Авторcтво: Вязовикова Наталья Анатольевна, учитель математики ГБОУ гимназии №61 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Для меня профессия учителя – источник человеческого общения, радости, чувства причастности к рождению нового в этой жизни. Это действительно «профессия дальнего действия, самая главная на земле», так как она дает возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребенка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость своего «Я».
Какую опору могу дать ребятам я, учитель математики, ежедневно входя к ним в класс?
Может быть, такие знания по предмету, которые позволят им успешно сдать ЕГЭ и продолжить образование по выбранной специальности? Безусловно, да. Но достаточно ли этого, ведь есть и другие способы освоить тестовые технологии: репетиторство, дистанционное обучение, самообразование? Тогда что же? Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя.
Неслучайно, при отборе основных методов обучения предпочтение отдаю развивающему обучению, проблемно-поисковому и проектному, которые обеспечивают возможность проявить им субъективную позицию в учебно-познавательной деятельности. Это поможет ребятам переносить полученные навыки при решении учебных проблем в ситуации реальной жизни и для принятия адекватных решений, успешно адаптироваться в социуме и самореализоваться как личности.
Анализ собственной деятельности считаю важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом к самосовершенствованию, с помощью которого выделяю причины профессиональных затруднений.
Степень освоения анализа собственной деятельности зависит от моей активной профессиональной позиции учителя. Для ее развития в своей методической работе стараюсь использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и мое самовыражение.
Главным результатом моей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленные на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
II. Проблемно-поисковая (исследовательская) деятельность учащихся на уроках математики
Применяя данную образовательную технологию на уроках математики строю организацию и методику урока на деятельностном подходе, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую работу по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. При подготовке урока за основу для себя беру следующие компоненты технологии:
1. Мотивацию ученика на получение новых знаний
2. Целеполагание
3. Планирование или ознакомление с планом работы
4. Реализацию плана ( действия по решению задач )
5. Контрольно-оценочные действия
6. Результативность
7. Рефлексию
Стараюсь так строить учебный процесс, чтобы ученик включался в поиск решений новых для него проблем, задач, то есть чтобы шло «обучение через открытие»
Использую следующие технологические приемы организации учебного процесса:
- создаю в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;
- наполняю проблемную ситуацию противоречивостью в отношении исследуемого объекта и создаю условие для осознания этого противоречия учеником как проблемы;
- формулирую задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из основной учеником проблемы.
Приведу примеры использования «проблемных ситуаций»
Пример № 1.
6 класс. Изучение темы «Длина окружности». Для нахождения длины окружности вводится понятие числа как отношение длины окружности к ее диаметру. Древнегреческий математик Архимед утверждал, что отношение длины окружности к ее диаметру приближенно относится как 22:7. Предлагаю это установить через практическую работу. Работа выполняется в парах. Учащиеся на урок приносят круги, вырезанные из прочного материала и разного диаметра.
Пример № 2.
7 класс. Тема «Линейная функция»
Обычная форма задания: Функция задана формулой у=х+5. Найти значение функции при х=0, 7, -5, 1
Занимательная форма задания: Приглашаю к доске ученика, даю ему карточку, на которой написано у=х+5. На доске заготовлена таблица.
Ученик из класса называет какое-нибудь значение х. Ученик у доски выписывает это число в таблицу и, подставив его в формулу, находит и выписывает в таблицу соответствующее ему значение у. Затем другой ученик из класса называет другое значение х и ученик у доски проделывает те же операции. Задача класса – «угадать» формулу, записанную на карточке. Проблемная ситуация создана. Выигрывает тот ученик, который называет формулу.
Пример № 3.
7 класс тема «Формулы сокращенного умножения»
Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать ее, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали не только основание, но и ее показатель. Экспертам удалось узнать основание степени. Это число 597. Но каким был показатель не говорят. После очередного допроса преступники сказали, что показать степени является корнем уравнения
(2у + 1)2 – 4у2 = 9
у = 2
5972 = ( 600 – 3)2 = 6002 – 2 х 600 х 3 + 32 = 360000 – 3600 + 9 = 356409.
Пример № 4.
В школьном курсе математики на изучение темы проценты отводится небольшое количество часов на первом этапе основной школы. Практика показывает, что очень многие окончившие школу не только не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни, но даже не понимают смысла процентов как “ доли от некоторой заданной величины“. Поэтому представляется необходимым возвращение к процентам на старшей ступени. Я предлагаю учащимся в качестве устной работы решить задачи на проценты, имеющие практическую направленность.
В результате при выполнении таких заданий у учеников возникает положительная мотивация к учебной деятельности. Ребята имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы, развивается критическое и творческое мышление, формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов, что в конечном итоге в конечном итоге способствует формированию компетенции по решению проблемы.
III. Работа по методической теме
Уже не первый год я работаю над темой: « Технология тестового контроля как составляющая педагогической диагностики».
Методикой тестового контроля я заинтересовалась с начала своей педагогической деятельности и на данный момент, наряду с другими формами контроля знаний, успешно применяю и эту форму работы. Я не считаю, что тестирование может полностью заменить обычные формы проверки знаний. Но основными их достоинствами считаю следующее:
1. Более рациональное использование время урока.
2. При составлении тестов охватывается большой объем материала.
3. Быстро устанавливается обратная связь с учащимися и определяются результаты усвоения материала.
4. Такая проверка индивидуализирует работу с учащимися.
5. Саморазвивает учащихся, повышает интерес к предмету.
На своих уроках тестовый контроль я использую для текущей, тематической и итоговой проверки. Так, например, для проведения итоговой аттестации в 8 классах разработала итоговую работу в формате ГИА, содержащую задания разных уровней усвоения материала.
Актуализацию теоретического материала по ранее изученным темам провожу, например, в форме диктанта на термины, где учащимся предлагается 5 терминов на доске, смысл которых они должны раскрыть письменно на листах.
IV. Работа по технологии развивающего обучения
Применяю на уроках технологию развивающего обучения, целью которой является общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик – активный субъект учебной деятельности, учитель – организатор коллективной поисковой деятельности. Знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.
Особенности развивающего обучения
- обучение на высоком уровне трудностей;
- ведущая роль теоретических знаний;
- обучение быстрыми темпами;
- осознание школьниками процесса учения;
- целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.
Применяю на уроках методические разработки и задачи с развивающими функциями, автором которых является методист Е.В.Смыкалова. Например, в 5 классе применяю ее методику обучения теме: «Натуральные числа» с использованием дополнительных задач с развивающими функциями для осуществления обобщающего повторения курса математики начальной школы.
Мои ученики являются активными участниками дистанционного математического кружка, руководитель которого Е.В.Смыкалова. МетаШкола – математический кружок, олимпиады, вебинары, курсы. Активно участвуем в Интернет-олимпиадах. Например, зимняя олимпиада 2012 года – 14 дипломов I,II,III степени. Имею благодарственное письмо АППО за отличную организацию внеклассной работы по математике, за активное участие в городских проектах «Математические каникулы» и «МетаШкола», диплом за отличную подготовку учащихся к математической Интернет-олимпиаде.
11-13 апреля принимала участие в работе городского семинара «Дополнительные главы на уроках математики в 5-7 классах» (по авторской методике Е.В.Смыкаловой – к.п.н., учителя – методиста, автора учебных пособий по математике)
В 5-6 классах я работаю по учебнику Н.Я.Виленкина, который является учебником традиционного обучения. Используя в работе элементы этой авторской программы, стараюсь решать проблемы преемственности в методике обучения математики, которая предполагает тесную взаимосвязь психологических и собственно методических закономерностей.
V. Система подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ
Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ – это ответственный процесс, результаты которого зависят, прежде всего, от того, насколько грамотно он будет построен.
У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Большое внимание в своей работе уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки к ЕГЭ.
Одним из направлений является организационно-методическая работа, которая включает в себя создание банка тестовых заданий, подбор учебно- методической литературы. За последние годы школьный кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Приобретены учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Эти пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, составлять свои тестовые задания. В работе использую открытый банк задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.
Другое направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий, использование которых в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки к ЕГЭ. Использую накопленный материал при работе над методической темой. Помимо этого провожу Интернет-тестирование, участвуем в тестирование «Кенгуру-выпускникам», в международной математической игре «Кенгуру».
Третье направление в работе – повышение профессиональной компетентности педагога. Являюсь экспертом ЕГЭ, ежегодно прохожу обучение на семинарах. Информационное обеспечение осуществляю через стенд подготовки к итоговой аттестации, на котором размещаю положение об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, права учащихся во время проведения ЕГЭ, порядок проведения апелляции, демонстрационные варианты, кодификаторы, спецификации.
В ходе непосредственной подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ считаю очень важным организовать тематическое повторение, во время которого происходит обобщение и систематизация изученного на более высоком уровне. Создаю единые представления о математических методах и подходах в решении различных задач повышенной сложности.
Здесь необходимо, чтобы подготовка была ежедневной, и в этом помогают дополнительные способы освоения теории, рассчитанные на занятия-пятиминутки. В своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену.
Положительная динамика при изучении математики и сдачи ЕГЭ происходит, прежде всего, за счет хорошо организованной работы учащихся, активного внедрения новейших технологий, а так же некоторые приемы и методики из коллективно-учебных занятий, индивидуально-ориентированного обучения.
Поделиться: