Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Деятельность педагогов и учащихся в познавательном исследовательском сообществе гимназии №73 «Ломоносовская гимназия»: личностное развитие и профессиональное совершенствование
В центре совокупности идей ОЭР лежит понимание ученического научно-исследовательского общества (УНИО) гимназии №73 как своеобразного кластера[i], который позволяет - объединить как познавательно-предметные направления учебных исследований учащихся, организацию и руководство ими, так и сферы основного и дополнительного образования в гимназии, - привлечь ее социальных партнеров из различных областей науки, культуры, бизнеса; - сплотить ученический и родительский активы для совершенствования жизнедеятельности педагогов и учащихся, юных исследователей и руководителей-консультантов, - трансформировать модель отношений "педагог-ученик" из субъект-объектного плана в "субъект-субъектный", добиваясь тем самым обозначенных в формулировке темы ОЭР личного развития воспитанников гимназии и профессионального совершенствования педагогов (Приложение 1). Для достижения обозначенного подхода по реализации ОЭР были выделены три взаимосвязанных компонента, представляющие собой достаточно самостоятельные содержательные блоки, определены временные рамки работы по каждому блоку, составлено планирование: Первый блок – подготовка учащихся к освоению учебно-исследовательской деятельности - воплощается в организационно-обучающей форме элективного надпредметного курса "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 10-х классов. Второй блок – создание сетевой формы взаимодействия ученических познавательных сообществ под патронажем СПб НЦРАН, СПбГПУ, РОО администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, ГБОУ гимназии №73 "Ломоносовская гимназия" – Открытой научно-практической конференции "Наследники Ломоносова" как современного форума, объединяющего юных исследователей и их наставников из ОУ Санкт-Петербурга, Северо-Западного региона, ближнего зарубежья. Третий блок – подготовка учителей к реализации миссии педагога-куратора УИД учащихся в формате технологии (кейс – study). За отчетный период работа велась по всем трем блокам, но в 2012-2013 уч. году в центре внимания находилось оформление новой редакции элективного надпредметного курса "Основы исследовательской деятельности учащихся" (опубликован в 2012 г. в издательстве "Амфора", СПб), а также подготовка дидактических материалов к нему. В 2013-2014 уч. году (первое полугодие: сентябрь 2013 – февраль 2014 г.г.) началась работа над 2-м блоком, связанным с организацией и проведением открытой НПК "Наследники Ломоносова". В качестве итогового "исследовательского продукта" при завершении данного блока предполагается создание систематизированного описания подготовки и проведения НПК. В рамках временного периода, охватываемого условиями отчета (сентябрь 2013 – февраль 2014 гг.), в соответствии с планом ОЭР педагогического коллектива гимназии №73 на 2013 – 2014 гг. была проведена следующая работа - разработка и оформление "документации сопровождения" будущих участников НПК, а именно: уточнение и доработка Положения о проведении НПК "Наследники Ломоносова", критериев оценки исследовательских работ, поступающих к отбору на НПК, разработка критериев оценки выступлений учащихся на секциях НПК, определение и обоснование номинаций для победителей, создавалась схема анализа работы секций НПК для "аналитиков", - разрабатывались диагностические материалы для проведения НПК (выявление характера совокупности мнений участников НПК о ее проведении, организации, значении. Обратимся к описанию полученных результатов. Элективный курс "Основы исследовательской деятельности"[ii] подробно раскрывает процесс приобщения учащихся к сущности рассматриваемого вида деятельности в контексте современного пространства познания; по типу курс является ориентационно-прикладным. Для достижения результатов, прописанных в ФГОС, весьма значимо включение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Именно ее основы: аппарат научного исследования, его логика, этапы, методы современной науки в соответствии с выбранным обучающимися профилем, - составляют предмет изучения элективного курса. Прикладная часть курса связана с работой учащихся над выполнением собственных исследований, реализуемых в режиме технологии УИД. Цели курса: а) образовательные - формирование у учащихся ценностного отношения к познанию; эффективное углубление в содержательную суть профиля обучения посредством реализации исследовательской деятельности; вооружение учащихся необходимыми исследовательскими умениями; развитие осознанного стремления к самообразованию; б) организационные – создание условий для активного включения обучающихся старшеклассников в процесс осознанного формирования ценностных ориентаций в познании тех или иных образовательных областей в соответствии с профилем обучения. К области ожидаемых результатов по итогам работы в рамках элективного курса следует отнести: - осознание учащимися значения личной активной творческой позиции в познавательной деятельности; - повышение уровня мотивации в области исследовательской деятельности; - овладение инструментарием, алгоритмами, умениями (в том числе и надпредметными) учебно-исследовательской деятельности, т.е. полноценным приобщением к технологии УИД; - активность в популяризации материалов и результатов своего исследования, в том числе и представление итоговых «исследовательских продуктов» (текст работы, тезисы, автореферат, мультимедиа-презентации, статьи, публичные выступления на различных форумах юных исследователей). Указанная совокупность умений в полной мере соответствует метапредметным образовательным результатам в логике системы требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (10 -11 кл.). В содержание курса входят два раздела: 1. «Сущность исследовательской деятельности»; 2. «Пространство познания: источники информации для исследования и работа с ними». При использовании материалов элективного курса в других образовательных учреждениях его дидактическая модель вполне допускает определенные изменения или дополнения, связанные - со спецификой образовательной программы ОУ, - с разнообразием и характером профилей обучения, в нем представленных, - с возможностями и готовностью педагогического коллектива к руководству исследовательской деятельностью учащихся, - с наличием в ОУ ученического научно-исследовательского общества или подобной ему организации, - с изучением индивидуальных запросов учащихся в сфере познавательной деятельности (интересы, выбор профилей обучения, определение «исследовательских маршрутов» и т.п.). Наиболее типичными организационными формами проведения занятий курса являются: лекции, семинарские занятия, экскурсии. Содержание элективного курса предполагает в качестве составной части обучения технологию учебно-исследовательской деятельности (УИД) при использовании элементов других развивающих технологий (имитационных и деловых игр, дискуссий, технологии развития критического мышления учащихся, разрешения проблемных ситуаций, моделирования каких-либо необходимых для исследований объектов и т.п.), а также – активное применение в исследованиях учащихся современных информационных технологий. В создании программы элективного курса и разработок его занятий приняли участие педагоги гимназии №73 и сотрудники научных и культурных учреждений Санкт-Петербурга, что придает особый «петербургский» колорит как изложению, так и восприятию его материалов. Очевидно, что именно союз представителей «большой» науки, опытных учителей-предметников и учащихся является продуктивной формой для овладения старшеклассниками основами исследовательской деятельности, приобретения ими опыта самостоятельного творчества. В процессе ОЭР были сформированы критерии успешности освоения элективного курса "Основы исследовательской деятельности". Способом оценки являлся допуск к переходу на очередной этап деятельности в логике освоения материала курса. Критерии допуска могут быть представлены поэтапно: 1 этап – выполнение конспектов лекций и семинарских занятий; 2 этап - степень изученности и осмысления литературы по собственной исследовательской теме, готовность к защите теоретической части работы; 3 этап - наличие исследовательской проблемы и намеченных путей ее решения, т. е. овладение инструментарием исследовательской работы на практике; 4 этап – готовность к защите своего исследовательского «продукта». Формы итоговой отчетности: 1 этап – предоставление конспектов лекций и семинарских занятий; 2 этап - составление плана собственного исследования; обзора литературы по теме; 3 этап - представление плана и завершенной теоретической части учебного исследования; 4 этап – подготовка экспериментальной части исследования, формулирование итоговых результатов, оформление содержания, публичная защита исследовательской работы. Последовательно проводившаяся экспериментальная деятельность по апробации разработанного элективного курса позволила оценить эффективность достигаемых с его помощью результатов, а также выявить сопутствующие сложности в практике ОЭР и возможные педагогические риски. В процессе реализации обучения в рамках элективного курса проводилось изучение мнения учащихся 10-х классов, их родителей о результативности работы на занятиях элективного курса, о том, насколько значим "вклад" его материалов в развитие учащихся. Приведем примеры некоторых количественных данных: из 52 слушателей - 86% отметили, что его материалы были для них интересны; свыше 60% учащихся подчеркнули, что элективный курс помог им в проведении собственных исследований, т.к. они приобрели новые полезные знания и умения, причем как собственно "исследовательского характера", так и коммуникативные; более 70% учащихся 10-х классов, несмотря на значительную общую учебную нагрузку, регулярно и в полной мере выполняли задания, предлагавшиеся на занятиях элективного курса. В анкетировании родителей приняли участие 35% человек. Данные анкетирования показали, что более 80% родителей осведомлены о том, что их ребенок посещает элективный курс "Основы исследовательской деятельности"; свыше 70% родителей помогают своим детям в проведении исследования, 75% родителей знакомы с тематикой элективного курса и более 80% опрошенных родителей отметили, что положительно относятся к проведению подобного рода занятий. Общие выводы по освоению материалов элективного курса: 1. Изучение материалов элективного курса "Основы исследовательской деятельности" позволяет сформировать актуальный комплекс познавательных надпредметных умений, совершенствовать у старшеклассников стремление к исследовательскому поиску, развивать способности к критическому осмыслению полученных результатов и объективному самоанализу, к осознанному выбору для продолжения личного образовательного маршрута. 2. Подготовка к проведению занятий элективного курса "Основы исследовательской деятельности" стимулирует педагогов к совершенствованию своего профессионального мастерства, к развитию собственного творческого потенциала через овладение современными образовательными технологиями, прежде всего, технологией УИД учащихся. Практика проведения занятий элективного курса позволяет педагогам взаимодействовать с представителями "большой науки", учеными и научными сотрудниками исследовательских центров и вузов Санкт-Петербурга, расширять свою систему науковедческих знаний и представлений. 3. Содержание элективного курса, его организационные формы требуют постоянного развития и совершенствования. Значимость организации обучения в его рамках будет постоянно возрастать в связи с требованиями ФГОС нового поколения в области активизации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе. Что касается хода осуществления ОЭР в 1-ом полугодии 2013 – 2014 г. (сентябрь 2013 – январь 2014), то, как уже указывалось, в центре внимания находится работа по созданию методического описания процесса подготовки и проведения Открытой научно-практической конференции "Наследники Ломоносова". В связи с тем, что деятельность по данному направлению (второй блок) спланирована на весь учебный год (2013-2014), ее итоги еще не могут быть представлены. Тем не менее, в целях описания общей логики осуществления ОЭР, в материалы данного отчета включены образцы определенных "документов сопровождения" участников НПК в качестве "локальных продуктов", разработок опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива: 1. Планирование ОЭР на 1-е полугодие 2013-2014 уч. Года. 2. Проект Положения о проведении НПК "Наследники Ломоносова». 3. Схема анализа работы секций НПК для "аналитиков". 4. Образцы материалов диагностического блока НПК – анкеты.. Подводя общие итоги ОЭР педагогического коллектива гимназии №73 по теме "Деятельность педагогов и учащихся в познавательном исследовательском сообществе гимназии №73 "Ломоносовская гимназия": личностное развитие и профессиональное совершенствование" за 2012-2013 уч. год и первое полугодие 2013-2014 уч. года, следует отметить - продуктивность идеи кластерного подхода в рассмотрении ученического научно-исследовательского общества (УНИО). Указанный подход позволяет достигнуть продуктивных результатов, как в развитии учащихся, так и в совершенствовании профессионального роста педагогов. УНИО представляет собой вариант модели кластера, формирующий активное взаимодействие между составляющими его компонентами (Приложение 1), т.е. участниками процесса организации и осуществления его (Общества) жизнедеятельности; - все перспективные линии ОЭР, реализуемые по 3 ведущим блокам, являются "действующими" и находятся в продуктивной разработке; - "исследовательский продукт", запланированный в рамках первого блока – "подготовка учащихся к освоению учебно-исследовательской деятельности" – элективный курс "Основы исследовательской деятельности" – подготовлен и оформлен в виде печатного издания – научно-методического сборника. - педагогический коллектив гимназии №73 продолжает работу по подготовке методического описания проведения НПК "Наследники Ломоносова" (второй блок); - оперативная педагогическая диагностика подтверждает актуальность темы ОЭР, ее востребованности как среди учащихся, их родителей, так и самих педагогов. - как полученные, так и ожидаемые результаты ОЭР позволяют надеяться на успешное продолжение экспериментальной деятельности и создание в ее итоге значимых для широкой педагогической общественности "исследовательских продуктов".
[i] Кластер – "... организационная форма объединения усилий заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ: проведение исследования, обучения, на всех уровнях (школа, вуз, дополнительное образование). Объединение субъектов должно происходить на основе взаимодополнения опыта, научных, а также практических наработок..." Кластерный подход в образовании. – Жебровская О.О., Щербова Т.В. 1. В сборнике "Петербургские школы-лаборатории: творческий поиск" – Под ред. С.Г. Вершловского и Т.В. Щербовой. – СПб, СПб АППО, 2012, с.8 [ii] "Основы исследовательской деятельности: элективный курс"/ сборник учебно-методических материалов для педагогов и учащихся старших классов учреждений среднего (полного) образования/ Общая редакция: В.К. Павлова, директор гимназии, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения. Научный редактор: Т.К. Александрова, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена, научный руководитель ГБОУ гимназии №73 "Ломоносовская гимназия". СПб, Издательский Дом "Амфора", 2012 г.
Поделиться: |