Авторcтво: Паршукова Ирина Леонардовна, заведующая учебно-методическим центром факультета дошкольного и начального школьного образования, доцент кафедры психологии и педагогики детства ЛОИРО. к.п.н.; Смирнова Светлана Викторовна, учитель начальных классов; Прокофьева Вера Васильевна, заместитель директора по УВР МОУ "Начальная школа-детский сад № 9" г. Пикалево, Бокситогорского района Ленинградской области |
Идеи развития и саморазвития, на основе которых в последние годы осуществляется воспитательно-образовательная работа в начальной школе, так или иначе, актуализировали поиск и выбор специалистами образовательных учреждений новых эффективных форм организации не только учебной, но и познавательной деятельности учащихся.
Расширение содержания образования позволило включить в работу с воспитанниками разного возраста методы активного самостоятельного изучения детьми программного материала. Одним из таких методов, наиболее результативным, на протяжении последних лет успешно разрабатываемым в науке и широко используемым в практике образования является метод проектов.
Потенциал его неисчерпаем, что позволяет рассматривать проектирование как одно из ведущих направлений развития образовательной практики.
Именно проектирование стало одним научно-методических ориентиров, на основе которого совершенствуется и развивается образовательный процесс в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад № 9» г. Пикалево, опыт работы которого представлен в данной статье.
На основе анализа концептуальных основ проектирования, представленных в работах Беспалько В.П., Поташника М.М, Лернера И.Я., Голицы-ной Н.С., Киселевой Л.С.. Данилиной Т.А., Лагоды Т.С., Щурковой Н.Е. Моревой Н.А. и других исследователей, авторами статьи выделены ключевые приоритеты и особенности, на основе которых может быть организована проектная деятельность учащихся в начальной школе.
Мы во многом разделяем позиции авторов на проектирование не только как прогноз возможных качественных преобразований образователь-ной ситуации в школе в целом, но и как средство формирования социального заказа на образование, реализуемое в учреждении. Специфика учреждения «Начальная школа-детский сад» требует использования особых средств обучения и воспитания, отличающихся преемственностью. Проектирование как никакое другое средство удовлетворяет данному требованию.
Учитывая это, большая проектировочная работа проводится сегодня педагогами не только в 1-4 классах, но также в дошкольных группах.
Важно отметить и другой аспект проектировочной деятельности, выделяемый многими исследователями и учитываемый педагогами нашего ОУ: использование проектирования как способа организации самостоятельной учебной деятельности детей, начиная со среднего дошкольного возраста.
В связи с этим, педагогами широко используются интегративные подходы при организации творческой поисково-познавательной работы воспитанников ( интеграция содержания, учебных задач, видов деятельности, форм, метод и приемов работы), ведь, проектирование традиционно рассматривается одновременно как развивающая работа, творчество, игра и труд.
Действительно, опыт проводимой в образовательном учреждении работы подтверждает, что занятие проектированием всегда доставляет учащимся радость, положительные эмоции, дает возможность реализовать свои собственные интересы, и не только познавательные, а также формирует бесценный опыт учебного сотрудничества, позитивного общения с окру-жающими.
Возможно это потому, что проектирование в образовательном учреждении чаще всего организуется как форма коллективной совместной деятельности ( педагогов, родителей, детей). Родители воспитанников обязательно привлекаются к подготовке и презентации проекта.
Групповая форма организации проектной работы (как в дошкольных группах, так и в классах), позволяет проявляться индивидуальности всех ее участников. Действительно, практически в каждом их реализованных за последние годы в ОУ проектов был предусмотрен проект индивидуальный. В классе всегда находятся дети, принимающие решение представить свой персональный проект, инициативу учащихся педагоги всегда поддержи-вают и стимулируют. На наш взгляд, такой способ организации проектиро-вания дает больший образовательный и воспитательный эффект.
Чтобы выделить достоинства проектирования как метода развития навыков учебно-познавательной самостоятельности учащихся, обозначим круг актуальных вопросов, решаемых сегодня специалистами ОУ в процессе ходе разработки концептуальных подходов к проектированию в учреждении «Начальная школа - детский сад».
Вопрос № 1. Что приобретается в результате проектировочной деятельности?
Разделяя идеи Виноградовой Н.Ф., педагоги рассматривают проектирование как средство обеспечения развития учащихся внутри и вне учебной деятельности.
Во-первых, у учащихся формируется навык самостоятельного добывания знаний. В ходе изучения проблемы используется большой информационный массив, дети много работают в библиотеке, организуют выставки книг и публикаций в классах, используют разнообразные техни-ческие средства, включая Интернет-ресурс. Количество самостоятельно проработанной ребенком информации рано или поздно перерастает в качество – более совершенные общие учебные умения и навыки.
Другим значимым результатом проектирования является формирование навыка применения знаний. Очень важно помочь ребенку «пере-нести имеющееся у него знания в новые условия», которые предлагает проект, например, самостоятельно подготовить и провести социологический опрос по исследуемой проблеме в образовательном учреждении или микрорайоне. Применение знания в новых, зачастую нетрадиционных условиях ( ситуациях) всегда рассматривалось как важнейшая дидактическая задача, эффективное решение которой и обеспечивает проектирование.
Не менее значимым итогом проектировочной деятельности является формирование так называемого «знания своего незнания», умения рефлексировать, оценивать свой познавательный опыт, качество и резуль-тативность используемых ребенком собственных умственных и коммуни-кативных действий. «О чем еще надо подумать?», «Чему еще необходимо научиться, чтобы правильно выполнить задание?» - эти и другие ключевые вопросы помогают ребенку строить прогноз своего самообразования, поэтому очень часто обсуждаются в ходе разработки проекта любого вида.
Кроме того, важным эффектом участия в проекте является развитие самостоятельности, любознательности, познавательных интересов учащихся, и других важнейших личностных качеств, позволяющих ребенку быть успешным.
Перечисленные выше основные результаты проектирования отражают идеи развивающего подхода в образовании, раскрывают суть самого понятия «развитие» учащегося в процессе организации его учебной и познавательной деятельности.
Данные результаты возможны еще и потому, что проект может использоваться и как форма обучения. Речь идет об учебном проекте, который, на наш взгляд, являющемся ничем иным, как формой развивающего обучения.
Таким образом, метод учебного проекта, рассматривается педагогами нашего ОУ как одна из личностно-ориентированных технологий, которая интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентационные, исследовательские, поисковые и другие методики.
Развивая технологические идеи Беспалько В.П., Данилиной Т.А., Киселевой Л.С., Лагоды Т.С., Моревой Н.А., Хуторского А., Щурковой Н.Е. мы считаем, и это важно, что такой подход к рассмотрению учебного проекта позволяет использовать наряду с вариантами известных, хорошо проработанных на уроках, относительно новые способы решения поставленных исследовательских задач.
Вопрос № 2. Что обеспечивает проектирование?
- Как эффективный способ учебной работы проектирование позволяет решить много задач, таких как:
- Преемственность в работе по содержанию и технологиям между ДОУ, начальной и средней школой
- Интеграция содержания образовательных областей
- Поэтапность в изучении материала
- Развитие исследовательских способностей учащихся и педагога ( проблемность в обучении)
- Развитие самостоятельности ( в первую очередь, речевой - снимает страх самостоятельного высказывания)
- Раскрытие индивидуальных склонностей детей
- Формирование навыков работы в группе.
Широкий спектр задач возможен потому, что в практике работы специалисты ОУ используют различные варианты проектов, среди которых наиболее часто встречающимися являются:
- Социально- Педагогический ( часто разрабатывается как проект досуговый, воспитательный, посвященный наиболее ярким событиям из школьной жизни, таким как: Праздник Букваря, День матери, день рождения школы и другие),
- Педагогический проект (учебный), (чаще всего разрабатываемый как информационный, исследовательский или проект-мечта, основная работа над которым предполагает использование учебного времени, как правило, и презентация проектов осуществляется на специализированном уроке),
- Управленческий проект (данный вариант проекта в последние годы чаще всего представлен в ОУ в виде программы развития школы или ее образовательной программы).
Опыт участия в проектной деятельности педагогов МОУ «Начальная школа-детский сад № 9» г. Пикалево лишний раз доказывает, что основные эффекты проекта, задачи, решаемые его участниками, недостижимы, если не решены организационные вопросы.
Вопрос № 3. Как подготовить проект?
Важную роль в подготовке проекта играет этапность планируемой работы. В каждом проекте она может быть своя. Традиционно, подготовка проекта предполагает реализацию таких этапы работы как:
- Ознакомление участников с информацией и структурой предполагаемой деятельности
- Анализ информации, ее систематическая коррекция по ходу работы
- Обобщение фактов
- Оформление их для широкой аудитории.
Педагоги нашего учреждения, учитывая общие рекомендации, используют дополнительно, например, при подготовке учебного исследовательского проекта следующие этапы совместной и самостоятельной работы:
- Формулирование вместе с учащимися проблемы исследования
- Обозначение задач исследования
- Определение методов исследования
- Определение источников информации
- Выдвижение гипотез
- Обсуждение полученных результатов
- Оформление результатов исследования.
Помимо этапов работы, большое значение в достижении проектировочного эффекта имеет организация работы участников, которая чаще всего в нашем ОУ предусматривает следующие шаги:
- Подготовка предварительной рекламы проекта, с целью мотивации участников ( причем, она д.б. яркой, доброй, веселой, чтобы стимулировать интерес и желание принять участие в проекте)
- Продумывание системы стимулирования и этапов разработки и церемонии его защиты ( на каждом этапе есть свои задания и приемы поддержания мотивации участников)
- Предварительные консультации по оформлению и процедуре защиты проекта ( их могут проводить педагоги, родители, сами дети- лидеры рабочих подгрупп)
- Создание групп с набором ролей ( докладчик, оппонент, конформист, социолог т.д.)
- Выбор места проведения ( место разработки и презентации проекта может быть любое)
- Пополнение информационно-предметной среды в группе (класс) по мере изучения явления, объекта (организация специализированной выставки, подбор игрушек, учебных предметов, оформление стендов информации, разработка картотек и пр.)
- Задача педагога – активизировать учащихся ( задавать задания, вопросы, создавать проблемные ситуации, приносить дополнительные материалы, своевременно обобщать полученные результаты)
- Защита проекта – презентация, чаще всего – игра, которую выбирают и организуют сами участники
- Оценка проекта, которая ведется на основе ранее выдвинутых критериев ( «за самый смелый проект», «за самый смешной проект», «проект- фантазия» и др ).
Опыт участия МОУ в проектировании показывает, что важно также продумать заранее не только этапы реализации проекта, но также содер-жание работы участников: как педагога, детей, а может быть родителей учащихся. Ниже представлена таблица № 1, раскрывающая содержание работы с участниками на каждом этапе проекта.
Таблица №1 Этапы подготовки и содержание учебного проекта.
Этап проекта
|
|
Деятельность педагога
|
Деятельность детей или др. взрослых
|
1 этап –погружение в проблему
|
|
-формулирует проблему
--- организует сюжет-
ную ситуацию
- - определяет цель и
задачи работы
|
- принятие задачи
- вхождение в проблему
- вживание в игровую ситуацию
|
2 этап-
организация деятельности
|
|
- планирует деятельность
- распределяет роли
О- организует группу
|
- объединение детей в группы
|
3 этап-
осуществление деятельности
|
|
- - консультирует
- контролирует
|
- освоение опыта деятельности
|
4 этап-
презентация результатов
|
|
- обобщает
- подводит итоги обучения
- оценивает умения
|
- подготовка продукта деятельности к презентации
- представление результата
|
При подготовке учебного проекта важно уточнить также: схему исследования, производимого в ходе работы над проектом, а также основные приемы работы участников с текстом. Педагоги МОУ «Начальная школа-детский сад № 9» чаще всего опираются на следующее содержание:
Схема исследования:
- Подумать самостоятельно
- Спросить у других
- Прочитать в книгах
- Найти в сети Интернет
- Понаблюдать
- Провести эксперимент
Приемы работы с текстом:
- Составление картотеки
- Изготовление закладки
- Составление плана
- Цитирование
- Конспектирование ( краткое изложение текста)
- Составление глоссария.
Многолетняя инновационная практика педагогов этого учреждения, работающего в режиме «Школа-лаборатория», позволила апробировать и систематизировать различные подходы к организации самостоятельной деятельности учащихся, наиболее результативным из которых является проектировочный.
Предлагаем далее ( см приложение № 1 и № 2 ) подробное описание и содержание работы учащихся и педагогов муниципального образователь-ного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа-детский сад №9" г. Пикалево в рамках двух учебных проектов, а именно: «Веселый огород», «Хлеб всему голова». Каждый из представленных учебных проектов включает характеристику этапов подготовки и презентации материалов, разработанных детьми при участии педагога и родителей.
Для удобства использования материал систематизирован в таблицы-матрицы: одну общую таблицу, отражающую основные направления проектирования и несколько( по количеству возможных рабочих групп ) таблиц, предусматривающих организацию самостоятельной работы учащихся над подпроектом по заданной теме ( как групповой , так и индивидуальной). Например, проект «Хлеб всему голова» включает общую таблицу-матрицу и 4 таблицы к организации рабочих подгрупп:
- 1 подгруппа «Как хлеб на стол пришел»
- 2 подгруппа «От зерна к хлебу»
- 3 подгруппа «Все профессии важны»
- 4 подгруппа «Булки в колосьях».
Литература
1. Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование - путь в новое образовательное пространство.- СПб., 2003
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.- М. 1995
3. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей.- М., 2007
4. Данилюк А.Я. Методологические основы проектирования интегра-льных образовательных пространств. Автореф. дисс.докт.пед. наук.- Ростов-на-Дону, 2001
5. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С.. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.- М., 2006
6. Корнетов Г.Б. Парадигмы базовых моделей образовательного процесса// Педагогика.- 1999.- № 3
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М., 1981
8. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия.- М., 2007
9. Поташник М.М. Профессиональные обьединения педагогов.- М., 1997
10. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел.- Владимир. 2000
11. Хуторской А. Выход из капкана. Эвристическое обучение как реальность // Народное образование № 9 1999.
Приложения
Проект по теме:
«Хлеб – всему голова»
Урок природоведения
по программе А.А.Плешакова 4 класс (1-4)
Тема: «Полеводство»
Проведен учителем начальных классов
высшей кв.категории
Петровой Еленой Николаевной
ЦЕЛЬ: развитие проектировочных навыков, основных видов ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная) учащихся
ЗАДАЧИ:
1. Развивать навыки познавательной деятельности:
· Работа с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
· Навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
2. Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение)
· Навыки диалогового общения (прием – передача вербальной информации)
3. Совершенствовать умение детей представлять результаты своей работы
4. Воспитывать интерес к труду, здоровому образу жизни.
МАТЕРИАЛЫ:
· Выставка гербариев, декоративных панно
· Выставка книг-самоделок о хлебе; книг-рецептов
· Выставка продукции хлебокомбината;
· Плакат о хлебе и др.
МАТРИЦА ТЕМЫ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
1н.
|
1. Подготовительная работа для выбора направления: «О чем я хочу узнать».
2. Разделение на группы (мозаика).
3. Составление матриц в каждой группе.
1. Сбор материала о хлебе.
2. Сбор злаковых культур для гербария.
3. Посадка семян ржи.
|
2н.
|
Гр. «Как хлеб на стол пришел»
|
Гр. «От зерна к хлебу»
|
Гр. «Все профессии важны»
|
«Булки в колосьях»
|
1.Чтение литературы по данной тематике.
2.Разучивание обрядных песен.
3. Иллюстрирование пословиц и поговорок о хлебе.
4. Социологический опрос.
|
· Изготовление элементов для панно из соломки.
|
· Изготовление гербария.
· Кроссворд (составление)
|
· Подборка рецептов.
|
· Эксперимент «Приготовление муки из зерен».
|
3 н.
|
· Изготовление книги пословиц и поговорок.
· Изготовление панно из соломки для обложки книги.
|
· Изготовление венка пословиц о хлебе.
· Карта мира с названием национального хлеба.
|
· Изготовление книги рецептов.
· Составление справочника профессий
|
· Изготовление плаката в виде колоска (о питательных свойствах хлеба).
· Изготовление книги о хлебе.
|
ВЫСТАВКА ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТОВ
|
|
|
|
|
|
|
|
1 подгруппа Проект по теме: «Как хлеб на стол пришёл?»
|
Этапы и их сроки
|
Конечный продукт
|
Действия
|
Роли
|
Необходимые материалы
|
Источники информации
|
Привлечение других взрослых
|
В школе
|
Вне школы
|
1 неделя
|
Сбор информации о выращивании хлеба в прошлом и настоящем.
|
Посещение школьной библиотеки
|
Посещение детской библиотеки.
Беседы с родителями.
|
Читатель
|
|
- научно-популярная информация
- худ. литература
- детские журналы
|
- воспитатель ГПД
- бабушки и дедушки
|
2 неделя
|
· Книга пословиц и поговорок о пахоте и работе на поле.
· Обряды, связанные с пахотой, севом, уборкой урожая.
· Стихи о работе на поле.
|
· Изготовление книги пословиц и поговорок.
· Разучивание обрядов, песен, закличек.
|
· Подборка информации.
· Рисование иллюстраций для книги.
· Чтение стихов.
|
· Художник-оформитель, переплетчик
· Артист
|
Бумага, карандаш, краски, кисточка.
|
- научно-популярная литература
|
Родители, работники детской библиотеки, педагоги музыкальной школы.
|
3 неделя
|
Панно из природного материала (соломки).
|
Изготовление панно.
|
Обработка соломки для панно.
|
|
Соломка от злаков, ножницы, утюг, клей, калька
|
Книга «Разноцветные поделки из природного материала».
|
-учитель труда
-родители
|
2 подгруппа Проект по теме: «От зерна к хлебу»
|
Этапы и их сроки
|
Конечный продукт
|
Действия
|
Роли
|
Необходимые материалы
|
Источники информации
|
Привлечение других взрослых
|
В школе
|
Вне школы
|
1 неделя
|
· Гербарий злаковых культур
· Проращивание ржи на подоконнике
|
· Изготовление гербария
· Посадка семян
|
· Сбор колосков
· Заготовка семян и земли
|
Ботаник
Агроном
|
· Колоски злаков, бумага, клей, нитки, ножницы.
· Земля, ведерки, зерно, вода.
|
Справочная литература, экциклопе-дии
|
Родители, учителя
|
2 неделя
|
· Иллюстрации пословиц о хлебе
· Загадки о злаковых культурах
· Венок пословиц
|
· Иллюстрирование пословиц о хлебе
· Плетение венка
|
· Посещение детской библиотеки
· Подборка материала
· Заучивание загадок и пословиц
· Сбор колосков
|
Художник
|
Бумага, краски, кисти.
Колоски злаков
|
Художественная литература, словари
|
Учитель ИЗО, родители
|
3 неделя
|
· Карта мира с названием национального хлеба.
· Виды хлеба
|
· Изготовление карты
· Выставка разных сортов хлеба
· Дегустация
|
· Сбор информации о видах хлеба
· Беседа с родителями.
· Покупка разных сортов хлеба
|
Оформитель
Географ
Покупатель
Дегустатор
|
· Ватман, краски, кисти, ножницы, клей
· Вышитые полотенца и скатерти
· Разные сорта хлебобулочных изделий
|
Атлас мира, словари, научно-популярная литература
|
Воспитатель ГПД, родители, учителя, продавцы
|
3 подгруппа Проект по теме: «Все профессии важны»
|
Этапы и их сроки
|
Конечный продукт
|
Действия
|
Роли
|
Необходимые материалы
|
Источники информации
|
Привлечение других взрослых
|
В школе
|
Вне школы
|
1 неделя
|
Справочник профессий
|
Составление справочника профессий людей, участвующих в производстве хлеба
|
Сбор информации
|
Оформитель
|
Бумага, фломастеры
|
Словари, научно-популярная литература
|
Родители, воспитатель ГПД, библиотекари
|
2 неделя
|
Кроссворд в загадках о профессиях и технике
|
Составление кроссворда
|
Подбор загадок и картинок для кроссворда
|
Оформители
|
Ватман, фломастеры, картинки, краски, кисти
|
Художественная литература
|
Родители, учителя
|
3 неделя
|
· Книга рецептов выпечки хлеба.
·Выставка хлебобулочных изделий (пироги, кренделя, баранки и др.)
|
· Изготовление книги рецептов.
· Оформление выставки
|
· Оформление книги
· Подборка материала
· Выпечка хлебобулочных изделий
|
Художники, переплетчик, рецептур-щик, оформитель, пекарь
|
Бумага, карандаши, краски, кисточки, рецепты, продукты, инструменты
|
Кулинарные книги
|
Родители, повара, учитель труда
|
4 подгруппа Проект по теме: «Булки в колосьях»
|
Этапы и их сроки
|
Конечный продукт
|
Действия
|
Роли
|
Необходимые материалы
|
Источники информации
|
Привлечение других взрослых
|
В школе
|
Вне школы
|
1 неделя
|
Питательные свойства хлеба
Социологический опрос
|
Изготовление «колоска» с пи-тат. свойствами хлеба
Опрос детей и взрослых о питат. свойствах хлеба
|
Чтение научно-популярной литературы
Сбор информации
|
Оформитель
Социологи
|
Ватман, краски, кисти, ножницы, фломастеры
Бумага, ручка
|
· Научно-популярная лит-ра
· Художественная лит-ра
· Методические пособия
|
Родители, педагоги
|
2 неделя
|
Мука
Эксперимент с дрожжами
|
· Перемолка зерен пшеницы и ржи (в ступе с пестиком, на кофемолке)
· Просеивание получившейся муки
· Проведение эксперимента с дрожжами
|
|
Мельник,
ученый
|
Кофемолка, ступа, пестик, зерно, сито, миска, фартук, косынка, дрожжи, вода, сахар
|
Художественная и научная литература
|
Воспитатель ГПД, повара
|
3 неделя
|
Книга о хлебе
|
· Изготовление и оформление книги о хлебе
· Рисование иллюстраций для книги о хлебе.
· Сочинение о хлебе
|
· Чтение стихов, сказок, рассказов, песен, обрядов.
· Сбор информации
|
Художники-оформи-тели
Переплетчики
Автор
|
Бумага, карандаши, краски, кисточки
|
Научно-популярная литература, художественная литература
|
Родители, библиотекари, учителя
|
Ход урока-презентации.
Учитель: - Давным-давно, так давно, что представить ту давность страшно, выросла среди прочей травы первая пшеница. Как хорошо, что не сощипнул её первобытный зверь, не сожгла случайная молния!
-Хлеб – наше богатство!
-Зерно брошено в землю. Будет хлеб. Но сначала труд, чтобы маленькое зёрнышко выросло, колосья стали урожаем.
-Хлеб – всему голова!
-Такова тема нашего проекта, над которым мы работали три недели. Узнали много нового и интересного. А сегодня вы можете поделиться своими знаниями друг с другом.
-О том, как выращивали и выращивают хлеб, нам расскажет группа
«Как хлеб на стол пришёл».
Учитель: - Ребята, у вас есть вопросы к этой группе?
Учитель: - Хлеб в поле. Хлеб на столе. Вдумайтесь, ребята, сколько людей участвуют в его создании.
Группа «Все профессии важны» расскажет нам об этом.
Учитель: - Ребята у вас есть вопросы к этой группе?
Учитель: - Некоторым, может быть, кажется, что пшеница и рожь всегда росли у нас. Нет. Они – южанки. И такими, как сейчас, стали не сразу. Многие годы понадобились учёным для выведения таких сортов пшеницы, чтобы получать богатый урожай, чтобы не замерзала она в нашей северной стране. И сегодня эта работа ещё не окончена. Ею занимаются люди, которых называют селекционерами. Из года в год на опытных полях они выращивают один сорт, испытывают его против заморозков, засухи, выбирают самые лучшие растения.
- Хочу сказать вам, ребята, имя древнего пекаря – Мулхолд, который жил 4 тысячи лет назад между реками Тигр и Евфрат. Он знал триста способов приготовления хлеба.
- Почему же хлеб стал главным на нашем столе? Что же в нём такого, если рука сама тянется к нему, будто он какое-то редкое лакомство? Какую пользу он нам приносит?
Слово группе «Булки в колосьях».
Учитель: - Ребята у вас есть вопросы к этой группе?
Учитель: - Ребята, вы, конечно, читали сказку А.С.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». А кто вспомнит, чем поп кормил своего работника? Так вот, Пушкин писал: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка по лбу,
Есть же мне давай, варёную полбу»
-Что это такое – варёная полба? А это, оказывается, дикая пшеница. О ней люди знают многие тысячи лет. А в давние времена была главным хлебом древних людей.
Группа «От зерна к хлебу » расскажет нам о злаковых культурах.
Учитель: - При виде хлеба на столе становится тепло и уютно. Давайте стараться это чувство к хлебу сохранить на всю жизнь
-Я надеюсь, что на этом занятии вы больше узнали о ценности хлеба.
-А теперь я прошу обсудить в группах вклад каждого в общее дело.
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб, соль из рук.
-Дорогих гостей приглашаем попробовать разные виды хлеба.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Группа «Как хлеб на стол пришёл».
-Вырастить хлеб - большой труд. Раньше всё руками делали, да лошадка помогала.
Землю сначала вспахивали плугом или сохой (показ)
В старину говорили: Поле пахать – не руками махать.
Пахать – так не дремать.
Глубоко пашешь – веселей пляшешь.
Рой в глубь пласта – будет рожь густа.
В наши дни помогают людям машины. Главный помощник человека на поле – трактор (показ). Он тянет железный плуг, который разрезает землю. Бороной с зубцами, как большими граблями, трактор разбивает большие комья земли. Заборонованная почва меньше испаряет влаги, так что борона ещё и охранительница влаги.
Затем пашню засевали (показ). Сеяли зерно из лукошка, сеяли и приговаривали: «Сейся, родися, жито, пшеница, ячмень овёс, гречка, горох, чечевица».
Сегодня помогает человеку трактор, который тащит сеялку (показ) и засевает поле. Для посева отбирают лучшее зерно: «Лучше голодай, а добрым семенем засевай».
Когда хлеб созревал, его убирали – жали серпом, изогнутым ножом с зазубринами (показ) и связывали в снопы (показ).
Жали мы, жали,
Жали, пожинали.
Жнеи молодые,
Серпы золотые.
Ниву обжали,
Страду пострадали,
Снопов навязали!
Потом молотили – выбивали из колосьев зёрна деревянным цепом (показ).
Когда на тракторе укрепили жнейку, молотилку, веялку и вместилище для зерна – бункер, получился комбайн. Эта большая и красивая машина помогает людям убирать сегодня хлеб с поля. Срезанная жнейкой пшеница попадает в молотилку. Там зерно отделяется от соломы. Провеянное на решётках веялки, оно ссыпается в бункер. На ходу комбайнёр пересыпает зерно в кузов грузовика. Грузовики везут зерно на ток, где его сушат, провеивают. А на мельничных комбинатах зерно превращают в муку и крупу.
А раньше зерно молотили на мельницах.
Человек издавна научился ценить и использовать в самых различных целях не только каждое зерно, но и солому, удивительный по красоте материал. Из соломки плели коврики, посуду, шляпы, украшения. Прекрасными сувенирами всегда были куклы, фигурки животных. Обложка нашей книги выполнена из соломки.
Дорого доставался хлеб крестьянам. Дорого достаётся он и сейчас. Но в нелёгком труде крестьянам помогала песня.
«Урожайная» - русская народная обрядная игра.
Группа «Все профессии важны»
- Всегда у нас хлеб на столе на самом главном, почётном месте. Потому что для людей он – самый дорогой, самая первая еда. И вот сейчас мы расскажем вам о том, как он достаётся людям, кто работает для того, чтобы всегда был хлеб на нашем столе.
- Давайте поиграем и профессии узнаем, кто же хлебу на стол прийти помогает. Посмотрите, на доске – таблички с названиями профессий. Которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу? Расставьте таблички в том порядке, в котором эти профессии принимают участие в производстве хлеба. (Учащиеся называют профессии). Какая профессия самая главная?
Рассказ об агрономе.
Хлеб начинается с Агронома – важного человека в сельском хозяйстве. Не простое дело – хороший урожай получить. О нём надо думать уже зимой – семена подготовить. Весной проверить почву. И летом много забот. Вовремя убрать сорняки, следить, когда урожай поспеет. Поспел урожай – агроном вызывает машины для уборки. Убрали урожай – снова готовиться к следующей весне.
Загадка: Стоит стеной
Шумит волной
Волна золотая
Не видно края (Хлебное поле)
- Мы сделали книгу рецептов хлеба:
Ø «Хлеб «на скорую руку»
Ø «Пивной хлеб»
Ø «Хлеб с цукинни и сыром»
Ø «Содовый хлеб»
Ø «Кукурузный хлеб»
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Всем вам поклон за хлеб. А только самый первый поклон, самый низкий поклон Земле-матушке, Земле-кормилице!
Группа «Булки в колосьях».
- Хлеб потому и главный, что очень сытный и питательный. Но не весь хлеб. Это зависит от муки, из которой пекут хлеб.
При переработке зерна получают муку. Сорта муки различаются сечением крупинок, которые получаются при перемалывании.
У высшего сорта сечение крупинок наименьшее. Однако при таком тонком помоле мука лишается многих своих полезных качеств. Большей ценностью являются мало очищенные сорта муки, т.к. в них содержится больше белка, жира, минеральных веществ, витаминов, частично удаляемых при очистке оболочек зерна. Большой пищевой ценностью обладает ржаная мука, особенно обойная и обдирная. Хлеб содержит незаменимые аминокислоты, поэтому обязательно должен быть в ежедневном питании.
Самым полезным является тёмный хлеб: ржаной и из пшеничной муки грубого помола. В нём содержится в 5 раз больше, чем в белом необходимых организму элементов. Тёмный пшеничный хлеб богат витаминами группы В, а также витамином Е. Он является богатым источником клетчатки, способствующей правильному обмену веществ. Благодаря наличию микроэлементов очень полезным считается хлеб, выпеченный с добавлением зёрен подсолнечника, сои и др. масличных культур.
Хлеб – не простое дополнение к супу или котлете. Он сам – пища. Знаете, ребята, поговорку: «Хлеб в нас спит»? Как может спать в человеке хлеб? Нелепица! И всё-таки сказано, верно: когда мы сыты, и сон крепкий.
Мы провели опрос среди 58 учеников и 20 взрослых нашей школы, и узнали, что больше всего едят дарницкий хлеб и батон нарезной. Других названий хлеба ребята не вспомнили. А взрослые едят ржаной хлеб, зерновой – 3 человека, с отрубями – 2 человека. А также много знают названий хлеба: дарницкий, горчичный, столовый, докторский, зерновой, богородский, бородинский, батон нарезной, подмосковный, плетёнка. Все опрошенные считают, что хлеб полезен, в нём есть витамины, он сытный, даёт силы, и от него мы растём.
О хлебе написано очень много произведений. Мы постарались собрать их в одной книге. В этой книге помещены произведения не только известных авторов, но и учеников нашего класса. (Ученики читают стихи собственного сочинения)
Также в книге есть песни о хлебе. Послушайте одну из них.
Группа «От зерна к хлебу »
-Хлеб пекут из муки, а муку мелят из зёрен злаковых культур: овса, ячменя, пшеницы (показ гербария). Пшеница бывает разная. У нас – золотистые зёрна, а в Африке есть фиолетовая. Есть и красноватое, и зеленоватое зерно. Много сортов одной и той же пшеницы. А хлеб из неё почти ничем не отличается ни цветом, ни вкусом.
Но всё же главным хлебом русских долго была рожь. Появилась она на наших полях немного странно. Вначале рожь была сорняком в посевах пшеницы. Пшеница погибала от заморозков, а дикая рожь росла, как ни в чём не бывало. Стали сеять её вместо пшеницы.
- Хлеб из ячменной муки не идёт по сравнению с хлебом пшеничным и ржаным. Он быстро черствеет, твердеет. Но из ячменя делают крупы: перловую и ячневую.
- Учёные подсчитали, что, чтобы хорошо питаться, каждому в год нужна тонна зерна. Рожь растёт очень быстро.
Две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает.
Мы прорастили рожь. За две недели она выросла на 30 см.
-А теперь отгадайте кроссворд в загадках о злаковых культурах.
-О хлебе народ сложил много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим ваши знания и сплетём венок пословиц. Я читаю первую часть пословицы, а вы продолжаете.
-У каждого народа есть свои обычаи, рецепты и названия хлеба. Например, в Грузии пекут хлеб «лаваш». В Молдовии и Румынии хлеб пекут из кукурузной муки – мамалыги. Корейцы едят вместо хлеба пабе – отварной рис без соли и масла. Американцы едят в сыром виде ячмень, пшеницу, кукурузу. В Чехии – хлеб моравский, в Польше – сандормирский с тмином. Немцы пекут хлеб из ростков – пумперникель, Итальянцы – панеттони.
-В нашем городе на хлебопекарне пекари производят много разных сортов хлеба. (Выставка хлебобулочных изделий)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб, соль из рук.
Проект по теме:
«Наш веселый огород»
Урок природоведения
по программе А.А.Плешакова 2 класс (1-4). Проведен учителем начальных классов
высшей кв.категории Смирновой Светланой Викторовной
ЦЕЛЬ: развитие проектировочных навыков, основных видов ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная) учащихся
ЗАДАЧИ:
5. Развивать навыки познавательной деятельности:
· Работа с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
· Навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
6. Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение)
· Навыки диалогового общения (прием – передача вербальной информации)
7. Совершенствовать умение детей представлять результаты своей работы
8. Воспитывать интерес к труду, здоровому образу жизни.
МАТЕРИАЛЫ:
· Пугало с фотографиями; стенд «Овощи – полезные продукты»;
· Выставка мягких игрушек – овощей;
· Выставка книг;
· Черный ящик, магнитофон, фонограмма.
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «Веселый огород»
|
Группа 1
«Разговор о правильном питании»
|
Группа 2
«Чтение»
|
Группа 3
«Природоведение»
|
Группа 4 «Художественный труд»
|
4-8 октября
|
1. Подготовительная работа для выбора направлений работы: «О чем я хочу узнать».
2. Составление матрицы в каждой группе
3. Совместный просмотр сказки «Чипполино»
|
11-15 октября
|
1. Оформление выставки «Овощи нашего огорода»
2. Чтение литературы по данной теме
3. Сбор материала
|
18-22
октября
|
1. Отбор материала «Овощи – полезные продукты»
2. Подборка рецептов
|
1. Подборка загадок об овощах
2. Придумывание собственных загадок
|
1. Подборка материала о самых необычных овощах
2. Посадка лука, зелени
|
1. Подборка материалов
2. Папье-маше
3. Худ. резка овощей для салатов (с участием работников кухни)
4. Мозаика «Чипполино»
|
25-28 октября
|
1. Изготовление различных салатов
2. Оформление книги рецептов
|
1. Инсценировка «Реклама овощей»
( с использованием изготовленного само-стоятельно костюма с
загадками )
|
1. Презентация стенгазеты и выставки овощей -фруктов
«Рекорды наших огородов»
|
1. Оформление декоративного панно для школьной столовой
2. Оформление салата
|
П Р Е З Е Н Т А Ц И Я
|
МАТРИЦА ТЕМЫ
проект «Наш веселый огород»
|
Возможные проекты
|
Возможные источники информации
|
Учебная информация
(уроки по базовым дисциплинам
как источники сведений по теме)
|
Другие источники информации
|
1. Оформление: «Витаминного стола»
|
1. Уроки природоведения
2. Занятия «Разговор о правильном питании»
3. Уроки художественного труда
|
1. Научно-популярная литература
2. Журналы
|
2. Реклама овощей
|
1. Уроки чтения
2. Занятия в театральном кружке
3. Уроки ИЗО
|
1. Художественная литература
2. Журналы
3. Телевидение
|
3. «Овощи мы с вами сделаем своими руками» (изготовление овощей из различных материалов)
|
1. Уроки художественного труда
|
1. Книжки «Сделай сам»
2. Женские журналы
3. Книги кулинарных секретов
|
4. Что такое огород?
|
1. Уроки истории
2. Уроки природоведения
3. Уроки ИЗО
|
1. Научно-популярная литература
2. Художественная литература
3. Телевидение
|
1 подгруппа проект «Реклама овощей»
Название: проект по теме: «Веселый огород»
|
Этапы и их сроки
|
Конечный продукт
|
Действия
|
Роли
|
Необходимые материалы
|
Источники информации
|
Привлечение других взрослых
|
В школе
|
Вне школы
|
1 неделя
|
Реклама овощей
|
Посещение школьной библиотеки
|
Посещение детской библиотеки.
Беседы с родителями
|
Фотографы,
писатели
|
Литература,
Инетрнет,
выставка книг и фотографий в классе
|
Художественная литература;
детские журналы;
научно-популярная литература
|
Библиотекарь
|
2 неделя
|
Изготовление костюмов к инсценировке
|
Изготовление костюмов, подборка загадок
|
Придумывание загадок
|
Художники оформители
|
Бумага, гуашь, фломастеры, маркеры, ножницы, карандаши, клей
|
Журналы детской и театральной моды
|
Родители
|
3 неделя
|
Презентация
|
Подготовка к презентации, разучивание ролей
|
Разучивание загадок и ролей
|
Артисты
|
Костюмы
|
Видеозаписи спектаклей для детей
|
Родители, воспитатель ГПД, учителя
|
2 подгруппа проект «Овощи мы с вами сделаем своими руками»
Название: проект по теме: «Веселый огород»
|
Этапы и их сроки
|
Конечный продукт
|
Действия
|
Роли
|
Необходимые материалы
|
Источники информации
|
Привлечение других взрослых
|
В школе
|
Вне школы
|
1 неделя
|
Мягкие игрушки огурец и тыква
|
Изготовление выкроек
|
Пошив игрушек
|
Швея
|
Пуговицы, нитки, носок, клей
|
Книжки «Сделай сам»
|
Родители
|
2 неделя
|
Изготовление мозаики, частушки
|
Обсуждение проекта мозаики, репетиция
|
Изготовление мозаики, заучивание текста частушек
|
Художники
|
Бумага, карандаши
|
Книги
|
Родители
|
3 неделя
|
Панно из папье-маше,
салфетки.
|
Изготовление заготовок
|
Резка бумаги, варка клея
|
Вышивальщица
|
Газеты, пластилин, клей, гуашь, ткань, мулине, иголки, ножницы
|
Книжки «Сделай сам»
|
Родители, учитель труда
|
3 подгруппа проект «Что такое огород?»
Название: проект по теме: «Веселый огород»
|
Этапы и их сроки
|
Конечный продукт
|
Действия
|
Роли
|
Необходимые материалы
|
Источники информации
|
Привлечение других взрослых
|
В школе
|
Вне школы
|
1 неделя
|
Огород на подоконнике
|
Посадка лука
|
Заготовка земли
|
Агроном
|
Ведерки, земля, лук, лейки
|
Журнал «Юный натуралист»
|
Родители, учителя
|
2 неделя
|
Стенгазета
«Рекорды наших огородов»
|
Оформление стенгазеты
|
Подборка материала
|
Оформитель
|
Ватман, краски, кисти
|
Художественная литература, словари
|
Родители, библиотекари, учителя
|
3 неделя
|
Книжка «Наш огород»
|
Оформление книжки
|
Подборка материала
|
Автор, оформитель, переплетчик
|
Бумага, карандаш, краски, кисточки
|
Научно-популярная литература
|
Родители, библиотекари, учителя
|
4 подгруппа проект Оформление «Витаминного салата»
Название: проект по теме: «Веселый огород»
|
Этапы и их сроки
|
Конечный продукт
|
Действия
|
Роли
|
Необходимые материалы
|
Источники информации
|
Привлечение других взрослых
|
В школе
|
Вне школы
|
1 неделя
|
Скатерть с рецептами
|
Рассматрива-ние домашних книг рецептов
|
Подборка рецептов, оформление скатерти
|
Оформитель
|
Старые журналы, клей, ножницы, парниковая пленка
|
Журналы, кулинарные книги
|
Родители
|
2 неделя
|
Книги рецептов
|
Изготовление книги
|
Оформление книги
|
Переплетчик, рецептурщик, оформитель
|
Бумага, картон, скоросшиватель, фломастеры, картинки
|
Кулинарные книги, журналы, телевидение
|
Родители, повара
|
3 неделя
|
Приготовление салатов
|
Беседы в школьной столовой
|
Приготовление салата по рецепту
|
Повар
|
Рецепты, овощи, инструменты
|
Кулинарные книги
|
Родители, повара, учитель труда
|
Ход урока- презентации.
ОБЩИЙ СБОР
(на ковре)
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, урок-презентация, на котором вы представите друг другу свои (проекты) по теме «Веселый огород». Будет интересно. Наши ребята из каждой рабочей подгруппы приготовили сюрпризы.
Слышится карканье ворон, в класс входит Пугало огородное.
Пугало: - И кто тут о моем огороде вспомнил?
- Узнали меня? (ответ детей)
- Многие меня на огороде видели, но не все знают для чего я там стою. А вы знаете? (ответ детей)
- Да, я отпугиваю птиц на огороде, чтобы они не «портили» урожай.
- Мне очень приятно, что вы знаете для чего я нужен.
Учитель: Пугало, ребята не только это знают. На протяжении трех недель они вместе с родителями собирали материал об огороде и обо всем, что с ним связано.
Пугало: - Я тоже работал с ребятами над проектом «Реклама овощей». И хотел бы посмотреть другие проекты, надеюсь, они получились такими же интересными и полезными.
Учитель: Займите свои места, мы начинаем презентацию.
Приложение к проекту
«Что такое огород?»
Над этим проектом мы работали три недели и собрали материал об овощах в книге, которая сделана своими руками. Послушайте, что мы узнали о моркови ( рассказывают 1-2 участника подгруппы).
Мы сделали стенгазету про пугало ( газету демонстрируют 2-3 детей).
А еще хотим задать всем хитрый вопрос. Скажите, какого человека называют «пугало огородное»?
Мы попросили ребят из нашего класса принести самые необыкновенные овощи. Посмотрите, какая выставка у нас получилась ( выставку презентируют 2-3 участника подгруппы).
Сейчас в организме человека не хватает витаминов. Мы решили устроить огород на окне. Этот лук мы будем все есть сегодня на обеде.
Приложение к проекту
«Оформление витаминного стола»
(В презентации используются: скатерть с рецептами, книги рецептов, сделанные руками детей, различные салаты из моркови по рецептам из кулинарных книг-самоделок, литературный материал).
1. Наше изобретение –
Скатерть всем на удивление,
Пока за столом сидим
О пользе овощей прочитаем и поговорим.
2. Оказывается, помидоры и цветная капуста помогут отвыкнуть от курения. (В этих овощах содержится никотин).
3. А лук вообще от семи недуг.
4. Самый любимый
Салатик морковный
Есть его надо,
Чтобы быть высоким и стройным.
5. Заходите к нам в гости,
Мы накормим вас быстро и просто.
Приложение к проекту
«Овощи мы с вами сделаем своими руками»
( В ходе презентации используются: мозаика, изготовленная для детей детского сада, панно из овощей, выполненные в технике папье-маше, приспособления для фигурной резки овощей (украшение салата), вышитые салфетки, музыкальные тыквы и початок кукурузы, литературный материал).
При работе над этим проектом, мы пролистали много кулинарных книг, книг по художественному труду. Все, что здесь представлено, мы сделали своими руками. Это может сделать и каждый из вас, а мы вам в этом поможем.
Чтоб здоровым сильным быть
Надо овощи любить,
Всем без исключения,
В этом нет сомнения.
У меня фигурка тонка
И высокий каблучок
Я не буду, есть котлеты,
Мне пожарьте кабачок.
Мы веселые девчата,
Красотой рекорды бьем
Красоты своей рецепты
В огороде мы найдем.
Приложение к проекту «РЕКЛАМА ОВОЩЕЙ»
Действующие лица: два пугала, Лук, Морковь, Помидор, Огурец, Репа, Картошка.
1-е пугало: Посмотрите, с огорода
Заготовила природа
Массу вкусных овощей
Для супов и для борщей.
(А.П. Антошина)
2-е пугало: В огород мы забежали,
Овощей насобирали
Пикалевские плоды
Мы к вам сегодня привезли.
1-е пугало: Для детей, их пап и мам
Устроим мы турнир реклам,
Реклам не простых –
Витаминных, овощных.
2-е пугало: Во саду ли, в огороде
Фрукты, овощи растут,
Мы сегодня для рекламы
Их собрали в зале тут.
1-е пугало: Для всего честного люда
Реклама есть к любимому блюду.
Слушайте внимательно,
Запоминайте старательно.
Лук: Лук зеленый – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте дети, лук зеленый,
Он полезен людям.
Витаминов в нем не счесть,
Надо лук зеленый есть.
И головки лука тоже
Нам полезны и пригожи.
Морковь: А морковочка - подружка
Дорога и люба.
Ешьте дети все морковь,
Очищайте зубы.
Помидор: А я – толстый помидор,
Витаминов полный.
Очень долго я расту –
Возраст мой преклонный.
Сначала я зеленым был,
Но август-месяц наступил:
Стал краснеть я день за днем,
Чтобы взяли меня в дом.
1-е пугало: Ешьте, дети, помидоры,
Пейте сок томатный:
Он полезный, витаминный
И на вкус приятный.
Огурец: Превосходный огурец
Лежит на рыхлой грядке.
Ешьте, дети, огурцы,
Будет все в порядке!
Репа: Наша желтенькая репка
Уж засела в землю крепко,
И кто репку ту добудет,
Тот здоровым, сильным будет.
Картошка: Посадили мы картошку
Еще в мае-месяце.
Выросла у нас на диво –
И крупна, и так красива!
А картошка – хлеб второй,
Это знаем мы с тобой.
Собирай картошку смело,
Не жалей ты сил для дела.
2-е пугало: Мы представили сегодня
Вам рекламу для борщей.
Для здоровья и для силы
Ешьте больше…
Вместе: О-во-щей!
Помидор.
Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые,
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
В огороде вырастаю
Варят из меня томат,
В щи кладут.
И так едят.
На зеленых ветках
Красные детки.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней …
Я красный, я опрятный,
Любят все мой сок томатный.
Я друзья, бываю разный –
Желтый, розовый и красный.
Лук
Наш огород в образцовом порядке
Как на параде построились грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зеленый выставил …
Заставит плакать всех вокруг
Хоть он и не драчун, а …
Сидит дед во сто лет,
Кто его раздевает
Тот слезы проливает.
Ох, и зол, хоть и мал!
В солнце стрелки выпускал.
Не попали в солнце стрелки,
А попали к нам в тарелки.
Репа
Кругла, как месяц,
Желта, как масло,
С хвостиком, как мышь.
Кругла, а не шар,
С хвостиком. А не мышь,
Желта, а не мед,
И вкус не тот.
Не видна из грядки
Играет с нами в прятки.
И никто бы не нашел,
Да гляди – торчит хохол!
Потяните крепко,
Вытащится …
Под дубком – дубком
Свилась клубком,
Да и с хвостиком.
Кину кидком, вырастет клубком
Под зеленым под садком,
С хвостиком.
Картофель
Под каждым кустом
Сидит клубком.
А выйдет на свет –
Вкусней его нет.
Что такое:
Выходит из земли –
В одежке входит в жаркую баню,
Из бани выходит –
С него одежку снимают.
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хватали?
Под землей
Птица гнездо свила,
Яиц нанесла.
Курочка – пустодом
Свила гнездо за двором,
Яйца несет –
В землю кладет.
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …
Без нее – какой обед?
Без нее обеда нет.
Жарь ее, вари, туши –
Наедайся от души!
Веселей, играй гармошка!
В хоровод пришла …
Весной одну закапывают,
А осенью семью получают.
Морковь
Красный нос
В землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок
На ощупь – очень гладкая
На вкус – как сахар сладкая.
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
Сладкая, красная,
На грядке растет.
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки.
Огурец
Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Желтые, соленые,
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
Стоят козлятки
Привязаны к грядке.
Наши поросятки,
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком,
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.
Между грядок
Лежит гусь – гладок.
Ни щелей, ни дверей – полна
Церковья людей.
Полно корыто
Народу намыто.
Промеж гор, промеж дол
Лежит дедушка Егор
В зеленом халате.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
1. В старину этот овощ называли «любовное яблоко», «золотое яблоко». И сейчас у него есть два имени. Какой овощ лежит в черном ящике? (помидор, томат)
2. Родина его – Южная Америка. Индейцы назвали его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чертово яблоко». Подсказка: «В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать, мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идет речь? (картофель)
3. Маленький, горький, луку брат, к пище приправа, а на микробов управа. (чеснок)
Игра – ритуал
Пугало:
Прошу всех встать, поднять руки вверх, покачаться из стороны в сторону, как на ветру, руки развести в стороны, корпусом повертеть, потом помахать руками, как птицы, и громко прокричать: «Кар-кар-кар!».
Молодцы! Вы только что сдали экзамены и вступили в «Общество Благородных Огородных Пугал».
Спасибо! Садитесь! Не сердитесь! Это был всего лишь розыгрыш.
Поделиться: