Авторcтво: Любомирская Наталия Вениаминовна, главный методист проекта, доктор биологических наук, директор-организатор Лицея НИУ ВШЭ |
Наталия Вениаминовна, в какой момент Вы включились в разработку этой темы?
Практически с самого начала, и очень активно. Взяла на себя методическую составляющую, курировала школу- гимназию в Перми, участвовала в подготовке всех документов, которые мы рассылали в школы, проводила все вебинары по планированию и критериальному оцениванию.
А как давно началась работа?
Реальная апробация технологии смешанного обучения в России началась с октября прошлого года, когда подключились регионы. Сама технология довольно молодая, появилась она на Западе, и, как и все, что появляется на Западе, — как движение снизу. Началось все как изобретение одного из практикующих учителей, который решил таким образом облегчить себе жизнь, — надоело объяснять детям одно и то же из года в год и изо дня в день. Поэтому он записал свой урок на видео и разослал по электронной почте своим ученикам, чтобы они заранее ознакомились с материалом и ответили на вопросы. Это оказалось эффективно и очень полезно, поэтому быстро распространилось практически на все западные школы.
У нас смешанное обучение применяется на уровне бизнес и постдипломного образования, но в школах до недавнего времени этого не было вообще. И наш проект стал первым.
Смешанное обучение больше ориентировано на потребности учителя или ученика?
Это связанные вещи. Учитель объясняет классу материал, и через какое-то время видно, что те, кто давно все понял, скучают. А есть дети, которые постоянно переспрашивают, им приходится повторять объяснение. А они все равно не понимают и опять спрашивают. Все это создает учителю колоссальные неудобства. Поэтому есть смысл в том, чтобы ребенок посмотрел видео с объяснением дома. Кому-то достаточно посмотреть один раз, кому- то — три раза. Учитель к этому ролику прилагает один- два вопроса и по ответам детей видит, кто не понял материал.
Проанализировав все это, можно совершенно по- другому организовать работу в классе. Учитель делит детей на группы в зависимости от уровня усвоения материала и дает каждой группе свое задание, направленное на
решение разноуровневых задач.
В этом смысле смешанное обучение, конечно же, удобно для учителя. Но это удобно и ребенку. Дети, которые медленно воспринимают материал, стесняются задать вопрос, могут просмотреть ролик еще раз, воспользоваться и другими источниками информации. А тот, кто воспринимает быстрее других, может более
эффективно использовать свое время. Каждый работает в своем темпе.
Самое значимое, что при смешанном обучении меняется характер взаимоотношений учителя и ученика. Кто-то из западных учителей очень хорошо сказал: «Я преподавала биологию, а теперь я учу детей». По - английски это звучит как “Before I taught biology, now I teach students”. В этом принципиальная разница между традиционным и смешанным обучением. Если раньше во главе угла стоял предмет, то теперь — ученики. Значит, по-другому надо планировать, оценивать, работать с ребятами. При этом, при всех сложностях переходного этапа, самому учителю легче сохранить свою внутреннюю целостность, психологический и эмоциональный комфорт, так как работает и отчитывается он в одной парадигме, понимая и анализируя реальные метапредметные и личностные результаты учеников.
Все это продвигает нас в направлении, в котором движется мировое образование, и нацеливает новый образовательный стандарт на практико-ориентированное обучение.
Может ли смешанное обучение стать массовой технологией в российской школе?
Чтобы внедрять новую технологию, прежде всего, нужно желание учиться чему-то новому. Конечно, есть набор технических требований, которые сегодня
легко выполнимы. Например, для модели «Перевернутый класс» достаточно, чтобы у ребенка был компьютер с выходом в Интернет. Для других моделей может потребоваться большее учебное пространство, зонирование классов, выделение дополнительных помещений. Например, в пермской школе, которую я курирую, нет возможности осуществлять смену рабочих зон, потому что классы очень большие, а помещений
недостаточно. Эта проблема характерна для очень многих школ. Поэтому там пошли по пути «Перевернутого класса». Особая ситуация с моделями группы «Личный выбор», рассчитанными на старшеклассников. Эти модели позволяют осуществлять вариативность при нехватке педагогических, финансовых и других ресурсов. Старшей школе эта модель смешанного обучения позволит не потерять часть контингента, что очень актуально в связи с введением подушевого финансирования. Содержание предмета, система организации и учета, задания предлагаются электронным ресурсом, а учитель школы осуществляет еще и консультационную работу.
Да, учителю приходится многому учиться, менять свои взгляды. Но если в нем самом не заложено стремление к совершенствованию, если он сам не умеет
учиться, то кого он этому научит?
Кроме учителя, есть система, есть образовательная среда школы…
Один учитель, каким бы талантливым он ни был, не сможет это сделать. Безусловно, нужна поддержка администрации школы. Директор может и не быть специалистом в области электронного обучения, но должен понимать, в чем его смысл и зачем это нужно его школе.
Второе важное условие — наличие заинтересованных учителей. Любая инновация требует обсуждения, коммуникации, нужно все время пробовать, проверять, то ли вообще делается.
Желательно, чтобы в школе появилась группа учителей, которые хотят работать по новой технологии.
Важна финансовая составляющая, директор должен поощрять инновационную работу не только морально, но и материально. Безусловно, это должно учитываться при распределении стимулирующей части заработной платы.
Сейчас школа сама нарабатывает опыт в реализации смешанного обучения или существуют уже проверенные методические материалы и рекомендации?
По большому счету, и то и другое. Есть методические рекомендации, которые мы предлагаем, анализируя международный опыт, например, по тому же планированию. У нас вообще планирование сильно недооценивают, а в смешанном обучении это ключевой момент в деятельности учителя.
Хорошо, когда учитель интересен детям, но его деятельность складывается, прежде всего, из планирования, непосредственной работы в классе и оценивания детских достижений. И новые стандарты совершенно по-другому ориентируют нас: теперь учебные цели — это и есть планируемые результаты. Соответственно это вещи, напрямую связанные с оцениванием. Учитель должен четко сформулировать ожидаемые результаты и сразу же продумать, как он будет проверять их достижение. Эти два момента становятся ключевыми. При смешанном обучении процесс пойдет только тогда, когда эта связка существует.
И если существует, какие сложные задачи позволяет решить?
Например, вы можете в большом классе в 25 человек реализовывать индивидуальный подход.
Индивидуальный или персонализированный?
Это вопрос терминологии. Индивидуализация — это просто учет индивидуальных особенностей ребенка. Персонализация (а этот термин у нас пока не вошел в широкий обиход) все-таки подразумевает не просто учет особенностей, а участие ребенка в построении собственной траектории. Говорить о персонализации нам еще рано.
Самое простое, что легко реализуется при использовании смешанного обучения, — это дифференциация. Учитель делит класс на группы в зависимости от уровня усвоения материала, специфических педагогических целей, индивидуальных особенностей детей и для каждой группы выстраивает маршрут. Смешанное обучение позволяет при смене рабочих зон выстраивать разные маршруты.
Может ли смешанное обучение стать индикатором перестройки школы? Используешь смешанное обучение – значит, работаешь инновационно…
Смешанное обучение не является необходимым или достаточным условием для инноваций. Это технология, внедрение которой помогает всему остальному. Можно двигаться в этом направлении и без нее, а можно использовать технологию, никуда не двигаясь. Использование технологии без изменения планирования не является смешанным обучением в истинном смысле этого слова. Многие школы и так все время используют электронные ресурсы. Но суть смешанного обучения заключается в том, что это не добавка к деятельности учителя, а замещение части его работы электронным ресурсом.
Это принципиальная вещь. Если учитель просто использует сайт вместо учебника или показывает на уроке картинку на экране интерактивной доски, этого недостаточно.
Как будет отслеживаться дальнейшая работа школ, которые участвуют в апробации?
Предстоящая конференция покажет промежуточные результаты работы этих школ, это прекрасная возможность обменяться опытом. Как результат, произойдет более глубокое общее погружение в тему, планирование дальнейших шагов. Есть рабочая гипотеза, суть которой в том, что смешанное обучение способствует формированию универсальных учебных действий. Это, исходя из логики, ожидаемо. Например, работа по модели «Перевернутый класс» влияет на развитие саморегуляции учащихся, учит планировать время, ставить учебные задачи, развивает ИКТ-компетентности. Конференция называется «Экология современного образования». Понятие экологии сегодня используется довольно широко и подразумевает в первую очередь рациональное использование, грамотную организацию, оптимальность условий. И в этом смысле смешанное обучение — это один из факторов, которые позволяют устроить школу в соответствии с принципами разумного использования всех имеющихся ресурсов и рациональной организации образовательного пространства.
Беседовала Оксана ДЕМЬЯНЕНКО
Впервые опубликовано в периодическом издании Новые Российские образовательные технологии», №60, июнь 2013
Поделиться: