Поиск по сайту

Система работы по формированию математической грамотности на уроках в начальной школе


Авторcтво: Фомина Жанна Алексеевна, учитель начальных классов ГБОУ №97


        Одно из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность - умение пользоваться математическими знаниями при решении различных математических ситуаций. Математическая грамотность влияет на информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность, информацию общекультурной направленности.

        Передо мной, как учителем, встала проблема поиска оптимальных средств, направленных на повышения уровня сформированности математической грамотности младших школьников.

Я стараюсь учитывать в работе средства развития МГ, применимых через:

•   практико - ориентированный подход;

•   дифференцированный подход;

•   развивающий и системно - деятельностный подходы.

      Провела ряд диагностических работ на определение уровня математической грамотности и поняла, что, к сожалению, результаты не слишком высокие. Теперь я обязательно включаю в уроки задания, способствующие развитию математической грамотности. Мне очень помог опыт работы учителя начальных классов Кулеминой Жанны Владимировны. На основе заданий, предложенных педагогом, мною были разработаны дополнительные задания на развитие различных компонентов математической грамотности, а именно:

•    на умение распознавать математические проблемы в быту и решать их по средствам математики;

•    на формулирование решения математических задач на математическом языке;

•    на запоминание и правильное применение математических терминов;

•    на анализ данного способа решения математической проблемы (задачи).

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

Соотнесение знаковой и словесной формулировки:

5+8                

 

14-5                

 

7+4

К пяти прибавить восемь

Уменьшаемое четырнадцать вычитаемое 5

Сумма чисел семи и четырёх

Четырнадцать уменьшить на пять

Четыре плюс семь

 

Выражение 25-12 Артем прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать» Прав ли он?

Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения:

К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.

К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.

Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.

Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.

Задания на знание математических терминов, использую следующий игровые моменты:

1.Учитель или ученик называет часть слова (слага...) и бросает мяч. Другой ученик должен поймать мяч и дополнить слово (... емое).

2. Противоположные слова. Назвать слова, противоположные по значению.

·                 Прямая -

·                 Равенство -

·                 Четное -

·                 Много -

·                 Сложение –

 

3.           Опрокинутые слова

Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.

Скажем:

·                 УМАСМ (сумма).

·                 АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).

·                 ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).

·                 КРАТВАД (квадрат).

·                 УГОТЬРЕНИК (треугольник).

·                 РЕЗОТОК (отрезок).

Задания на верное написание терминов:

запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм; исправь ошибку в записи слов: вычисть, дилитель, слажить.

2.  «Терминологическая викторина»:

1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)

2. Оценка плохого ученика? (два)

3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)

4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)

5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр)

6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)

7. В треугольнике их 3. (углы)

8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)

9. Форма Солнца, часов …. (круг)

10. Результат сложения. (сумма)

 

3.Соедини название величины и то, что удобней измерить этой величиной.

Сантиметр

Метр

Километр

Рубль

Час

Килограмм

Расстояние между городами

Стоимость покупки

Длина указательного пальца

Время, которое уходит на сон

Вес своего тела

Длина класса

 

4.Игра «Четное – нечетное» Ученики работают в парах. Один называет четное число, другой нечетное и т.д.

5. Соедини знаковую математическую запись с её названием.

8+9

4+5=9

56

6

5+6•7+5

3

Равенство

Неравенство

Выражение

Двузначное число

Четное однозначное число

Нечетное однозначное число

 

        После выполнения задания, учащимся предлагается составить собственный пример на каждое данное математическое понятие. Очень важно, чтобы работа по формированию математической грамотности велась в системе, а не от случая к случаю. Необходимо, чтобы предлагаемые задания были интересны абсолютно всем учащимся класса.

Задания по формированию математической грамотности с элементами краеведения:

Работа с условием задачи.

Можно использовать следующие формы работы с условием задачи, такие как:

·                Составление вопроса или вопросов к условию задачи.

·                Составление текста задачи по рисунку.

·                Восстановление задачи из так называемого «деформированного» текста.

Такие упражнения могут быть полезны не только для развития связной речи, но и развития математической грамотности

1.      В Выборгском районе 6 парков, 15 садов, 40 скверов, 16 бульваров. Водное пространство Выборгского района включает в себя 7 озер и 14 водоемов. По территории района протекают 5 рек. На территории расположены 190 проспектов, набережных, бульваров, шоссе, улиц и переулков. На территории района находятся 6 станций метрополитена. В Выборгском районе 71 детский сад, 59 школ, 19 учреждений здравоохранения Используя эти данные, составьте задачи и решите их.

2.      В Санкт-Петербурге 342моста, а в Павловске их 16, а в Царском Селе -54 моста. Задание: составь возможные вопросы к задаче. Запиши решение.

3.      Ширина реки Невы в районе Литейного моста 18метров, а реки Славянки в районе Чугунного моста 3м 50см, какая из рек шире и на сколько? Задание: составь вопрос к задаче. Запиши решение.

4.      Задание: составь задачу по рисунку:


Рис.№2 Изображение реки Славянка

Задание: составь задачу по рисунку: 

5.      Ученики 2 класса после уроков пошли в музей Воды на экскурсию. Учитель попросила построиться парами. Маша и Саша заметили, что их пара 8 спереди и шестая сзади. Сколько учеников пошли в музей?

 

6.      Год рождения Санкт-Петербурга 1703, города Павловска-1777, а Царского Села -1710. Какой из городов самый младший? На сколько Пушкин старше Павловска? На сколько Павловск моложе Санкт-Петербурга?

 

7.      Год рождения Санкт-Петербурга 1703, города Павловска-1777, а Царского Села -1710. Задание: составьте вопросы к условию задачи. Решите её.

8.      Воспользуйся программой, и ты узнаешь, сколько рек и ручьев впадает в Неву.

Дано число, оно продвигается по стрелке: если попадает в треугольник, уменьшается в 10 раз, в квадрате – увеличивается в 10раз.

 

                260/10*10*10/10/10=26 рек и ручьев

 В мае отмечается день рождения нашего города. Узнай, какого числа.


 

 

Спасибо за внимание!


Поделиться: