Авторcтво: Виноградова Наталья Валерьевна, заместитель заведующего по УВР, Нилова Тамара Михайловна, воспитатель, Севастьянова Наталья Юрьевна, старший воспитатель, Шейко Наталия Геннадьевна, к.п.н., научный руководитель ГБДОУ №93 Санкт-Петербурга |
Одной из основных задач, стоящих сегодня перед детским садом, является организация эффективного взаимодействия с семьей в целях обеспечения полноценного развития ребенка. Наиболее приоритетной формой сотрудничества ДОУ и родителей является социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их деятельности. Однако выстроить подобное взаимодействие воспитателям и администрации детского сада бывает сложно в силу существующих у них профессиональных стереотипов – устойчиво сохраняющихся в сознании образов или представлений, которые эмоционально окрашены предубеждением или пристрастием (оценкой). «Родители не занимаются своими детьми», «они не знают, как воспитывать ребенка», «мамы и папы не хотят помогать садику», «семья только требует с нас», «им бы все права качать», «с родителями не договориться», «они смотрят на нас, как тех, кто предоставляет образовательные услуги» – такие фразы-обобщения можно услышать от многих практикующих педагогов. Воспитатели судят о родителях, используя схемы, выработанные в прежнем (часто негативном) опыте. Укоренившись в сознании, стереотипы блокируют ум человека от восприятия новых идей, препятствуют системному осмыслению им профессиональной деятельности. Без рефлексии педагогом своего отношения к родителям воспитанников и трансформации собственных педагогических установок, касающихся взаимодействия с семьей, построить новые модели социального партнерства не представляется возможным.
Решить обозначенную выше проблему позволяет новая модель повышения квалификации педагогов, разработанная и апробированная на практике педагогическим коллективом ДОУ детский сад № 93 Выборгского района. Продуктом инновационной деятельности учреждения в 2015-2016 учебном году стала программа повышения квалификации педагогов, выстроенная в формате воркшопов. Она получила название «Шесть шагов в сторону родителя, или Как педагогу преодолеть собственные профессиональные стереотипы?» (объем программы – 36 часов).
Образ «шести шагов» обозначен в заголовке не случайно: он отражает шесть тем (проблем), связанных с проектированием взаимодействия с родителями воспитанников, которые педагогам предлагается обсудить в ходе обучения. А именно:
• Идеальный педагог vs неидеальный родитель.
• Как понять чего хотят родители? Стратегии выявления образовательных и социальных запросов семьи.
• Трудности общения: как разговаривать с родителями?
• Конфликт с родителем? Выход есть!
• Начиная общее дело… Как создать команду «педагоги-родители-дети»?
• Кому вдохновение? Лучшие практики социального партнерства между ДОУ и семьей.
Данная программа носит не теоретический (общепедагогический), а практико-ориентированный характер и позволяет каждому из участников обучения:
• проанализировать личный опыт взаимодействия с родителями воспитанников и решить конкретные проблемы, возникшие у педагогов в области проектирования системы взаимодействия с семьями дошкольников;
• приобрести опыт использования различных стратегий установления партнерских связей с семьями дошкольников;
• выработать новые идеи для развития партнерских отношений ДОУ-Семья.
Практико-ориентированный характер программы повышения квалификации нашел отражение не только в описании образовательных результатов, но и в формате обучения. Принципиальная новизна программы состоит в том, что в ней отсутствует лекционный блок, а все обучение строится в контексте практикумов – в формате воркшопов (workshop).
Технология воркшопов сегодня активно применяется в бизнесе. Однако в системе образования (повышения квалификации) она еще не нашла широкого распространения.
В переводе с английского workshop – это «цех», «мастерская». Один из исследователей воркшопов Клаус Фопель дает такие описания данному понятию:
• «Интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе;
• Учебная группа, помогающая всем участникам стать по окончании обучения более компетентными, чем в начале;
• Учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие;
• Учебный процесс, во время которого участники много узнают друг от друга;
• Тренинг, результаты которого зависят, прежде всего, от вклада участников и в меньшей степени - от знаний ведущего;
• Учебный процесс, на котором в центре внимания - переживания участников, а не компетентность ведущего;
• Возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и научиться чему-то от людей, от которых этого не ожидал» [1].
То есть, воркшоп – коллективное обучающее мероприятие, участники которого получают новые знания и навыки в процессе динамической групповой работы.
В чем же отличие воркшопа от знакомых и привычных нам семинаров и психолого-педагогических тренингов? Обозначим несколько существенных признаков:
• Самостоятельное целеполагание. Главная цель воркшопа – это получение индивидуального решения конкретных задач каждого его участника. Поэтому педагоги сами определяют цели обучения и несут ответственность за весь учебный процесс.
• Коллективность работы. Воркшоп – это всегда само- и взаимообучение в процессе групповой работы. Основой для этого обучения становится личный опыт участников и ведущего.
• Полная вовлеченность в образовательный процесс всех участников. В воркшопе нет наблюдателей и слушателей. Работают абсолютно все. Ведущий воркшопа – это не специалист, все знающий и готовый научить «как?», а фасилитатор или модератор, помогающий участникам найти пути решения профессиональных проблем. Здесь уместно привести одно образное определение Клауса Фопеля: «воркшоп напоминает танец, в котором ведущий порой оказывается ведомым, порой ведет партнера сам и при этом все время пытается найти общий ритм с участниками».
• Минимум теории. Воркшоп подразумевает минимум или даже полное отсутствие теории и любой «вводной» информации и максимум практики.
• Разнообразие используемых практик обсуждения. В ходе воркшопов используются такие методы как фасилитированная дискуссия, мозговой штурм, кейс-стади (case-study), мировое кафе (world-café), печа-куча и другие.
Апробация программы повышения квалификации «Шесть шагов в сторону родителя, или Как педагогу преодолеть собственные профессиональные стереотипы?» на базе ДОУ № 93 Выборгского района позволила получить следующие результаты педагогического, социального, материального, методического и пр. характера:
• разработать инновационную модель внутрифирменной системы повышения квалификации педагогов, которая позволяет сотрудникам учреждения приобретать новые профессиональные и личностные компетенции без отрыва от работы;
• повысить мотивацию педагогов ДОУ к саморазвитию и самосовершенствованию (в том числе профессиональному и личностному);
• повысить профессиональную компетентность администрации и педагогов ДОУ по вопросам проектирования моделей эффективного партнерства детского сада и семьи;
• создать доброжелательную доверительную атмосферу в ДОУ (в общении администрации, педагогов и родителей) – основу построения системы социального партнёрства; преодолеть авторитаризм в общении с детьми и их родителями;
• распределить сферу ответственности в работе с родителями между администрацией, методистом (старшим воспитателем), педагогами-специалистами и воспитателями;
• наметить пути проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников, основанных не только на психолого-педагогических исследованиях и личных наблюдениях, но и на анализе запросов и потребностей семьи;
• осознать необходимость изменения структуры управления образовательным учреждением за счет создания системы государственно-общественного управления ДОУ, а также необходимость разработки специальных нормативно-правовых локальных актов регулирования взаимодействия ДОУ и семьи;
• создать банк материалов методологического, методического и информационного характера, связанных с проектированием модели партнерства ДОУ и семьи.
Эффективность данного инновационного продукта (программы повышения квалификации) подтверждена результатами анкетирования, проведенного среди воспитателей детского сада № 93 – участников воркшопов, а также результатами общественной экспертизы, которая была осуществлена педагогами дошкольных образовательных учреждений городов Санкт-Петербург и Тихвин (Ленинградская область) в рамках Городского открытого фестиваля «Краеведческое образование: традиции и новации» (25 февраля 2016 г.). В рамках городского открытого фестиваля «Краеведческое образование: традиции и новации» педагогический коллектив ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга провел воркшоп «Новое краеведение в ДОУ. Как актуализировать педагогический потенциал культурного наследия микрорайона».
Основными вопросами для обсуждения на воркшопе стали:
• Краеведческое образование в детском саду: как педагогу выявить и преодолеть собственные профессиональные стереотипы?
• От «знаний о Великом городе» к «компетентности горожанина»: готовы ли мы реализовывать новую педагогическую миссию краеведения в ДОУ?
• Территория микрорайона расположения ДОУ как пространство обретения дошкольником опыта жизни в Петербурге: с помощью каких технологий можно выявить педагогический потенциал природного и культурного наследия ближайшего окружения?
Как можно использовать формат «воркшопа» в повышении квалификации педагогов своего образовательного учреждения?
Следует также отметить, что аналогов данной образовательной программы в системе повышения квалификации педагогов Санкт-Петербурга выявлено не было.
Программа повышения квалификации «Шесть шагов в сторону родителя, или Как педагогу преодолеть собственные профессиональные стереотипы?» может использоваться в широкой педагогической практике:
• как модель внутрифирменной системы повышения квалификации в ДОУ Выборгского района (внутри отдельных учреждений);
• как отдельный образовательный блок программ курсов повышения квалификации педагогов, осуществляемых Информационно-методическим центром Выборгского района или Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования. Данная программа по объему строго соответствует отдельному блоку (разделу) типовой программы повышения квалификации и отвечает требованиям компетентностного подхода. Программа универсальна, потому что может быть использована педагогами не только дошкольных учреждений, но и школ, учреждений дополнительного образования, а так же студентов педагогических училищ и университетов.
Процесс внедрения полученного инновационного продукта в систему образования Санкт-Петербурга требует привлечения лишь одного «особого» ресурса – специалистов, которые могут стать ведущими воркшопов. На первых порах ими могут стать педагоги ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга, знакомые с технологией. Существенную помощь в реализации программы может оказать учебно-методическое пособие, которое специально разработано к программе повышения квалификации «Шесть шагов в сторону родителя, или Как педагогу преодолеть собственные профессиональные стереотипы?» педагогическим коллективом; пособие будет издано в 2017 г. В нем будет подробно описан ход каждого из воркшопов заявленной программы (цель, приемы целеполагания, способы актуализации имеющегося у участников профессионального опыта, технологии обсуждения проблем, поиска решений, формы и способы рефлексии результатов, задания для самообучения и самопроверки).
Список литературы
1. Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. М.: Генезис. 2003.
Поделиться: