Поиск по сайту

XXIV Лихачёвские чтения. «Окружающий мир неисчерпаемо богат» - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

XXIV Лихачёвские чтения. «Окружающий мир неисчерпаемо богат» 04.05.2022

В 90 школе состоялись XXIV Лихачёвские чтения. Третий учебный год подряд в борьбе с обстоятельствами и пандемическими ограничениями пытливые школьники и отважные учителя одерживают уверенную победу. Ведь сам процесс познания уже дает возможность каждому школьнику ощутить радость своего небольшого открытия, значимость и удовольствие интеллектуального труда, совместный творческий поиск с наставником. 34 школьника представили на суд общественности 28 докладов.

Современная ситуация заставила отказаться от торжественного открытия конференции в актовом зале и пленарного заседания. Участники конференции были разбиты на тематические и возрастные группы и направлены в конкретные классы. Такой формат работы был внедрен впервые и очень понравился ученикам, учителям и самим выступающим: камерность обстановки позволила участникам чувствовать себя свободнее, аудитории было легче воспринимать информацию ввиду камерности представления, ученики не стеснялись проявлять активность и задавать вопросы, живо откликаясь на заявленные участниками проблемы. Многие участники представили свои доклады в разных классах дважды и даже трижды. Рекордсменом оказался, как ни странно, дебютант, один из самых юных участников Лихачёвских чтений, ученик 5а класса Чащихин Андрей, который дважды представил свой индивидуальный доклад по литературоведению в разных классах начальной школы и пять раз в составе группы учеников 5а класса вместе с Егором Абрамовым и Артуром Рыкуновым представил коллективный проект «Освоение внеземного пространства: прошлое, настоящее и будущее». 2.jpg

На XXIV Лихачёвских чтениях были представлены информационные и исследовательские работы по трем основным направления: социальные науки, естественные и точные науки, филология и искусство. Ведущей интеллектуальной силой нынешних Лихачёвских чтений стали ученики 11 классов, защищавшие индивидуальные проекты. С прошлого года разработка и защита индивидуального проекта стала обязательным компонентом обучения школьников, а в 90 школе для презентации и защиты проектов уже много лет проходят конференции памяти Дмитрия Сергеевича Лихачёва, которые предоставляют возможность объединить школьную традицию и актуальную педагогическую технологию. 12 старшеклассников защищали свои проекты по физике, химии, биологии, лингвистике, обществознанию. К участию в конференции были допущены работы только самых лучших учеников, поэтому нисколько не странно, что именно они вызвали наибольший интерес и самые разнообразные вопросы.

Социальные науки были представлены 7 докладами, выполненными в основном под руководством учителей истории и обществознания – Л.Л. Гаврилиной, А.М. Алиевой, А.С. Полетаева. Круг рассматриваемых вопросов был достаточно широк. Проблему формирования исторического мировоззрения при изучении конных скульптур представил ученик 10б класса Даниил Голятин. Воспитание молодежи рассматривалось в разных аспектах тремя участниками чтений: проблемы влияния насилия в семье на социализацию личности анализировал Михаил Кузин (10б), концептуализацию понятий в сфере новых реалий молодежной политики рассматривала Полина Рачкова (11а), более узкий вопрос патриотического воспитания в организации «Юнармия» был представлен Андреем Ямковым (11а). Анна Евстафьева из 11б посвятила свою работу исследованию современной и актуальной проблемы урбанизации.

В этом году интересными и глубокими работами было представлено направление естественных и точных наук, где было представлено 10 разнохарактерных и разнонаправленных докладов. Школьники среднего звена представляли информационно-реферативные работы, которые, однако, вызвали живой интерес: Алена Невелева (8а) рассказывала о проблеме оптических иллюзий при зрительном восприятии окружающего мира, а Беата Бенко (8в) представила общую картину самых актуальных современных технологий и порассуждала об их возможностях и опасностях. Вполне конкретную технологию в своем выступлении представили Анна Алексеева и Михаил Браттер (10а): они показали школьникам модели, выполненные на 3D принтере, и рассказали о возможностях применения 3D-печати в разных сферах современной науки и производства для решения самых разнообразных задач. Доклады учеников 11 класса отличались зрелостью и практической направленностью. Ксения Печковская (11б) рассказала о причинах генетических заболеваний домашних животных и дала рекомендации для владельцев кошек и собак, а также для тех, кто только думает о том, чтобы завести домашнего питомца, на что стоит обратить внимание при выборе породы в конкретных условиях петербургского климата. Проблему фальсификации кисломолочной продукции изучала Диана Андреева (11а), о проблемах переработки Тетрапак был проект Марии Якушевой (11а). Многие девушки, стремясь выглядеть красиво и элегантно, наращивают ногти. Но насколько безопасна эта процедура? Этой проблеме был посвящен проект Дарьи Бонадыковой (11а). Мы живем в довольно суровой климатической зоне, и проблема утепления жилища имеет отношение к каждому жителю нашего города. О том, какие сегодня существуют возможности сделать наше жилье теплым и комфортным, рассказала Екатерина Гордеева (11а). Но наибольшим энтузиазмом был встречен доклад Трифановой Дарьи «Физика человека» (11б). Слушатели получили возможность взглянуть на себя как на объект изучения физики, провести несколько экспериментов над собой под руководством докладчика, сделать измерения, произвести расчеты и получить информацию о своем состоянии, используя школьные знания физики. Такой интерактивный формат понравился всем участникам Лихачёвских чтений. Конечно, такая интересная секция не могла бы состояться без усилий научных наставников: Н.П. Истоминой, А.К. Башкаевой, Т.Г. Байкаловой, О.Г. Кожевниковой, О.Е. Выборновой, Е.А. Журавлевой, Е.И. Белоруковой, М.В. Остапчук.

3.jpgСекция филологии и искусства была представлена 11 докладами школьников разных возрастов. Были представлены доклады, посвященные проблемам русского и английского языков, русской литературы, классической и современной музыки. О проблемах перевода неологизмов рассказывала Мария Волгина (11а). Особенности анонимного общения в сети Интернет с точки зрения лингвистики и прагматики анализировал Сергей Горячев (11а). Особенности представления визуального и вербального контента в интернет-мемах, посвященных Петербургу, рассматривала в своей работе Аделина Попова (10а). Большой интерес вызвала работа, посвященная исследованию образа собаки в русской литературе, представленная ученицей 6б Катышевской Марией. Направление зарубежной филологии было представлено работами Щербаковой Анастасии и Юдиной Дарьи (8а), которые сосредоточили свое внимание на использовании английских сокращений в электронной переписке. Уже опытная, несмотря на юный возраст, Ксения Смаль (9б) представила интересную и глубокую сопоставительную работу: она изучала русские и английские фразеологизмы с концептом «knowledge / знание», где выявила похожие черты и различия. Некоторые проекты не были собственно исследовательскими, а носили информационный характер. Но школьная конференция обязательно должна включать и такие работы, которые расширяют границы школьного знания и представления о мире. Так, Ариадна Степанова и Дарья Юдина (8а) не только напомнили слушателям о знаменитом композиторе М.П. Мусоргском, но и рассказали о том, кому посвящено его произведение «Картинки с выставки». Савелий Стоянов познакомил школьников с музыкой прекрасного современного композитора Эдуарда Артемьева. Иногда и самые известные темы приобретают новое звучание, как, например, история группы «The Beatles», о которой рассказал Иван Миркин (11а), сосредоточив свое внимание на сложном моменте формирования легенды и мифа, которые сформировались в современной массовой культуре вокруг этого практически культового коллектива. Исследовательской и проектной деятельностью школьников этой секции руководили учителя русского языка, литературы, английского языка и музыки: Т.И. Устюгова, Е.Г. Скапенко, О.А. Ежкова, М.Г. Маловичко, Е.В. Потапова, К.А. Ермилова, Л.М. Корнюшенко. 4.jpg

Весьма спорным представляется участие в подобном мероприятии учеников начальной школы. Однако и малыши вносят посильный вклад в наше интеллектуальное мероприятие. Так, ученики 4а Саюри Марнуева, Дарья Казанцева, Анна Осипова, Полина Соколова класса под руководством Л.И. Ивановой обратились к теме истоков, начала научно-исследовательской деятельности в России и подготовили коллективный проект «Врата учёности», посвящённый 311 годовщине со дня рождения М.В. Ломоносова – основоположника российской науки. Никита Голятин из 4б не только играет в футбол, но и умеет увлекательно рассказывать об истории этого популярного вида спорта, о славных страницах его прошлого. Работа с малышами требует особенного подхода и квалификации. Замечательно, что есть учителя, которые умеют заниматься такой сложной и важной работой. В этом году проекты младшеклассникам помогали готовить Е.Г. Белова и Л.И. Иванова.

Украшением конференции стал коллективный проект учеников 6б класса «Легенды Санкт-Петербурга», выполненный под руководством учителя истории и обществознания Л.Л. Гаврилиной. Школьники Максим Клецов, Мария Катышевская, Денис Медведев, Ева Филина, Анастасия Катаева, Софья Лебедева провели видеоэкскурсию по Петропавловской крепости, рассказали о мифах и легендах, связанных с основанием нашего города, находясь на месте исторических событий и рассказывая о символическом значении разных объектов Петропавловской крепости. Съёмки и монтаж видеоролика осуществила руководитель школьной медиаслужбы Т.П. Карпович. В аналогичном видеоформате была представлена коллективная разновозрастная работа учениц Отрадных Ангелины (8б) и Трифановой Дарьи (11б) об Иосифе Абгаровиче Орбели – замечательном учёном, одном из главных хранителей Эрмитажа в годы войны. Идея и научное руководство такой важной и нужной краеведческой работы принадлежала учителям английского языка И.В. Поповой и Т.Л. Трифановой.

«Бережно сохраняя и развивая традицию научной конференции «Лихачёвские чтения», современные школьники и учителя каждый год восхищенно и удивленно, но при этом пытливо и с любопытством смотрят на окружающий мир, ищут в нем новое и необычное, учатся отбирать и систематизировать факты, проводить эксперименты и социальные опросы, совершенствуют свои навыки контактов с аудиторией», – говорит организатор конференции, учитель русского языка и литературы Ольга Ежкова, – «Очень важно, чтобы такое мероприятие продолжало оставаться площадкой для первого публичного представления результатов своего поиска, стало местом первых дискуссий и обсуждений. Могут ли звучать на школьной конференции серьезные научные исследования? Увы, честно скажем, это большая редкость. И не в этом задача школьной конференции. Главная задача и научной школьной конференции, и школы в целом – воспитание гармоничной и любознательной личности, развитие интереса к процессу познания, формирование мотивации узнавать и открывать что-то новое сначала для себя и своих сверстников. Но дорога в тысячу миль начинается с первого шага. Возможно, наша конференция даст старт кому-то из талантливых школьников, кто сможет потом внести вклад в развитие науки и нашего общества».




О.А. Ежкова,

учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 90,

организатор конференции XXIV Лихачевские чтения


Поделиться:

Возврат к списку