Авторcтво: Асмолов Александр Григорьевич, директор Федерального института развития образования РАО, д.пс.н., академик РАО |
В этом зале собрались координаторы введения стандартов нового поколения. Мои любимые писатели братья Стругацкие назвали таких людей прогрессорами. И сегодня я рискну озадачить ваше сознание целым рядом апрельских тезисов, связанных с новой жизнью нашей начальной школы. Свое выступление я хочу начать со строк Льва Выготского, без которого никто бы сегодня не обсуждал новые образовательные стандарты. Эти строки он написал как пасхальную молитву в 1917 году в журнале «Новый путь»: «Еще вчера все было понятно и ясно: мы так сжились со вчерашним днем, у нас выработалась и укоренилась своя философия рабства, и вчера еще единою добродетелью была «готовность взойти на костер». Связанному, в конце концов, все ясно; ему не надо мучительно вопрошать: что делать? Но сегодня неожиданно и внезапно, вдруг — руки развязаны, нечаянно обретена свобода распоряжаться собой, что-то делать, двигаться куда-то идти. Еще не создалась свободная походка, еще нет свободных слов, еще не
пережит сознанием совершившийся переворот, еще старая душа в старом теле живет, радуется, трепещет и встречает новый день. Новый день застал нас не готовыми». Эта диагностика ситуации, данная Выготским, сверхактуальна сегодня. Она побуждает еще раз акцентировать целый ряд моментов для понимания перспектив развития начальной школы: что с нами произошло? Что с нами происходит? Как будет развиваться наше общество, семья, учителя, дети через начальную школу, в которую стучится совершенно новый, непривычный стандарт образования? Этот стандарт рождался не вчера и не сегодня. Работа над ним, по сути, стартовала в 1990"е годы, когда мы говорили о вариативном образовании.
Вместе Виталием Рубцовым, ныне ректором МГППУ, мы бились над тем, чтобы появилась педагогика и психология культурно исторического развития, и она нарождалась день за днем, год за годом. Школ, которые пошли по пути Выготского и его учеников Леонтьева, Эльконина, Давыдова, Занкова, в 1992–93 годах было не более 10–15% по всей стране и в странах СНГ. Вспомним, как воспринимались идеи Давыдова, с каким страхом мы произносили гениальное слово «педология», за которым стояло учение о целостном развитии, чем был для нас букварь Эльконина, как мы подходили друг другу и спрашивали: «Ты за кого, за Эльконина или за Горецкого?» С того времени прошло двадцать лет, и произошло то, что еще один мой любимый писатель, Евгений Шварц, называл обыкновенным чудом. Это чудо - новое понимание развития школы, прежде всего начальной, заложенное в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.
Я с уважением отношусь к разным линиям педагогики. Но когда представителям «птолемеевской» педагогики — педагогики знаний, умений и навыков — предлагается заняться «коперниканской» педагогикой, в центре которой другие идеи, вряд ли я сразу сумею им объяснить, что Земля стоит не на трех слонах или трех китах. Перед нами стоит задача не просто формирования новых установок в образовании, а прежде всего изменения старых. А для этого нужно иметь ориентиры — реперные точки, краткие тезисы, столь уместные в апреле.
Тезис первый. Начальная школа — это школа мотива образования, точнее, развития мотивов к познанию и творчеству. Школа мотива образования начинается не с ученика, а с учителя. И новый стандарт — это, прежде всего, стандарт побуждения учителя к обучению. Если не будет этого мотива, ничего не получится.
Тезис второй. Начальная школа — это школа позитивной социализации личности. Ключевые установки позитивной социализации направлены на приобщение к социальным и социально культурным образцам поведения, социальным нормам, социальным эмоциям (термин Александра Запорожца), на их интеризацию. Поэтому школа позитивной социализации личности, как никогда, требует создания установки на развитие учебной самостоятельности ребенка.
Тезис третий. Начальная школа — это школа порождения ценностной картины мира ребенка. Обратите внимание, не познавательной картины мира, а именно ценностной, а значит, смысловой, мировоззренческой. Без системы ценностных и смысловых установок мы останемся рабами вербальной жизни. Поэтому в начальной школе нельзя разбивать картину мира на отдельные предметы. Виктор Фирсов, стоявший у истоков новых стандартов, отмечал необходимость перехода от дискретных предметов к предметным областям и проблемным областям. Ведь если ребенок не увидит связей между предметами, у него не сформируется ценностная картина мира, в его движениях будет слепота.
Тезис четвертый. Начальная школа — это школа понимания, школа ценностной педагогики и школа диалога культур. Когда я произношу эти слова, то вспоминаю таких гениальных исследователей, как Бахтин и Библер. Но, к сожалению, ни в системе высшего педагогического образования, ни в системе повышения квалификации и профессионального развития они, как говорится, «не ночевали». Есть редкие исключения, ростки, и это значит, что нам с вами предстоит огромная работа.
Тезис пятый. Начальная школа — это школа проектирования универсальных действий. Принцип «научить учиться», то есть проектирование универсальных учебных действий, становится главным, как нас учили Эльконин, Гальперин и Запорожец. Дети не должны превращаться в репродуктивных хомячков, которые за щеками носят все знания. Это очень точный тезис, раскрытый в книгах, которые выпускает издательство «Просвещение» в серии «Стандарты второго поколения» и «Работаем по новым стандартам».
Тезис шестой. Начальная школа — это школа совместных действий ребенка и взрослых, ребенка ипродвинутых сверстников. Совместные действия в начальной школе порождают образ мира у ребенка. Отсюда возникает необходимость в проектировании совместных действий, в которых закладывается зона ближайшего развития. Учитель начальной школы, таким образом, становится режиссером совместных действий. Эта режиссура — уникальная драматургия, уникальное искусство, без которого мы не введем новые стандарты и останемся людьми, идущими вперед, с головой, повернутой назад.
Тезис седьмой. Начальная школа — это школа культурно деятельностной педагогики вариативного образования. На этом я делаю особый акцент, потому что это сбывающаяся сегодня мечта Выготского, Эльконина, Леонтьева и Занкова. Культурно деятельностная педагогика вариативного образования предусматривает совершенно новые учебные программы. Эти программы существуют, их было очень трудно сделать, но они мало тиражируются. Было бы наивно считать, что каждый учитель может их сразу взять и реализовать. Работа должна начинаться с педвузов и институтов повышения квалификации, где, как известно, есть серьезнейшие проблемы.
Тезис восьмой. Начальная школа — это школа игровой и проективной дидактики. Здесь я опираюсь на тезис Даниила Эльконина о том, что обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры. И с таким ценностным акцентом игровая и проективная дидактика должна протянуться вплоть до старшей школы. Задача невероятно трудная: нужно превратить ребенка в постоянного почемучку, в постоянного исследователя. И для успешной реализации идеи новой дидактики очень важно правильно ставить перед школой задачи.
Тезис девятый. Начальная школа — это школа жизненных задач, в которых нет полного набора данных для успешного решения. Был пример, когда в одном из лучших вузов абитуриенты не смогли решить задачу, потому что из-за ошибки составителей в ней не хватало данных, но никто из абитуриентов об этом не догадался. В школе мы привыкли к решению задач с полным набором данных, а в жизни задачи являются моделями неопределенных ситуаций, то есть ставятся по формуле «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Не нужно бояться подключать воображение, иначе мы окажемся в ситуации Мальвины, ставящей перед Буратино задачу в духе Хичкока: у вас в кармане два яблока, некто взял у вас одно яблоко, сколько у вас осталось яблок? Буратино отвечает, что два, потому что «не отдал бы некту яблоко, хоть он дерись», и Мальвина делает вывод, что у Буратино нет способностей к математике — ставит ему диагноз «задержка психического развития».
Тезис десятый. Начальная школа - это школа диагностики развития успехов ребенка, в которой рождается главное новообразование — вера в себя. Если мы не добьемся того, что в начальной школе вера в себя, в свои возможности будет порождаться системами совместной деятельности, то школа будет и дальше плодить невротиков, тех, кто «не доиграл» в детстве. В этом уникальная задача новых стандартов, связанная со смысловыми ценностными установками.
И наконец, одиннадцатый тезис. Шалва Амонашвили однажды бросил блистательную фразу: «Шалуны — это двигатели прогресса». Начальная школа — это зона ближайшего развития российского общества, где понятия «инновационное общество», «креативное общество» должны превратиться из деклараций в конкретные дела. И тогда начальная школа, перефразируя слова Выготского, повлечет за собой развитие общества, а не будет плестись в хвосте этого развития.
Перед нами огромное количество проблем и задач. И начать их решать нужно с изменений в программах профессионального развития учителей и руководителей школ — появления в них прежде всего педагогики и психологии развития, проектной деятельности. Мы много говорим об аттестации работников образования, и осмелюсь добавить, что аттестацию на предмет готовности к введению новых стандартов нужно начать с теста на детоцентризм для наших губернаторов и мэров. Это ценностный тест, диагностика их отношения к школе, к культуре, к образованию как политический лейтмотив введения развивающего, смыслового, вариативного образования в России. Есть такой анекдот: «Даю уроки вождения. Моисей». Не призываю вас записываться, но в совершенно новой реальности нам необходимы уроки навигации, без которой у нас не получится ни деятельностной педагогики, ни развития свободного ребенка. Моя мечта, ради которой я вместе с коллегами участвовал в разработке новых стандартов, — чтобы появилось поколение людей, не знающих страха, в том числе страха перед властью, со «свободной походкой» и свободным видением мира, людей перспективы, а не ретроспективы. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», — писала Марина Цветаева. Сегодня настает черед идеологии развития, за которой стоят и Выготский, и Лотман, и Бахтин, все, кто создавал культуру России, в которую всегда вплетено образование.
Поделиться: