Поиск по сайту

Ко Дню глухих - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

Ко Дню глухих 27.09.2021

ГБОУ школа интернат 33 Выборгского района открыла свои двери слабослышащим обучающимся 1 сентября 1957 года

В школу принимаются слабослышащие дети со снижением слуха (1 - 4 степени), КИ и позднооглохшие дети.

Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом осуществляется по адаптированным общеобразовательным программам коррекционно-развивающей направленности и учебным планам, разработанным в соответствии с ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС ООО

Приоритетным направлением работы школы-интерната № 33 является: Совершенствование речевой культуры слабослышащих и позднооглохших обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС ООО.

Обучение слабослышащих детей опирается на принцип формирования речевого общения, так как именно общее недоразвитие речи является следствием отсутствия слуха.

Речевое и общее развитие неслышащих детей обеспечивает их успешную социализацию. Педагогический коллектив постоянно находится в творческом поиске, совершенствовании педагогического мастерства, освоении новых технологий.

Основные направления работы педагогического коллектива нацелены на развитие:

1.      Духовно-нравственного воспитания обучающихся

2.      Формирование здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного пространства Формирование здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного пространства ГБОУ школы-интерната № 33

3.      Совершенствование учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС ООО

4.      Психологическое сопровождение обучающихся и родителей

5.      Коррекционно-развивающая работа в ГБОУ школе-интернате №33

Формирование здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного пространства

 «Одной из современных задач современного образования является   сохранение и укрепление здоровья обучающихся.»

С целью профилактики утомления и стрессов как одной из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе – интернате № 33 особое внимание уделяется соблюдению гигиенических норм и требований к объему учебной и внеучебной нагрузки, обучающихся на всех этапах обучения:

¾    поддержание постоянного воздушно-теплового режима в помещениях школы; до начала учебных занятий и после них осуществление сквозного проветривания;

¾    создание условий для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений;

¾    применение в учебных помещениях системы искусственного освещения, соответствие уровня освещенности в кабинетах гигиеническим нормам и требованиям;

¾    исключение действия раздражающих посторонних звуков, создание спокойной звуковой обстановки.

Во избежание утомления и стрессов особое внимание уделять рациональной организации урока:

¾    организация различных видов деятельности на уроке, которые чередуются через 10 – 15 минут, а при необходимости и чаще;

¾    поддержка благоприятного психологического климата, эмоциональные разгрузки;

¾    проведение на уроках тематических физкультминуток, содержащих комплекс упражнений для разминки мелких мышц руки, массажа активных точек, гимнастики для глаз.

02.jpg

Для укрепления иммунитета и профилактики гриппа и ОРВИ обучающиеся ГБОУ щколы – интерната № 33 посещают соляную комнату.

             Соляная комната или калокамера - это помещение, в котором поддерживается определенный микроклимат. Это влажность, ионный состав воздуха, температура.

Использование спортивных снарядов и тренажеров на уроках физкультуры в школе помогает удовлетворить потребность детей в движении, справиться с нервными перегрузками, развивает их выносливость, улучшает координацию. Комплексные занятия на тренажерах помогают скорейшему спортивному развитию детей, что идет на пользу не только для физического, но и для умственного их развития.

Комплексное индивидуально-ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением слуха:

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение (ППС) образовательного процесса организуется с учетом индивидуальных особенностей развития, обучающихся с нарушением слуха и оказанием всесторонней психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса (обучающимся, родителям, членам педагогического коллектива). 3.jpg

ППк (психолого-педагогический консилиум) – внутришкольный совещательный орган для принятия коллегиальных решений по вопросам изменения и коррекции образовательного маршрута обучающихся; форма взаимодействия специалистов образовательной организации для решения задач оптимизации учебно-воспитательного процесса (до 2019 – ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум).

Основные методы работы школьного психолога – это методы диагностического наблюдения, беседы, стимулирующей диагностики (для выявления особенностей развития, адаптации, сформированности навыков, необходимых для выполнения учебной деятельности); метод анализа продуктов урочной и внеурочной деятельности (тетради, рисунки, поделки) и метод экспертной оценки позволяют дать более объективную оценку готовности к школе и оценить уровень развития УУД.

Качество речевой среды ближайшего социального окружения и модель семейного воспитания – важнейшие факторы, определяющие особенности поведения и эмоционального реагирования ребенка на различные ситуации школьной жизни.

Важнейшее значение при планировании и реализации мероприятий комплексного ППС образовательного процесса в младшей школе имеет учет индивидуальных особенностей развития обучающихся, обеспечение индивидуального подхода в процессе проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы, учёт особенностей семейного воспитания и традиций.

4.jpgРазнообразная, специально организованная и психологически комфортная среда, разнообразный сенсорный опыт с применением современного оборудования и инноваций, качественная речевая среда, доброжелательное окружение, активное вовлечение ребенка в совместную предметную и игровую деятельность, адекватный стиль воспитания – важнейшие условия успешной адаптации и социализации обучающихся с нарушением слуха.

Личность родителя, педагога, воспитателя – образцы для подражания ребенка. Ребенок копирует модели поведения и эмоционального реагирования взрослых на различных жизненные ситуации.

Профилактика эмоционального и профессионального выгорания специалистов, активное участие родителей в школьной жизни ребенка, готовность родителей принять своего ребенка и помогать ребенку, единство требований родителей и педагогов, терпение и уважительное отношение к ребенку – важнейшие факторы психологического благополучия всех участников образовательного процесса.

В школе-интернате разработана Программа коррекционно-развивающей работы, основное содержание которой составляют следующие взаимосвязанные направления.

1. Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа является системообразующей доминантой образовательного процесса в школе для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. К основным коррекционно-развивающим задачам относятся: формирование / развитие произносительных навыков; формирование / развитие речевого слуха; развитие речи; расширение словарного запаса; активизация речевой деятельности обучающихся. Реализации данных задач способствует выполнение единых требований к проведению коррекционной работы на уроках и занятиях во внеурочное время, соблюдение требований к речи педагогов, требований к работе над речью обучающихся. Важной составляющей является создание в школе-интернате речевой среды. В урочной деятельности осуществлению коррекционно-развивающих задач способствует проведение речевых зарядок, контроль учителя за правильным произношением поставленных звуков в самостоятельной речи учащихся, контроль за речевыми высказываниями детей, создание ситуаций общения для развития коммуникативных умений, развитие речевого слуха на материале уроков. Также коррекционно-развивающие задачи реализуются во время режимных моментов и во внеклассной деятельности.

 

2. Диагностическая работа диагностическая работа.jpg

Ежегодно в рамках договора о сотрудничестве между школой-интернатом и медицинским университетом сотрудники лаборатории слуха и речи НИЦ СПб ГМУ им. И.П. Павлова осуществляют обследование состояния слуховой функции школьников (на безвозмездной основе). Для аудиологического обследования первоклассников, вновь прибывших детей и выпускников школы используется Аудиометр диагностический AD 629 (производитель Interacoustics, Дания). С помощью AD 629 осуществляется обследование слуха по воздуху и кости, проводятся надпороговые тесты и речевая аудиометрия. Аудиометр воспроизводит звук различной силы и высоты, позволяя определить тот уровень, который воспринимается пациентом. Он обеспечивает высокую точность при диагностике слуха у пациентов всех возрастов.

В школе-интернате учителя-дефектологи в начале и в конце учебного года проводят мониторинг состояния слуха и речи обучающихся. В начале учебного года обследуется состояние речи школьников (состояние произносительной стороны речи (голос, речевое дыхание, орфоэпия, интонация); состояние звукопроизношения), а также проводится обследование слуха речью (уточнение рабочего и резервного расстояния с индивидуальным аппаратом / кохлеарным имплантом и без индивидуального аппарата (списки слов Л. В. Нейман с низко- и высокочастотными характеристиками составляющих их звуков); обследование фонематического слуха (1-2 степень снижения слуха; речевой материал на дифференциацию согласных звуков) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся). В конце каждой четверти осуществляется проверка восприятия школьниками знакомого по звучанию речевого материала (контрольные фразы из текстов и с уроков). В конце учебного года проводится обследование речи учеников (состояние произносительной стороны речи; состояние звукопроизношения; проверка внятности речи по спискам фонетически сбалансированных слов), состояния связной речи, а также проводится проверка техники чтения. Также в конце учебного года осуществляется обследование слуха речью (определение уровня восприятия речи на слух или слухозрительно с учетом индивидуальных особенностей обучающегося (сбалансированные списки слов Э.И. Леонгард); восприятие знакомого речевого материала (контрольные фразы из текстов и с уроков); восприятие незнакомого речевого материала (контрольный текст); обследование фонематического слуха с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Результаты обследования фиксируются в индивидуальной «Слухоречевой карте». По данным показателям отслеживается динамика развития обучающихся. 5.jpg«Слухоречевая карта» служит основанием для объективной характеристики состояния слуха, актуального речевого развития, познавательной деятельности школьников.

Ежегодно для обучающихся начальной школы организуется «Слухоречевая конференция», проведение которой позволяет отследить динамику в развитии школьников, а также определить уровень сформированности у них специальных умений и навыков.

3. Консультативная работа

Это направление обеспечивает непрерывность специального сопровождения слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

4. Информационно-просветительская работа

Это лекции, беседы, печатные материалы, тематические выступления для педагогов и родителей, индивидуальные консультации специалистов.

Наиболее эффективное развитие слухоречевых возможностей слабослышащих и кохлеарно имплантированных школьников обеспечивается знанием педагогами школы слуховых и речевых возможностей учащихся (степень снижения слуха, состояние произносительной стороны речи, уровень восприятия речи на слух с кохлеарным имплантом, индивидуальным аппаратом и без аппарата). В соответствии с этими данными учителя планируют объём речевого материала, предъявляемого на слух, осуществляют вариативность местоположения педагога по отношению к обучающимся, предъявляют знакомый речевой материал (опрос домашнего задания, закрепление материала) на слух, незнакомый – слухозрительно с учётом индивидуальных возможностей обучающихся. Непременным условием успешной реализации слухоречевых возможностей обучающихся является исправление слуховых, произносительных (звукопроизношение, слитность, выразительность) и речевых ошибок с учётом слуховых возможностей обучающихся, а также исправление аграмматизмов в речи обучающихся с опорой на грамматический вопрос к слову с последующим включением словосочетания в предложение.

Особое внимание уделяется формированию коммуникативных умений обучающихся. Этому способствует обеспечение максимальной речевой активности учащихся, создание ситуаций общения для развития диалогической и монологической речи и побуждение к самостоятельным высказываниям. В урочной и внеурочной деятельности происходит обогащение словарного запаса путём введения учебной терминологии в активный словарь (создание речевых ситуаций, использование наглядности, контекста, разных типов словарей).

В школе-интернате с 2011 года используются FM-системы Amigo. В настоящее время функционирует 8 комплектов (3 FM-передатчика Amigo T20 и 5 FM-передатчиков Amigo T31, 52 – FM-приёмника Amigo ARC). Работа FM-системы Amigo основана на радиопринципе.

FM-системы «Amigo» представляют собой передатчик звукового сигнала Т20 и Т31 (с микрофона, с записи), а также комплект индивидуальных приемников Amigo Arc, которые выдаются детям перед уроком или занятием. Основной особенностью приемников является наличие индукционной петли, которая транслирует сигнал с приемника непосредственно в слуховые аппараты/кохлеарные импланты обучающихся, обеспечивая им условия доступности чистого звукового сигнала. Это позволяет учителю проводить урок/занятие в условиях максимально приближенным к условиям обучения слышащих школьников: учитель имеет возможность свободно перемещаться по классу, поворачиваться спиной к обучающимся во время урока/занятия без потери слухового внимания детей. Чистота звукового сигнала позволяет ученикам воспринимать различные речевые и неречевые звучания, музыку наиболее чётко, делает различные звуки доступными для обучающихся, что положительно влияет на весь процесс обучения и позволяет сформировать интерес к процессу слушания.

FM-системы Amigo могут использоваться в самых разных ситуациях: во время уроков, фронтальных занятий в школе, во время концертов, спортивных соревнований, экскурсий.

8.jpgДля проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий в школе-интернате имеются специальные «Слуховые кабинеты».

5.                  Музыкально-ритмические занятия являются одним из важных специальных коррекционно – развивающих курсов в системе специальных общеобразовательных для обучающихся детей с нарушением слуха, направленной на их всесторонне развитие, наиболее полноценную социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

https://sun9-46.userapi.com/c855332/v855332250/11968a/Enywl0144fg.jpg

«Жизнь с музыкой» помогает слабослышащим детям, начиная с раннего возраста:

  1. овладевать внятной и эмоционально окрашенной устной речью, 
  2. развивать у них музыкальный и речевой слух, 
  3. приобщать к культуре своего народа; 
  4. содействует становлению творческой личности; 
  5. значительно облегчает преодоление барьеров при вхождении в социум

Ученики школы являются активными участниками различных конкурсов, проектов, фестивалей.

конкурсы.jpg


ГБОУ школа-интернат №33


Поделиться:

Возврат к списку