Поиск по сайту

Креативный подход к формированию семейных ценностей у младших школьников


Авторcтво: Баринова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 453 имени С. Жукова Выборгского района Санкт-Петербурга


В Законе Российской Федерации 273-ФЗ «Об образовании в РФ» в статье 66 указаны основные направления различных ступеней образования. Хочется обратить особое внимание на то, что каждая ступень образования в первую очередь направлена на стадии формирования личности.

«1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей…

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося…» [1]

Таким образом, учитель должен осознать, что современное общество в своих требованиях к образованию смещает акценты. Современный ученик должен не только обладать обязательным набором предметных знаний, умений и навыков (важность которых я никоим образом не умаляю), владеть метапредметными умениями, но главное, должен уметь использовать свой образовательный потенциал для личностного развития. Он должен быть готов к сотрудничеству с окружающей действительностью, должен быть творческой личностью.

Одной из граней творческого восприятия мира является креативность. Понятие «креативность» имеет огромное количество определений. И российские, и зарубежные ученые на протяжении многих лет пытаются сформулировать это комплексное определение. Чтобы не углубляться в серьезные теоретические выкладки (поскольку цель моей статьи – практические рекомендации), но при этом определиться с толкованием термина «креативность», я коротко остановлюсь на теории Джоя Пола Гилфорда (1897 - 1987), американского психолога, специалиста в области психологии образования. Гилфорд выделил 16 интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Некоторые из них можно формировать уже на ступени начального общего образования:

· любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);

· беглость (количество идей, возникающих за единицу времени);

· оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);

· гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую).

В 1967 году Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности как способности отказываться от стереотипных способов мышления. [2]

Чаще всего педагоги обращаются к понятию «креативность» в аспекте достижения предметных и метапредметных образовательных результатов. Я хочу предложить несколько вариантов использования креативных заданий для достижения личностных образовательных результатов на ступени начального образования, делая акцент на духовно-нравственном развитии и воспитании школьников, учитывая, что духовно-нравственное формирование личности является составной частью основной образовательной программы любой школы.

Я думаю, что со мной согласится большинство читателей: в разговоре о формировании духовно-нравственной личности неотъемлемую, а может быть, главенствующую роль играет семья. Задача учителя – подобрать способы взаимодействия с семьей в рамках урочной и внеурочной деятельности, которые будут поддержаны семейными творческими традициями. Задания креативного характера объединяют семью вокруг общей цели или общей проблемы, позволяют родителям и детям найти дополнительные точки соприкосновения, осмыслить свои взаимоотношения, осознать семейные ценности.

Виды взаимодействия школы и семьи, о которых пойдет речь далее, конечно, имеют творческую направленность. Но давайте будем различать творчество само по себе и креативность. Творческий процесс не подлежит регламентации, это раскрепощенное самовыражение личности. Креативность имеет прикладной характер, это творческий процесс, который приносит определенную пользу и направлен на конкретный, возможно даже заранее запланированный результат. Зачастую дети щедро одаренные творческими способностями испытывают серьезные затруднения при выполнении заданий репродуктивного характера (творческим натурам трудно адаптироваться к стандартным ситуациям). Креативность же можно охарактеризовать формулой «творчество + общий интеллект».

А теперь давайте перейдем непосредственно к тем практическим наработкам, которыми мне хочется поделиться.

В прошлом учебном году я преподавала своим четвероклассникам модуль «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. (Особенностям этого предмета посвящен №23 журнала «РОНО».) При изучении темы «Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества» мы с ребятами много говорили о том, чему можем научиться в семье, что объединяет членов одной семьи. При наличии доверия и нравственного понимания между учителем и учениками дети с удовольствием делятся своими мыслями о семейных ценностях. Естественно, что в каждой семье свои уникальные традиции, увлечения. Но при этом у детей должно быть сформировано четкое представление о семейных моральных и нравственных устоях.

Итогом этого важного разговора стал проект «Герб моей семьи». Ребята вместе с родителями придумали гербы своих семей, а потом представили свои творческие изыскания друг другу. Все с удовольствием рассказывали об увлечениях и ценностях своих семей, о символах, через которые это отражено на гербе. Естественно, что эта работа потребовала от детей и родителей оригинальности мышления, ведь каждому хотелось представить уникальность своей семьи.

Приведу несколько образцов семейного творчества:

рис1.jpgрис.1 Герб семьи Жени А.

«Огонь на гербе - это символ домашнего очага. Дом - это любимое место нашей семьи. Дерево означает, что мы любим природу. Рабочие инструменты - это символ нашего трудолюбия.»

рис2.jpg рис.2 Герб семьи Даши Г.

«На гербе нарисовано четыре рисунка. На первом рисунке нарисована палатка, потому что мы очень любим выезжать на природу за город. На втором рисунке изображено животное, потому что мы очень любим разных животных. Поэтому у нас дома живут два кота, хомяк и рыбки. На третьем рисунке я нарисовала инструменты, потому что мы любим все вместе трудиться. Если мы что-то начали делать, то доделаем дело до конца. И на последнем рисунке я нарисовала воздушные шарики, потому что наша семья веселая и очень любит шутки»

рис3.jpg рис.3 Герб семьи Элеоноры М.

«В основе нашей семьи лежит любовь, поэтому сердечко расположено в самом центре. Слово "любовь" написано по-английски, потому что мы с папой изучаем английский язык. Сова означает, что все мы любим учиться. Пляж нарисован потому, что мы любим вместе отдыхать. Футболом увлекаются все мужчины нашей семьи, поэтому на гербе нарисован футбольный мяч. А еще все мы любим природу, бережем ее, поэтому на нашем гербе изображены цветы и бабочка»

рис4.jpg рис.4 Герб семьи Саши Ц.

«Наша семья очень любит получать знания, поэтому на гербе изображена книга. Еще все мы увлекаемся баскетболом, поэтому внизу нарисован баскетбольный мяч. Щит означает прочность нашей семьи, а медведи символизируют, что мы защищаем и охраняем свой дом. На самом верху буква "Ц" - первая буква нашей фамилии.»

рис5.jpg рис.5 Герб семьи Германа Ч.

«Внизу находится рука мамы. Мама - это опора нашей семьи. Она поддерживает всю нашу семью, в том числе и наши увлечения (это мяч, который она держит в руках). Над мячом изображены крылья птицы. Это символ свободы и независимости. Одно крыло - это я, а другое - моя сестра Катя. На самом верху звезда. Это папа. Он глава нашей семьи.»

Обратите внимание, сколько оригинальных идей предложили дети в сотрудничестве со своими родителями не только в подборе символов, но и в их толковании, как творчески отображены и семейная иерархия, и моральные ценности, и общность или разнообразие интересов членов семьи. Невозможно переоценить огромную значимость, которую принес этот проект для формирования духовно-нравственных ценностей у детей, достижения личностных образовательных результатов. В подтверждение могу сказать что страничка «Герб моей семьи» в блоге нашего класса «Дорогою добра» по статистике до сих пор является самой посещаемой. (http://barinova599.blogspot.ru/2014/02/blog-post_15.html), а все гербы стали составляющей Портфолио моих выпускников.

Далее еще об одной педагогической находке, формирующей семейные ценности через призму креативности. В этом учебном году в своем первом классе в рамках внеурочной деятельности я преподаю курс «Связь времен». Цель этого курса – создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи курса:

· познакомить учащихся с историей родной страны;

· сформировать ценностные ориентиры личности младшего школьника через знакомство с историей своей семьи;

· расширить социальный кругозор учащихся;

· реализовать на практике сотрудничество семьи, общественных организаций и школы для воспитания и социализации младших школьников.

Уже второе занятие посвящено теме «Моя семья – это кто?». Обсуждая поколения, которые объединяет семья, мы пришли к понятию «генеалогическое древо». Естественно, что для первоклассников это очень сложная структура. Поэтому им был представлен упрощенный шаблон, где на разных уровнях ребята могли изобразить различные поколения своей семьи. И я предложила детям прямо на уроке придумать название нашей работе. Это первые шаги, которые потребовали от первоклассников за короткий промежуток времени найти оригинальное, нестандартное решение, по сути, провести «мозговой штурм». Самое важное, что малыши с увлечением не только продуцировали идеи, но и приводили аргументы в защиту своих идей: слово «генеалогическое» мы объясняли через понятие «семья», а вместо большого ветвистого дерева в мыслях ребят родился маленький кустик. Таким образом, среди множества идей все единодушно выбрали название «семейный кустик».

рис6.jpgРис.6 «Семейный кустик»

Дети были просто в восторге от собственной идеи, а я, как учитель, оценила их общий успех в решении этой креативной задачи.

На следующее занятие дети принесли очень интересные «семейные кустики», которые они «вырастили» всей семьей. Увлекательно было слушать ребят, когда они представляли свои работы, рассказывая о членах своей семьи. Но еще важнее осознать, насколько серьезную роль с точки зрения духовного воспитания сыграло это задание. Родители и дети рассказывали о том, как они вместе пересматривали семейные фотографии, в поисках той, которая, по общему мнению, украсит семейный кустик. Были ребята, которые вообще впервые увидели фотографии своих уже ушедших из жизни бабушек и дедушек, узнали их имена. Подобная «связь времен», бесспорно, обогащает духовный мир детей, помогает им задуматься о корнях своей семьи, воспитывает уважение к старшим, напоминает о памяти поколений.

рис7.jpg Рис.7 Семейный кустик Георгия и Александры Ч.

рис8.jpgРис.8 Семейный кустик Дианы В.

И в заключении о возможностях креативного решения предметных задач.

В курсе окружающего мира по УМК «Школа России» в 1 классе одним из первых этапов освоения учебной программы является проект «Моя малая Родина», который предполагает совместную семейную разработку.

На урок по защите проекта мы пригласили родителей. Некоторые работы восхитили всех оригинальным подходом к раскрытию темы. Дети не просто показывали фотографии, вместе с родителями они сделали фотоколлажи, презентации, чтобы представить родовые гнезда и любимые места Санкт-Петербурга.

рис9.jpgРис.9 Малая Родина Георгия З.-К.

Рис.10 Малая Родина Варвары К. рис10.jpg

Этот проект стал еще одним фактором, который объединил членов семьи вокруг общего дела, некоторым детям раскрыл историю семьи, предоставил возможность вместе посетить любимые исторические места нашего города. Все это очень значимо в современном мире, когда во многих семьях на первый план, к сожалению, выходят не духовно-нравственные, а материальные ценности. Отдельно хочется отметить, как светились глаза детей, которые видели своих родителей, с волнением слушающих выступления малышей. Это единение семьи во время школьного занятия – лучшее подтверждение того, что образование – это триединый процесс, объединяющий учителя, ребенка и родителей.

Работы детей и фотографии с защиты проекта «Моя малая Родина» так же представлены в блоге нашего класса (http://barinova599.blogspot.ru/2014/09/blog-post_25.html).

В заключении хочется отметить, что учителям следует чаще использовать семейные традиции в качестве основного способа всестороннего развития ребенка. Это поможет раскрыться творческим возможностям младшего школьника, подготовить его к нестандартной, креативной деятельности, помочь ему социализироваться в будущем. Хотя, конечно, стоит учесть, что почвой для прорастания зерен креативности ребенка может стать только семья, где высок уровень творческого взаимодействия и существует устойчивая связь поколений. Возможно, в современном образовательном процессе стоит чаще обращаться к лозунгам прошлых лет: «Семья – ячейка общества, крепкая семья – основа государства».


Источники и литература
Источники

1. http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/

Литература

2. «Психология. Учебник для гуманитарных вузов» под редакцией В. Н. Дружинина. – СПб: - ИД «Питер», 2001


Поделиться: