Поиск по сайту

Как хорошо уметь читать. Приёмы формирования читательской грамотности.


Авторcтво: Ипатова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, Павлова Ксения Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №97


      Великий педагог К. Д. Ушинский писал: «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлекать из мертвой буквы живой смысл. Уметь читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот что главное». Следовательно, читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

      Современные реалии ставят перед нами цель развить мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в дальнейшей жизни, т.е. научиться принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Чтобы эти мыслительные навыки развивались и возникало понимание прочитанного, читатель должен быть «развитым», т.е. таким, у которого сформированы следующие умения:

·      извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения и делать выводы;

·      интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя, основываясь на собственные размышления о прочитанном и жизненном опыте.

Читатель должен уметь устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую, интерпретировать их и реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык, схему, рисунок, график и т.д.).

Основу любого предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

·      осознанное, творческое, выразительное чтение текстов разных жанров;

·      пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

·      ответы на вопросы; 

·      анализ и интерпретация текста;

·      составление планов;

·      создание собственного текста;

·      перевод сплошного текста в не сплошной и наоборот;

·      составление опорного конспекта и т.д.

       Отсюда вытекают основные задачи формирования читательской грамотности: научить осознанно читать, извлекать из текстов разных типов нужную информацию, работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях), высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте, развивать потребность в самостоятельном, инициативном чтении. Существует множество приемов формирования читательской грамотности. Рассмотрим некоторые из них.

       Приём «Верите ли вы…» позволяет связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, учить критически воспринимать информацию и делать выводы о точности и ценности информации.

       Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают до чтения текста параграфа учебника. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты. Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового материала.

      Прием «Мозаика» эффективен при изучении теоретического материала. Текст разделяется на части (предложения, абзацы), ученикам предлагается собрать текст, разложив разрозненные части в правильной последовательности. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Прием «Кластер» отлично подходит для любой стадии урока. Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: заполнение ячеек кластера на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками. Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями «второго уровня».

Приём «Тонкий и толстый вопрос» используется для организации взаимоопроса. Это прием из технологии развития критического мышления, позволяющий научиться формулировать вопросы и соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ, толстый вопрос предполагает развернутый ответ.

Прием «Реставрация текста» подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Учащимся необходимо вставить пропущенные слова или словосочетания в текст.

Приём «Опорный конспект» формирует читательское умение находить и извлекать информацию из текста. Учащимся предлагаются задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем, то есть понимать язык графика, схемы, диаграммы и других несплошных текстов.

Прием «Комплексный анализ текста» является приемом обобщения знаний.  Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.

Рассмотрим более подробно прием активного проблемно–ситуационного анализа «Кейс-технологии», основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций. Главное его предназначение – развитие способности находить решение проблемы и работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку. 

Суть «Кейс-технологии» заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче обучающимся. Рассмотрим приемы формирования читательской грамотности на примере заданий с внедрением краеведческого компонента (Приложение 1 и Приложение 2).

Приложение 1 демонстрирует примеры заданий на умение извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения и делать выводы.

Приложение 2 демонстрирует примеры заданий на умение оценивать, интерпретировать и интегрировать полученную информацию в собственный текст.

В заключении хотелось бы посоветовать не бояться использовать различные приемы для формирования читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла и внеурочной деятельности, т. к. они формируют не только конкретные знания, умения и навыки, но и развивают общий интеллектуальный и коммуникативный потенциал учащихся. А именно к этому нас призывают ФГОС нового поколения.

Список литературы

1. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г

2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.

3. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.

4. Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009

5. Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] /URL:http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html

6. Коротаева Е.В., руководитель лаборатории «Формирование читательской компетентности в начальной и основной школе (чтение в системе универсальных учебных действий», 2013г.

7. Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. - М.: Баласс,2011,-128 с.

 

Задания по формированию читательской грамотности

Приложение 1 

Царскосельский лицей

Прочитайте информационные тексты о Царскосельском лицее и выполните задания.

        Вступительные экзамены в Царскосельский лицей были строгие, здесь спрашивали по многим предметам – от языкознания до математики и географии. Саша хорошо сдал все экзамены и стал 14-м в списке из 30 зачисленных.

        Ребята жили в лицее почти безвылазно шесть лет – не разрешалось уезжать домой даже на каникулы! Родители могли навещать своих детей, но не чаще раза в неделю. Однако случилось так, что первое время к Саше никто не приезжал: вскоре после его поступления началась Отечественная война. Семья Пушкиных была вынуждена уехать из Москвы.

       В лицее собрались хорошие наставники. Первое время воспитанникам не ставили оценок, а писали характеристики. Самые лучшие характеристики Саше Пушкину писал учитель французского языка Давид де Будри. Преподаватель словесности, Николай Федорович Кошанский, отмечал хорошие успехи Пушкина в латинском языке и блистательные – в русском. А вот с немецким языком у поэта дела обстояли плохо; в математике будущий поэт «успехов приметных не оказал». Любимым учителем Пушкина был Александр Петрович Куницын, который преподавал нравственные и политические науки. Он защищал идеи свободы личности. Также лицеисты изучали изящные искусства. Так под руководством Александра Вальвиля они занимались фехтованием.

 

Гавриил Романович Державин

(1743-1816)

       На момент поступления Пушкина в лицей был уже стар, успел отличиться на военной службе, побывать губернатором и министром, но известен был как патриарх литературы. После выступления Пушкина он воскликнул: «Я не умер – вот кто заменит меня!»

       Через три года начальный этап обучения оканчивался проверкой полученных знаний. Экзамены были открытыми, на них ожидалось появление царя и многих знатных особ, должен был присутствовать и знамений поэт Гавриил Державин. Александру Пушкину было поручено сочинить и прочитать вслух стихотворение. Пушкин справился с заданием блестяще, он написал «Воспоминания в царском селе».

       В лицее поэт обрёл верных друзей. Больше всего времени проводил он с Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. На первых порах мальчишки в лицее привыкали друг к другу, часто ссорились и даже дрались. Сашу Пушкина дразнили: звали его «обезьяной» за внешность и «французом» за знание французского языка – это прозвище тоже было обидно из-за войны с Францией. Но и сам Пушкин придумывал прозвища товарищам. Постепенно лицеисты сдружились – лицейское содружество заменило семью.

      В лицейские годы началась и дружба Пушкина с Василием Жуковским, который был старше Саши на 16 лет. У них завязалась переписка, поэты посвящали друг другу стихи. Жуковский стал показывать Пушкину свои произведения. Те, которые юный поэт не запоминал сразу наизусть, Жуковский переделывал: он считал, что у его друга абсолютный поэтический слух.

      К моменту окончания Пушкиным лицея в печати появилось уже около 30 его стихотворений. Шесть лет, проведенные в лицее, остались в памяти поэта как самое счастливое время.

(По Ю. Нечипоренко 

Одноклассники Пушкина

Антон Дельвиг начал писать стихи очень рано и первым из лицеистов опубликовался. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном молодом поэте. Их дружба продолжалась и после Лицея. В годы ссылки Пушкина друзья постоянно переписывались, а в апреле 1825 года Антон Дельвиг даже приезжал в Михайловское с визитом.

 

Иван Малиновский — старший сын первого директора Лицея. В годы учебы Малиновский был способным учеником, а товарищи любили его за живой, веселый и добрый нрав. При этом он был вспыльчивым и задиристым, за что и получил прозвище Казак. «Приятель задушевный» — так Пушкин называл Малиновского.

 

Вильгельма Кюхельбекера, или Кюхлю, как его называли, лицейские товарищи любили за добродушие, открытость и порядочность. При этом, по словам его однокашника Модеста Корфа, Кюхельбекер стал «предметом неистощимых наших насмешек в лицее за свои странности, неловкости и смешную оригинальность».

Стихи были страстью Кюхельбекера. На некоторые из них — неудачные с точки зрения лицеистов — Александр Пушкин писал эпиграммы. 

Однажды Кюхля взбесился и тут же вызвал Пушкина на дуэль. «Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, потом они помирились», — вспоминал поединок товарищ дуэлистов Федор Матюшкин.

 

Иван Пущин в годы учебы был одним из лучших друзей поэта. Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина. Модест Корф писал о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей», а Пушкин посвящал ему стихи: «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину». 11 января 1825 года Пущин приехал в Михайловское к ссыльному Пушкину. «Он как дитя был рад нашему свиданию», — позже написал Пущин. 

 

 

Задание 1. Какое название вы дали бы основному тексту? Объясните свой выбор.

А) «Царскосельский лицей»

Б) «Пушкин в Царскосельском лицее»

В) «Ученики Царскосельского лицея»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Как сейчас называется город, в котором учился Пушкин?

А) Царское Село

Б) Петербург

В) Пушкин

Задание 3. По каким предметам пришлось сдавать экзамены будущим лицеистам

А) математика, география

Б) математика и языки

В) математика, география и языки

Г) математика, география, языки и др.

 

Задание 4. Почему родители первое время не приезжали к Саше?

А) родителям было нельзя посещать лицей

Б) им пришлось участвовать в Отечественной войне

В) семья уехала из Москвы

 

Задание 5. С кем у Пушкина завязалась дружба в лицейские годы?

А) И.Пущин, А.Дельвиг, Д. де Будри, В.Кюхельбекер

Б) И.Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, Г.Державин

В) И.Пущин, А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, В. Жуковский

 

Задание 6. Кем был Гавриил Романович Державин?

А) поэт

Б) губернатор, министр, патриарх

В) поэт, губернатор, министр

 

Задание 7. Распредели фамилии людей, с которыми Пушкину довелось общаться в лицейские годы в две колонки.

 

Задание 8. Как вы понимаете фразу Г.Державина, относящуюся к А.С.Пушкину: «Я не умер – вот кто заменит меня!»? Запишите свой ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. С кем воевала Россия в Отечественной войне?

А) ни с кем

Б) с немцами

В) с французами

Задание 10. Какая из сторон в начале войны имела преимущество? Почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. По какой причине семье Пушкиных пришлось уехать из Москвы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Сколько лет было Александру Пушкину, когда он поступил в Царскосельский лицей? Во сколько лет он закончил обучение? Впишите два числа через запятую. ___________________________________________________________________________

Задание13. Запиши синоним к слову ЗАВЯЗАЛАСЬ из предложения: «У них завязалась переписка, поэты посвящали друг другу стихи».

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание 14. Соотнеси информацию об одноклассниках Пушкина с самой личностью.

Антон Дельвиг

 

Странный и неловкий

 

Иван Пущин

 

«Ему принадлежит первый печатный отзыв о Пушкине»

 

Вильгельм Кюхельбекер

 

Вспыльчивый и задиристый

 

Иван Малиновский

 

«…с чистой душой, …был любимцем всех товарищей»

 

 Задание 15. Расположи в хронологической последовательности исторические события. Запиши цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу:

1)Отечественная война

2)Открытие лицея

3)Пушкин сочинил и прочитал стихотворение «Воспоминания в царском селе».

4) Окончание обучения поэта в Царскосельском лицее

Задание 16.

Кто из лицейских друзей Пушкина приезжал к нему, когда поэт находился в ссылке в Михайловском. ________________________________________________________________

Задание 17. Назови фамилию первого директора Лицея. ________________________________________________________________

Задание 18. Укажи верное утверждение.

1.     Пушкин не стал стрелять в Кюхельбекера, потому что в стволе пистолета был снег.

2.     Пушкин придумывал прозвища своим товарищам.

3.     Пушкин не любил Малиновского за вспыльчивость, поэтому дал ему прозвище Казак.

4.     После окончания Лицея Пушкин не встречался со своими однокашниками.

Задание 19. Согласен ли ты с тем, что Сашу Пушкина нельзя считать лучшим учеником курса? Обоснуй ответ, приведи доказательство своей точки зрения из текста.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

 Задание проверяет следующие группы читательских умений:

- нахождение и извлечение информации;

- сопоставление и сравнение информации;

- интеграция и интерпретация информации;

- осмысление и оценивание информации;

- преобразование «несплошного» текста в «сплошной» (при создании электронного письма)

- создание таблицы (при создании критериев оценивания задания);

- генерация информации с целью создания собственного текста.

 

Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов, поразившего вас своей красотой.

Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на элементы моста, особенно поразившие вас. В своем письме используйте информацию из приведенных ниже текстов.

*. Дополнительное задание повешенной сложности:

·         Ответьте, отличаются ли электронные письма от традиционных? Чем?

·         Сформулируйте позиции, по которым следует проверить вашу работу. Продумайте и запишите критерии.

Текст 1

Аничков мост – автодорожный каменный арочный мост через реку Фонтанку в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяющий Спасский и Безымянный острова. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Мост знаменит скульптурными группами «Укрощение коня человеком», созданными скульптором П. К. Клодтом и ставшими одним из символов города. Несмотря на небольшие размеры, Аничков мост — одно из главных сооружений архитектурного ансамбля Невского проспекта. В 2001 году включён в список объектов культурного наследия России федерального значения, находится под охраной государства.

Текст 2

Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска оказались рядом с Ленинградом, в октябре 1941 года Исполкомом Ленгорсовета было принято решение о сбережении скульптур Аничкова моста. В постановлении говорилось: "1) Снять четыре скульптурные группы с Аничкова моста и закопать в саду Дворца пионеров с соответствующей защитой и маскировкой.
2) Поручить производство работ управлению "Дормост" с привлечением специалистов по бронзе, по рекомендации отдела охраны памятников..." [Цит. по: 5, с. 42]

Укрытием конных групп руководил инженер В. Макаров. Скульптуры прятали в уже промёрзшую землю, которую пришлось долбить дабы вырыть четыре ямы. Каждая фигура была помещена в деревянный ящик. Бронзовые фигуры были смазаны тавотом и оклеены бумагой. Пустоты между ними и стенками ящиков засыпали песком. Опустили в землю их только на половину, дабы не подвергать скульптуры воздействию грунтовых вод. Над ними насыпали холмы, которые стали частью газонов.

После укрытия скульптур в саду Дворца пионеров на освободившихся постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. В ночь на 6 ноября 1942 года 250-килограммовая бомба попала в переправу, отчего 30 метров чугунной решётки и гранитная тумба оказались в Фонтанке. Но уже 7 ноября здесь было восстановлено трамвайное движение, а спустя пять дней восстановили ограду. Новые части решётки можно отличить от старых только по клейму "Лентрублит". Конные статуи были возвращены на Аничков мост накануне 1 мая 1945 года.

Текст 3

      Аничков мост

Веленью мастера покорны,

Пройдя чистилище огня,

Взвились на воздух вихрем черным

Четыре бронзовых коня.

И в тот же миг четыре юных

Могучих всадника, с земли

Вскочив, поводья, словно струны,

В единоборстве напрягли.

Напрасно кони бьют копытом,

Сорваться с места норовят,

И ржут, и прядают сердито,

И рвут поводья, и храпят.

Но мышцы юношей могучих,

Сноровка, разум и напор,

Остепеняя нрав кипучий,

Уже решают старый спор,

Поводья натянув тугие,

Смиряют дикий нрав коня…

Так город мой смирял стихии

Воды, и стали, и огня.

                         Николай Браун

 

Текст 4

Современник писал: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Аничков мост Въехав на мост, кажется, что отдохнул! Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».


                                                                                      Список литературы

1.      Буренина М. С.: «Прогулки по Невскому проспекту». Издательство «Литера», 2003 - 272 стр.

2.      Антонов Б. И.: «Мосты Санкт-Петербурга». Издательство «Глагол», 2002 - 192 стр.

3.      Столпянский П. Н.: «Петропавловская крепость и другие историко-художественные очерки». Издательство «Центрполиграф», 2011 - 331 стр.

4.      Малиновский К. В.: «Санкт-Петербург XVIII века». Издательство «Крига», 2008 - 576 стр.

5.      Васильев В. В.: «Аничков мост». Издательство «Лениздат», 1973 - 48 стр.

6.      Пунин А. Л.: «Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века. Том I». Издательство «Крига», 2009 - 592 стр.


Поделиться: