Авторcтво: Белякова Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга |
«Здесь иногда рождаются цунами / И рушат все в душе и в голове!» – вдруг вспомнилась строчка из стихотворения Владимира Семеновича Высоцкого, может, потому, что именно с образом цунами у меня ассоциируется то, что происходит в современном обществе под влиянием процесса глобализации и ловли человеческих душ в умело расставленные сети Всемирной паутины под названием «Интернет».
Информатизация общества катастрофически накатывает, как цунами, и накрывает нас с головой, а в этом потоке воды, под гигантской мощью волны, беспомощно и одиноко мечется человеческая душа, пытаясь выжить. Но как выжить? Захлебываясь, чтобы всплыть, молодой человек включает мозаичное или клиповое мышление. И, как следствие, диагноз адаптировавшихся к переизбытку информации, особенно молодежи, – неспособность системно мыслить, анализировать, заниматься настоящей творческой деятельностью, а не ее имитацией. Дополню, что в этом потоке информации истинно полезной не так уж и много – духовные суррогаты и симулякры занимают большую часть информационного пространства.
Слово«сlip» в переводе с английского обозначает «стрижка; нарезка». Клиповое или мозаичное мышление – привычка к быстрой смене картинок, мельтешению, восприятию фрагмента, а не целостного объекта, что приводит, в итоге, к отторжению истинных духовных ценностей, духовного наследия в области культуры и искусства — всего того, что требует сосредоточенности и умения обнаруживать причинно-следственные связи. Наша молодежь предпочитает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации, потому что она не знает, как иначе противостоять информационным цунами. Отсюда – поверхностность и абсолютное непонимание, что такое глубокое знание.
Неудивительно, что для современного подростка осилить что-либо из классической литературы 19-20 веков – уже сверхзадача. Безусловно, среди наших учеников есть исключения, то есть те, кто все же противостоит мозаично-клиповой эпидемии. И заслуга в этом, конечно, семьи, а не школы. Однако таких детей мало, фактически единицы в общей массе обучающихся.
Печальные последствия уже давно отмечают педагоги, особенно учителя русской словесности. Обладатели клипового мышления не способны вдумчиво, глубоко анализировать учебный материал, понимать авторский замысел художественного произведения, поскольку образы не «задерживаются» в их головах надолго. Они стремительно забывают то, чему их обучали, потому что им необходимо постоянное изменение «картинок», а иначе им просто становится скучно и неинтересно. Познавательную активность наших сегодняшних учеников условно можно назвать «латентной». Но ведь такое сознание детей - защитная реакция организма на информационную перегрузку.
Суть клипового мышления заключается в том, оно умеет – и любит ! – быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами. Но есть и достоинство «клипового восприятия» – большая скорость обработки информации. Другая его особенность – предпочтение нетекстовой, наглядно-образной информации. Обратной стороной клипового мышления, требующего своеобразной виртуозности и реактивности, является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности – однородной и моностильной информации, в том числе книжного текста.
Сегодня на наших глазах начинает исполняться пророчество канадского философа Маршалла Маклюэна (1911 – 1980) о том, что развитие электронных средств коммуникации вернет человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестанет быть базой нашей культуры (ПРИМ.: Маршалл Маклюэн «Понимание медиа: внешние расширения человека» / «Understanding Media: The Extensions of Man». — М., Кучково поле, 2007 )
Каждый учитель-практик прекрасно знает, что современные школьники
по преимуществу визуальщики и кинестетики.( Прим. : Визуально-моторный – термин, обозначающий двигательные реакции, которые координируются зрительной стимуляцией. Кинестетика - приобретение знаний о своем восприятии, о своих ощущениях). Им необходимо посмотреть и потрогать, раскрасить и подрисовать, чтоб через собственные ощущения приобрести знания о мире. Как ни парадоксально, но такой внешне несерьезный прием, как раскрашивание маркерами текста, очень продуктивен для весьма серьезной деятельности - анализа поэтического произведения.
Клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело» – формула, вполне универсальная для современного человека. И это, как ни прискорбно осознавать нам, взрослым, пугающая реальность.
Наше подрастающее поколение, в большинстве своем «зараженное» клиповым мышлением, таким образом, убегает от собственной души, ведь «душа обязана трудиться», мыслить, чувствовать, а на это требуется время и сосредоточенность. «Опомнитесь! Душа убывает…» – еще в середине 19 века предупреждал нас А.И. Герцен. Но человечество до сих пор почему-то игнорирует наблюдения русского писателя, а результат - налицо. Информационное поле расширяется в геометрической прогрессии – душа же потерялась, потому что мы о ней легкомысленно забываем, путешествуя в лабиринтах иллюзии современного познания.
Отметим, что при постоянном использовании вторичной информации у учеников снижается способность к творчеству. А ведь творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Ребенок перестаёт стремиться к созидательности творчества, лишь перерабатывая то, что уже существует, и по-разному комбинируя фрагменты готовой информации.
Ах, как невыносимо грустно, что наши дети утрачивают ни с чем не сравнимую радость погружения в книгу. И главная задача учителя словесности – подарить ребенку наслаждение сотворчества с писателем, сопереживания и сопричастности мысли, отраженной в книге. Являясь свидетелями утраты человеком его истинного предназначения – мыслить и чувствовать, мы должны найти способ остановить данный разлагающий душу процесс.
2
ПОЗНАНИЕ – это движение индивидума к ОСОЗНАНИЮ мира и себя в мире. И в данном случае литература как предмет, непосредственно связанный с душой человека, способна и должна стать ПРОТИВОЯДИЕМ клиповому мышлению.
Испокон веков русская литература определяла лицо нации в разные времена. Широко известны слова А.И.Герцена: «Литература – трибуна, с которой говорит совесть нации». Именно словесность может осуществить этот трудный прорыв современного ребенка к собственной душе, как к главной реальности, и помочь восстановлению здорового мышления как процесса познавательной деятельности индивида, характеризующейся обобщенным, опосредствованным отражением действительности.
Литература погружает ученика в решение вечных проблем, предупреждает об опасности заблуждений человеческого духа, отраженных в исторических реалиях, судьбах героев и судьбах писателей. Ведь главное лицо словесности – человек, его душа. Нельзя не согласиться с античным философом Платоном: «Душа - это то, что мыслит, познает, чувствует». Значит, вне души познание бессмысленно и бесполезно.
3
Если под обычным мышлением понимается способность обобщать, рассуждать, делать выводы на основе каких-то фактов (что стало уже стандартом мышления человека), то клиповое мышление - отсутствие таких возможностей. Восстановлению способности наблюдать причинно-следственные связи, выдвигать суждения и устанавливать между ними взаимосвязь в виде умозаключений служит «логика знания», т. е. необходимая связь понятий, посредством которой познаётся "сущность и истина" (Платон).
В моей педагогической практике сложился спасительный методический прием, помогающий мне не терять в информационном потоке талантливых учеников и обращать к книге многих, кто предпочитал ей общение «онлайн». Этот прием, как мне кажется, и есть одно из противоядий клиповому мышлению, так как призван восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов. Речь идет об анализе художественного текста при помощи структурно- логической схемы (СЛС).
Замечу, логика знания сама по себе целительна для человеческой души,
так как заставляет ученика приобщиться к процессу установления причинно-следственных связей сначала в изучаемом материале, а затем и в собственной жизни, что для него, безусловно, на начальном этапе куда привлекательней. Учащийся, усвоивший алгоритм решения духовной проблемы в художественном произведении, соотносит его со своими мыслями, извлекая их из глубин собственного сознания, и это помогает учителю удержать интерес к предмету даже у ребенка с клиповым мышлением, постепенно увеличивая лекарственные дозы до полного выздоровления, которое, вероятно, будет довольно длительным. Вот и получается, что в процессе работы над художественным произведением мы словно возвращаемся к ПРОСВЕЩЕНИЮ духа ученика, как в дореволюционной школе, сворачивая с тропинки просто «сообщения знаний». Тут уже включается воспитание ума и сердца ребенка. Логика знания сразу все ставит на свои места, затрагивая при этом и душу ребенка, а, как известно,
«кто ясно мыслит, тот ясно излагает».( А.Шопенгауэр).
Использование на уроках литературы структурно- логических схем (СЛС) – один из эффективных приемов познавательного вдумчивого чтения. Он помогает учителю сделать процесс постижения художественного текста на уроке упорядоченным, организованным, целенаправленным и, одновременно, более творческим, оригинальным. Этот прием может одинаково успешно использоваться как при осмыслении содержания художественного произведения, так и в процессе анализа особенностей художественной формы.
Ассоциации и логические связи, представляемые в такой схеме, обнаруживают себя, с одной стороны, из возможного прочтения этих понятий, с другой стороны, - в виде достаточно конкретного, однозначного, аргументированного вывода, который формулируется благодаря представленным связям.
По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно – это 90%. И лишь 10% – когда слышит. Восприятие – это отображение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном влиянии на органы ощущений. Итак, если перед глазами ребенка находится сообщение, факт, вывод, они даже и без сознательного внимания откладываются в памяти, чтобы потом, в нужное время, воссоздаться.
Структурно-логические схемы используют предпочтение учащихся с клиповым мышлением) к нетекстовой, наглядно-образной информации, но при этом упорядочивают ее. В схемах при помощи стрелок показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ, синтез и сравнение. Анализ, синтез и сравнение как основа здорового мышления опосредованно становятся противоядием клиповому мышлению. Здесь вполне уместно вспомнить слова французского философа Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую»
Структурно-логическая схема ( СЛС)
демонстрирует ассоциативные, логические связи понятий, суждений, умозаключений, оперируя которыми можно
1) сформулировать проблематику изучаемого произведения,
2) выявить авторскую позицию,
3) дать оценку героям,
4) объяснить смысловую структуру художественного текста
5) и в итоге раскрыть алгоритм авторского замысла.
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ
1) Анализ как прием мышления есть мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить совокупность того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез.
2) Синтез - мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.
3) Важнейший прием мышления — сравнение, т.е установление сходства или различия предметов.
4) Суждение — форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
5) Умозаключение – процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.
Структурно-логические схемы могут быть 3 видов:
1) СЛС «Следование»– алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь .
2) СЛС «Цикл» – алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.
3) СЛС «Образно-наглядная» - алгоритм, который строится на основе образа
(например, часы, древесный срез ( =полукружия) в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.
Поделиться: