Поиск по сайту

Примеры заданий по функциональной грамотности на уроках ОБЖ с внедрением краеведческого компонента


Авторcтво: Скоросказова Марина Валерьевна, учитель ОБЖ, ГБОУ школа №97


         В условиях современной действительности, характеризующейся различного рода угрозами (экологическими, техногенными, природными, социальными и др.), наиболее важной характеристикой качества жизни каждого человека становится безопасность жизнедеятельности.

         Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека и окружающей среды от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

     Показатели функциональной грамотности на уроках ОБЖ:

·         Оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему

·         Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам

·         Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, GPS-навигатором

·         Заботиться о своем здоровье

·         Вести себя правильно в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих личной безопасности

     Функциональная грамотность, в том числе в сфере безопасной жизнедеятельности является как интегративный компонент общей культуры личности и как базовое образование личности, характеризуется тремя показателями:

· готовность и способность к деятельности в социальной и природной среде направленная использование всего арсенала необходимых знании и умений для безусловного обеспечения безопасного образа жизни (поведения);

· способность решать различные учебные и ситуационные жизненные задачи с соблюдение правил (техник) безопасного поведения;

· умение строить социальные отношения в группе.

Системно-деятельностный подход предполагает –– «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.»

Функциональная грамотность обучающегося в сфере безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни отражает базовый уровень его социокультурного опыта.

Ученик проходит путь от владения знаниями к их практическому и творческому применению, и на этом фундаменте – к созданию новых знаний.

Продуктивный характер учебной деятельности на уроке.

Продукт урока – самостоятельно сформулировать правила безопасного поведения

1.    Определение опасной (чрезвычайной) ситуации

2.    Выявление поражающих факторов

3.    Выбор средств (мер) защиты от их возникновения

4.    Определение последовательности (алгоритма) безопасных действий

5.    Формулировка правил безопасного поведения

Приложение

Задание 1: Прочитайте текст и выполните задания:

«Самые разрушительные наводнения Петербурга»

Говорят, что за собственную красоту Санкт-Петербург всю жизнь расплачивается неблагоприятными условиями. Действительно, Петр I выбрал для своего детища крайне неудачное месторасположение — северные ветра, болотистая местность и большое количество воды в округе. И если от болот через несколько лет после основания не осталось и следа, то ветра и вода по сей день приносят немало хлопот жителям.

Наводнением принято считать подъем воды на 1,6 м выше ординара. Ординар установлен неподалеку от Горного института. Обычно наводнения случаются в сентябре-декабре, но паводки случались и зимой, и весной. Причиной подъема воды в реках и каналах эксперты считают атлантические циклоны, которые вызывают нагонную волну из Финского залива, а она, в свою очередь, препятствует свободному течению городских водных источников.

30 августа 1703 года на Петербург обрушилось первое наводнение. С тех пор стихийное бедствие настигало город более трехсот раз. Самые крупные и разрушительные наводнения в истории Северной столицы, вспоминает «Мойка78».

1777 год

Наводнение 1777 года уничтожило знаменитые фонтаны и парковые сооружения Летнего сада. Вышедшая из-за берегов вода вырывала деревья с корнями, сносила ограды, заборы и маленькие хижины. Весь город, кроме Литейной и Выборгской частей, был затоплен. По улицам петербуржцы передвигались на шлюпках.

Уровень подъема воды в ту ночь составил 3 метра 21 сантиметр. Наводнение началось в ночь на 10 (21) сентября и достигло пика к утру.

1824 год

Наибольшие потери город понес 7 (19) ноября 1824 года. Событие этого дня отражены в поэме Александра Пушкина «Медный всадник». В первой половине дня начался резкий подъем воды в каналах. В считанные часы она достигла уровня, превышающего два человеческих роста — 4 метра 21 сантиметр. Затопленным оказался весь город кроме Литейной, Рождественской и Каретной частей.

Спастись от страшной стихии люди пытались на крышах и высоких мостах. По улицам передвигались вплавь, вместо лодки использовали деревянные ворота и бревна.

Вода начала убывать к трем часам дня и окончательно ушла к следующему утру. Ущерб от наводнения исчислялся двадцатью миллионами. Количество погибших в разных источниках варьируется от пары сотен до нескольких тысяч. Установить точные данные было невозможно, ввиду того, что тела утонувших смывало водой в Финский залив. Многие из умерших считались без вести пропавшими.

1924 год

Сто лет спустя мощное стихийное бедствие вновь настигло Петербург. В сентябре 1924 года вода в акватории Невы поднялась на 3 метра 80 сантиметров выше ординара.

Шквалистый ветер обрушился на город утром 23 сентября. Вода вышла из-за берегов около пяти вечера и достигла пика через два часа. Первыми оказались затоплены Адмиралтейская набережная и Стрелка Васильевского острова. Меньше чем через час вода добралась до Невского проспекта.

От всех других это наводнение отличало то, что оно совпало с северным сиянием. В ночь, когда ветер разогнал тучи, петербуржцы могли наблюдать необычное явление в небе.

1955 год

Вечером 15 октября 1955 года вода в Неве поднялась почти на три метра. В историю города наводнение вошло как четвертое по крупности. Однако, информации о нем относительно немного. Газеты в тот год не спешили описывать стихийное бедствие. Упоминать наводнения в прессе в те годы перестали наравне с тунеядством и религией.

Известно, что после наводнения было принять решение построить дамбу. К реализации проекта приступили лишь в 1979 году.

1975 год

Пятым по крупности стало наводнение, произошедшее 29 сентября 1975 года. Вода в тот день поднялась на 2 метра 70 сантиметров выше ординара. Труднее всего пришлось Василеостровскому, Петроградскому, Ждановскому, Октябрьскому и Сестрорецкому районам, там были затоплены ряд промышленных помещений. На некоторое время из-за хлынувшей воды остановилось движение поездов на станции метро «Горьковская». Ликвидировать аварийную ситуацию работникам метрополитена удалось своими силами.

Несмотря на разрушительность стихии, жертв в тот день не было. Город подошел к наводнению готовым и вовремя принял необходимые меры.

ЗАДАНИЯ:

В каком году произошло самое разрушительное наводнение в Санкт-Петербурге? Какое необычное явление в небе могли наблюдать петербуржцы, в ночь с 23 на 24 сентября 1924 года, когда ветер разогнал тучи? Сформулируйте правила безопасного поведения при наводнении.

Задание 2. Прочитайте текст и выполните задания:

Безопасный маршрут «Дом – школа – дом»

Идя в школу или возвращаясь домой, идите с друзьями или взрослыми. 

Это, во-первых, интереснее, есть с кем пообщаться, а во-вторых, безопаснее, потому что вместе всегда легче. 

Будьте всегда на виду, то есть идите такой дорогой, где ходят люди, поскольку есть вероятность встретиться с опасным человеком или животным. И тогда за вас некому будет заступиться. Вы встретитесь с бедой один на один. 

Ребята, которые любят гулять одни, часто ставят свою жизнь под угрозу. Но, где есть хоть два человека, вероятность опасности вдвое уменьшается, потому что в таком случае легче найти правильное решение и выход из ситуации. А преступники никогда не нападают на группу людей, потому что им не нужны свидетели. Они ждут одиноких прохожих. 

В группе легче избежать нападения бродячих животных, они, как правило, на группу людей не нападают. А потому никогда не блуждайте сами безлюдными дорожками не только, когда стемнеет, а даже днем, чтобы никто вас не обидел. 

Будьте на виду, чтобы позвать на помощь. Наверное, не один раз кому-то из вас приходилось слышать о том, что пропал ребенок, его, разыскивают родственники и полиция, а найти трудно, а то и невозможно по разным причинам. Слышали вы, возможно, и о том, что похищают детей с целью получения больших денег за них и т.п. А потому будьте очень бдительны и выбирайте дорогу оживленную и безопасную и всегда ходите по ней, чтобы взрослые члены семьи знали, где вас искать. Никогда не сокращайте свой путь, идя напрямик, ибо мудрость народная говорит: «Кто прямо идет, тот дома не ночует». Поэтому выбирайте безопасную дорогу, по ней всегда ходите. 

Безопасный маршрут «дом – школа – дом» поможет:

·      Повысить безопасность передвижения.

·      Научить ориентироваться в дорожной обстановке и предотвратить возможные опасные ситуации.

Что должно быть отражено в схеме безопасного маршрута «дом – школа – дом»?

Все здания и сооружения, встречаемые на пути движения из точки «А» в точку «Б», с названиями – идентификаторами (например, магазин «Буква»)

Все пересечения проезжей части дороги, тротуары, объекты улично-дорожной сети (дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и.т.д.)

Непосредственно дом и здание самой школы.

Название улиц, по которым осуществляется движение.

Телефоны для экстренной связи (родителей, родственников, учителей)

Необходимо предусмотреть несколько вариантов маршрутов движения исходя из конкретных дорожных условий.

Важно, чтобы выбранные маршруты движения были безопасными и не допускающими нарушений Правил дорожного движения.

ЗАДАНИЯ:

Нарисуйте на карте безопасный маршрут от пр-т Ярославский д. 22 до ул. Дрезденская д. 19. Проложи безопасный маршрут от своего дома до Дрезденской, 19. Перечислите какие опасности могут встретиться у вас на пути.

Задание 3.

Прочитайте текст и выполните задания:

«Уважаемые жители и гости г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в связи с выпадением снега, ухудшением погодных и дорожных условий на магистралях Санкт-Петербурга и Ленинградской области Госавтоинспекция рекомендует автолюбителям быть предельно внимательными на дороге, заранее предупреждать других участников дорожного движения о маневрах, избегать резких торможений, выбирать скорость движения, исходя из погодных условий и дорожной ситуации, держать в потоке увеличенную дистанцию и боковой интервал.

Уважаемые водители, соблюдайте Правила дорожного движения, скоростной режим, дистанцию и боковой интервал, требования дорожных знаков, регламентирующих остановку или стоянку автомобилей. Будьте предельно внимательными к пешеходам на дороге и проезду пешеходных переходов.

Обращаем внимание пешеходов на обязанность выхода на проезжую часть для осуществления перехода только после оценки расстояния до приближающихся транспортных средств, их скорости и состояния дороги. Необходимо убедиться, что переход будет безопасен.

Не забывайте про световозвращатели - они эффективны не только в темное время суток, но и в условиях недостаточной видимости.

Госавтоинспекция Санкт-Петербурга и Ленинградской области призывает автовладельцев неукоснительно соблюдать требования правил остановки и стоянки транспортных средств для организации работы дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб по уборке и вывозу снега.»

ЗАДАНИЯ: Перечислите основные причины ДТП в зимнее время года. Что нужно иметь пешеходу в темное время суток и в условиях недостаточной видимости? Напишите алгоритм перехода проезжей части на нерегулируемом пешеходном переходе.

Задание 4.

Прочитайте предложенный текст и информационный плакат и выполните задания:

«Как жители Петербурга спасались от жары»

Жители Северной столицы рассказали, как спасались во время аномальной жары, которая почти месяц не покидала Петербург, а также поделились своим мнением, каким должно быть лето в нашем городе, передает Piter.tv.

В течение 19 дней температура воздуха в городе на Неве колебалась в диапазоне от 30 до 34 градусов тепла, а привычных для Петербурга дождях оставалось только мечтать. При этом большинству респондентов, принявших участие в опросе, теплая и солнечная погода пришлась по вкусу, но не до такой степени. Горожане отметили, что в городе очень много асфальта и гранита, которые быстро нагреваются, что делает пребывание в Петербурге в жару абсолютно невыносимым.

Однако есть и те, кому аномальный зной понравился: девушки-респонденты подчеркнули, что в солнечную безветренную погоду можно было надеть яркие короткие юбки и топы, нарядиться в одежду, которую, как правило, используют только во время отпуска на курорте.

«Лето в городе должно быть дождливым. Я никогда не видел такого, чтобы столько людей хотели дождя именно в Санкт-Петербурге», – сказал один из опрошенных.

Одной из главных проблем во время жары для местных жителей стала проблема со сном: засыпать было очень сложно из-за духоты, а просыпаться утром тяжело из-за того, что уже в семь часов на улице была жара.

Спасались от жары респонденты разными способами. Одни ныряли в холодную ванну, другие бежали покупать вентиляторы. Пожилые люди в течение дня старались не выходить из дома, а молодежь пряталась от солнца на работе под кондиционерами.

Кроме того, большинство опрошенных отметили, что такая погода не пройдет бесследно: увеличится число госпитализаций людей, которые страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Также прибавилось из-за жары забот садовникам, которым придется восстанавливать поврежденные солнцем растения.

Некоторые уверены, что в выигрыше останутся производители и продавцы кондиционеров. Другие отметили, что очередь на установку этих агрегатов на три месяца вперед, поэтому покупать кондиционер не имеет смысла.

Информационный плакат «Защитимся от жары»:


ЗАДАНИЯ: Назовите одну из главных проблем с которой столкнулись местные жители во время жары в городе. Какими способами спасались от жары респонденты? Какие правила безопасности следует соблюдать, чтобы уберечься от теплового удара




Поделиться: