|
Организация коллективной проектной деятельности на тему: «Создание литературной карты «Абрамовские места на Борисоглебской земле»
Авторcтво: Махова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ Краснооктябрьской СОШ Борисоглебского района Ярославской области |
Иногда мне кажется, что все происходит в моей жизни не просто так, а благодаря чему-то или кому-то. И уже в силу возраста я понимаю, что Бог со мной: он посылает мне какие-то трудности, Он помогает с ними справляться, очень часто оберегает меня, я это чувствую. Когда умер мой папа, мне кто-то сказал, что теперь он мой ангел-хранитель! В это я тоже верю - он всегда рядом со мной, всегда в моем сердце!
В 2017 году я ушла из бизнеса в образование, ведь по образованию я учитель, устроилась работать в школу учителем русского языка и литературы. Я занялась своим любимым делом, стала учить детей, «сеять разумное, доброе, вечное».
В сентябре 2019 года методисты Центра сопровождения участников образовательного процесса Борисоглебского района предложили нам, учителям совместно с учениками МОУ Краснооктябрьской СОШ, создать литературную карту, содержанием которой стали бы места пребывания писателя Федора Александровича Абрамова на Борисоглебской земле.
Светлана Ференцевна Щукина, методист центра, представила в школе удивительно чистый и понятный фильм о пребывании Ф.А.Абрамова на Борисоглебской земле «Живые родники творчества», а затем познакомила с некоторыми рассказами писателя и некоторыми текстами записных книжек Федора Александровича. Не долго думая, мы согласились. Почему? Да потому что мы сами жители деревни, а как сказал писатель «Я родом из деревни», и, значит, эта тема нам близка и понятна. Мы знаем жизнь деревни, жизнь деревенских жителей, мы сами живем этой жизнью, мы знаем и видим проблемы деревни. Еще одной причиной заинтересованности творчеством писателя стал тот факт, что Федор Александрович любил бывать на Борисоглебской земле, любил гулять по изумительно красивым местам нашего края. Впоследствии одна из участниц проекта, Синельник Елизавета, ученица 10 класса, напишет в своем письме к писателю «…Я горжусь тем, что родилась рядом с теми местами, по которым ходил Фёдор Абрамов». В ходе исследовательской работы мы узнали, что писатель с супругой Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой с 1967 по 1981 годы неоднократно приезжал на Борисоглебскую землю, в деревню Опальнево Останавливался в гостеприимной семье Ирины Владимировны Столяровой, в прошлом его студентки.
Целью нашего проекта стало пробуждение интереса детей к истории родного края, к истории предков. Жизненное кредо писателя было «Будить, всеми силами будить Человека в человеке!».
Основным этапом работы над проектом стало знакомство учащихся с произведениями Абрамова. С большим удовольствием читали наизусть небольшие рассказы: «Ради памяти о себе», «Секрет врачевания» и др. По мере совместного чтения, увидела живой интерес в глазах детей, желание узнать еще и еще о жизни человека, который пишет не о городах-мегаполисах, а о чем-то родном, знакомом. Младшие школьники инсценировали рассказ «Как вылечила Нина сына от жестокости», с замиранием «сердца» слушали, что же будет с молодым командиром из рассказа «Молодой командир». Читая со старшими школьникам повесть «Безотцовщина», некоторые дети в какие-то моменты увидели себя в главном герое Володьке, увидели ту самую деревенскую, знакомую им жизнь! Это впечатление повлияло на интерес и желание продолжить знакомство с рассказами русского писателя. А услышав фразу от деток: «Во, это про нас!», я поняла, что мы идем по правильному пути. Им интересно слушать, думать и писать про героев Абрамова, создавать рисунки по фрагментам текста, инсценировать небольшие произведения. Я увидела, что школьникам легко представить себя на месте своего погодка, размышлять над жизненными проблемами, отвечать на вопросы: А как бы я поступил...? Можно ли было избежать проблем...?
Мы неоднократно выезжали на экскурсии в деревни Борисоглебского района, которые упоминал Ф.А.Абрамов. Школьники сами составляли рукописную карту пеших прогулок писателя. В работу над проектом включились пять педагогов школы и десять обучающихся, таким образом наш проект стал общешкольным. Кроме деревни Опальнево, в записях писателя мы видим такие названия, как Селище, Троица на Бору, Дядьково, Псарево, село Спас-Подгорье, Лавреньково, Глинка, Акулово (см. Приложение).
На Борисоглебской земле находится несколько святых источников. Колодец - одно из ключевых слов в творчестве Абрамова Писатель был убежден, что и колодец души следует пополнять живыми впечатлениями: «Когда я приезжаю в деревню, я буквально омываюсь в живых родниках речи. Колодец души пополняется живой водой».
Читая рассказы и повести, дети с интересом обсуждают диалектные слова и выражения: прогалина, фатера, робить, жёнки, родёмой, пачпорт, телевизЕр, и т.д. Эти слова - диалекты вызывали детский неподдельный интерес, что, конечно же, помогало в живой работе на уроках литературы. Таким образом, мы пополняли свои души « живой водой, живыми родниками речи». Федор Александрович Абрамов в своих письмах просил Ирину Владимировну Столярову собрать сведения о тех или иных старожилах деревни Опальнево. Писателя интересовали все подробности жизни русской деревни. На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что мы исполняем желание Федора Александровича Абрамова. Дети с огромным интересом посетили архив города Ростова, с целью изучения архивных документов из прошлого деревень. С большим интересом записывали интервью у старожилов, при посещении той или иной деревни. Создавали карту мест, где любил подолгу гулять писатель с женой и друзьями дома, в котором гостил. Все деревни и река Устье обозначены детьми на макете литературной карты. В настоящее время работа продолжается, информацию о каждой деревне от истории ее возникновения до судеб отдельных родов - семей, проживавших и проживающих здесь. Все это будет отражено в приложении к литературной карте - брошюре «Имя писателя Ф.А.Абрамова на карте земли Борисоглебской.
Этапы работы над проектом «Абрамовские места на Борисогелбской земле» МОУ Краснооктябрьской СОШ
Мероприятия
|
Сроки проведения
|
Описание
|
1 этап. Подготовительно-поисковый.
Октябрь 2019 (по согласованию вторник) - согласование рабочей группы учителей МОУ Краснооктябрьской СОШ, выбор и согласование группы учащихся для работы с проектом, согласование кандидатуры координатора проекта. Выбор детьми текстов писателя, для заучивания наизусть, инсценирования, с целью дальнейшего участия в мероприятиях, посвященных памяти писателя.
Ноябрь, декабрь 2019 ( по согласованию каждый вторник) - встречи с идейным вдохновителем проекта С.Ф. Щукиной, разговоры о писателе, о его творчестве, просмотр фильма Живые родники творчества», чтение текстов произведений, обсуждение прочитанного.
|
Поисково-исследовательская деятельность.
В ходе реализации проекта осуществлялись следующие мероприятия.
|
Декабрь 2019
|
Поездки с детьми в деревни Селище, Акулово, Троица на Бору, Опальнево, беседы с жителями деревни, сбор фото и видеоматериалов, зарисовок, сочинений-рассуждений о экскурсии.
(2 педагога-наставника, 10 обучающихся)
|
Декабрь 2019
|
Работа в архиве в г.Ростове Великом по поиску архивных материалов о возникновении деревень Борисоглебского района, в которых бывал Ф.Абрамов. (2 педагога-наставника, 10 обучающихся)
|
Январь 2020
|
Поездки в деревни Псарево, Дядьково, Лавреньково, Спас-Подгорье, беседы с жителями, создание фото и видео зарисовок. ( 2 педагога-наставника, 10 обучающихся)
|
Февраль 2020
|
Экскурсия учащихся МОУ Краснооктябрьской СОШ в архив г.Ростов Великий, с целью ознакомления с архивными документами.
|
Декабрь 2019-январь 2020 (по согласованию каждый вторник)
|
Встречи участников проекта, дальнейшее знакомство с творчеством писателя, отчет по проделанной работе, планирование следующего этапа проекта. Представление макета литературной карты «Абрамовские места на Борисоглебской земле» (5 педагогов-наставников, 10 обучающихся)
|
Февраль 2020
|
Участие школьников в интернет конкурсе творческих работ Всероссийской акции, посвященной 100-летию со дня рождения Ф.А.Абрамова. Номинация: Иллюстрация к фрагменту из произведения Ф.А.Абрамова (9 участников)
|
26 февраля- 1марта 2020г.
|
Участие педагога школы и куратора проекта Маховой С.А. в межрегиональном форуме «Абрамов. Пинежье. Россия», посвященному 100-летию со дня рождения Ф.А.Абрамова. Работа в секции: «Федор Абрамов в школьных исследованиях и проектах», по теме: Организация коллективной проектной деятельности «Создание литературной карты: «Абрамовские места на Борисоглебской земле»
|
10 марта 2020
|
Творческая встреча обучающихся МОУ Краснооктябрьская СОШ с педагогом школы и куратором проекта Маховой С.А. Рассказ о поездке на Родину Ф.А.Абрамова. Демострация фото и видеоматериала, презентация поездки.
|
2 этап. Реализация проекта.
|
Литературная гостиная. «Будить, всеми силами будить Человека в человеке!».
|
28 января 2020г
|
Рассказ о творчестве писателя, чтение наизусть рассказов Ф.Абрамова, для обучающихся. Гости: представители общественности и духовенства.
Чтецы: С.Скотникова, М.Седов, К.Давыдов, Л.Сиротина, Н.Соловцева, А.Глазов, Е.Синельник, Л.Головченко, Ек. Синельник, учитель нач.кл. Котова И.В.
Прочитанные произведения: стих. «Ржаное поле», рассказы «Секрет врачевания», «Как Нина вылечила сына от жестокости», «Ради памяти о себе», «Когда с Богом на ты», «Как Лукеша свою Маньку замуж выдавала», «Молодой командир», «Золотые руки», «О хлебе».
Организатор и ведущий: Махова С.А.
Помощники: учителя школы.
|
Районный семинар для педагогов района «Формирование метапредметных образовательных результатов через проектно-исследовательскую деятельность»
|
5 марта 2020
|
Представление проекта: этапы проекта, представление мероприятий для реализации проекта, чтение произведений Ф.Абрамова, представление презентаций, видеозарисовок.
|
Литературная гостиная «Братья и сестры» (Борисоглебская СОШ№2)
|
2018,2019г.
|
В нашей школе уже стало традицией посещение МОУ Борисоглебской СОШ №2, с целью участия в литературной гостиной, посвященной памяти писателя Ф.Абрамова. В 2018г. обучающиеся МОУ Краснооктябрьской СОШ были приглашены в качестве слушателей на заседание литературной гостиной. В 2019 г. ученики нашей школы, в составе трех учащихся, уже были активными участниками фестиваля творческих работ «Светлые люди» по произведениям Ф.Абрамова, а также участниками литературного вечера «Светлые люди», в составе пяти обучающихся, где выступали в роли чтецов.
|
3 этап. Аналитико-обобщающий.
|
Выпуск печатной продукции: литературная карта «Абрамовские места на Борисоглебской земле»
|
Март 2020 (по согласованию)
|
Создание макета карты для типографии
|
Выпуск брошюры «История Русской деревни»
В ближайшее время планируется подготовка материала для брошюры « Русская деревня в лицах»
|
Октябрь-ноябрь 2020. Работа продлена в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой.
|
Создание сборника исследовательских работ по деревням указанным в записях Ф.Абрамова: Акулово, Селище, Троица на Бору, Опальнево, Дядьково, Псарево, Глинка, Спас-Подгорье, Лавреньково.
|
Разработка туристического маршрута мест и деревень, по которым любил гулять русский писатель Ф.Абрамов.
|
Декабрь 2020. Работа продлена в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой.
|
Разработка экскурсионного маршрута, апробация.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ожидаемые результаты от реализации школьного проекта:
1. Пробуждение интереса к истории родного края, района и, как следствие, к творческому наследию Ф.А.Абрамова.
2. Формирование интереса к русской литературе патриотического, исторического, краеведческого содержания, интереса к деревенской прозе.
3. Выпуск литературной карты.
4. Выпуск брошюры «История русской деревни»
5. Разработка туристического маршрута «Любимая деревня», посвященного творчеству Ф.Абрамова, с целью распространения среди туристов и паломников района, для развития туристической сферы Борисоглебского района.
Федор Александрович когда-то записал: «Чтобы выстояла страна, чтобы выстояла Россия, надо чтобы выстояли дома!»
Впечатления ученицы 7 класса Орловой Вероники: « Съездив сегодня в деревню Дядьково, в которой я ранее не была, я открыла её для себя, как настоящую, русскую деревню. В ней дома стояли в два ряда, из которых жилых всего два, у домов очень большие старые деревья, дорога в деревне грунтовая. Нам много интересного рассказала жительница этой деревни, что ранее в этой деревне жило много народу, все были дружелюбные, жили как одна большая семья. Замков на дверях не было, все помогали друг другу».
Из записей ученицы 10 класса Синельник Елизаветы: « Перед Новым годом мы ездили в деревню Акулово Борисоглебского района Ярославской области...Природа из-за непогоды не показала всех своих красок, но все равно запомнилась мне очень красивой. Особенно мне понравились старые дома. Они как-то по особому смотрелись среди обновленных. Ведь именно старые дома создают атмосферу деревни...»
Проект нашей школы вызвал огромный интерес и отклик у учащихся. У детей есть желание узнать больше о своих земляках, о своей малой Родине, о творчестве Ф.Абрамова.
В беседе с корреспондентом журнала «Вопросы литературы» в 1974 году Федор Александрович сказал: «Я мечтаю поразмышлять о судьбах страны, о сути глубинных исторических процессов, о том, откуда «все началось»...Хочется вопросить прошлое: как время меняет национальный характер? Что такое есть русский крестьянин? Как происходило раскрестьянивание русского человека?...»
Есть надежда, что с осуществлением проекта нашей школы мы приблизимся к мечте русского писателя Федора Абрамова и найдем ответы на некоторые вопросы о жизни деревни и её людях.
P. S.: В настоящее время учащиеся вместе с педагогами начали подбор материала для брошюры «Русская деревня в лицах», изучаются архивные документы. Также в ближайшее время в МОУ Краснооктябрьская СОШ дети с 3 по 8 класс начнут заниматься в литературной гостиной «Время читать Абрамова». Литературная гостиная - это внеурочная деятельность, творческая деятельность, где дети будут читать произведения Ф.Абрамова, В.Белова, В.Шукшина и др. писателей русской деревни. В ближайшее время педагоги вместе с детьми начинают работу над инсценировками некоторых произведений или фрагментов из произведений указанных писателей.
Людмила Полевикова «Писать о деревне - привычное дело...»
В.И.Белову посвящаю.
Писать о деревне - привычное дело.
Ведь город - холодное внешнее тело,
Как будто обертка для жизни красивой,
Заманчивой, яркой и даже счастливой.
А корни в деревне, в родительском доме.
Там сердце трепещет в щемящей истоме,
Там воздух пропитан родным ароматом,
Там в небе лазурь, облака белой ваты,
Там лес, словно в сказке, стоит молчаливо,
Прозрачная речка, несжатая нива.
Там узкая тропка и к бане, и к дому.
«Привычное дело» до боли знакомо!
(Газета «Наша Вологда». 11 мая 2018г. С.13)
Поделиться:
|
|