|
Авторcтво: Верешкина Татьяна Георгиевна, учитель английского языка высшей категории ГБОУ гимназии №105 Выборгского района Санкт-Петербурга |
«Лингвистические исследования – это захватывающие путешествия в экзотические культуры,
в которых не действуют привычные правила школьной грамматики»
Юрген Брошарт
Лингвисты изучают, как связаны речь и мышление, язык и культура, как с помощью языка можно воздействовать на индивидуальное сознание и на общество в целом. Современный лингвист решает задачи на стыке лингвистики и других наук: психологии, социологии, культурологии. Одна из самых важных лингвистических проблем касается сразу многих наук – это связь языка и мышления. Что из них первично и как они связаны между собой? Можно ли мыслить без языка? Можно ли выделить участки мозга, которые отвечают за язык и речь?
Формирование у школьников лингвистической компетенции, как считают современные методисты, – одна из важнейших задач при обучении языкам. Это значит, что, кроме практического владения языком, учащиеся должны получить общее представление о закономерностях развития языка и его роли в жизни общества. Эти задачи решают учителя русского и иностранных языков, но можно ли утверждать, что у учеников устанавливается отношение к языку как к объекту познания, предмету рассуждений и размышлений? Большая часть времени на уроках русского языка посвящается грамматическим разборам, орфографии, пунктуации, а на уроках иностранных языков на первом месте стоит коммуникативный аспект обучения. Язык – ключ к пониманию культуры.
Лингвистические исследования школьников до недавних пор были редкостью.
В настоящее время участие школьников в учебно-исследовательской деятельности рассматривают в качестве перехода от репродуктивного способа обучения к творческому. Учебно-исследовательская деятельность – это творческая самостоятельная деятельность школьников, направленная на решение исследовательских задач, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания.
Организация учебно-исследовательской деятельности – педагогически целесообразное и эффективное явление. Возрастные особенности старшеклассников способствуют их участию в учебно-исследовательской деятельности, что позволяет им расширить общий кругозор, развить самостоятельность, креативные способности, целеустремленность.
Важнойсоставляющей исследования является мотивация. Этот компонент отражает потребность в овладении информацией (знаниями) и способами ее получения; потребность в реализации творческих способностей; потребность в достижении успеха и повышении статуса личности; потребность в общении со сверстниками, педагогами, научными сотрудниками.
Исследовательской компетентность представляет собой систему знаний, необходимых для выполнения самостоятельного учебного исследования:
· знания об исследуемом объекте;
· знания учащихся о научном познании, его функциях и способах осуществления учебного исследования;
· знания учащихся о возможных способах поиска, обработки и использования информации;
· знания учащихся о возможных способах творческого разрешения проблемы исследования.
Осуществление самостоятельного учебного исследования предполагает также владение учеником системой исследовательских умений.
Этапы работы руководителя с учеником над научным исследованием:
Этапы работы
|
Цели и задачи учебно-исследовательской работы
|
Содержание занятий
|
1. Предварительный
|
Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика
Формирование общих представлений об исследовательской работе по иностранному языку; знакомство с достижениями лингвистической науки
Систематизация, расширение и углубление знаний о языке
Развитие языковой рефлексии
|
Письменные и устные задания, вопросы для выявления уровня владения знаниями и умениями по иностранному языку, способностей и интересов участников факультативов и кружков
Знакомство с современными проблемами изучения иностранного языка, лингвистическими методами исследования (обсуждение лингвистических работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование)
Задания и задачи на систематизацию теоретических знаний о языке
Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, дневника исследователя
|
2. Выбор проблемы исследования
|
Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования
|
Обсуждение возможных тем исследования, предложенных с учетом личных качеств, интересов учащихся, их знаний, навыков, актуальных проблем в исследовании языка, тематики предстоящих конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся
|
3. Изучение научной литературы
|
Обучение практическим навыкам работы со справочной и научной литературой
|
Составление библиографии по теме; конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ
|
4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов исследования
|
Формирование исследовательских умений (формулирование темы, гипотезы, постановки целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования)
|
Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования
|
5. Сбор материала
|
Обучение сбору языкового материала
|
Планирование и проведение сбора языкового материала
|
6. Обработка полученного материала
|
Обучение лингвистическому анализу и статистической обработке полученных материалов, представлению результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм
|
Лингвистический анализ и статистическая обработка полученного материала
|
7. Формулирование выводов
|
Формирование умения обобщать собранный материал, формулировать выводы
|
Систематизация и обобщение результатов работы
|
8. Создание текста
|
Практическое овладение научным стилем речи
Обучение редактированию научного текста
|
Написание текста учебно-исследовательской работы
Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана
|
9. Представление результатов работы
|
Обучение основам устного публичного выступления
|
Представление работы на научно-практической конференции школьников или на районных и городских конкурсах исследовательских работ учащихся
|
10. Оценка работы
|
Получение навыков рефлексии на продукт и результат учебно-исследовательской работы
|
Анализ проделанной работы, ее результатов; обсуждение перспективы исследования
|
Вот мы и стараемся в нашей гимназии, где изучаются 4 иностранных языка помочь учащимся понять истоки и этапы развития языков через небольшие лингвистические исследования. Каждый раз убеждаешься, сколько различных, порой неожиданных для нас самих подходов к избранной теме исследования, находят ребята и их кураторы.
Исследовательская деятельность учащихся органично включена в образовательный процесс гимназии. Чтобы помочь учащимся найти себя, проявить свои интересы, попробовать себя в исследовании и в науке, в гимназии работают кружки, факультативы, ведутся элективные курсы. Очень активно учащиеся гимназии принимают участие в олимпиадах всех уровней.
С большой интересом учащиеся представляют свои исследовательские работы и презентации на школьных научно-практических конференциях и международных конференциях и конвенциях.
На мой взгляд, самое трудное – это выбор конкретной темы или предмета исследования. Особенно, если это касается слов, так как исследование будет довольно узким и ограниченным по объему. В лингвистике, как в археологии, чем глубже копаешь, тем интереснее. Поэтому я советую моим ученикам выбирать слова белее древние, которые могут прослеживаться в нескольких языках в течение многих веков.
Научный руководитель, курирующий исследовательские работы по лингвистике, сталкивается с целым рядом проблем. В связи с этим обычно возникает необходимость в предварительном курсе лекций по языкознанию, чтобы дать учащимся общее представление о науке о языке. Тематика лингвистических работ крайне разнообразна. Однако чтобы работы не представляли собой некомпетентно скомпилированные сырые тексты, в которых не видно ни понимания проблемы, ни самостоятельной работы автора, ни грамотного научного руководства, особое значение приобретает выбор темы исследования.
На этом этапе, особенно важна роль куратора или руководителя исследования. Это может быть и школьный учитель, и научный консультант. Часто родители учащихся оказываются вовлеченными в процесс исследования и оказывают консультативную помощь. Я считаю, что это надо только приветствовать.
Именно самостоятельный сбор материала, а не его интерпретация – наиболее сложная из задач. Сам по себе сбор языковых единиц представляет значительное число трудностей «технического» характера, особенно если говорить об устной речи. В большинстве случаев лучше и надежнее опираться на письменные источники.
Учащимся также доступны работы по анализу фразеологии, по рассмотрению функционирования каких-либо лексических групп в современном языке (заимствований из разных языков, архаизмов и др.). Такая тематика дает возможность самостоятельно работать с материалом и в то же время получить новые знания. Возможно и написание аналогичных работ на материале иностранного языка, изучаемого в школе.
Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.
Участие в подготовке докладов, исследования слов и различных областей культуры оказались настолько интересны школьникам, что каждый год количество участников растет. В этом году участников городского конкурса «Мое любимое слово на иностранном языке» стало заметно больше. Учащиеся начали с 5 класса изучать второй иностранный язык, что сделало их выбор более разнообразным. Школьники 5-7 классов уделяют большое внимание не только исследованию, но и оформлению работ, что делает работы более наглядными и интересными.
Перед тем как отправить работы на конкурс, мы провели представление работ в классах. Слова, которые порой слышишь каждый день, приобрели новые значения и стали понятнее.
Выбранных слов было много: бумага, гном, эльф, мармелад, шоколад, лабиринт, король, пицца, пенни, приключение, космос, пенальти, глагол «давать», макароны, компьютер и т.д.
Вывод
Освоение исследовательского метода на языковом материале – дело очень перспективное. Провести анализ языковых явлений, сопоставить языковые факты – такие умения могут быть востребованы не только собственно в научной работе, они сегодня требуются во многих областях деятельности, не говоря уже о школьных олимпиадах и конкурсах. Кроме того, язык является инструментом получения знаний на всех предметах. Исследование школьниками этого инструмента способствует повышению мотивации изучения языка, а совершенствование в языке помогает лучше осваивать и все другие предметные области. Таким образом, лингвистические исследования учащихся помогают решать как образовательные, так и развивающие задачи обучения в средней школе. Это способствует победам наших учащихся на лингвистических олимпиадах в СПГУ.
Задачи исследовательской деятельности с учащимися:
- Сформировать у учащихся чувство значимости научных исследований, понимание роли и значимости отечественной науки и научной школы;
- вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формахорганизации научно-исследовательской деятельности учащихся;
- сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы.
Исследовательские работы учащихся гимназии 105 Выборгского района
Исследовательская работа
|
Публичное представление
исследования
|
Научный руководитель
|
|
|
|
·
«Русские понятия в иностранных культурах» по программе «Мондиалого»
2008 год. Авторы: Крысюк Русана, Щетинская Анна
(образовательный продукт - толковый культуроведческий словарик русских слов)
|
II место на школьной научно-практической конференции
|
Учитель английского языка высшей категории Верешкина Татьяна Георгиевна
|
· Творческий проект "Английский юмор», 2011 год,
(Образовательный продукт – доклад и презентация по теме: “Special Features of the British Humour”)
Авторы: Бердникова Наталья, Квитко Дарья, Житина Мария, Гоголева Алена, 2011
· Творческий проект "Английский юмор», 2011 год,
(Образовательный продукт – реферат по теме: «Юмор в английских детских стихах»)
Авторы: Брындикова Тамара, Иванова Диана, 2011
· Творческий проект "Английский юмор», 2011 год,
(Образовательный продукт – реферат по теме: «Юмор в английских скороговорках и идиомах»)
Авторы: Яковлева Александра, Борисенко Антон, 2011
|
III место на школьной
научно-практической конференции старшеклассников
II место на школьной
научно-практической конференции старшеклассников
I место на школьной
научно-практической конференции старшеклассников
|
Учитель английского языка высшей категории Матвеева Татьяна Николаевна
Учитель английского языка высшей категории Матвеева Татьяна Николаевна
Учитель английского языка высшей категории Матвеева Татьяна Николаевна
|
· Индивидуальные исследования старшеклассников в рамках подготовки к конкурсу гидов-переводчиков
«How Can Heart Express Itself? » (Первая любовь Александра Пушкина), 2009, автор:
Бодехина Александра (9 класс)
· Индивидуальные исследования старшеклассников в рамках подготовки к конкурсу гидов-переводчиков
«Дух востока в архитектуре Екатерининского дворца», 2010, автор:
Бодехина Александра (10 класс)
· Индивидуальные исследования старшеклассников в рамках подготовки к конкурсу гидов-переводчиков
«Чарльз Камерон в Царском селе», 2007,
Автор: Щиголева Маргарита (10 класс)
Индивидуальные исследования старшеклассников в рамках подготовки к конкурсу гидов-переводчиков«История Царского села в истории России», 2009,
Автор: Уварова Елизавета (10 класс) России», 2009,
·
· «История Царского села в истории Индивидуальные исследования старшеклассников в рамках подготовки к конкурсу гидов-переводчиков
«История Царского села в истории России», 2010,
Автор: Пряникова Юлия (10 класс) России», 2010,
· Индивидуальные исследования старшеклассников в рамках подготовки к конкурсу гидов-переводчиков
«A Silver Age of Anna Akhmatova», 2010,
Автор: Голубева Дарья (10 класс)
|
I место на городском конкурсе гидов-переводчиков в
г. Пушкин
I место на городском конкурсе гидов-переводчиков в
г. Пушкин
I место на городском конкурсе гидов-переводчиков в
г. Пушкин
I место на городском конкурсе гидов-переводчиков в
г. Пушкин
II место на городском конкурсе гидов-переводчиков в
г. Пушкин
II место на городском конкурсе гидов-переводчиков в
г. Пушкин
|
Учитель английского языка высшей категории Верешкина Татьяна Георгиевна
Учитель английского языка высшей категории Верешкина Татьяна Георгиевна
Учитель английского языка высшей категории Верешкина Татьяна Георгиевна
Учитель английского языка высшей категории Верешкина Татьяна Георгиевна
Учитель английского языка высшей категории Верешкина Татьяна Георгиевна
Учитель английского языка высшей категории Верешкина Татьяна Георгиевна
|
«Знаменитые петербуржцы и жители Царского села на Маскарадах во второй половине XVIII века»
Автор: Мордвина-Щодро Елизавета (10 класс), 2011
|
I место на городском конкурсе гидов-переводчиков в
г. Пушкин
|
Учитель французского языка высшей категории Бовичева Ирина Владимировна
|
Участие в городском лингвистическом конкурсе
«Мое любимое слово на иностранном языке» Исследовательские работы учащихся:
Этимология слова «Эльф»
Автор: Луковская Виктория (7 класс), 2011
Этимология слова «Бумага»
Автор: Курепанова Наталья (5 класс), 2011
Этимология слова «Лабиринт»
Автор: Чапышев Илья (5 класс), 2011
Этимология слова «Гном»
Автор: Анисимова Анастасия (5 класс), 2011
Этимология слова «Король»
Автор: Царева Дарья (7 класс), 2011
|
Дипломы «Юного филолога»
|
Учитель английского языка высшей категории Верешкина Татьяна Георгиевна
|
(Образовательный продукт –исследование)
Автор: Казакова Алиса
(9 класс), 2011
|
Участие в городском лингвистическом конкурсе
«Мое любимое слово на иностранном языке»
Поощрительная грамота
|
Учитель английского языка высшей категории
Штерн Светлана Николаевна
|
|
|
|
Вывод
Освоение исследовательского метода на языковом материале – дело очень перспективное. Провести анализ языковых явлений, сопоставить языковые факты – такие умения могут быть востребованы не только собственно в научной работе, они сегодня требуются во многих областях деятельности, не говоря уже о школьных олимпиадах и конкурсах. Кроме того, язык является инструментом получения знаний на всех предметах. Исследование школьниками этого инструмента способствует повышению мотивации изучения языка, а совершенствование в языке помогает лучше осваивать и все другие предметные области. Таким образом, лингвистические исследования учащихся помогают решать как образовательные, так и развивающие задачи обучения в средней школе. Это способствует победам наших учащихся на лингвистических олимпиадах в СПГУ.
Список литературы
1. Аспекты лингвистических и методических исследований : Сб. науч. тр. / М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск : Изд-во Помор. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1999. – 123 с.
2. Воронина, И. Е. Компьютерное моделирование лингвистических объектов : монография / И. Е. Воронина. – Воронеж: Изд.-полиграфический центр Воронежского гос. ун-та, 2007. – 177 с.
3. Логический анализ языка. Семантика начала и конца / Рос. акад. наук. Ин-т языкознания; Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. – Москва: Индрик, 2002. – 646 с.
4. Рослякова, Э. М. Основные проблемы сравнительной грамматики германских языков : учеб. пособие для студентов кооп. высш. учеб. заведений / Э. М. Рослякова, Р. В. Гомонко; Центросоюз Рос. Федерации, Белгор. ун-т потреб. кооп. – Белгород : Кооп. образование, 2004. – 338 с.
5. Сидорова, Л. Н. Методология лингвистических исследований: психолингвистическое экспериментирование / Л. Н. Сидорова. – Москва: Компания Спутник+, 2009 (М. : Изд-во Спутник+). – 83 с.
6. Синеокова, Т. Н. Интерактивные лингвистические классификации: статистические методы анализа : монография / Т. Н. Синеокова ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Нижегородский гос. лингвистический ун-т им. Н. А. Добролюбова. – Нижний Новгород : Нижегородский гос. лингвистический ун-т им. Н. А. Добролюбова, 2009. – 162 с.
7. Теория и практика лингвистических и методических исследований : материалы IX Ломоносовских научных студенческих и аспирантских чтений, (Архангельск, 26-27 апреля 2007 г.) / [сост.: Л. Ю. Щипицина, С. Ю. Стрелкова]. – Архангельск: Поморский ун-т, 2007. – 115 с.
8. «Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии»
Васильева Елена Валерьевна, портал Исследователь.ru
9. «Методы педагогического исследования»,Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дисс. …. канд. пед. наук / Н.А. Федотова. – Улан-Удэ, 2010. – 24с.
Поделиться: