.25 баллов)
при судействе 3-х судей в бригаде: для определения окончательной
оценки за трудность или исполнение, из 3-х оценок судей в каждой бригаде
высокая и низкая оценки отбрасываются, остаётся средняя (8.5 8.0 8.3 – окончательная оценка – 8.3 б)
Окончательная оценка участника за выполнение упражнения выводится
в сумме средних оценок за трудность и исполнение (8.5-трудность, 8.7-исполнение
= 17.2 б)
Качество
судейства контролируется главным судьей
и его заместителем. Основы судейства должен знать не только учитель, но и
каждый обучающийся, готовящийся к соревнованиям, так как эти знания
способствуют повышению его спортивного мастерства и помогают успешнее выступать
на них.
В гимнастике ошибки в технике при выполнении отдельных элементов делятся
на мелкие, средние и грубые.
Мелкие
ошибки – сбавка 0,1 балла –
проявляются в небольших отличиях в положении тела от технически обоснованного,
незначительном сгибании рук или ног, нарушении темпа и ритма движения,
некоторой потери равновесия при приземлении.
Средние
ошибки – сбавка 0,3 балла – более
заметные технические погрешности, проявляющиеся в явно заметном отклонении
положения тела от правильного, уменьшении амплитуды движения, отчетливо видным
сгибанием рук или ног, значительной потери равновесия при приземлении.
Грубые
ошибки – сбавка 0,5 балла – связаны с
искажением техники выполнения (становится трудно узнаваемым); очень сильное
отклонение тела от правильного положения, сильное сгибание рук или ног, явное
нарушение ритма и потеря темпа движения, падение с опорой на руки при
приземлении и т.п.
Падение - сбавка 1 балл - связанное с очень слабым,
неуверенным владением техникой упражнения.
Ошибки исполнения упражнения в гимнастике сбавки
|
|
1. Отсутствие слитности выполнения, - до 0.3 б
неоправданные паузы между элементами каждый раз
|
|
2. Выход за пределы акробатической дорожки
- (стопой одной ноги)
- 0.1 б
- (2-я стопами)
- 0.3 б
- ( на метр и более)
- 0.5 б
3. Нет фиксации элемента трудности 2 сек. - стоимость элемента
4. Отсутствие четкого начала и окончания упражнения - 0.5 б
|
|
Оценка
трудности упражнения бригадой «А»
0.1.
Общая суммарная
стоимость выполненных участником акробатических элементов составляет оценку за
трудность, которая не может превышать 10,0 баллов.
0.2.
В случае
изменения установленной последовательности выполнения элементов, упражнение не
оценивается, и участник получает 0,0 баллов.
0.3.
Если участник
допустил ошибку, приведшую к невыполнению элемента, оценка снижается на
указанную в программе стоимость акробатического элемента или соединения.
0.4.
Акробатические
элементы засчитываются участнику, если они выполнены без ошибок, приводящих к
сильному, до неузнаваемости их искажению.
Оценка техники исполнения упражнения
бригадой «В»
0.5.
Все исполняемые
участниками элементы должны выполняться технически правильно, в соответствии с
требованиями гимнастического стиля.
0.6.
Судьи оценивают
качество выполнения упражнения в сравнении с идеально возможным вариантом,
учитывая требования к технике исполнения отдельных элементов.
0.7.
При выставлении
оценки за технику исполнения каждый из судей вычитает из 10,0 баллов сбавки за
допущенные участником ошибки при выполнении элементов и соединений.
Ошибки в
исполнении
мелкие
- 0,1 балла, средние - 0,3 балла,
грубые - 0,5 балла.
0.8.
К основным
ошибкам, которые наказываются сбавкой равной стоимости акробатического
элемента, относятся: нарушение техники исполнения элемента или соединения,
приводящее к сильному, до неузнаваемости его искажению; отсутствие фиксации
статического элемента менее 2 секунд.
Акробатических и гимнастических
элементов очень много, мы остановимся на основных элементах, которые чаще всего
входят в школьную программу олимпиады по физической культуре для обучающихся
7-11 классов [3]..
Кувырки
вперёд
Кувырок вперёд- длинный кувырок
вперёд-кувырок вперёд прыжком-кувырок вперёд из стойки на руках
Кувырок вперёд - техника
выполнения
Из упора присев, с опорой руками впереди стоп на
30-40см., перенести вес тела на руки, оттолкнуться ногами, выпрямляя их,
одновременно сгибая руки и наклоняя голову вперёд перевернуться через голову не
касаясь ею пола. Коснувшись лопатками пола, плотно сгруппироваться и делая
перекат вперёд, принять упор присев.
Длинный кувырок вперёд с места - техника выполнения
Из полуприседа руки назад, мах руками вперёд, разгибая ноги
поставить руки вперёд на расстояние 60-80см. от носков ног, оттолкнуться
ногами, выпрямляя их, касаясь лопатками пола, плотно сгруппироваться и делая
перекат вперёд, принять упор присев. Кувырок вперёд прыжком - техника
выполнения
Из
полуприседа руки назад, взмах руками вперёд с сильным толчком ног, выпрямляя
их, следует фаза полёта, в безопорном положении тело согнуто в тазобедренных
суставах. Касаясь руками опоры с последующим выполнением кувырка вперёд. Кувырок
вперёд из стойки на руках - техника выполнения
Махом
одной толчком другой выйти в стойку на руках. Теряя равновесие вперёд, подать
плечи вперёд. Плавно сгибая руки, голову наклонить вперёд на грудь, касаясь
лопатками пола плотно сгруппироваться и сделать кувырок вперёд.
Сбавки
в технике исполнения кувырков вперёд -
близкая постановка рук к ногам в кувырке от 20 до 30см. - 0.1 б -
близкая постановка рук к ногам в кувырке до 20см. - 0.3
б - близкая
постановка рук к ногам в длинном кувырке до 40см. -
стоимость элемента
- близкая постановка рук к ногам в длинном
кувырке от 40 до 60см. - 0.3 б - близкая постановка рук к ногам в кувырке
прыжком до 40см. - стоимость элемента - близкая постановка рук к ногам в
кувырке в прыжком от 40 до 60см. - 0.3 б - слабый толчок ногами в кувырках -
0.1 б - нет толчка ногами в кувырках - 0.3 б
-
удержание положения слегка согнутых ног после отталкивания - 0.1 б - удержание положения сильно согнутых ног после
отталкивания - 0.3 б - кувырок
через плечо - стоимость элемента - упор на голову -
0.3 б -
неплотная группировка
- 0.1 б
- отсутствие группировки - 0.3 б - неправильное
положение рук в группировке
- 0.1 б
- отведение локтей в сторону в группировке
- 0.1 б
- разведение ног в группировке
- 0.1 б - неоттянутые носки ног
- 0.1 б
- отталкивания руками сзади при выходе в упор присев - 0.1 б - нет фазы полёта в кувырке
прыжком - стоимость элемента
Кувырки
назад
Кувырок назад-кувырок назад в упор
стоя ноги врозь- кувырок назад в упор стоя согнувшись, ноги вместе- кувырок
назад в полушпагат - кувырок назад через стойку на руках
Кувырок назад - техника
выполнения
Из упора присев, руки в упоре впереди стоп на
расстоянии 15-30 см. центр тяжести перенесён на руки. С усилием отталкиваясь
руками, перекат назад в группировке. При касании лопатками пола быстро
поставить кисти рук на пол за голову, пальцами к плечам и опираясь ими,
перевернуться через голову выпрямляя руки. Согнутые ноги перенести за голову на
пол и упираясь на носки, принять упор присев.
Кувырок назад в упор стоя ноги врозь - техника выполнения
Из упора присев, заканчивая кувырок назад, развести ноги врозь, не
сгибая их в коленях. Выпрямляя руки выйти в упор стоя ноги врозь.
Кувырок назад в упор стоя согнувшись, ноги вместе Из
упора присев, заканчивая кувырок назад, выпрямив ноги и руки остаться в упоре
стоя согнувшись ноги вместе.
Кувырок
назад в полушпагат - техника выполнения
Заканчивая кувырок назад, согнуть одну ногу к груди, и опираясь на
руки, поставить её на колено, другую ногу держать прямой не опуская.
Выпрямиться и разогнуть руки в упоре стоя на колене, опуская другую ногу на
пол, скольжением назад перейти в полушпагат.
Кувырок назад через
стойку на руках - техника выполнения
Заканчивая перекат назад согнувшись, опережающим
движением поставить согнутые руки на пол в упор около плеч пальцами к плечам,
ноги над головой. Опираясь на руки, посылая ноги вверх-вперёд, быстро
разогнуться выпрямляя руки обозначив стойку на руках, наклоняя голову назад.
Опуская ноги, принять упор присев.
Сбавки
в технике исполнения кувырков назад
-
неплотная группировка
- 0.1 б - отсутствие группировки
- 0.3 б - неправильное
положение рук в группировке - 0.1 б - отведение локтей
в сторону в группировке
- 0.1 б - разведение ног
в группировке
- 0.1 б - неоттянутые носки
ног
- 0.1 б - неправильная
постановка рук за головой (на кулаки, тыльную сторону кисти, поворачивая кисть в сторону, непаралелльная
постановка кистей и не поднятых вверх локтей)
- 0.1
б - кувырок назад через
плечо
-
стоимость элемента - вынос
ног в сторону при переходе через голову - 0.3 б - неравномерное разгибание
рук в упоре на полу
- 0.1 б -
опускание ног на пол за головой на колени или голень - 0.3 б - разведенные колени и
стопы в упоре присев
- 0.1 б - запаздалое разгибание
рук и ног при выходе в стойку на руках - 0.3
б - в кувырке назад через
стойку на руках разведённые или согнутые ноги
- 0.1-0.3 б - в кувырке назад через
стойку на руках отсутствие вертикального положения
туловища и ног - 0.1-0.3 б
Стойки в упоре
Стойка на лопатках без помощи рук- стойка
на голове и руках- силой согнувшись ноги врозь, стойка на голове и руках-
стойка на голове и руках с выходом в стойку на руках
Стойка на лопатках без
помощи рук (держать 2 сек.) - техника выполнения Перекатом назад
из упора присев коснувшись лопатками пола, поднять спину, таз, ноги выпрямить
вверх до вертикального положения, прямыми руками опираясь о пол. Стойка на голове
и руках (держать 2 сек.) - техника выполнения Из упора присев,
опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, перенеся на них центр
тяжести образуя равносторонний треугольник, толчком ног стойка на голове согнув
ноги с последующим выпрямлением туловища и ног до вертикального положения.
Силой согнувшись ноги
врозь, стойка на голове и руках (держать 2 сек.) Из упора согнувшись ноги врозь, сгибая
руки опираясь головой (верхней частью лба) впереди рук, перенеся на них центр
тяжести образуя равносторонний треугольник, разгибаясь в тазобедренных
суставах, силой поднять ноги через стороны вверх в стойку с прямыми ногами до
вертикального положения. Стойка
на голове и руках (держать 2 сек.) с выходом в стойку на руках
- техника выполнения. Из упора присев, опираясь головой (верхней
частью лба) впереди рук, перенеся на них центр тяжести образуя равносторонний
треугольник, толчком ног стойка на голове согнув ноги с последующим
выпрямлением туловища и ног до вертикального положения. Выпрямляя руки выйти в
стойку на руках, наклоняя голову назад.
Сбавки
в технике исполнения стоек в упоре
-
сгибание ног в тазобедренных суставах - 0.1-0.3 б - отсутствие вертикального положения
туловища и ног - 0.1-0.3 б - разведение стоп, неоттянутые носки
ног
- 0.1 б -
согнутые ноги
- 0.1-0.3 б - нет фиксации элемента
трудности 2 сек. -
стоимость элемента
- неправильная постановка головы (на
темя)
- 0.1 б - голова в
упоре находится близко или далеко от рук
- 0.3 б - чрезмерный прогиб в пояснице
- 0.1 б -
толчок ногами при выходе в стойку на голове силой - стоимость элемента
Сед
углом, руки в стороны (держать 2 сек.)
техника
выполнения В
седе на полу, подняв прямые ноги вперёд-вверх выше угла 45гр., спина прямая в
вертикальном положении, руки на уровне плеча в стороны. Голова вперёд-вверх.
Сбавки
в технике исполнения
-
согнутые ноги
- 0.1-0.3 б - опускание спины и плеч назад - 0.1-0.3 б - раскачивание туловища
- 0.1 б - высокоподнятые руки
или отведение их вперед или назад - 0.1 б
- нет фиксации элемента
трудности 2 сек.
- стоимость элемента - разведение стоп, неоттянутые носки
ног -
0.1 б
Перевороты
Переворот в сторону (колесо)-
медленный переворот назад махом одной, толчком другой- медленный переворот
назад, махом одной толчком другой через стойку на руках
Переворот в сторону
(колесо)- техника выполнения
Из стойки на левой, правую вперёд
на носок, правую руку вперёд, левую руку вверх лицом по направлению движения.
Сделать небольшой замах и шаг правой вперёд, быстро наклонив тело вперёд(спина
прямая, напряженная) опереться правой рукой о пол пальцами вправо на расстоянии
шага от толчковой ноги. Толкаясь левой ногой выйти в стойку на руках ноги
широко врозь. Далее поочерёдно отталкиваясь руками, поочерёдно опуская ноги
встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (боком по направлению движения). При
выполнении переворота, руки и ноги ставить по одной линии.
Медленный
переворот назад, махом одной толчком другой-техника выполнения Из стойки на левой
правую вперёд на носок, руки вверх. Наклоном назад и замахом правой
вперёд-вверх на себя, опереться одновременно руками на пол пальцами назад,
пройдя через стойку ноги врозь-опуститься сначала на правую затем на левую
ногу. Медленный
переворот назад, махом одной толчком другой через стойку на руках-техника
выполнения. Из стойки на левой
правую вперёд на носок, руки вверх. Наклоном назад и замахом правой
вперёд-вверх на себя, опереться одновременно руками на пол пальцами назад,
выйдя в стойку на руках ноги вверх-опуститься сначала на правую затем на левую
ногу или на две ноги в упор присев.
Сбавки
в технике исполнения переворотов - в перевороте в сторону нет поочерёдной
постановки рук - 0.1 б - в перевороте в сторону
руки и ноги не ставятся по одной линии - 0.3 б
- близкая постановка рук в
перевороте в сторону - 0.3 б - сгибание в тазобедренных суставах
- 0.3 б - замах согнутой ногой
- 0.1-0.3 б - отсутствие вертикального
положения в стойке на руках
- 0.3 б - согнуты ноги в коленях - 0.1-0.3 б - не оттянуты носки ног
- 0.1 б
Равновесие
Равновесие на одной руки в стороны
«ласточка» 90гр. и выше(держать)- фронтальное равновесие с захватом ноги, пятка
поднятой ноги на уровне глаз (держать)
Равновесие на одной руки
в стороны «ласточка» 90гр. и выше (держать 2 сек.)- техника выполнения. Встать
на одну прямую ногу, подняв высоко другую прямую назад от 90 гр., руки в
стороны, спина почти вертикально.
Фронтальное равновесие с захватом ноги, пятка поднятой ноги на уровне
глаз (держать 2 сек.) Встать на прямую левую, удерживая пятку правой ноги
правой рукой, поднять правую прямую ногу в сторону. Спину держать вертикально,
левая рука в сторону.
Сбавки
в технике исполнения равновесия
- согнутые ноги
- 0.1-0.3 б - нет фиксации равновесия 2
сек. - стоимость элемента - уровень поднятой ноги сзади ниже
90гр. - стоимость элемента - уровень поднятой ноги с захватом
ниже уровня глаз - стоимость элемента - отсутствие четкого положения
рук - 0.1-0.3 б - сильный наклон вперед в
равновесии - 0.3 б
Мост
Мост из положения лёжа на спине (держать)-
мост из положения стоя (держать) - мост с поворотом в упор присев
Мост из положения лёжа на спине (держать 2
сек.)- техника выполнения Лечь на спину согнуть ноги,
поставив их врозь на длину стопы. Согнутые руки поставить на пол, опираясь на
них пальцами к плечам. Одновременно выпрямляя руки и полностью ноги прогнуться,
перенести вес тела на руки, голову назад (держать 2 сек). Сгибая руки и ноги
лечь на спину. Мост из положения
стоя (держать 2 сек.)- техника выполнения
Встать в стойку ноги врозь, руки вверх. Наклоняясь назад смотря на руки,
вывести таз вперёд и опуститься в упор на руки принимая положение моста
(держать 2 сек.)
Мост с поворотом в упор присев- техника выполнения
Из положения моста, перенеся центр тяжести на правую руку и правую ногу,
оттолкнуть-ся левой рукой и начать поворот направо. Завершая поворот на 90 гр.
согнуться подтягивая ноги в упор присев, поворачивая кисть правой руки в
обычное положение.
Сбавки
в технике исполнения моста
- из
положения стоя в наклоне – нет одновременного опускания обеих рук - 0.3 б - стопы не разведены -
0.1 б - ноги согнуты
в коленях
- 0.1-0.3 б - подъем пяток
- 0.1 б -
движение стоп вперед
- 0.1-0.3 б - нет смещения центра тяжести
на руки
- 0.3 б - не
отведена голова назад
- 0.1
б - неправильное
положение рук (кисти отведены в сторону, локти полусогнуты, руки шире или уже
плеч)
- 0.1 б - нет фиксации моста 2
сек.
- стоимость элемента - при повороте с моста-
опускание на колени - 0.3 б
Прыжки
Прыжок вверх с поворотом на 360гр,
540гр.- прыжок со сменой ног «ножницы»- прыжок со сменой согнутых ног «козлик»- прыжок в
группировке
Прыжок вверх с поворотом
на 360гр, 540гр.-техника выполнения
Из полуприседа стопы вместе руки произвольно,
отталкиваясь 2 ногами прыжок вверх с поворотом на 360гр. или 540гр. удерживая
вертикальное положение туловища, с обязательным приземлением стоп в начальное
положение на 2 ноги в полуприсед с перекатом с носков на пятки, руки
произвольно.
Прыжок со сменой ног «ножницы»- техника выполнения Шагом одной вперёд руки в стороны,
прыжок вверх со сменой прямых ног вверх-вперёд с последующим поочерёдным
приземлением на ноги. Махи ногами в прыжке выполнять паралелльно полу. Прыжок со сменой согнутых ног «козлик»-
техника выполнения
Шагом одной вперёд руки в стороны, прыжок вверх со сменой согнутых
ног вверх-вперёд с последующим поочерёдным приземлением на ноги. Бедро согнутой
ноги в прыжке поднимается до 90 гр.
Прыжок в группировке-
техника выполнения
С наскока с 2-х ног выпрыгнуть высоко вверх,
подтягивая согнутые ноги к груди, показывая группировку, удерживая ноги руками,
с приземлением на две ноги. Подъём ног
в группировке от 90 гр.
Сбавки
в технике исполнения прыжков
- малая
амплитуда высоты прыжка
- 0.1-0.3 б - нет вертикального
положения туловища в полете -
0.1-0.3 б - на
приземлении стопы врозь - 0.1 б - приземление на
прямые ноги
- 0.1 б
- нет фиксации позы приземления - 0.1 б - не оттянуты в
прыжке носки ног
- 0.1 б -
потеря равновесия на приземлении (подскок, шаг в сторону) - 0.3 б - потеря
равновесия на приземлении (касание пола одной рукой) - 0.5 б -
потеря равновесия на приземлении (касание пола двумя руками, падение) - 1.0 б - поворачивание
стоп после приземления до 360, 540гр.
- 0.3 б -
шаг вперед с пятки
- 0.1 б - выполнение прыжка
в длину
- 0.3 б - согнутые ноги и
неоттянутые носки ног -
0.1-0.3 б - нет
четкого положения рук в прыжке (руки поднимаются, опускаются,
двигаются вперед или назад)
-
0.1 б - подъём
ног в группировке ниже 90гр. - 0.3 б
ЛИТЕРАТУРА
1. Киселёв
П.А., Киселёва С.Б. Тестовые вопросы и
задания по физической культуре .-
Издательство «Глобус», Москва, 2010.- 343 с.
2. Киселёв П.А., Киселёва С.Б. Настольная книга учителя физической
культуры. Готовимся к олимпиадам. -
Издательство «Глобус», Москва, 2009.- 340 с.
3.
Меньшиков Н.К., Журавин М.Л., Казакевич Н.В. и др.. Гимнастика и
методика ее преподавания. Учебник для факультетов физической культуры. Санкт –
Петербург, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.-462 с.
4. Каинов А.Н. Физическая культура.
Организация и проведение олимпиад. Рекомендации, тесты, задания.9-11 классы.
Издательство «Учитель», Волгоград, 2012, 139с.
Поделиться: