Заместитель директора школы № 453 Выборгского района,
методист ГОУ НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга
Плукш Д.О.
В последние годы активно обсуждается вопрос о гражданском воспитании подрастающего поколения, в связи с чем встает вопрос о введении в школьное образование правового компонента. Этот компонент может стать частью воспитательной системы школы, частью курса «Обществознание». А может преподаваться отдельным предметом.
В Санкт-Петербурге накоплен большой опыт в области гражданско-правового образования и воспитания. Его концепция была разработана в Санкт-Петербургском университете педагогического мастерства в 1994 году Н.И. Элиасберг и в 1995 году после представления на коллегии Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга была рекомендована к внедрению в ОУ города. В 1998 году была в основном завершена работа по созданию целостного комплекса научного и учебно-методического комплекса петербургской модели гражданско-правового образования. Свидетельством высокой оценки работы по данному направлению было присуждение в 2000 году автору концепции и методического комплекта Н.И. Элиасберг Государственной премии Правительства РФ в области образования.
В настоящее время учебно-методический комплекс петербургской модели гражданско-правового образования постоянно совершенствуется и пополняется. Ведущая роль в этом процессе принадлежит кафедре гуманитарного образования Академии постдипломного образования и городским ресурсным центрам. Постоянно разрабатываются и издаются программы, методические и учебные пособия, в том числе и в электронном виде. Городские ресурсные центры разрабатывают свои образовательные продукты в виде электронных презентаций отдельных компонентов системы, документов семинаров, методических рекомендаций по проведению уроков и классных часов, тестовые материалы.
Полностью с концепцией и учебно-методическим комплексом гражданско-правового образования можно познакомиться в статье Н.И. Элиасберг «Петербургская модель гражданско-правового образования и воспитания гражданина России» , опубликованной в сборнике «Гражданское образование – педагогический, социальный и культурный феномен» в 2006 году издательством «Союз». Существует и электронная версия: Элиасберг Н.И. Петербургская модель этико-правового воспитания молодого человека . СПб. АППО, Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». СПб; 2005(CD диск). Данная концепция детально рассмотрена и в других многочисленных работах Н.И. Элиасберг.
2005 год был объявлен Европейским годом гражданственности через образование. В Санкт-Петербурге была проведена научно-практическая конференция «Гражданско-правовое образование в системе работы общеобразовательной школы (опыт, результаты, перспективы). На конференции был представлен опыт работы школ, реализующих петербургскую модель гражданско-правового образования. По материалам конференции вышел сборник в издательстве «Союз» «Через образование – к гражданственности».
В 2004-2005 гг. издательство «Союз» выпустило ряд сборников под рубрикой «Воспитание гражданина России»:
- Изучаем законы Российской Федерации;
- Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории;
- Ученические и социальные проекты в системе школьного образования;
- Как создать школьный парламент.
В составлении сборников принимали участие заведующая кафедрой теории и практики гуманитарного образования, доктор педагогических наук, профессор Н.И. Элиасберг, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук П.А. Баранов, руководитель кабинета истории и обществознания СПбАППО Ю.А. Рябов; кандидаты педагогических наук О.Н. Журавлева, Т.П. Андреевская и другие.
К опубликованию готовятся материалы двух Всероссийских конференций «Петербургская модель гражданско-правового образования – регионам России».
В соответствии с концепцией создан и уже давно используется в школах учебно-методический комплекс правовых курсов.
Основными задачами правового образования в школе являются:
- Становление гуманистически ориентированной, законопослушной личности, обладающей гражданскими чувствами и чувством собственного достоинства.
- Формирование умения отстаивать свои права.
- Формирование умения адаптироваться к условиям быстро меняющейся жизни.
Первая ступень правового образования ( начальная школа – курс « Я и мой мир».)
Основными на данном этапе являются задачи воспитательного характера, решение которых способствует постепенному становлению жизненных ориентаций младших школьников:
- Раскрытие ценностей гуманистической этики.
- Формирование ценностно-правовых ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения людей с позиции добра и зла.
- Формирование гуманных отношений со сверстниками и взрослыми.
Вторая ступень ( 5 – 7 класс – курс «Социальная практика»).
Задачи:
- Становление правовой и гражданской культуры.
- Социализация личности.
- Профилактика правонарушений.
Третья ступень ( 8 – 9 класс – курс «Права человека в свободной стране»).
Основные задачи:
- Приобретение учащимися системных правовых знаний практической направленности.
- профилактика правонарушений.
Четвертая ступень ( 10 – 11 класс – курс «Правоведение).
Основные задачи:
- Более глубокое осмысление правых знаний.
-Актуализация правовых знаний в целях адаптации в современном мире.
- получение учащимися новой правовой информации практической направленности.
Для каждой ступени разработан полный учебно-методический комплект (учебно-методические пособия для учителей, учебники, рабочие тетради, книги для чтения).
Перечислю только основные учебные пособия для учеников:
Для начальной школы ( курс «Я и мой мир»):
Книга для чтения «Учимся думать о себе и о других».
Учебное пособие «права ребенка – это ваши права».
Для 5-7 классов ( курс «Социальная практика»):
1. Учебное пособие по обществознанию. Обществознание. Социальная практика.
2. Книга для чтения «О самом главном».
Для 8-9 классов ( курс «Обществознание. Права человека в свободной стране»):
Учебник «Обществознание. Права человека в свободной стране».
Книга для чтения «Эволюция права в странах Европы и Америки».
Для 10- 11 классов ( курс «Право»):
Учебное пособие по обществознанию. «Право».
Элиасберг Н.И. Учебное пособие. Гуманитарные миры. Европейские мыслители о человеке и обществе.
Более подробно с данным комплексом можно познакомиться на кафедре теории и практики гуманитарного образования или в городских ресурсных центрах.
Это первый «пласт» образовательных продуктов, которые успешно реализуются в городских ресурсных центрах и которые данные центры распространяют в других ОУ города. Однако на этом разработка образовательных продуктов в системе гражданско-правового образования не заканчивается. Сами ресурсные центры активно их создают и распространяют. Каждый ГРЦ кроме того, что он делится опытом по реализации авторской петербургской модели, имеет ряд особенностей в своей работе, которые дополняют опыт функционирования всей системы. В чем выражается вклад отдельных ресурсных центров сети ГРЦ в дополнение модели, и какие образовательные продукты могут быть предложены и уже неоднократно показывались педагогической общественности города и района? В первую очередь это документы семинаров.
В течение 2006-2008 года ГРЦ № 453 был проведен ряд семинаров для педагогической общественности района с целью познакомить классных руководителей, учителей начальной школы, преподавателей истории и обществознания, социальных педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе с теми возможностями, которые открываются в процессе реализации системы гражданско-правового образования.
Первый семинар был проведен совместно ГРЦ ОУ № 453, 463, 494 и 558 – «Презентация петерургской модели гражданско-правового образования» (26.09.2006). Он носил ознакомительный характер: участникам был предложен весь учебно-методический комплекс, а также, методические разработки отдельных уроков по теме «Права человека», проводимых в интерактивной форме.
22 марта 2007 года на базе ОУ № 453 был проведен семинар для заместителей директоров школ района по воспитательной работе. Была представлена примерная модель
воспитательной работы в общеобразовательной школе по гражданско-правовому и патриотическому направлениям. Участникам были предложены разнообразные формы работы (музееведение, работа детского общественного объединения, социальное проектирование, организация общешкольных классных часов и другие).
24 января 2008 года ОУ № 453 организовала семинар «Гражданско-правовое образование в начальной школе». Здесь быть отработаны всевозможные формы образовательной и воспитательной деятельности по данному направлению. Участникам семинара были предложены открытые уроки и классные часы (авторские методические разработки самих учителей). Как форма внеклассной работы была предложена система проведения недели краеведения, приуроченная к памятным дням Блокады Ленинграда (все участники семинара получили в пакете документов вариант проведения подобных недель). Вся система работы начальной школы по данному направлению была представлена в короткой электронной презентации, в которой было показано какие формы и методы работы можно использовать.
Два очень важных семинара были объединены одной темой: «Формы и методы работы с детьми и молодежью из разных неформальных объединений( в том числе и религиозных сект)». Семинары были организованы совместными усилиями РГЦ ОУ № 453 и №463. В ходе этих семинаров были составлены пакеты материалов, куда вошли:
-подборка нормативных документов по данному вопросу;
-обзорные материалы по представителям различных религиозных сект и опасности их влияния на окружающих;
- обзорные материалы по представителям различных молодежных неформальных объединений;
- методические рекомендации психологов, социальных педагогов по работе с детьми из неформальных молодежных объединений и религиозных сект.
Безусловно, эти документы могут заинтересовать педагогическую общественность.
В ГРЦ в качестве методических разработок по воспитательной работе могут предложить систему работы по толерантности (ОУ № 463), систему проведения общешкольных классных часов по патриотической и гражданско-правовой тематике (ежегодный план и методические разработки каждого классного часа) (ГОУ № 453), а также ряд других образовательных продуктов в зависимости от особенности работы каждого центра.
Отдельно можно упомянуть о том, что существуют методические разработки и материалы уроков по правовой тематике. Разработана программа и материалы элективного курса для старших классов «Дискуссионные вопросы истории России 9 – 19 вв.», в котором затрагивается, в числе других тем, проблема становления российской государственности (автор – Плукш Д.О.), курс утвержден РЭС в 2007 году. Все это тоже может быть предложено для работы в других ОУ района.
Поделиться: