Авторcтво: Гафиятуллина Елена Германовна, воспитатель ГДОУ №129 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга |
Пластилинография – это редко встречающийся, но очень выразительный вид «живописи». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание.
![как лепить.jpg как лепить.jpg](/upload/medialibrary/54e/dtt mkgsvm.jpg)
Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии: от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.
Несколько полезных советов перед началом работы:
Пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для основы картин следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина.
Ребенку надо объяснить, что наносить пластилин на основу надо с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков. Детали круглых и овальных форм ребенок формирует скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины. Для изображения тонких полос раскатываются ладошками колбаски. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, иначе их перенос будет вызывать затруднение.
![Цветы.jpg Цветы.jpg](/upload/medialibrary/a8f/mptlm.jpg)
Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Здесь все зависит от художественного замысла автора. Дети должны понять, что если они будут смачивать пальчики водой во время рисования пластилином, то у них получится шелковистая и очень гладкая поверхность рисунка. Но только очень немного, чтобы картонная основа, ни в коем случае, не размокла.
Для получения тонких линий и нитей ребенку можно дать поэкспериментировать с пластилином. Для этого нужно взять шприц без иглы, вытащить из шприца поршень и заполнить его пластилином. Затем вставить поршень на место и нагреть шприц в горячей воде. С помощью шприцов получаются грандиозные изящные линии. Так же можно поэкспериментировать, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детальки используются для изображения лепестков и стеблей цветков, завитков и т.п. А если продавить пластилин через металлическое ситечко, то можно изобразить мех животных, кораллы и растительность. Какой простор для познавательной деятельности! А какое удовольствие получит ребенок, смешивая пластилин в ладошках для получения разнообразных оттенков. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. При этом развиваются его фантазия, творчество, художественный вкус.
Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности ребенку будет легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если же нет возможности покрыть основу скотчем, зарисовка производится простым карандашом. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
Хорошо, если в работе Вы будите использовать и природный материал: веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии, но и поможет ему научиться любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, высушенному и неказистому листику.
Если созданный руками ребенка шедевр Вы хотите сохранить на долгие годы или подарить близким людям: поверхность его лепнины желательно покрыть бесцветным лаком. Под лаковой пленкой пластилин затвердеет, готовое изделие или панно - становится прочным и хорошо сохраняет яркость (но лучше не подвергать воздействию прямых лучей солнца). К тому же, если картина используется для оформления комнаты - преимущество лакированного рисунка в том, что с него легче убирать пыль.
![море.jpg море.jpg](/upload/medialibrary/b27/izta.jpg)
Что лучше рисовать пластилином?
Для рисования пластилином нет ограничений. Все зависит от смелости творческой мысли, яркости идей и художественной фантазии. Пластилином, так же как и акварелью, масляными красками и гуашью, создаются необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты.
А знаете ли вы, уважаемые взрослые, к какой удивительной развивающей и полезной деятельности приобщится ваш ребенок? Он активно получит знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Это занятие как никакое другое, удовлетворяет познавательную активность ребенка. Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. В процессе работы он познает свойства самых разных материалов: бумаги, картона, пластилина, бросового материала.
В итоге получаются вот такие картины!
![гриб.jpg гриб.jpg](/upload/medialibrary/bef/zhac.jpg)
![вини.jpg вини.jpg](/upload/medialibrary/667/mpbg.jpg)
Уважаемые взрослые, помните о том, что развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка; поэтому так важно воспитывать у него трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, стремление своим трудом доставлять радость окружающим. Изготовление конкретной работы не является самоцелью, а должно стать средством развития творческих способностей ребенка. Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.
Уважаемые взрослые проявляйте терпение, разъясняйте непонятное, давайте советы, своевременно хвалите, а порой активно помогайте ребенку. А главное – радуйтесь каждому успеху малыша, поддерживайте его убежденность в том, что у него все хорошо получается. Это ли не радость, если ваш ребенок встает в позицию созидателя, начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей работы.
Желаю вам и вашим детям побольше приятных совместных творческих занятий, направленных на их гармоничное развитие!
Поделиться: