Поиск по сайту

Здоровьесберегающий фактор при обучении компьютерным технологиям в общеобразовательной школе


Авторcтво: Челак Евгения Николаевна, директор ГОУ № 124 Выборгского района Санкт-Петербурга


Проблема обеспечения условий сберегающих здоровье учащихся в процессе обучения находится в центре внимания ученых (Р.И. Айзман, В.Ф. Базарный, И.А. Колесникова, Л.Г. Татарникова). Ряд ученых указывает на целесообразность валеологического сопровождения учебного процесса (Ю.К. Бахтин, Т.А. Берсенева, Г.К. Зайцев, М.Г Колесникова). Вопросам сохранности здоровья в период обучения в школе посвящены диссертационные исследования (Н.В. Васильев, М.Ю. Кириллова и др.)

По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 – патологии органов пищеварения. Анализ мировой статистики ВОЗ за последние 50 лет указывает на то, что в 1954 г. процент детей первой группы здоровья (абсолютно здоровых) составлял 65-70%, т.е. столько, сколько сейчас насчитывается детей второй группы здоровья (с функциональными отклонениями). Поэтому здоровьесберегающая организация процесса обучения является одной из важнейших задач образования.

За время обучения в школе здоровье детей заметно ухудшается, но при этом необходимо отметить, что проблемы со здоровьем проявляются уже перед поступлением в школу. Нарушения в этом возрасте не только опасны сами по себе, но они еще приводят к задержке как физического, так и психического развития детей. Негативное влияние на здоровье учащихся оказывает много факторов, но, как показали исследования, во многом состояние здоровья детей определяется особенностями дошкольного периода их развития. Около 60% детей, приходящих в первый класс, имеют функциональные нарушения, 21,4% - отставание биологического возраста на 2 года, а 45% детей нейропсихологически и физически не готовы к обучению и усвоению учебной программы. Поэтому так важен уровень «школьной зрелости» - как один из важнейших факторов, влияющих в дальнейшем на состояние здоровья школьников.

В последние годы персональные компьютеры все шире внедряются в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений. По мнению педагогов и психологов, это новое педагогическое средство позволяет более эффективно решать поставленные задачи интеллектуального развития ребенка.

Компьютер считается источником различных вредных воздействий на человека. По этой причине актуальны исследования в области психолого-педагогического воздействия на физическое и психическое здоровье учащегося и медицинских последствий применения компьютерных технологий, приоритетно создание системы охраны здоровья учащихся при использовании в учебном процессе компьютерных технологий.

На Втором Международном конгрессе «Образование и информатика» многократно и всесторонне отмечались положительные психологические стороны процесса информатизации образования с применением компьютерных технологий [127, с. 38-39]:

- инициирование процессов развития определенных видов мышления,

- развитие памяти, внимания, наблюдательности, реакции на непредвиденные ситуации,

- снятие психологических барьеров или комплексов,

- воспитание эстетических вкусов и оценок,

- формирование абстрактных образов и понятий в процессе моделирования изучаемых объектов и явлений окружающей действительности, а также тех, которые в реальности не воспроизводимы.

Следствиями положительного психологического воздействия являются, в частности:

- овладение методами самостоятельного представления и извлечения знаний,

- формирование умений и навыков осуществления творческой деятельности всех видов,

- воспитание информационной культуры,

- обучение оперативному принятию оптимального решения в сложной ситуации.

Вместе с тем, на Конгрессе достаточно ясно было высказано опасение относительно возможных негативных последствий, связанных с активным вторжением в естественный внутренний мир человека искусственных, иллюзорных впечатлений от экранных виртуальных сюжетов и взаимодействий. Вызывает не меньшее беспокойство опасность предумышленного манипулирования сознанием человека, а также пренебрежение учетом допустимых и безопасных режимов работы с компьютером.

В результате опроса родителей учащихся 2-х классов, проведенного в ряде школ Выборгского района Санкт-Петербурга перед началом изучения детьми информатики, следует отметить, что 9% родителей высказали свое опасение по поводу негативного влияния компьютера на здоровье детей и, в связи с этим, отказались от посещений их детьми занятий по информатике. К выпуску из начальной школы не посещали занятия уже только 4% учащихся, причем по медицинским показаниям.

Таким образом, психолого-педагогическое воздействие и медицинские последствия использования компьютерных технологий является одной из актуальных проблем в образовании.

Согласно одной из центральных гипотез Выготского Л.С., психические процессы изменяются у человека так же, как изменятся процессы его практической деятельности, становятся опосредованными. Язык, математические знаки, мнемотехнические средства выполняют функцию внутренних, «психологических» орудий аналогично орудиям физического труда. В отличие от последних компьютерные технологии – новые орудия, которые относятся к сфере умственной деятельности человека. Таким образом, переход от помощников физического труда к «орудиям духовного производства» означает дальнейшее развитие внешних средств человеческой деятельности, орудий знаковой деятельности.

Исследования психологических проблем (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова, Д.Б. Богоявленская, О.К. Тихомиров, И.Г. Белавина, Л.Д. Чайнова, М.Г. Чопорова, Л.А. Леонова, С.С. Савватеева и др.), связанных с работой детей на компьютере, осуществляются одновременно с двух позиций – общей и возрастной психологии, имеющих единую теоретическую платформу – теорию деятельности Л.С. Выготского. Отличие в подходах состоит главным образом в методах исследования, традиционно сложившихся и используемых специалистами каждого из направлений, и содержании понятий, в которых трактуется феномен деятельности ребенка. Общим же является системность, комплексность обоих подходов, базирующихся на положении о том, что влияние компьютерных технологий испытывает «психологическая система» ребенка в целом.

Первые результаты исследований показали, что возможные негативные последствия использования компьютерных технологий, в том числе и психологическая опасность учащихся, могут и должны быть преодолены за счет методически грамотного и всесторонне обеспеченного процесса введения этого нового средства в повседневную жизнь ребенка.

Широкое распространение компьютеров в детских учреждениях ставит перед медицинскими и педагогическими работниками целую серию проблем, от срочного разрешения которых зависит здоровье детей.

При работе с компьютером выделяют следующие основные вредные и опасные факторы:

· Повышенное зрительное напряжение.

· Нервное напряжение.

· Костно-мышечные напряжения.

· Воздействие электромагнитных полей.

· Выделение вредных веществ, тепловыделения.

· Шум.

· Опасность поражения электрическим током.

При работе с компьютером уровень приведенных выше вредных факторов, как правило, ниже санитарных норм. Это подтверждается и сдаточными испытаниями на заводах-изготовителях для оформления сертификата безопасности, т.е. соответствия нормативным требованиям, предъявляемым к вычислительной технике.

Можно выделить несколько компьютерных воздействий, требующих внимания:

· воздействие на зрение;

· воздействие на двигательно-опорный аппарат;

· воздействие на нервную систему.

Причины роста "компьютерных" заболеваний связаны, во-первых, с длительной работой, во-вторых, со слабой эргономической проработкой организации рабочих мест и, в-третьих, с воздействием различного рода излучений.

В Институте возрастной физиологии РАО в течение 5 лет изучалось состояние здоровья дошкольников, в учебно-воспитательном процессе которых использовались персональные компьютеры.

Был проведен анализ состояния осанки детей трех разных групп: у детей, работающих на различных компьютерах (1 и 2 группы) и не работающих на компьютерах (3 группа). Результаты показали, что во всех изученных группах годовая динамика состояния осанки была примерно одинакова — в начале учебного года нарушения осанки отмечены в I—II—Ш группах соответственно в 41, 38, 39% случаев, в конце учебного года — в 57, 54, 54%. Из приведенных данных следует, что к концу года осанка ухудшалась одинаково часто во всех трех группах. Следовательно, нарушения осанки детей не зависели от их работы на компьютере. Однако работа на компьютере не влияла на осанку детей только в том случае, если занятия проходили в условиях жесткой регламентации длительности работы и при соблюдении всех гигиенических и эргономических требований к устройству компьютерного зала (его оборудованию и содержанию), при соблюдении эргономических требований к рабочему месту и рабочей позе.

Проблема создания условий, сберегающих здоровье учащихся при работе с компьютером, с нашей точки зрения, обусловлена тем, что в начальной школе в большей степени педагоги стремятся к обеспечению благоприятных и щадящих условий, а при переходе в основную школу для учащихся эти условия не сохраняются.

Для проведения занятий с младшими школьниками нами был подобран комплекс физических упражнений для снятия напряжения опорно-двигательной системы, глаз и нервного возбуждения, который обеспечивает проведение физкультминуток в процессе урока и паузы-релаксации в конце занятия.

Таким образом, условия сберегающие здоровье при использовании компьютерных технологий могут быть обеспечены:

- оборудованием компьютерного класса в соответствии с гигиеническими и эргономическими требованиями, изложенным в нормативных документах;

- соблюдением санитарно - гигиенических требований при организации учебного процесса;

o при составлении расписания занятий начальной школы после урока информатики можно ставить урок физкультуры, что будет способствовать снятию напряжения опорно-двигательной системы и усталости глаз;

o соблюдать рекомендуемую длительность практической работы на компьютере во время урока, что позволит снизить усталость глаз;

o регулировать длительность этапов урока информатики для младших школьников, своевременно переходить от одного вида деятельности на уроке к другому, использовать разнообразные методики для сохранения интереса учащихся на уроке, что позволит избежать скучных уроков, предотвратит нарастание утомления детей;

o регулировать продолжительность занятий младших школьников (длительность урока, время на выполнение домашнего задания), что будет способствовать снятию перегрузок.

- использованием комплекса физических упражнений для снятия напряжения опорно-двигательной системы, глаз и нервного возбуждения.

o организовывать на уроке информатики для младших школьников паузы релаксации, снимающие напряжение, проводить физкультминутки;

o следить за правильной посадкой младших школьников на уроке, что будет способствовать уменьшению напряжения опорно-двигательной системы.

Перечисленные условия для сохранения здоровья школьников не требуют значительных усилий от школы, однако оказывают влияние на состояние здоровья школьников.

Литература

1. Алексеев С.В., Сатарова Н.И. Информационная безопасность школьников как социально-педагогическая проблема // Информационная безопасность школьников: состояние, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции 28-30 апреля 2003 г. СПб.: СПбГУПМ, 2003. – 104 с.

2. Бережков Л Ф. Итоги применения комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков // Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков: Сб. трудов. М., 1984. 59 с.

3. Васильев Н.В. Организационно-педагогические условия сохранения здоровья учащихся при обучении в средней общеобразовательной школе: Дис. … канд. педаг. наук. СПб: СПбАППО, 2004. – 198 с.

4. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии // Собр. соч. в 6 т. – М., 1982. – Т.2. 286 с.

5. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно- вычислительным машинам и организация работы//Санитарные правила и нормы: СанПин 2.2.2.524-96. М., 1996.

6. Горвиц Ю.М. Персональные компьютеры для детей: эргономический аспект // Техническая эстетика. – 1990. №2. – С. 13-16.

7. Зинченко В.П. Эргономика и информатика // Вопросы философии. – 1986. №7. – С. 53-64.

8. Леонова Л. А., Изотова Т. А., Макарова Л. В. Персональный компьютер и здоровье детей. Результаты научного исследования // Информатика и образование. ‑1997. №.3.‑ С.74-76.

9. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. – М.: Вентана-Графф, 2003. – 16 с.

10. Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001. – 124 с.

11. Матвеева Н.В. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие / Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 287 с.


Поделиться: