Поиск по сайту

«Культурный weekend в Санкт-Петербурге» или развитие информационной грамотности на уроках информатики в 8 классах


Авторcтво: Рунова Юлия Игоревна, учителя информатики ГБОУ школы №104 Выборгского района Санкт-Петербурга


Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность.

Функциональная грамотность сегодня – это модное новое слово. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий. Важнейшими компонентами информационной культуры являются информационное мировоззрение и информационная грамотность. Под информационной грамотностью понимается наличие знаний и умений, требуемых для:

  • правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определённого задания или решения проблемы;

  • выработки стратегии эффективного поиска, анализа и интерпретации информации (например, после скачивания из Интернета);

  • оценки объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности полученной информации;

  • соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией;

  • последующего применения информации для осуществления определённых действий и достижения определённых результатов.


Умение эффективно работать с текстовой информацией — важное условие успешной учёбы и профессиональной деятельности в современном мире. Это находит своё отражение на уроках и в знакомстве с компьютером, и в овладении способами работы с информацией, в развитии критического мышления к ней, применении компьютерных технологий для решения учебных задач по разным предметам. Дети видят, что, например, поиск информации в интернете гораздо быстрее, разнообразнее и удобнее. Информация, которую они получают с помощью компьютера, очень важна. В результате приходит понимание роли информации в жизни человека.

Одной из составляющих развития функциональной грамотности является использование краеведческого материала. Краеведение является важным элементом содержания образовательного процесса. В основе реализации программы по краеведению лежит системно – деятельностный подход. Он осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников, которая ценна тем, что создаёт условия для успешной реализации задач ФГОС и помогает ребёнку в освоении различных видов УУД.

Я предлагаю примеры практических заданий, в которых вижу эффективность для развития информационной грамотности учащихся.

создавать таблицы с помощью программ MS Word, Exсel;

1. Задание «Культурный выходной» (смотри приложение 1) должно помочь развить умения:
    1. создавать таблицы с помощью программ MS Word, Exсel;

    2. анализировать данные таблицы

    3. ориентироваться в окружающем пространстве (перемещение в метро, нахождение нужного адреса),

    4. ориентироваться во времени и действующем ценовом диапазоне города (стоимость проезда в метро, стоимость билета в музей и т.п.)

Специального для этого задания создана актуальная таблица, с информацией о работе действующих музеев и мест развлечений Санкт-Петербурга. При желании ее можно дополнить.

2. Задание «Добро пожаловать в Питер» (смотри приложение 2) должно помочь научиться:

    1. свободно ориентироваться в городском пространстве (пешеходное путешествие по улицам мегаполиса);

    2. оценивать время перемещения в городской среде;

    3. пользоваться возможностями современных цифровых устройств и выходом в Интернет.

    4. практически применять умения создавать многоуровневые списки с помощью программы MS Word.

Владение современными информационными технологиями является важнейшим навыком для выпускников школ. Уметь найти информацию, проанализировать ее, создать на ее основе текст, список, презентацию, таблицу – вот требования к 8-классникам поколения 2020-ых.

А мы, учителя, помогаем школе подготавливать функционально грамотных выпускников с высоким уровнем амбиций и высокой образовательной активностью. Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, то ее развитие у школьников необходимо для развития российского общества в целом, это условие социально-экономического развития страны, показатель качества образования.


Поделиться: