Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Методическая разработка коррекционно-развивающего урока с использованием технологии «Развитие критического мышления» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)
«Жить — значит иметь проблемы,
Джой Пол Гилфорд
На современном этапе развития педагогической науки осуществляется активный поиск путей оптимизации образовательно-воспитательного процесса, ориентированный на оказание действенной помощи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе №584 «Озерки» обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, большинство из них имеют диагноз детский церебральный паралич. При проведении коррекционно-развивающих занятий и уроков мы сталкиваемся с большими трудностями в выборе методов и приемов эффективного взаимодействия с детьми в связи с разнородностью уровня их психологического развития и многообразием медицинских диагнозов, присутствующих
При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза:
Выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики — это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДЦП. Считается, что от 25 до 35% с ДЦП имеют потенциально сохранный интеллект, однако развитие этих детей идет в дефицитарных условиях, что сказывается на психическом развитии. Потенциально сохранный интеллект при ДЦП не означает полноценное, полностью соответствующее нормальному развитие. Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей: 1. Нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи. 2. Повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления,
3. Повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой,
Обычно при ДЦП все свойства внимания задерживаются в своем развитии
У большинства детей с ДЦП имеет место ограниченность предметно-практической деятельности, ощупывающие движения рук слабые, осязание, узнавание предметов на ощупь затруднены. Недостаточность осязательного восприятия приводит к задержке формирования целостного представления о предметах, их свойствах, фактуре, что ведет к дефициту знаний и представлений об окружающем мире, препятствует становлению различных видов деятельности, к школьному возрасту
У детей с ДЦП с сохранным интеллектом ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий
Кроме того, особенностью развития большинства детей, имеющих диагноз ДЦП, является их крайняя несамостоятельность. При этом они достаточно быстро учатся умело манипулировать взрослыми, привлекая их к помощи. Многие дети умеют организовать взрослого таким образом, что он, сам того не замечая, сам задаст вопрос, сам на него ответит, и при этом оценит работу ребенка на «отлично». Такая особенность приводит к плачевным результатам – к подростковому возрасту интеллектуальная активность учащихся угасает настолько, что им уже абсолютно не интересно не только самим добывать знания, но и просто самостоятельно работать на уроке. У них возникает стойкая уверенность в том, что результат, полученный
Исходя из всего вышеизложенного, урок как основная форма обучения в школе для детей с ДЦП, требует совершенствования. В связи с этим мы находимся в постоянном поиске тех методов, которые развивают способности и поддерживают стремление ученика к самостоятельной работе, не учат его, а помогают ему учиться и развиваться. Мы стремимся создать такие условия в обучении, в которых обучаемый ребенок может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Понятие инновация в наше время широко используется в образовании. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной,
Для этого необходимо развивать следующие способности: - умение адаптироваться в жизненных ситуациях; - умение самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях. Умение работать с информацией предполагает развитие коммуникативной деятельности. Необходимое условие для осуществления коммуникативной деятельности – сформированность когнитивной и эмоционально-волевой сфер. Над их развитием работают такие специалисты, как психолог и дефектолог. Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил. Ее применение в педагогической деятельности позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) мыслительные навыки, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Задача первой фазы урока (вызов)– не только активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении. На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Методы и приемы технологии «Развитие критического мышления» позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение и слушание осмысленным. На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. В технологии «Развитие критического мышления» применяется множество разнообразных методов и приемов: кластер, синквейн, инсерт, зигзаг, верные и неверные утверждения, фишбоун (рыбья кость), таблица толстых и тонких вопросов, шесть шляп мышления и другие. В своем занятии для учащихся начальной школы мы использовали два приема – «Инсерт» и «Таблица тонких и толстых вопросов». Прием «Таблица тонких и толстых вопросов»развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Прием «Инсерт» используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое;
В данной статье мы предлагаем пример использования приемов «Инсерт»
Цель урока: создание условий для развития у детей стремления
Задачи урока: - формирование умения работать с информацией (умение анализировать информацию, умение отстаивать свою точку зрения, умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д ) - формирование навыков группового взаимодействия (умение слушать
- создание безопасной творческой атмосферы для проявления личности каждого ребенка. Для работы на уроке нами была выбрана известная притча «Обиды и радости». Мы использовали данную притчу почти без изменений. Единственное изменение, которое мы позволили себе внести для того, чтобы было легче обсуждать поступки друзей из притчи – мы придумали им имена – Петр и Михаил. Оборудование: Раздаточный материал: - незаконченный текст притчи (Приложение 1), - карандаши или фломастеры красного и зеленого цвета, - коробки с песком, - влажные салфетки для вытирания рук, - Таблица «Что такое тонкие и толстые вопросы» (Приложение 2), - 2 бланка для приклеивания «Толстых вопросов» и «Тонких вопросов» (Приложение 3.1, приложение 3.2), - «Тонкие» и «толстые» вопросы, написанные на полосках бумаги, - Пустые полоски бумаги для вопросов, фломастеры, клей, - Фотографии с изображениями, высеченными на камне (Приложение 5), - Камень, гвоздь.
Ход урока 1. Вступление. Фаза вызова. «Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одной притчей. Кто из вас может ответить, что такое притча? Притча – Мудрый рассказ. Каждая притча может чему-то научить, в ней заложена какая-то правда, определенный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живем. Сегодня мы с вами будем читать притчу «Обиды и Радости». Каждому ребенку выдаем незаконченный текст притчи (Приложение 1) 2. Фаза осмысления. 1. Самостоятельная работа с текстом. Инструкция к приему «Инсерт»: «Поскольку притча - это необычный рассказ, мы будем читать ее по определенным, необычным правилам. Во время чтения вы будете отмечать в нем зеленым цветом то, что для вас абсолютно понятно и не вызывает у вас никаких вопросов, а красным – то, что вам непонятно, неизвестно. Имейте в виду, что если вы отметили слово зеленым цветом, значит, вы можете объяснить его значение слова и ответить на любой вопрос». После самостоятельной работы детей следует групповое обсуждение, каждый учащийся рассказывает, каким цветом и почему он выделил в тексте слова. Адресуем вопросы детей друг другу, ссылаясь на выделенные ими цветом слова в притче, создавая ситуацию сотрудничества. Если никто из детей ничего не отметил красным цветом, предлагаем им помочь «одному ученику», у которого в тексте были заданы вопросы: Что значит «пришел в себя»? Что такое пустыня? Что значит «сгоряча»? Что значит «высечь на камне»? Что такое «оазис»? Обращаем внимание детей, что у них данные слова выделены зеленым цветом,
Если никто из детей не обратил внимание на незавершенность притчи, создаем ситуацию, чтобы дети заметили, что у притчи нет конца. 2. Работа над текстом. Знакомство с приемом «Таблица тонких и толстых вопросов» «Вы убедились, что притча, такой короткий рассказ может содержать в себе столько вопросов. Давайте, чтобы еще лучше понять ее смысл, поучимся самостоятельно задавать вопросы. Откроем вам один секрет – вопросы бывают тонкие и толстые. Тонкий вопрос - вопрос, на который можно дать короткий, простой ответ. Толстый вопрос – вопрос, при ответе на который надо рассуждать, высказывать свое мнение». Выдаем табличку с примерами толстых и тонких вопросов (Приложение 2), дети рассматривают ее, читают вопросы. Необходимо убедиться, что дети поняли, особенности каждого типа вопросов. «А теперь давайте потренируемся задавать тонкие и толстые вопросы, каждый из вас сейчас вытянет вопрос, ответит на него, и определит тонкий это вопрос или толстый». Выкладываем на стол вопросы и 2 бланка для приклеивания «Толстых вопросов» и «Тонких вопросов» (Приложение 3.1, приложение 3.2) Создаем условия для совместного обсуждения. Помогаем детям наклеивать в таблицу вопросы, записываем ответы. «А теперь каждый из вас задаст один тонкий и один толстый вопрос, и мы запишем их на нашей общей таблице». По кругу каждый учащийся задает свой вопрос, а остальные дети определяют,
3. Работа с эмоциями «Мы разобрали притчу, и нам осталось самое главное – ответить на вопрос, что ответил друг в конце, почему о своей обиде он написал на песке, а о хорошем деле друга высек на камне. Давайте попробуем сделать так, как сделал Петр – напишем свои обиды на песке». Каждому ребенку выдается коробка с песком, на котором он пишет свою обиду. (Приложение 4.1) Необходимо создать такие условия, чтобы каждый из детей смог провести достаточно времени наедине со своей обидой. Не стоит прерывать работу детей, к следующему вопросу следует перейти, когда все дети уже закончили свою работу с песком. «Что теперь можно сделать со своей обидой? (стереть, сдуть, перемешать) Попробуйте сейчас стереть свою обиду с песка. Как вы думаете, прочная ли это надпись?» Дети стирают изображение обиды с поверхности песка. «А если мы будем высекать надпись на камне, прочная это будет надпись? Вы видели когда-нибудь надписи на камне? Где вы их видели?» Обращаемся к внутреннему опыту детей, выслушиваем ответы, затем демонстрируем им фотографии древних каменных книг, надписей, выгравированных на памятниках (Приложение 5). «Как вы думаете, легко написать что-нибудь на камне, а потом стереть эту надпись? Хотите попробовать?» Каждому ребенку выдаем камушек и гвоздик, чтобы он попробовал выцарапать что-нибудь на камне. 3. Заключительная фаза (рефлексия). Конец притчи. Что ответил Петр? «Наше сегодняшнее занятие подходит к концу, и мы предлагаем вам побыть немного Мудрецами. Закончите притчу, допишите ответ Петра». Дети работают самостоятельно. В конце занятия все дети, желающие высказаться, зачитывают свой вариант слов Петра. (Приложение 6.1, 6.2, 6.3) Каждый ребенок может сделать свой вывод, стоит отметить, что в этом случае не может быть неправильных ответов, ведь тем самым мы демонстрируем детям, что в любой жизненной ситуации существует многовариантность решения, главное – уметь увидеть разные варианты, и выбрать для себя тот, который подходит лучше всего. Возможные выводы: «Легче живется тому человеку, который помнит хорошее, и забывает плохое». «Человек, который ценит своих друзей, может забыть свои обиды, но обязательно помнит их добрые дела».
Литература: 1. http://kmspb.narod.ru/ - Проект "Чтение и письмо для развития критического мышления в России" 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003. 3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003. 4. Левченко И.Ю. Детский церебральный паралич как смешанный вариант дизонтогенеза. // Специальная психология, №2, 2011. 5. М.В.Кларин. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии — М.,2004. 6. Мамаева А.В. Формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности у детей с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №8, 2011. 7. Основы специальной психологии: Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 8. Середина Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии. // Начальная школа, №11, 2010. 9. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: «Питер», 2000. Поделиться: |