Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
|
Поиск по сайту
|
Система работы воспитателя по формированию здорового образа жизни детей 5-6 лет в сотрудничестве с родителями
Вопросы, связанные с проблемами здоровья населения нашего государства, а, особенно – подрастающего поколения, являются одними из важнейших в настоящее время. Причём актуальность этих вопросов возрастает с каждым годом, сохраняется тенденция ухудшения состояния здоровья населения. Здоровье населения – наивысшая национальная ценность в развитом государстве, от которой зависит благополучие как отдельного гражданина, так и общества в целом. Достойная жизнь человека возможна только при условии его здоровья – физического и духовного. Здоровье – главное достояние человека, причём оно является не только личным делом гражданина, но и имеет важное общественное значение. Здоровье человека зависит от наследственных факторов, образа жизни, состояния окружающей среды и от уровня развития здравоохранения. Становится очевидным, что уровень здоровья зависит, во многом, от факторов, влияющих на личность в детском возрасте. Здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности; способность жить гармонично в меняющихся условиях среды является основным условием такого развития. С начала жизни здоровье ребёнка зависит от микросоциума, в котором он формируется и развивается. В этой связи главными социальными структурами, которые определяют, в основном, уровень развития и здоровья ребёнка являются семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Единство и взаимосвязь семьи и ДОУ в вопросах сохранения здоровья ребёнка и формирования потребности в здоровом образе жизни возможно достичь при соблюдении следующих условий: · чётко сформулированы и ясно поставлены цели и задачи по формированию здорового образа жизни, которые понятны не только специалистам – сотрудникам ДОУ, но и родителям; · знакомство семьи с основным содержанием, методами, приёмами работы ДОУ в контексте оздоровительной деятельности детей; · использование педагогами опыта семейного воспитания потребности в здоровом образе жизни. Важность изучения такой темы как «Система работы воспитателя по формированию здорового образа жизни детей 5-6 лет в сотрудничестве с родителями» можно объяснить тем, что одним из основных вопросов государственной политики является здоровье нации. «Здоровье нации» - гражданские инициативы в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни Ключевым фактором в этом контексте, на наш взгляд, является целенаправленная, планомерная систематическая работа над формированием потребности в здоровом образе жизни с детского возраста. В этой связи огромная роль принадлежит всем субъектам образовательно-воспитательного процесса. Главное направление в реализации задач по формированию здорового образа жизни - сохранение и укрепление здоровья детей. Таким образом, актуальность системы работы воспитателя по формированию здорового образа жизни детей 5-6 лет в сотрудничестве с родителями неоспорима. Несмотря на большой интерес к проблеме, вопросы форм, методов и способовдеятельности воспитателя по формированию здорового образа жизни детей в сотрудничестве с родителями продолжает быть дискуссионным. Вопросы комплексной оценки эффективности деятельности педагогов в сотрудничестве с родителями имеют недостаточную степень разработанности.
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов»[Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения]. Автор Осик В.С. в своих трудах выделяет следующие аспекты здоровья: физический, психический, социальный [Осик, с. 15]. Современные исследователи выделяют следующие компоненты здоровья: соматический, физический, психический, нравственный. Характеристики компонентов здоровья представлены в таблице. Таблица 1.1.1 Компоненты здоровья[1]
Признаками здоровья являются следующие.
Взаимосвязь в системе «образ жизни – здоровье» наиболее полно выражено в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни объединяет факторы, способствующие выполнение человеком бытовых, профессиональных, общественных функций в условиях, оптимальных для здоровья. Здоровый образ жизни выражает ориентированность деятельности человека в направлении формирования здоровья (индивидуального и общественного), его сохранения и укрепления. С точки зрения Брехмана И.И. здоровый образ жизни характеризуется следующим образом: активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [Брехман, с. 34]. Говоря об образе жизни, необходимо констатировать, что он является отображением типа жизнедеятельности людей, который обусловлен общественно-экономической формацией и её особенностями. Ключевыми параметрами образа жизни выступают следующие: · трудовая деятельность (учебная деятельность для обучающихся); · деятельность человека в быту; · общественно-политическая деятельность человека; · культурная и досуговая деятельность человека; · поведенческие привычки и их проявления. Следовательно, если организация, содержание и проявления ключевых параметров благоприятствуют поддержанию и укреплению здоровья, тогда есть все основания утверждать, что здоровый образ жизни реализуется. Таким образом, здоровый образ жизни – комплекс видов деятельности, который обеспечивает оптимальное взаимоотношение человека со средой обитания. Здоровый образ жизни – комплексное явление, формирующееся из ряда элементов: 1) обучение основам здорового образа жизни с детства (как в семье, так и в учреждениях образования); 2) формирование безопасной окружающей среды, способствующей разностороннему развитию личности и безопасной для здоровья; 3) формирование отрицательного отношения к вредным привычкам; 4) формирование культуры питания, включающую в себя режим питания и употребление здоровой пищи; 5) потребность в адекватной регулярной физической нагрузке (соответствующей состоянию организма и возрасту); 6) знание правил личной и общественной гигиены и их соблюдение. Учитывая комплексность понятия здорового образа жизни, необходимо учитывать совокупность нескольких аспектов: 1. Физический аспект – сохранение хорошего самочувствия и усиление защитных механизмов организма, благодаря которым происходит противодействие заболеваниям. 2. Эмоциональный аспект – развитие стрессоустойчивости, адекватной реакции на возникающие проблемы. 3. Интеллектуальный аспект – умение работать с источниками информации и её рациональное использование. 4. Духовный аспект – способность устанавливать ориентиры,расставлять приоритеты и следовать им. Таким образом, определение здорового образа жизни не может быть ограничено только физическим состоянием человека и его хорошим самочувствием. Здоровый образ жизни – многоаспектное явление, которое формируется несколькими уровнями: · социальный уровень обеспечивает пропаганду, осуществляемую через образовательные учреждения, СМИ, различные общественные организации; · инфраструктурный уровень реализуется через изменения условий жизни, материальных возможностей, физических возможностей, проведение профилактических мероприятий, мониторинг экологической обстановки; · личностный уровень подразумевает индивидуальные мотивы личности, жизненные приоритеты и ценности, а также – организацию быта. Для эффективной реализации воспитательных и обучающих программ необходимо, чтобы подрастающее поколение было здоровым. Следовательно, здоровье – ключевой фактор работоспособности и основополагающий аспект гармоничного развития организма ребёнка. Будущее, надежда и опора любого государства – его дети. Обеспечение условий для здорового развития детей является ключевой задачей государственных структур. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, на здоровье человека влияют следующие факторы: · наследственность – 30 - 40%; · образ жизни – 20 - 30 %; · условия окружающей среды – 20 %; · уровень развития здравоохранения – 10 %. Резюмируя вышеизложенное, делаем следующие выводы: 1. Здоровый образ жизни – сложное многоаспектное явление, которое необходимо рассматривать как социально-педагогическое явление. 2. Формирование потребности в здоровом образе жизни - процесс, который протекает при участии всех субъектов образовательного процесса и участников общественной жизни.
Особенности работы воспитателя по формированию здорового образа жизни детей 5-6 лет в сотрудничестве с родителями Формирование потребности в здоровом образе жизни необходимо начинать уже в дошкольном образовательном учреждении. Деятельность ребёнка в детском саду должна быть направлена на укрепление и сохранение здоровья. В учреждениях дошкольного образования вопрос здоровья детей является основополагающим, следовательно, приоритетным направлением деятельности является физическое развитие ребёнка. Основную часть времени в детском саду ребёнок проводит с педагогом. Следовательно, совместная партнёрская деятельность педагога и ребёнка, регулярные познавательные занятия, занятия физической культурой и интегрированные занятия являются базой для формирования здорового образа жизни. Цель оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении – создание стойкой мотивации потребности сохранении здоровья: своего и окружающих. Следовательно - важным является правильно сформированное содержание образовательно-воспитательного процесса, учитывающего все аспекты развития ребёнка; отбор актуальных программ, обеспечивающих приобщение к ценностям здорового образа жизни. Укрепление и охрана здоровья воспитанников, формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни – первостепенная задача педагогов. В этой связи необходимо организовывать разноплановую и всестороннюю деятельность, которая направлена на сохранение здоровья детей, осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих формирование потребностей у детей в рациональном режиме дня, правильном питании, обоснованной двигательной активности, закаливании организма, сохранении устойчивого эмоционального состояния. Успешных результатов в этой деятельности можно достигнуть при следующих условиях: 1. Нацеленностью образовательно-воспитательного процесса на физическое развитие детей. 2. Реализацией комплекса оздоровительных мероприятий в контексте режима дня и в зависимости от сезона года. 3. Сознанием благоприятных условий пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. 4. Формированием путей и методов взаимодействия педагогического коллектива и семьи и совершенствование социального партнёрства между субъектами образовательно-воспитательного процесса. Планомерное и целенаправленное сохранение и укрепление здоровья в ДОУ необходимо осуществлять в нескольких направлениях.
Направления деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ[3] Таким образом, при систематической работе педагогов в данных направлениях, происходит формирование потребности в здоровом образе жизни. Здоровье детей дошкольного возраста – объект пристального внимания педагогов, интерес к проблеме сохранения и укрепления здоровья актуален в силу того, что изменившиеся социально-экономические условия привели не только к переосмыслению, но и к значительному расхождению взглядов и точек зрения социальных институтов на цели, задачи, содержание и методы физического, интеллектуального и психоэмоционального развития детей дошкольного возраста. В современных условиях комплексного рассогласования взаимоотношений человека с природной средой объективной необходимостью является пересмотр педагогических подходов к условиям воспитания детей в контексте формирования потребности в здоровом образе жизни. В этой связи формируется потребность в разработке гибких современных педагогических здоровьесберегающих технологий воспитания и обучения. Использование педагогами таких технологий будет способствовать формированию основ здорового образа жизни, воспитывать у детей чувство сопереживания, развивать навыки саморегуляции и самоконтроля, предупреждающих девиантное поведение. Совместно с применением инновационных технологий воспитания, важный фактор влияния на формирование личности ребёнка – родственные эмоциональные связи. Любовь родителей даёт ребёнку психологический комфорт и эмоциональную защиту, опору в жизни; доверие ребёнка к родителям, любовь к ним являются причиной его особой восприимчивости к родительскому воздействию. Семья – источник и важнейший элемент воспитания, передающий ребёнку социальный опыт, опыт взаимоотношений между людьми. В связи с этим необходимо отметить, что семья – важнейший институт воспитания и социализации ребёнка. Анализируя источники, мы пришли к выводу о том, что можно выделить некоторые факторы семейного воспитания, благодаря которым оно имеет приоритет перед такими воспитательными институтами как дошкольное образовательное учреждение, школа: 1) личный, глубоко эмоциональный характер семейного воспитания; 2) длительный и постоянный характер воспитательных воздействий родителей; 3) объективность возможностей включения ребёнка в семейную деятельность: воспитательную, хозяйственную, бытовую. В этом контексте необходимо рассматривать совместную согласованную деятельность взрослых, окружающих ребёнка – родителей и воспитателей, как один из значимых ресурсов и важнейших условий развития личности. Для плодотворной и реально способствующей развитию ребёнка деятельности необходима специально организованная система взаимодействия между сотрудниками дошкольных образовательных учреждений и семей воспитанников. Семья является необходимой составляющей социально-педагогической ситуации ребёнка, его самое близкое окружение. В современных социальных условиях необходимо иметь возможность помочь семье создавать полноценные условия развития ребёнка, ориентируясь на психологические и возрастные особенности ребёнка. Для создания эффективной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи необходимо иметь цель воспитать физически здорового ребёнка, который будет личностью с устойчивой нервной системой, способной к трудовой, бытовой, социальной адаптации, к интеграции в обществе. Эта цель достигается путём решения задач: 1) формирование среды для развития – пространства самореализации; 2) помощь ребёнку в накоплении необходимых знаний и опыта для удачной реализации задач воспитательно-оздоровительной деятельности, способствующей укреплению здоровья; 3) формирование путём активной деятельности организма ребёнка, обладающего устойчивостью в разных ситуациях; 4) стимулирование ребёнка для двигательной активности, побуждение к самопознанию; 5) направление совместной деятельности педагогов и родителей на физическое, интеллектуальное и психоэмоциональное развитие ребёнка; 6) формирование у дошкольника навыков самоконтроля и саморегуляции поведения для сохранения и укрепления здоровья. Образовательно-воспитательный процесс, направленный на организацию здоровьесбережения, необходимо реализовывать, используя в педагогическом процессе технологии, которые обеспечивают как решение задач сохранения здоровья детей, так и успешную реализацию воспитательных и образовательных задач. Сотрудничество педагога и родителей - важнейший ресурс педагогического воздействия, посредством которого формируется потребность в здоровом образе жизни. Благоприятные педагогические условия физического воспитания детей нельзя рассматривать как достаточно эффективную меру, так как часть активной деятельности дети проводят в семье, соответственно – на родителей возложена ответственность за организацию оздоровительной деятельности с ними. Для создания благоприятного физкультурно-оздоровительного климата необходимо формировать семейные традиции, передаваемые младшему поколению, используя различные формы физического воспитания, создания предметно-развивающей среды в домашних условиях, адекватной индивидуально-возрастным особенностям ребёнка. Для того, чтобы успешно решать эту проблему в контексте формирования здорового образа жизни ребёнка, педагог должен использовать как традиционные формы работы с родителями (собрания, открытые занятия, дни открытых дверей, акции, наглядную агитацию), так и нетрадиционные – индивидуальные беседы об организации в домашних условиях предметно-развивающей среды, практикумы). Исследователь Громова Л.А выделяет следующие формы и методы взаимодействия детского сада и семьи. Традиционные формы: 1. Коллективные (родительское собрания, конференция, круглые столы, открытые занятия, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов). 2. Индивидуальные (посещение семей, педагогические беседы с родителями, индивидуальные консультации). 3. Наглядно-информационные (режимных моментов, занятий, фотографий, выставки детских работ, ширмы, папки передвижки, стенды). Нетрадиционные формы: 1. Информационно-аналитические (анкетирование, брошюры, доска объявлений и др.). 2. Досуговые (выставки работ родителей и детей, совместные походы и экскурсии). 3. Познавательные (родительские вечера, экскурсии). Главное условие развития взаимодействия с семьей — общение в системе «педагог — ребенок-родитель» [Громова Л.А., с.110]. Все методы работы воспитателя в сотрудничестве с родителями по формированию здорового образа жизни у детей можно разделить на две группы: адресные (индивидуальные) и коллективные (групповые). Цель работы воспитателя с родителями – формирование у родителей педагогической компетенции, позволяющей понимать ребёнка, организовывать его физическое развитие и работать в сотрудничестве с педагогом. Наибольшую популярность приобретают коллективные методы, характеристика которых представлена в таблице.
Таблица 1.2.1 Коллективные методы работы воспитателя в сотрудничестве с родителями по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.[4]
Коллективные методы работы подразумевают работу со всем составом родителей или частью (группой). Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется в двух аспектах: 1) информативное просвещение: знакомство с возрастными особенностями детей; видами оздоровительных мероприятий в семье; с методами воспитательно-образовательного процесса в семье; 2) обучающее просвещение по овладению родителями практическими умениями и навыками: руководить детской деятельностью; развивать речь детей; укрепление физического и психического состояния детей; развитие любознательности детей; формирование творческого воображения, предпосылки учебной деятельности у детей; приобщение к общечеловеческим ценностям; обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе [Громова Л.А., с.110]. Разностороннее развитие личности ребёнка требует систематического, единого и согласованного взаимодействия педагогов и родителей. Значение семьи в формировании системы взаимодействия трудно переоценить, так как семья является первым институтом социализации ребёнка и имеет решающее воздействие на развитие главных черт характера личности ребенка.Формирование нравственно-положительного потенциала ребёнка происходит, главным образом, именно в семье. В семье дети получают первые уроки нравственности, именно там формируется их характер.Семья закладывает исходные жизненные позиции. Вследствие этого важным является то, чтобы основной частью деятельности дошкольных образовательных учреждений была пропаганда и распространение педагогических знаний среди родителей по вопросам приобщения ребенка к здоровому образу жизни. Дошкольное образовательное учреждение –первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, в котором начинается их систематическое педагогическое просвещение, в том числе – в сфере формирования потребности в здоровом образе жизни. От успешности совместной работы родителей и педагогов-воспитателей во-многом зависит дальнейшее развитие ребенка. Качество работы дошкольного учреждения оказывает влияние на уровень педагогической культуры родителей, следовательно – на уровень семейного воспитания детей. Дошкольный возраст - решающий при формировании фундаментальных основ физического и психического здоровья личности. Для этого периода характерно интенсивное развитие систем органов, формирование основ личностных качеств, отношения к себе и окружающим, осознание своего места в социуме. Для дошкольного возраста очевидна значимость формирования основ базы знаний, умений и навыков здорового образа жизни. Взаимодействие в системе «ДОУ – семья» по формированию основ здорового образа жизни – планомерная, систематическая, последовательная, целенаправленная деятельность, состоящая из взаимосвязанных компонентов, которые мы представляем в виде схемы.
Рисунок 1.2.2 Взаимодействие в системе «ДОУ – семья»[5] Взаимосвязанные блоки в системе «ДОУ – семья» являются субъектами образовательного процесса, деятельность которых является взаимодополняющей. Педагогическая модель взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи при формировании здорового образа жизни включает в себя три компонента: 1. Опережающая подготовка педагогов в сфере здорового образа жизни. 2. Сотрудничество педагогов и родителей по вопросам формирования здорового образа жизни. 3. Формирование знаний и навыков в вопросах здорового образа жизни у родителей и детей. Таким образом, взаимосвязь субъектов образовательного процесса путём реализации различных мероприятий, о которых было сказано выше, должна обеспечивать реализацию потребностей в формировании здорового образа жизни у детей. При работе воспитателя с семьёй необходимо использовать как традиционные, так и нетрадиционные, инновационные формы работы. В контексте работы воспитателя по формированию здорового образа жизни детей в сотрудничестве с родителями важной задачей педагога является педагогическое просвещение родителей дошкольников по ряду вопросов (психологические и физиологические особенности детей, основы здорового образа жизни),предметом деятельности - содержание и формы педагогического просвещения. [1] Таблица составлена автором на основании изучения компонентов здоровья. [2] Рисунок составлен автором на основе изучения признаков здоровья. [3] Рисунок составлен автором на основании изучения методов формирования здорового образа жизни у дошкольников. [4]Таблица составлена автором на основании изучения методов работы воспитателя в сотрудничестве с родителями. [5] Рисунок составлен автором на основании изучения взаимодействия субъектов образовательного процесса. Продолжение статьи в следующем выпуске журнала. Поделиться: |