Авторcтво: Ларина Светлана Юрьевна, заместитель заведующего по УВР детского сада №67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга; Иванова Лариса Николаевна, воспитатель логопедической группы детского сада №67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга; Мышко Екатерина Валерьевна, воспитатель детского сада №67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,
вечный источник детского разума».
В.А.Сухомлинский
Природа и человек неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Природа является не просто средой жизни, источником необходимых ресурсов, но и нашим единственным общим домом. Однако потребительское отношение неизбежно ведет человеческое общество к катастрофическим последствиям. В последние годы интерес к экологическим вопросам возрастает.
Экологические проблемы напрямую связаны с отсутствием или недостаточностью образованности населения в данной области. Обретение экологической культуры, экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Особо остро встала задача экологического образования, первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего населения – школьников и дошкольников. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребенок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Система знаний о природе, построенная на различных взаимосвязях растений и животных с внешней средой обеспечивает образовательный стержень в экологическом образовании дошкольников.
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера, моральных качеств личности, важнейших человеческих чувств: честности, уважения, любви к Родине. Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира. Восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывает у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. У детей важно развивать гуманные черты: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу.В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность была нами использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Главная цель проектной деятельности по ознакомлению детей с миром животных Красной книги – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы,пропаганда экологических знаний, формирование гуманного отношения к природе и проблемам ее охраны.
Образовательная область Познание и одна из ее задач – формирование целостной картины мира, расширение кругозора у ребенка-дошкольника – было и остается одним из направлений работы детских садов города. В дошкольный период как было сказано ранее закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим людям. В ДОУ дети проводят большую часть времени, и в силах педагогов помочь им узнать, познать и раскрыть таинственный мир природы. Выстраивая образовательную деятельность учреждения в целом, мы попытались перейти от традиционного ознакомления с природой к экологическому воспитанию, то есть не только формировать представления о природе, но и формы отношения к ней.
Почему именно эта тема нас заинтересовала? Во-первых, 2013 год объявлен в России годом охраны окружающей среды, во-вторых, Красная книга является одним из основных документов, информирующих нас о редких, исчезающих и нуждающихся в охране животных, и третий фактор, - сами дети, которые задают массу вопросов о животных, которых им удалось наблюдать.
Деятельность в ходе первого этапа проекта «Нуждаемся в вашей защите! Животные планеты Земля» способствовал пропаганде экологических знаний среди воспитанников и их родителей, формированию гуманного отношения к природе и привлечению внимания к ее охране. Проект охватил все группы детского сада, а не одну. Это было сделано целенаправленно для того, чтобы объединить не только работу по экологическому воспитанию, но и с введением новых федеральных государственных требований задать образовательной деятельности поисково-исследовательский характер. Дети старшего возраста изучили и узнали новое о таких животных как: филин, белый медведь, снежный баран, амурский тигр, черный аист. Дети среднего и младшего возрастов – пингвин, северный олень, дельфин, даурский еж, бурый медведь.
Задачи:
· Расширение представления детей о разнообразии природы
· Формирование знаний о животных, занесенных в Красную книгу, причинах их исчезновения
· Привлечение внимания к проблемам взаимодействия человека с природой
· Формирование таких качеств как сочувствие, сопереживание ко всему живому
· Закрепление знаний воспитанников о правилах поведения в природной среде
· Обогащение словарного запаса
· Развитие творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера
· Инициирование обсуждения проекта в кругу сверстников
На организационном этапе педагоги создали проблемно-игровые ситуации, которые помогли воспитанникам осознать и личностно принять проблему, задачи предстоящей деятельности. Проблема была озвучена через показ фильма «Исчезающий мир животных планеты Земля». В каждой группе воспитателями бала создана игровая ситуация (дети 11-ой группы пошли в зоологический, дети группы №3 спасали дельфинов, дети 5-ой группы угадывали, чей голос они слышат, группы №10 попали на выставку «Белые медведи в Арктике»).
Второй этап исследовательский. Дети совместно с педагогами и родителями, выбрав интересующий вопрос, приступали к изучению частей животного мира, чтобы в итоге собрать в целое, почему необходимо беречь и заботиться о братьях наших меньших.
Поиск мы начали с вопроса: Почему гибнет животное?
Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо изучить животное. На данном этапе мы с детьми планировали свою деятельность по направлениям: внешний вид животного, его повадки, способы питания и характер пищи, среда обитания, размножение, уровень нахождения в опасности, профессии, связанные с животными.
Приведем пример: ребенок делает выбор – внешний вид животного. Поиск информации идет совместно с педагогом, родителями. Подбираются картинки. Составляется диалог. Затем информация самим ребенком озвучивается в группе и размещается в центре познавательной активности, где каждый воспитанник может воспользоваться в самостоятельной игре, а также педагог, проводя образовательную деятельность.
Следуя интегративной системе, реализацию проекта мы осуществляли по следующим направлениям:
· познавательно-речевое
Беседы о животном, его среде обитания, потомстве; просмотр DVD-фильмов, чтение художественной литературы. Рассказывание сверстникам об интересных фактах из жизни животных, найденных дома с родителями; обсуждение творческих работ - с кем делали, из чего; составление рассказов, обыгрывание.
· социально-личностное
Дети принимали участие в коллективных работах, где распределяли обязанности, творили в соответствии с общим замыслом. Изучали профессии людей, связанные с животными. Обсуждали проблемные ситуации – Что будет, если загрязнять водоемы? Вырубать леса? Вся информация размещалась в группе, и дети могли использовать ее в самостоятельной деятельности.
· художественно-эстетическое
Наши воспитанники в ходе проекта с большим удовольствием занимались продуктивной деятельностью – лепкой, аппликацией, рисованием, создавая образы животных.
А также музыкальной деятельностью – прослушивали песни о животных, придумывали танцы, играли в подвижные игры
Особое внимание мы уделяли самостоятельной деятельности, где дети проявляли выдумку, творчество, развивая сюжетную линию игры.Условия для игры дети создавали сами.
![67-1.JPG 67-1.JPG](/upload/medialibrary/c46/67-1.jpg)
Родители принимали активное участие в проекте. Благодаря совместному творчеству детей с мамами, папами, дедушками и бабушками были создано большое количество поделок из самых разнообразных и неожиданных материалов.
![67-2.JPG 67-2.JPG](/upload/medialibrary/447/67-2.jpg)
В каждой группе создана папка, куда вошла информация, собранная воспитанниками, педагогами и родителями.
![67-3.JPG 67-3.JPG](/upload/medialibrary/a66/67-3.jpg)
Творческие коллажи о животных стали страничками красной книги.
![67-4.JPG 67-4.JPG](/upload/medialibrary/e7e/67-4.jpg)
Мы разработали два вида игровых кубиков, позволяющие закреплять полученную в ходе поиска информацию, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.
![67-5.JPG 67-5.JPG](/upload/medialibrary/578/67-5.jpg)
Каждая грань кубика предлагает выполнить задание:
-где живет животное, его среда обитания;
- внешний вид животного;
- чем питается;
- как называются профессии людей связанные с животными;
-причины гибели животного.
![67-6.JPG 67-6.JPG](/upload/medialibrary/70a/67-6.jpg)
Речевой кубик
- назови части тела животного? (цель активизация словарного запаса);
- чьи следы?чей хвост? (цель развитие навыков употребления притяжательных прилагательных);
- какое животное? (подборка прилагательных: тигр – ловкий, сильный, полосатый);
- что умеет делать животное? ( цель - обогащение словаря детей глаголами, словами-действиями: бегает, прыгает, крадется);
- как животное разговаривает, какие звуки произносит.
![67-7.JPG 67-7.JPG](/upload/medialibrary/b8f/67-7.jpg)
Картотека CD-дисков с фотографиями и презентациями животного
![67-8.JPG 67-8.JPG](/upload/medialibrary/7f4/67-8.jpg)
Фильмы ВВС «Твои веселые друзья зверята»
![67-9.JPG 67-9.JPG](/upload/medialibrary/1eb/67-9.jpg)
Выставка творческих работ «Они нуждаются в нашей защите!»
В рамках проекта было разработано комплексно-тематическое мероприятие «Путешествие по планете Земля». Его участниками стали дети подготовительной группы. Дети совместно с воспитателем попадают в увлекательное путешествие. С помощью волшебного глобуса и магического заклинания путешественники трижды оказываются в самых разных уголках Земного шара, где знакомятся с профессиями людей, связанными с изучением и охраной мира природы.
![67-10.JPG 67-10.JPG](/upload/medialibrary/d9b/67-10.jpg)
Первое волшебное перемещение происходит на Северный полюс, где ребята узнают интересные факты из жизни его обитателей, знакомятся с профессией полярника. Благодаря использованию мультимедийных средств дети услышали звуки вьюги, увидели северное сияние.
![67-11.JPG 67-11.JPG](/upload/medialibrary/a56/67-11.jpg)
Во время второго волшебного перемещения путешественники оказываются на берегу океана, перед ними раскрываются красоты подводного мира. Дети узнают о профессии океанолог, попадают в его лабораторию, проводят опыт по загрязнению водной среды.
![67-12.JPG 67-12.JPG](/upload/medialibrary/17a/67-12.jpg)
Третье волшебное перемещение переносит детей во владения лесника. Как подведение итога, он предлагает юным путешественникам игру-ТРИЗ «Можно – нельзя», ставящей перед детьми вопросы:
- Можно ли в лесу разжигать костры? Шуметь? Разорять гнезда? Мусорить? Лежать на траве?
![67-13.JPG 67-13.JPG](/upload/medialibrary/770/67-13.jpg)
Пребывание в каждом пункте назначения требует от ребят активного участия в предлагаемых обстоятельствах, проявления смекалки, знаний на практике.
На память о встрече, герои дарят детям предметы, которые используют в своей работе. Оказавшись в группе, ребята смогли обыграть подарок в сюжетно-ролевой игре, поделиться впечатлениями о путешествии.
Занятия в детском саду имеют свою специфику. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Добиться этого нам помогла компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Использование анимации, вставок видеофрагментов сделало возможным показ динамических процессов, смоделировать явления, которые нельзя продемонстрировать в обычных условиях или трудно увидеть, наблюдать в повседневной жизни (северное сияние, звуки леса, пение птиц и т.д.). Анализ проектной деятельности показал применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)оптимизирует восприятие учебного процесса, повышает мотивацию, заинтересованность детей, позволяет активизировать непроизвольное внимание, развить произвольное; расширяет возможности работы с наглядным материалом, что способствовало достижению поставленных нами целей. ИКТ позволяют модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить его эффективность, мотивировать ребенка на поисковую деятельность, дифференцировать подачу материала с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
К каким результатам мы пришли?
· Родители повысили свою педагогическую компетенцию, получив возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса
· Дети знают животных, занесенных в Красную книгу, проявляют желание больше узнать об их жизни, повадках
· Понимают взаимосвязь Человек – Природа
· Высказывают предположения и делают простейшие умозаключения (например, что от человека зависит многообразие видов животных, живущих на Земле)
Приведем примеры высказываний:
- Что произойдет, если все льды на Северном полюсе растают? – Будет наводнение. Дед Мороз утонет.
-Что произойдет, если ручей пересохнет? – Животные умрут без питья. Рыбки и лягушки погибнут.
- Что произойдет, если исчезнут птицы? – Вредных насекомых будет больше.
- Что произойдет, если ученые изобретут черного зайца? – Зайца быстро съедят.
· Дети рядом с родителями, совместно осуществляют поиск, создают творческие работы
· Знают профессии, связанные с животными
· Действуют согласованно, договариваются в процессе продуктивной деятельности
· Активно используют новые слова в свободном общении
· Получают положительные эмоции в ходе подготовки и проведения проекта
На последнем этапе осмысления своих собственных действий и поисков мы встали перед решением другой проблемы. Дети стали задавать вопросы – есть ли Красная книга в нашем городе? Какие животные в нее занесены? Что мы можем сделать для них? Поэтому наша работа по экологическому воспитанию продолжается…
Поделиться: