Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Конспект интегрированного урока литературы и биологии «Насекомые в баснях С.Михалкова» ( для учащихся 7 класса)
Интегрированные уроки, да и еще такие неожиданные, нечастое явление в учебном процессе школы. Еще несколько лет назад многие учителя с увлечением разрабатывали такие уроки. Мы же, понимая их особую ценность в решении задач воспитания и развития детей подготовили и провели интегрированный урок на совершенно неожиданном учебном материале. Цель урока: познакомить учащихся с содержанием басен С.Михалкова о насекомых, повторить основные сведения по теме «Класс «Насекомые». Задачи: 1. найти соответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных; 2.совершенствовать навыки исследовательской работы (анализировать, сравнивать, делать обобщенные выводы); 3.помочь учащимся задуматься над моралью басен, необходимостью воспитания в себе важнейших моральных качеств: скромности, трудолюбия, честности. Универсальные учебные действия: Регулятивные – научатся выполнять задания в соответствии с поставленной целью; ставить учебную задачу на основе соответствия того, что уже известно, и того ,что ещё неизвестно; планировать алгоритм действия. Познавательные – научатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию. Коммуникативные - научаться планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; получат возможность сравнивать разные точки зрения и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: технологические карты, таблицы «Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных», распечатки с текстами басен С.Михалкова, презентация «С.В.Михалков», аудиозапись песни «В траве сидел кузнечик»
Ход урока
I. Вступительная беседа. Постановка проблемы. - Здравствуйте, ребята, уважаемые гости, коллеги! - Мы рады вас видеть на нашем, не совсем обычном уроке, уроке литературы и биологии. -УЛ : Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что каждый из нас, учителей, считает свой предмет лучшим, наиболее важным. И я не исключение. Мне кажется, что биологию, например, мир животных, можно изучать по литературным произведениям. Писатели, по-моему, были настоящими знатоками повадок животных, их особенностей питания, образа жизни. Ну вот, например, всем известны строчки:
Попрыгунья – стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит глаза…
По-моему всё ясно: автор знает, как живёт стрекоза, что она делает летом.
-УБ: Ребята, а вы как считаете, всё ли верно в таком описании стрекозы. Какие неточности вы заметили? (ответы учащихся) Так что, герои басен вымышленные животные. Ребята, поднимите руки, кто со мной согласен? -УЛ: Неужели все из вас так думают? А кто считает, что автор басни опирался всё же на реальные факты и намеренно о чём-то умолчал, а что-то даже исказил? (ответы учащихся) Итак, у нас два мнения. - УБ:Тогда предлагаем провести своё небольшое исследование. Какой может быть основная проблема? Сформулируйте.
(на доске: Герои басен – реальные животные)
- УЛ:Но в этом предложении нет знака завершения предложения? Ребята, какие знаки вы поставили бы? (Вопросительный, восклицательный, точка, многоточие) Почему? Вернемся к этой проблеме в конце урока. -УБ: Итак, тема определена. У каждого из вас на столах есть технологические карты, которые мы будем заполнять в течение урока, отражая в них каждый его этап. В конце урока она поможет нам подвести итоги работы. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
II. Актуализация опорных знаний. 1.УЛ: Поскольку исследовать мы будем басни, вероятно, полезно вспомнить, в чём особенности басни как жанра литературного произведения. - Чем отличается басня от рассказа, стихотворения? - Кто обычно является героями басен? - В начале или в конце басни есть обязательная часть. Как она называется? (мораль) -Что такое мораль? -Каких баснописцев вы знаете? 2. Один из известных современных баснописцев С.В.Михалков. (слайд) - Для исследования вам предлагаются басни: «Лев и муха», «Назойливый комар», «Муха и пчела», «Неврученная награда муравья». 3.УБ: Чем, судя по названию, с точки зрения биологии, похожи эти басни? -Какие герои объединяют эти басни? (насекомые) Ребята, вспомним этот самый многочисленный класс животных, насчитывающий около 1,5 млн. видов - насекомых. -Почему класс насекомые получил такое название? -К какому типу животных относится этот класс? -Каковы общие признаки всех насекомых? -Какие вам известны отряды насекомых? - К какому отряду относятся мухи и комары? -К какому отряду относятся пчелы и муравьи? -Когда даем характеристику насекомым, что необходимо знать о них? III. Работа в группах. -УЛ: А теперь – за работу, В течение 7 минут вам предстоит работа в группах. Каждая группа исследует одну басню С.В.Михалкова (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3) -УБ: Задача: подготовить выразительное чтение басни, в образах главных героев найти признаки, которые соответствуют и не соответствуют реальным биологическим признакам этих насекомых. Результаты внести в таблицу. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2) -УЛ: Подумайте также, для чего автор допустил какие-либо неточности, несоответствия? Внимание: оцените свою готовность выполнить эту работу, отметив её на шкале.
IV. Итоги исследования (выступления групп) V. Заключительная беседа – вывод. -УЛ: Вернемся к нашему проблемному вопросу, вынесенному в тему. Какой же знак препинания вы бы поставили. Почему? Для чего баснописцы порой искажают реальные признаки, особенности животных? Какова их цель, ради чего пишут они свои басни? (учат, высмеивают) -Чему же учат басни С.В.Михалкова о насекомых? -Впишите подходящие, по-вашему прилагательные во фразы ( На доске изображение совы, над ней заголовок «Басни учат»,учащиеся вывешивают листы с вписанными прилагательными во фразы)
Не будь ………………………….. , как комар; Не будь ………………………….. , как муха; Будь ……………………………… , как муравей; Будь ……………………………… , как пчела.
VI. Подведение итогов работы в технологической карте. -УБ: В начале урока вы начали заполнять технологическую карту. Закончите эту работу и ,сверив с образцом на слайде, оцените её в баллах. (1 – 5 баллов)
VII. Домашнее задание. (звучит песня «В траве сидел кузнечик» ) -УЛ: Конечно, вы узнали эту популярную детскую песенку. Получается ,что насекомые оказывались источником вдохновения для творческих людей. Поэтому мы тоже предлагаем вам творческие задания по выбору. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 – технологическую карту)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных
Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных
Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных
Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных
Cоответствие и несоответствие героев басен биологическим признакам реальных животных
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Технологическая карта интегрированного урока биологии и литературы
Тема урока:________________________________________________________________________
Проблема: ________________________________________________________________________
Изучение басен (работа в группах) 1. Обязательная часть басен – это _________________________________________________
2. Мораль – это ____________________________________________________________________
3. Басни С.Михалкова о насекомых: А) «_______________________________________» Б) «________________________________________» В) «________________________________________» Г) «________________________________________»
4. Биологические признаки представителей отряда перепончатокрылые:
А) муравья _____________________________________________________________________________
Б) пчелы _______________________________________________________________________________
5. Биологические признаки представителей отряда двукрылые:
А) комара ______________________________________________________________________________
Б) мухи ________________________________________________________________________________ Вывод: Насекомые в баснях олицетворяют человеческие качества:
Комар ________________________________________________________________________________
Муха _________________________________________________________________________________
Муравей ______________________________________________________________________________
Пчела ________________________________________________________________________________
Домашнее задание (по выбору) 1) Подборка звуков насекомых. 2) Рисунки для иллюстрирования басен. 3) Создание своей басни. 4) Подборка пословиц о насекомых. Приложение 3 Басни Сергей Михалков ЛЕВ И МУХА Раз Мухе довелось позавтракать со Львом От одного куска и за одним столом. Вот Муха досыта наелась, Напилась, Собралась улетать, да, видно, расхотелось (На Львином ухе солнышком пригрелась), Осталась на обед, а там… и прижилась. В недолгом времени пошла молва, Распространяться стали слухи (Их разносили те же мухи!), Что Муха-де живет советницей у Льва, Что в ней Гроза зверей Души не чает. Случись по делу отлучиться ей, Так он уж загодя скучает - Не ест, не пьет, И сам завел такой обычай: Когда уходит на добычу, То Муху он с собой берет, А раз она сидит на Львином ухе, То может нажужжать, что в голову взбредет!… Ну, как тут не бояться Мухи?… А Льву и невдомек, что Муха так сильна, Что перед ней все лезут вон из кожи И что она В его прихожей Делами Львиными подчас вершит одна! …… У нашей басни цель: бороться против зла. Так вот бы хорошо, когда б для пользы дела Моя мораль до львов дошла И некоторых мух легонечко задела - За дело! Сергей Михалков НАЗОЙЛИВЫЙ КОМАР Комар поэтом возомнил себя (Пищать он в рифму научился!) И вот, что было сил в свой хоботок трубя, Терпение зверей испытывать пустился. Покоя нет от Комара: Подумать, вредная какая мошкара - С утра до вечера вокруг ушей кружится То над волом, то над конем, То, обнаглев, козлу на плешь садится И все в свою дуду дудит не надудится! Не знаю, сколько бы могло такое длиться, Когда б однажды днем Он не был пойман Воробьем… … Бывает, что Комар Орлом себя считает, Поскольку крылья есть и он на них летает.
Сергей Михалков МУХА И ПЧЕЛА
Перелетев с помойки на цветок, Лентяйка Муха Пчелку повстречала - Та хоботком своим цветочный сок По малым долькам собирала... "Летим со мной! - так, обратясь к Пчеле, Сказала Муха, глазками вращая. - Я угощу тебя! Там - в доме, на столе - Такие сладости остались после чая! На скатерти - варенье, в блюдцах - мед. И все - за так! Все даром лезет в рот!" - "Нет! Это не по мне!" - ответила Пчела. "Тогда валяй трудись!" - лентяйка прожужжала И полетела в дом, где уж не раз была, Но там на липкую бумагу вдруг попала...
______
Не так ли папенькины дочки и сынки, Бездумно проводя беспечные деньки, Безделье выдают за некую отвагу И в лености своей, от жизни далеки, Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
Сергей Михалков
НЕВРУЧЕННАЯ НАГРАДА
За честный труд и поощренья ради
Один из Муравьев представлен был к награде -
К миниатюрным именным часам.
Но Муравей не получил награды:
Вышесидящий Жук чинил ему преграды,
Поскольку не имел такой награды сам! _______
Ах, если бы прискорбный этот случай
Был ограничен муравьиной кучей!
Приложения:
Интернет-источники 1.Педагогическая мастерская-Литература-Методический материал http://ymoc.my1.ru/publ/literatura/pedagogicheskaja_masterskaja/41-1-0-290 2. Сергей Михалков – «Лев и муха» http://www.stihomaniya.ru 3. С.В.Михалков. "Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы" Издательство "Детская литература", Москва, 1981 4. Сергей Михалков – «Назойливый комар» http://fantlab.ru Поделиться: |