Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Развитие информационной составляющей федерального государственного образовательного стандарта ГБОУ школы №457 Выборгского района Санкт-Петербурга
Сегодня в системе образования происходят изменения социально-экономического характера, связанные с переменами, происходящими в современном обществе, и в первую очередь – постоянно изменяющимися условиями жизни и новыми требованиями к человеку. Перемены, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, поэтому одним из основных условий успешности человека становятся его психологические качества. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые требования ФГОС к числу важнейших планируемых результатов освоения основной образовательной программы относят: личностные результаты – готовность и способность к саморазвитию. Сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. Сегодня в условиях рыночной экономики, при переходе от общества индустриального к обществу постиндустриальному и информационному, мир жестко предъявляет к будущему поколению новые требования: он должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации [1]. И именно поэтому одной из основных задач школы является развитие личности ученика, обучение его рациональным приемам овладения информацией самостоятельно. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование умений и навыков, заменяемые в последнее время новым термином «универсальные учебные действия» (УУД), которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процессов. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е., умения учиться [2]. Формирование общеучебных умений и навыков (ОУУН) происходит всю жизнь, поэтому в школе, на этапе элементарной грамотности (начальная школа) и функциональной грамотности (средняя ступень и старшая школа) общеучебные умения должны быть отработаны до автоматизма, то есть должны стать навыками [3]! Показателем результативности школы является готовность обучающихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности школы осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности [4]. Общеучебные умения и навыки требуют специального внимания к их формированию, поскольку педагогическая практика убедительно говорит, что отсутствие у школьников знаний о структуре и правилах мыслительных операций, о различных способах мыслительной деятельности вызывают затруднения в процессе обучения и отрицательно влияют на качество обученности [3]. Причиной низкой успеваемости у обучающихся, особенно в основной и средней школе, по мнению психологов, является, как правило, крайне низкий уровень развития общеучебных умений и навыков. Известный физик Лауэ дал такое определение образованию: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». А что остается у человека после того, как все выученное в школе забыто? У него остаются привычки, убеждения, умения и навыки. В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Более точное определение, на наш взгляд, дала педагог-психолог Лошкарева Н.А. Общеучебные умения и навыки – это подготовленность обучающихся к практическим и теоретическим действиям самостоятельного приобретения знаний, выполняемые на основе приобретенных знаний и жизненного опыта. Большинство педагогов придерживаются именно данной классификации ОУУН: 1. Учебно-организационные 2. Учебно-информационные 3. Учебно-интеллектуальные 4. Учебно-коммуникативные Поэтому для формирования ООУН у обучающихся ГБОУ школы №457 Выборгского района, в 2012-2015 гг. в нашем ОУ ведется опытно-экспериментальная работа по теме: «Развитие информационной составляющей нового федерального государственного образовательного стандарта». Цель инновации:Формирование у педагогов и обучающихся информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий, через повышение качества образования путем внедрения современных компьютерных и информационно-телекоммуникационных технологий в образовательный процесс, воспитательную систему и процесс управления школой. Задачи опытно-экспериментальной работы: 1. Создание механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество образования в области информационной культуры. 2. Обеспечение доступности информационных ресурсов, имеющихся в ОУ, для всех участников образовательного процесса. 3. Формирование информационно-методологической культуры как составляющей общей культуры человека, необходимой ему для профессиональной и общественной деятельности в информационном обществе. 4. Обеспечение обучающихся знаниями и умениями работы с информационными ресурсами, причем не только как получателя ресурса, но и как создателя. 5. Организация работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области информационной культуры и дальнейшему освоению информационных технологий. 6. Совершенствование технологии проектной деятельности для создания учащимися проектов, обеспечивающих взаимодействие человека и общества средствами новых информационных технологий. 7. Создание информационной модели предметных учебно-методических комплексов. 8. Организация межпредметного взаимодействия учителей разных дисциплин и работников библиотеки. В рамках работы по внедрению модели развития информационной составляющей нового федерального государственного образовательного стандарта (педагогов, обучающихся и их родителей) с использованием современных ИКТ в школьном образовательном учреждении, нами разрабатывается проект «Школа информационной культуры». 1. Описание механизмов реализации идей эксперимента: 1. Культура – это выработанные и сохраненные человечеством способы обращения с реальностью (объектами, энергией, информацией, субъектами). 2. Информационная культура – способы выделения, наделения смыслом, усвоения, сохранения, передачи, использования информации. 3. Информация разного типа (сигнальная, технологическая, научная, художественная, коммуникативная) имеет разные особенности и предполагает специфичные стратегии работы с ней. 4. В школе дети совершенствуются в работе со всеми типами информации. Научаются сдерживать непосредственные биологические импульсы (подчиняться дисциплине) – работа с сигнальной информацией. Усваивают правила поиска источников в библиотеке или в электронных информационных средствах – технологическая информация. Постигают основы наук – физики, биологии, филологии и т.д. – научная информация. Знакомятся с высокими образцами искусства и сами занимаются художественным творчеством на уроках музыки и рисования – художественная информация. Подражают способам общения учителей и сверстников – коммуникативная информация. В нашей школе, как школе информационной культуры, особый акцент сделан на технологическом и коммуникативном типе информации. Это связано, во-первых, с тем, что освоение новых источников информации (информационные технологии) является веянием времени (что особо подчеркивается в новых ФГОС). Во-вторых, технологии работы с коммуникативной информацией традиционно являются недостаточно представленными в школе, но востребованными в связи с акцентом на личностном развитии обучающихся в ФГОС. Свою задачу в отношении работы с коммуникативным типом информации мы видим в переходе участников образовательного процесса (родителей, обучающихся, учителей, администрации) с технологического уровня освоения коммуникативной информации (по механизмам заражения и подражания) на рефлексивный, подразумевающий осознание ведущих закономерностей функционирования субъекта общения и выработку оптимальных установок во взаимодействии. В результате работы РЭП, а также предыдущего опыта школы, в 2012-2013, 2013-2014 уч. годах, нами разработана и внедрена в образовательный процесс программа «Развитие информационной составляющей нового федерального государственного образовательного стандарта», которая заключается в формировании информационной культуры у участников образовательного процесса, при условии обучения, воспитания и развития обучающихся на основе использования современных информационно-технологических и технических достижениях и реализации вариативных педагогических коммуникаций, которые будут способствовать согласованию социальных требований и их личностного опыта, что обеспечит повышение качества образовательного процесса. Данная программа охватывает три главных направления - развитие информационной составляющей нового федерального государственного образовательного стандарта у педагогов, обучающихся и родителей школьников. Взаимодействие обучающихся со всеми участниками образовательного процесса можно представить в виде следующей схемы:
Схема 1. Взаимодействие обучающегося с участниками образовательного процесса.
В связи с поставленными задачами данной программы нами разработаны и внедрены в образовательный процесс: 1. Модель субъекта общения (Лиознова Е.В.); 2. Курс «Информационная культура» (Немцева Е.И., Шумкова А.В.): - «Интегрированный курс по формированию информационной, компьютерной и библиотечно-библиографической грамотности для обучающихся начальной школы»: - «Интегрированный курс по формированию информационной, компьютерной и библиотечно-библиографической грамотности для обучающихся основной школы», - «Система занятий по формированию информационной культуры обучающихся посредством интеграции учебных предметов и использования квест-технологии» (Немцева Е.И., Шумкова А.В., Шумкова Э.В., учителя начальной школы); 3. Курс «Проектные и исследовательские методы обучения в урочной и внеурочной деятельности»: - Общешкольные годовые проекты «Голос природы» (Курбатова М.А.), «Санкт-Петербург – культурная столица» (Курбатова М.А., Немцева Е.И., Шумкова А.В.) в рамках всероссийского года «Охраны окружающей среды» - 2013, «Года Культуры» - 2014; - Научно-экспериментальная организация (НЭО) (Шумкова А.В.); 4. Модель учета внеучебных достижений обучающихся «School galaxy» (Янкунова Л.И., Шумкова А.В.Петрова Т.Г. Матвеева Н.К., Курбатова М.А., Немцева Е.И.).; 5. Реализуются методы активного внедрения установок субъекта общения (консультации, тренинги) для разных групп участников образовательного процесса (Лиознова Е.В.). 6. Разрабатывается диагностический инструментарий для фиксации эффективности подобной работы. Реализация проекта «Школа Информационной Культуры» позволяет педагогам понять, что полноценная подготовка обучающихся к жизни в информационном обществе невозможна без овладения ими информационной культурой, в основе которой лежит информационная грамотность. На всех уроках в нашей школе учителя формируют у детей умения: · осознавать и формулировать потребность в информации для решения той или иной проблемы; · вырабатывать стратегию поиска информации; · находить соответствующую информацию; · оценивать качество информации: полноту, достоверность, актуальность, объективность; · формировать собственное отношение к этой информации;2 · представлять (аудитории или самому себе) свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы; · оценивать эффективность проделанной работы по следующим параметрам: полученные знания, приобретенные навыки и успешность в решении поставленной задачи; · осознавать, что знания и навыки, полученные в процессе решения данной проблемы (или учебной задачи), можно распространить на другие задачи и другие сферы деятельности человека; Специфика овладения информационной грамотностью, как видно из вышеперечисленного, состоит именно в том, что это фактически приобретение навыков непрерывного обучения. Принципиальную роль здесь играет не знание тех или иных фактов и сведений, а умение ставить и решать информационные задачи. Освоение информационной грамотности в ее общих установочных аспектах проходит в нашей школе при доминирующем участии школьной библиотеки, сотрудники которой, работая вместе с педагогами экспериментальной площадки, решают вопросы разработки методики обучения информационной грамотности и передачи этой методики работникам библиотек района и сотрудничающим с ними учителям предметникам. Особенно актуально это становится актуально в связи с введением новой должности педагог-библиотекарь. Проводятся интегрирование занятия по программе, ранее разработанной нашим ресурсным центром для начальной школы, проводятся занятия для основной школы. Кроме этого, ученики начальной и основной школы занимаются ИКТ. Активно работает научное общество. Так как мы являемся школой информационной культуры, хотелось бы, чтобы наши дети овладели знаниями и умениями работы с информационными ресурсами не только как получатели этих ресурсов, но и как его создатели. Внутришкольное обучение дало возможность погрузить весь коллектив в общую тему, проблему и заставило всех говорить на «одном» языке. А это, в свою очередь, позволяет значительно легче отследить результаты инновационной деятельности и говорить о конечном продукте. Педагог в процессе обучения получает усиление мотивации к инновационной деятельности; расширение карьерных перспектив; более высокую удовлетворенность своей работой; повышение самооценки; повышение квалификации и профессиональной компетентности, увеличение заработной платы за счет стимулирующего фонда и дополнительных баллов к аттестации. Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечена актуальностью проведения исследования, четко сформулированными целями и задачами, системным и поэтапным проведением исследования; оптимальным сочетанием теоретической и практической частей исследования; корректным сочетанием качественного и количественного анализа материалов опытно - экспериментальной работы. Детальное изучение влияния различных факторов организации обучения и воспитания на информационную культуру ребенка необходимо для развития информационной составляющей нового федерального государственного образовательного стандарта в деятельности ОУ.
Литература
1. Н.В. Панова Уроки для родителей: взаимодействие образовательного учреждения с семьей в процессе реализации ФГОС6 научно-методическое пособие. – СПб.: 2011. -274 с. 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.:Просвещение, 2011.-159с. 3. Жукова Н.Н. Форимрование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся как способ повышения качества обучения биологии: [Электронный ресурс] URL:http://yspu.org/conferences/Realizaciya_standartov_2go_pokoleniya_v_shkole/Formirovanie_i_razvitie_obscheuchebnyh_umenii_i_navykov.pdf (Дата обращения: 03.03.2014). 4. Штурмин А.Е. Средства и методы развития общеучебных умений и навыков: [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/sredstva-i-metody-razvitiya-obshcheuchebnykh-umeniy-i-navykov (Дата обращения: 03.03.2014).
Поделиться: |