Авторcтво: Макин Владимир Петрович, кафедра естественнонаучного образования, СПбАППО, специальность «Теория управления образованием», научный руководитель: Шаталов Максим Анатольевич, д,п.н., доцент кафедры естественнонаучного образования Ленинградского института образования взрослых |
Актуальность исследования
Грандиозные достижения науки и техники на рубеже веков, коренные изменения в социальной и иных сферах жизни современного общества вывели на первый план проблему «качества». Качество окружающей среды, жизни человека, его деятельности, процесса и результата, стали общепризнанной проблемой в мире [1- 8].
Имея общефилософский характер, феномен и категория «качества» распространяется на сферу образования. Именно качество образования является сегодня одной из самых актуальных проблем. В науке предлагаются и обсуждаются подходы к его пониманию, пути и средства достижения в контексте требований времени (И.Ю. Алексашина, Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, С.Л. Рубинштейн, Л.П. Ильенко и др.).
Высокий профессионализм педагога, обеспечивающий качество современного образования России, не может находиться без связи с повышением качества профессиональной деятельности учителя, став сегодня одной из актуальнейших научно-практических проблем и задач современного общества (А.Н. Леонтьев, О.Е. Лебедев и др.).
В решении этой проблемы особая роль принадлежит методическим объединениям, которые мы рассматриваем не только как «школу передового педагогического опыта» в современной школе, а как акмеологическую среду, максимально приближающую профессионала к реализации проблем и задач современного образования. В этой связи, полагаем, что построение школьного методического объединения может происходить на основе интегративного подхода, что станет тенденцией его развития в современной России. Считаем также, что методическое объединение, организованное на интегративной основе, может стать, базой мониторинга, обеспечивая тем самым повышение качества профессиональной деятельности и профессионально-личностное развитие учителя. Заметим, что вопросы, связанные с организацией мониторинга в образовании, исследуются в русле, выявленных нами, проблем и задач (П.К. Анохин, А.С. Белкин, А.И. Бычков, А.М. Майоров, Д.Ш. Матрос, Н.К. Новиков, Д.М. Полев, П.И. Третьяков и др.).
Вместе с тем, организация мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении, не нашла в науке целостного рассмотрения и научно-теоретического обоснования. Цели и требования общества, совместная активная деятельность субъектов в методическом объединении, сменяющие друг друга противоречия, становятся основным механизмом повышения качества профессиональной деятельности, и как следствие этого, развития личности.
Для разрешения, обозначенных проблем и противоречий, наукой подготовлены достаточно значимые наработки, связанные с проектированием и реализацией мониторинговых систем, функционирующих на основе общепедагогических принципах (П.К. Анохин, А.С. Белкин, Бестужев-Лада, А.И. Бычков, А.М. Майоров и др.). Однако, в этих системах, на наш взгляд, недостаточно уделяется психолого-акмеологическому сопровождению учителя, которое могло бы более позитивно повлиять на повышение качества профессиональной деятельности, находящегося во взаимосвязи с прогрессивным профессионально-личностным развитием.
Вместе с тем, на фоне нашего стремления к интенсивному внедрению в практику мониторинга качества профессиональной деятельности, базирующегося на гуманистических, общепедагогических, психолого-акмеологических принципах, которые могут обеспечить профессиональный рост и развитие личности, что не нашло должных оснований. В частности, до настоящего исследования:
- не раскрыто конкретизирующее содержание понятий: «качество профессиональной деятельности учителя в методическом объединении», «акмеологические условия в методическом объединении», «мониторинг качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения»;
- не достаточно исследовался вопрос повышение качества профессиональной деятельности учителя и его развитие в условиях методического объединения;
- отсутствовала технология организации методического объединения как акмеологической среды учителя;
- не достаточно выявлен историко-методологический аспект мониторинга качества профессиональной деятельности в методическом объединении;
- не достаточно разработана теоретическая база, раскрывающая цели, задачи, структуру, инструментарий, управления мониторингом качества профессиональной деятельности.
Разработку этих и других вопросов мы связываем:
1) с определением стержневой идеи повышение качества профессиональной деятельности и развитие личности в условиях методического объединения, организованного на интегративной основе;
2) с обоснованием новых компонентов мониторинга, обеспечивающих повышение качества профессиональной деятельности учителя и его развитие в условиях методического объединения;
3) с конкретизацией положений, принципов повышения качества профессиональной деятельности и развитие личности в условиях методического объединения; с созданием акмеологических условий в методическом объединении;
4) с определением основного инструментария повышения качества профессиональной деятельности: критерий и показателей качества профессиональной деятельности и развитие учителя в условиях методического объединения;
5) с обновлением системы управления мониторингом качества профессиональной деятельности в условиях современной школы.
Мониторинг качества профессиональной деятельности учителя, который может успешно функционировать в методическом объединении, с учетом акмеологичо-педагогического сопровождения профессионала, не нашло в науке целостного рассмотрения и научно-теоретического обоснования. Стремление разрешить эту и другие, связанные с этой проблемой задачи и противоречия, определило выбор темы: «Мониторинг качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения», составили актуальность и научную новизну.
Актуальность темы детерминировала постановку цели, выбор объекта и предмета, выдвижение его гипотезы, формулировку задач исследования.
Цель исследования: повышение качества профессиональной деятельности учителя и его профессионально-личностное развитие.
Объект исследования: методическое объединение, организующее мониторинг качества профессиональной деятельности.
Предмет исследования: мониторинг качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении естественнонаучного образования.
Гипотеза исследования: непрерывность, прогрессивный характер профессионально-личностного развития и самореализация будут обеспечены, если разработать и внедрить в практику работы методического объединения мониторинг качества профессиональной деятельности учителя.
Задачи исследования:
1.Проанализировать литературу по проблеме исследования и выявить прогрессивные идеи и направления повышения качества профессиональной деятельности и развития учителя.
2.Изучить состояние практики методических объединений в школе, установить существующие проблемы и противоречия, а также пути их разрешения.
3.Обосновать необходимость теоретических основ повышения качества профессиональной деятельности и развития учителя в условиях методического объединения, организованного на интегративной основе. Разработать и апробировать технологию организации методического объединения на интегративной основе, как базу мониторинга, раскрывая его значение в повышении качества профессиональной деятельности и развитии.
4. Разработать концепцию мониторинга для практики общеобразовательных школ, апробировать положения и принципы инвариантной модели; определить инструментарий мониторинга, критерии и показатели качества профессиональной деятельности и развития,определить условия их реализации.
5.Дополнить систему управления мониторингом качества профессиональной деятельности в условиях методического объединения, организованного на интегративной основе. Экспериментально проверить доступность инвариантной модели мониторинга для практики общеобразовательных школ.
Методологическую основу достижения цели и решения поставленных задач составили:
- гуманистический, педагогический и психолого-акмеологический, интегративный подходы (И.Ю.Алексашина, А.П. Беляева, Н.В.Кузьмина, В.Н. Максимова, И.М. Титова, М.А. Шаталов и др.);
- философские учения о человеке, познании человеческой деятельности (Н.А. Бердяев, Д.Балл, Н.И. Вернадский, А.Камю, А.Н. Леонтьев, Д.С.Лихачев, А.Ф. Лосев, К.Маркс, З.Фрейд и др.);
- психолого-педагогические теории педагогической деятельности, идеи развития личности (В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев, О.Е. Лебедев и др.);
- теория мониторинговых систем (В.Г. Афанасьев, А.Д. Урсул, Э.Г. Юдин и др.) и организация мониторинговых исследований (П.К. Анохин, А.С. Белкин, Бестужев-Лада, А.И. Бычков, А.М. Майоров и др.);
- социально-педагогические идеи прогрессивного профессионально-личностного развития (Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, М.А. Шаталов и др.);
- идеи повышения профессионализма учителя и пути профессионального совершенствования (Б.Г. Ананьев, И.А. Колесникова, Н.А. Константинов, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, В.А. Сухомлинский и др.);
- теоретические основы организации работы методического объединения в современной школе (О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, Л.П. Ильенко, А.Б. Моисеев, В.А. Сухомлинский, В.П. Симонов и др.);
- психолого-педагогические основы управления качеством образования, контроля и оценивания учебных и профессиональных достижений (В.П. Беспалько, В.П. Панасюк, Н.Ф. Родионова, А.В. Усова, С.Е. Шишов и др.);
При решении поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы были использованы следующие группы методов исследования:
· теоретические:анализ литературы, нормативных исторических документов и материалов по проблемам исследования; прогнозирование, моделирование и др.;
· экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, психологическое тестирование, педагогический эксперимент, изучение работы методических объединений, различные виды контрольных работ учащихся;
· количественного и качественного анализа и интерпретации данных: компонентный анализ качества профессиональной деятельности учителя и его развития (коэффициент системности, функциональности, педагогическая коммуникация), графическое и вербальное представление информации, метод математической статистики и другие.
Экспериментальную базу исследования составили: 1) кафедра естественнонаучного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования;
2) методическое объединение учителей естественнонаучного образования ГБОУ №137 Калининского района Санкт-Петербурга.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
1.Выдвинута, обоснована и реализована идея повышение качества профессиональной деятельности и развитие учителя в условиях методического объединения посредством мониторинга.
2.Создана и внедрена концепция мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения и представлена графически ее модель.
3. Обоснована и применена методика организации методического объединения на интегративной основе, обеспечивающая повышение качества профессиональной деятельности и развитие учителя.
4. Обоснованы и применены методы сбора, обработки информации о качестве профессиональной деятельности и развитии учителя и ученика.
5.Определена и реализована система повышения качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения. Раскрыт метаметодический характер мониторинга, его возможности в управлении качеством образования в современной школе.
Теоретическая значимость:
1.Дано теоретико-методологическое обоснование повышение качества профессиональной деятельности и развитие личности посредством мониторинга. Сформирован понятийно-терминологический аппарат, определено и конкретизировано содержание составляющих понятий: «качество профессиональной деятельности учителя в условиях современного образования», «мониторинг качества профессиональной деятельности учителя».
2.Разработана методология предметного методического объединения, организованного на интегративной основе, как акмеолого-образовательной среды.
3. С позиций психолого-акмеологического подхода дана широкая интерпретация понятий: «акмеологическая среда», «акмеологические ступени профессионального роста и развития учителя в методическом объединении».
4.Обоснована инвариантная система мониторинга, которая стала включать пять компонентов: прогностико-проектировочный, содержательно-целевой, процессуально-деятельный, организационно-управленческий, результативно-оценочный, раскрыта роль каждого в повышении качества работы и развитии.
5. Определен основной инструментарий мониторинга: система критерий и показателей, на основе которых разработаны методики сбора и получение информации о качестве профессиональной деятельности и уровнях прогрессивного профессионально-личностного развития. Дополнены теоретические основы управления мониторингом.
Практическая значимость определяется тем, что:
- в практику школ внедрена инвариантная модель мониторинга, которая обеспечивает повышение качества профессиональной деятельности и развитие;
- внедрена технология организации методического объединения на интегративной основе, где мониторинг качества профессиональной деятельности функционирует по реализации основной задачи: повышение качества профессиональной деятельности и развития личности; - на основе инновационных идей исследования, обновлен и апробирован цикл семинаров, организованных методическим объединением, с целью повышения качества профессиональной деятельности и развития учителя;
- создана технология управления мониторингом качества профессиональной деятельности учителя, которая адаптирована к практике массовой школы, где раскрыты пути ее рационального применения с другими методами управления качеством образования в современной школе; - организована работа методических объединений на интегративной основе в школе №137 Калининского и других районов Санкт-Петербурга.
Основные этапы исследования:
· констатирующий (2002-2005 гг.). На данном этапе отбирались теоретико-методологические основы исследования; происходил подбор и анализ литературы; формулировались цель, задача, гипотеза; определялись исходные позиции и условия проведения исследования;
· поисковый (2005-2006 гг.). На этом этапе происходил поиск критерий и показателей качества профессиональной деятельности и развития учителя; исследовались существующие модели мониторинга;
· формирующий (2007-2009 гг.). В этот период апробировалась инновационная модель мониторинга;
· корректировочный (2009-2010 гг.). В этот период проводился анализ и
корректировка результатов педагогического исследования;
· обобщающий (2010-2011 гг.). Осуществлялось подтверждение правомочности теоретических положений и выводов исследования, происходило подтверждение справедливость выдвинутой гипотезы; оформлялась диссертация.
Вопросы, выносимые на защиту:
1.Идея повышение качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения.
2.Концепция мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в форме развернутой теории.
3.Графическая модель мониторинга качества профессиональной деятельности учителя и условия ее функционирования, инструментарий мониторинга качества профессиональной деятельности и развития учителя.
5. Результаты педагогического эксперимента, подтверждающие значение и эффективность мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в условиях методического объединения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается их согласованностью с положениями философии образования, педагогики, психологии, теорий повышения качества профессиональной деятельности и развития личности; многосторонним качественным и количественным анализом фактического материала; результатами педагогического эксперимента, итогами разносторонней апробации положений диссертационного исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
· популяризации инвариантной модели мониторинга в школах Санкт-Петербурга;
· организации и руководство экспериментальной работой учителей в методическом объединении естественнонаучного образования в школах №234 Адмиралтейского района, № 559 Выборгского района, № 137 и 176 Калининского района Санкт-Петербурга;
· публикаций в сборниках научных статей на Всероссийских научно-практических конференциях, организованных Ленинградским областным институтом развития образования, Санкт - Петербургской академией постдипломного педагогического образования, педагогическим университетом имени А.Н. Герцена в 2005-2011 гг.
Материалы и результаты исследования обсуждались на страницах:
- научных статей аспирантов и научных работников кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской государственной академии постдипломного педагогического образования [СПб. 2006год, с.216-217]; сборника научных статей аспирантов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования [СПб. 2011год, с.46-54];
- Международных научно-практических конференций: «Постдипломное образование: проблемы качества» (СПб.,2006 год); «Требования к разработке элективных курсов и формам их организации. Профильное обучение: проблемы элективных курсов и качество образования» (СПб.,2007 год); «Реализация универсального обучения в условиях современной школы. Современное естественно-научное образование в гуманитарной парадигме» (СПб., 2007 год); «Качество современного образования. Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации» (СПб. , 2007 год); «Освоение педагогических технологий профильного обучения в условиях методического объединения. Наука и высшая школа – профильному обучению» (СПб. 2009 год);
- Всероссийских конференциях с международным участием: «Урок в современной школе» (СПб. , 2010 год).
Направленность на разрешение выявленных проблем и противоречий определяет структуру и объем диссертации, состоящая из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений. В диссертации представлено 27 таблиц и 27 рисунков. Основной объем составляет 120 страниц, а общий объем, включающий литературу и приложения - 220страниц.
Основное содержание и результаты исследования.
В первой главе диссертации представлены теоретические основы мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении современной школы, где представленырезультаты анализа и обобщения литературы по проблеме исследования, методология, положения, принципы,концептуально-теоретическая модель мониторинга качества профессиональной деятельности, обеспечивающие повышение качества профессиональной деятельности и прогрессивное профессионально-личностное развитие учителя.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в конце ХХ в. одной из центральных социально-педагогических проблем современного общества стало «качество». В начале ХХI века в России, в связи с осуществлением модернизации образования в таких направлениях, как доступность, эффективность и современное качество, повлекло за собой проблему качества образования, где ключевой фигурой стал учитель, от мастерства которого, стало зависеть успешность решения, поставленных перед ним задачи повышение качества образования [8 и др.]. Обозначенные проблемы, не потеряли своей актуальности в настоящее время, и лишь получили развитие в образовательных стандартах второго поколения [там же].
В проблемах и противоречиях, сложившихся между качеством профессиональной деятельности учителя и его развитием, видится нам реализация основной идеи: повышение качества профессиональной деятельности и развитие профессионала. Объективность и сложность, существующих проблем и противоречий в современной практике учителя, дали нам основание обосновать пути их решения через систему мониторинга, который сложился в методическом объединении современной школы как система самомониторинга, внутреннего и внешнего мониторинга. Понятие «мониторинг», как показал его генезис в образовательной сфере, отличается неоднозначностью своего толкования. Наиболее точным и универсальным, становится понимание его как системы сбора, обработки, хранения и распространения информации о качестве профессиональной деятельности учителя и ее отдельных элементах (развитии), если мониторинг включает в себя анализ, оценку педагогической деятельности, коррекцию и прогнозирование направлений развития профессионала, в соответствие основным требованиям современного общества [8, с.50].
К числу «объектов», где возможно рассматривать повышение качества профессиональной деятельности и развитие учителя, можно отнести предметное методическое объединение. В условиях методического объединения, качество профессиональной деятельности учителя представляет собой комплекс знаний, профессионально-методических компетенций, педагогической коммуникации [7, с.217]. Качество профессиональной деятельности учителя можно повышать, через организованную систему мониторинга в методическом объединении.
В исследовании, с опорой на теории М.М.Бахтина, М.С. Кагана, Н. В. Кузьминой и других, нами раскрывается ценностный аспект методического объединения как акмеологической среды. Методическое объединение – это неформальная (non-formal) структура профессионально-методического сопровождения учителя, которое максимально приближает учителя к решению социально-педагогических проблем и задач [2, с.217]. Согласно концепции, методическое объединение будет реализовать цели современного образования, если будет организовано на интегративной основе [8, с.48].
Для реализации этой идеи, была разработана технология организации методического объединения на интегративной основе, обеспечивая повышение качества профессиональной деятельности и развитие.
Технология организации методического объединения на интегративной основе была нами создана и апробирована в школах Санкт-Петербурга в 2005-2010 гг. В результате была раскрыта важность интегративного подхода в организации и функционировании методического объединения, как акмеологической среды учителя, обеспечивающее повышение качества профессиональной деятельности и развития учителя. Как функциональный элемент профессионально-методического сопровождения учителя в школе, методическое объединение, организованное на интегративной основе, максимально приближает профессионала к решению основной социально-педагогической проблемы современного образования через семинарские занятия. Семинарские занятия осуществляют не только совершенство педагогического мастерства, они организуют учителя на повышение качества профессиональной деятельности, соответствующей современным стандартам качества. При этом, организующее и направляющее учителя на совершенство педагогического мастерства и развитие, методическое объединение [248 и др.].
Организация получения информации о качестве профессиональной деятельности и развитии учителя, отвечающих современным требованиям, требует организацию системы мониторинга, состоящей из самомониторинга (проводит учитель), внутреннего (организует председатель МО) и внешнего мониторинга (организует координатор МС).
Эту проблему мы стали рассматривать в условиях методического объединения, организованного на интегративной основе, которое стало включать в работу основной инструментарий мониторинга: критерии и показатели качества профессиональной деятельности, направленные на прогрессивное развитие учителя и ученика [65 и др.].
Анализ литературы по педагогике, психологии и иной литературы показал, что критерии качества профессиональной деятельности учителя исходят из современных квалификационных характеристик, современной профессиограммы учителя, требований государства, общества и конкретно развивающейся личности [5, с.101-109]. Поэтому, качество профессиональной деятельности учителя, мы стали отслеживать в комплексе с прогрессивным профессионально-личностным развитием через критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя. В результате, качество профессиональной деятельности учителя, стало представляться в единстве таких составляющих компонентов, как знания учащихся, профессионально-методические компетенции, педагогической коммуникации, стремление и готовность личности к саморазвитию [8, с.52].
Практическая основа системы мониторинга качества профессиональной деятельности, в этой связи, стала складываться из системы анализа, оценки, коррекции, прогноза качества знаний ученика, профессионально-методических компетенций и педагогической коммуникации учителя. Анализ, оценку, коррекцию, прогноз качества профессиональной деятельности и развития, мы привязали к общей схеме (рис.1).
Рис. 1. Составляющие элементы технологии мониторинга КПДУ:
Условные обозначения: КПДУ – качество профессиональной деятельности учителя; схема функционирования инструментария: целеполагание сбор данных обработка результатов анализ и обсуждение результатов коррекция прогнозирование целеполагание....
В результате концепция (от лат. conception) мониторинга стала основой для реализации основных положений:
1.Методическое объединение - это теоретико-методологическая база мониторинга, который функционирует в соответствии реализации основной задачи: повышение качества образования в школе.
2. Мониторинг в инновационной структуре способствует развитию внутренней мотивации личности на повышение качества профессиональной деятельности и развития.
3. Система мониторинга дает возможность руководителям любого звена в образовательном учреждении управлять качеством образования, предотвращать педагогические ошибки, конфликтные ситуации.
Модель мониторинга качества профессиональной деятельности учителя могла эффективно функционировать в соответствии, с отобранными нами, принципами мониторинга качества профессиональной деятельности и развития (рис.2).
Рис. 2. Система принципов мониторинга качества профессиональной деятельности учителя
Условные обозначения. I: гуманизация, интеграция, преемственность, профессиональная направленность. II: акмеологизация, субъект-субъектное взаимодействие, положительный, эмоциональный фон. III: целенаправленность, проблемность, открытость, непрерывность, научность, приоритетность управления, диагностико-прогностическая направленность деятельности, внутренняя непротиворечивость.
Успешность мониторинга качества профессиональной деятельности учителя была детерменирована критериями качества профессиональной деятельности и развития учителя, которые были составлены в соответствии с профессиограммой учителя, требований современного общества к качеству образования.
Критерии качества профессиональной деятельности стали ориентиром проектировании инвариантной модели мониторинга качества профессиональной деятельности учителя, которая может успешной в методическом объединении (рис.3).
Критерии и показатели качества профессиональной деятельности учителя
|
Критерии
|
Показатели
|
«Измерители»
|
Критерии
|
Профессиональные
знания
|
Системность (КС)
|
Предметные и обще-
предметные знания учащихся
|
Качество
образовательного
процесса
|
Функциональность (КФ)
|
Мобильность
|
Умения и
опыт ПД
|
Компетентность
|
Предметные умения и опыт ТД учащихся
|
Новаторство
|
Педагогическая импровизация (ПИ)
|
Профессионально-
личностные качества
|
Толерантность
|
Качество образовательной среды (Комфортность обра- зования – (КО)
|
Гуманизм
|
Нравственность
|
Стремление и готовность к саморазвитию
|
Потребности
|
Содействие ИЛРУ и творческой самореализации учащихся
|
Мотивы
|
Включенность в самообразование
|
Д и а г н о с т и ч е с к и е м е т о д ы и м е т о д и к и
|
|
Крайне низкий
|
Низкий
|
Средний
|
Достаточно высокий
|
Высокий
|
|
Уровни проявления КПДУ в результатах обучения
|
|
|
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис.3. Система интегративных критериев и показателей качества
профессиональной деятельности учителя.
Условные обозначения: ПД – профессиональная деятельность; КС – коэффициент системности; ИЛРУ – индивидуально-личностное развитие учителя; ТД – творческая деятельность; КФ – коэффициент функциональности; КО – комфортность образования; ПИ – педагогическая импровизация; КПДУ – качество профессиональной деятельности учителя.
В системе технологий повышения качества профессиональной деятельности и развития профессионала, мониторинг предстает как инвариантная система прогрессивного профессионеалоьно-личностного развития [6, с.152-156].
Графически модель мониторинга качества профессиональной деятельности, стала представляться как система, состоящая из пяти компонентов: прогностико-проектировочного, содержательно-целевого, процессуально-деятельного, организационно-управленческого и результативно-оценочного, обеспечивающая профессионально-личностное развитие (рис. 4).
I.Прогностико-проектировочный компонент
|
Тенденции развития общества и образования
|
Концепция модернизации российского образования
|
Требования к качеству образования
|
Профессиограмма учителя
|
Методологические подходы
|
Гуманистический
|
Акмеологический
|
Интегративный
|
Принципы мониторинга качества ПДУ
|
Общепедагогические
|
Акмеолого-педагогического сопровождения
|
Специальные
|
Методическая служба
|
Методическая служба как акмеолого-образовательная среда
|
Мониторинг качества ПДУ в методическом объединении
|
II. Содержательно-целевой компонент
|
Непрерывное профессионально-личностное развитие педагога
|
Структурно-функциональные компоненты профессионализма педагога
|
Педагогическая грамотность
|
Профессионально-методическая компетентность
|
Педагогическое мастерство
|
Новаторство
|
Проявление профессионализма учителя в его педагогической деятельности
|
Мониторинг качества ПДУ как механизм его профессионально-личностного роста
|
III. Процессуально-деятельный компонент
|
Программа мониторинга качества ПДУ как составляющая работы методического объединения, организованного на интегративной основе
|
ИОПМ педагога как следствие мониторинга качества профессиональной деятельности
|
Структура мониторинга
|
Управление
анализ оценка коррекция прогноз
|
Технология мониторинга качества профессиональной деятельности учителя (КПДУ)
|
Разработка инструментария (критерии, показатели, диагностические методики): сбор данных, обработка анализ и обсуждение результатов коррекция прогнозирование целеполагание ….
|
IY. Организационно-управленческий компонент
|
Уровневая организация мониторинга КПДУ
|
|
Педагогический инструментарий. Система критериев и показателей.
|
Y. Результативно-оценочный компонент
|
Интегративные критерии и показатели КПДУ и уровни их проявления в профессиональной деятельности и КО
|
Базовый
|
Средний
|
Высокий
|
Педагогические эффекты мониторинга КПДУ
|
Мотивация профессионально-
личностного роста
|
Управление педагогическими рисками
|
Непрерывный профессио-
нально-личностный рост
|
Качество общего образования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4. Модель мониторинга качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении современной школы. Условные обозначения:КПДУ – качество профессиональной деятельности учителя; ИОПМ – индивидуальный образовательно-профессиональный маршрут; МС Г(Р) – методическая служба (района); МСОУ - методическая служба образовательного учреждения; МО – методическое объединение; КО – качество обучения.
Во второй главе представлены результаты педагогического эксперимента. Инвариантная модель мониторинга повлекла за собой индивидуально-личностное самоутверждение и акмеологическую динамику учителя и ученика, став условием повышения качества профессиональной деятельности и развития учителя и ученика в частности, в общем, качества образования в школе. Педагогический эксперимент был организован на базе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и был осуществлен в школах Северо-Западного региона России в 2002-20011 гг. Всего экспериментальным исследованием было охвачено более 100 педагогов и 1000 учащихся. Педагогический эксперимент позволил получить показатели, подтвердившие, справедливость идеи, что мониторинг качества профессиональной деятельности, влияет акмеологически на личность.
Так, мониторинг качества профессиональной деятельности учителя физики О.В. Шарыпиной, организованный в школе №137 Калининского района Санкт-Петербурга в 2002-2009 гг., имел следующие результаты (рис.5).
Рис.5.Диаграмма динамики качества профессиональной деятельности учителя физики О.В. Шарыпиной, Калининского района Санкт-Петербурга как следствие профессионально-личностного развития в условиях методического объединения, организованного на интегративной основе.
Выявленный, в ходе мониторинга, достаточно высокий уровень качества профессиональной деятельности и развитие учителя физики Шарыпиной О.В.(школа № 137 Калининский район Санкт-Петербурга), стало участие учителя в конкурсе «Учитель года», разработка программы элективного курса надпредметного уровня по физике для учащихся 11 класса.
Позитивный и непротиворечивый характер представленных, так и других результатов, которые были получены в ходе педагогического эксперимента в школах Санкт-Петербурга в 2009-2011 гг., свидетельствуют о справедливости выдвинутой научной гипотезы: мониторинг качества профессиональной деятельности учителя, организованный в методическом объединении, способствует повышению качества профессиональной деятельности и прогрессивному профессионально-личностному развитию.
В заключении обобщены и систематизированы основные результаты диссертационного исследования, где представлены следующие выводы:
1. Качество профессиональной деятельности учителя -это интегративный комплекс профессионально-личностных достижений профессионала, соответствующих современным квалификационным характеристикам, требованиям общества и конкретно личности.
2.Методическое объединение, организованное на интегративной основе, акмеологическая среда учителя.
3. Мониторинг качества профессиональной деятельности необходим в современной школе для перспектив и оптимальных направлений повышения профессионально-личностного роста и развития профессионала и ученика, а также для повышения качества образования в школе.
Результаты педагогического эксперимента стали подтверждением стержневой концептуальной идеи: мониторинг качества профессиональной деятельности учителя, необходим для повышения качества профессиональной деятельности и развития.
Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях:
1. Макин В.П. Мой здоровый образ жизни. //Создание программы элективного курса в условиях современной школы. СПб. АППО. 2005 год. – С. 1-8.
2.МакинВ.П. /Постдипломное образование учителя естественно-научного цикла на современном этапе. //Постдипломное образование: проблемы качества. СПб. 2006год. – С. 214-216.
3. Макин В.П. /Требования к разработке элективных курсов и формам их организации. // Профильное обучение: проблемы элективных курсов и качество образования. СПб. 2007 год. – С. 61-67.
4. Макин В.П. Реализация универсального обучения в условиях современной школы. // Современное естественно-научное образование в гуманитарной парадигме. СПб. 2007год. – С.225-267.
5. Макин В.П. Качество современного образования // Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: Межвузовский сборник научных трудов. – СПб. ЛОИРО, 2007год. – С.101-109.
6. Макин В.П. /Освоение педагогических технологий профильного обучения в условиях методического объединения. // Наука и высшая школа – профильному обучению. – СПб. 2009год. – С.152-159.
7. Макин В.П. /Мониторинг качества современного урока. // Урок в современной школе: сборник научных трудов. – Санкт-Петербург: ЛОИРО. У -71. 2010 год. – С. 246-249.
8. Макин В.П. /Мониторинг качества профессиональной деятельности учителя в методическом объединении современной школы. //Академия педагогического поиска: учитель-ученик. Выпуск 1.Часть 5. Под общей редакцией С.В.Алексеева и Г.Н. Бакушиной. – Санкт-Петербург. 2011. – С.46-54.
Поделиться: