Поиск по сайту

Роль учебного предмета «Информатика» в обеспечении функциональной грамотности школьников на примере заданий с краеведческим компонентом


Авторcтво: Фартукова Алина Николаевна, учитель информатики ГБОУ школы №97 Выборгского района Санкт-Петербурга


        Информатика – это естественнонаучная дисциплина, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методы и средства их автоматизации. Как предмет информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария, т. е. методов и средств познания реальности. Информатика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературы и др.).

       Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработка практических умений и навыков. Поэтому важным этапом урока является практическая часть. Ее необходимо организовывать так, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли работу, проводили исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии.

       Предлагаю вашему вниманию методическую разработку серии уроков информатики, на которой будут представлены задачи по функциональной грамотности с применением краеведческого компонента. Предполагается, что задания 5, 6 и 7 могут быть отдельными уроками.

Рис №1. Варианты решения ситуационной задачи


Задание 1. С использованием карты Санкт-Петербурга необходимо проанализировать ряд утверждений. (Google Maps)

1)      Длина Дрезденской улицы составляет 2 км.

2)      Памятник Летчикам находится в Удельном парке.

3)      Расстояние от школы №97 до станции метро «Удельная» можно преодолеть примерно за 10 минут, если двигаться пешком.

4)      Ярославский проспект и улица Енотаевская пересекаются.

5)      Проспект Тереза и проспект Энгельса не пересекаются.

6)      Лидинская улица есть в Выборгском районе Санкт-Петербурга.

7)      Парк Сосновка окружают четыре проспекта.

Вопросы к заданию:

  1. Определите истинность высказываний.
  2. Измените ложные высказывания так, чтобы они стали истинными.
  3. Сформулируйте 3 ложных высказывания на основе карты Выборгского района.

Задание 2. Составить маршрут, по которому приехавший в Санкт-Петербург путешественник мог бы совершить прогулку по достопримечательностям Выборгского района, причем время прогулки не должно превышать 2х часов.

Результат работы представить в виде схемы.

(Дополнительным источником информации может служить Google Maps и кейс с дополнительными файлами, который содержит текстовый документ и графические изображения)

Задание 3. Путешественник сделал серию фотографий Выборгской стороны. Известно, что фотографии были размером 1600х1200 и 1200х800 пикселей. Информационный объем файлов составлял 2 Мб и 180 Кб соответственно. Фотографий было не более 200, но не менее 80.

Определить какой объем памяти на USB-флешке необходим для скачивания всех фотографий.

Задание 4. Опять на работу! Программист Василий живет на станции «Удельная» и ездит на работу на метро.

Воспользуйся интерактивной картой Метро http://www.metro.spb.ru/map/route.html . Ответь на вопрос: На какой станции работает Василий, если его путь составляет 14-19 минут с пересадкой.

Задание 5. В дополнение к предыдущему заданию. Составьте программу, которая будет определять время в пути программиста Василия, если он не будет делать пересадки в метро.

Задание 6. Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге «Материалы к уроку», создайте презентацию из 10 слайдов на тему «Моя Выборгская сторона». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о выбранном месте, фотографии должны соответствовать текстовой информации. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.

Это задание можно выполнять в парах, так как время демонстрации презентации должно составить около 5 минут.

Задание 7. Рефлексия. Подведение итогов.

                                                                                                      Источники:

https://www.onetwotrip.com/ru/blog/russian-federation/10-places-of-st-petersburg-for-instagram/

https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_viborg/300-let-vyborgskoj-storone/

http://spb.ginfo.ru/rayoni/vyborgskiy_rayon/

https://geosfera.org/evropa/russia/2698-vyborgskaya-storona-sankt-peterburg.html     

Поделиться: