Авторcтво: Чухарева Елена Борисовна, воспитатель коррекционной группы ГБДОУ д/с № 70 Приморского района Санкт-Петербурга |
Игра - ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах в дошкольном учреждении. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья через игру осуществляется процесс воспитания культуры безопасного поведения детей на дорогах и в транспорте с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при поддержке семьи.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ) на сегодняшний день является одним из актуальных направлений деятельности каждого дошкольного учреждения.
Исходя из причин дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников, необходимо, прежде всего, прививать детям чувство опасности дороги и транспортных средств, но не страха. С раннего возраста дошкольников следует учить ориентироваться в окружающем их пространстве, понимать, что такое опасные и безопасные действия на дорогах.
При этом важное значение имеет хорошо организованный педагогический процесс при обучении дошкольников. В процессе обучения правилам безопасности дорожного движения важны не только знания, но и развитие у воспитанников необходимых качеств, таких, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность.
Я работаю в детском саду в коррекционной группе с 1998 года. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностям и здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ. [2].В соответствии с федеральным государственным образовательным cтандартом дошкольного образования" приоритетными принципами дошкольного образования в нашем детском саду являются: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Обучение детей основным правилам дорожного движения (далее - ПДД) охватывает все виды деятельности, формы которых различны: занятия, прогулки и экскурсии, развлечения. Известно, что одна из главных сфер воспитания детей до школы - игра. Поэтому при разработке проектов воспитания культуры безопасного поведения детей на дороге и в транспорте, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры. Учитывая эти возможности, мы рассматриваем игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста. В связи с этим, в работе по профилактике ДДТТ в дошкольном учреждении игра - ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах. В ней решаются следующие задачи:
- привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно-транспортных ситуациях;
- дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать;
- сформировать соответствующую модель поведения.
Игра также формирует высокую нравственность. Она способствует развитию у детей ловкости, меткости, быстроту и силу. Она учит премудрости жизни, добру и справедливости, любви и долгу, чести и порядочности.
Совместная творческая деятельность с детьми коррекционной группы позволяет преодолеть традиционный подход к учебно-воспитательному процессу в детском саду. В таких группах обычно больше мальчиков, чем девочек. Поэтому в играх по ПДД - мальчики более активны, эмоциональны. А девочки, хоть их и меньше – создают микроклимат в группе, в основе которого лежит забота, уважение, доверительные отношения между детьми и воспитателем.
Остановлюсь на некоторых играх, которые были разработаны и апробированы в нашей коррекционной группе. Учитывая психолого-физиологические возможности детей, всячески поддерживаю инициативы детей в различных видах деятельности, предлагаю на выбор конструировать различные виды транспортных средств, различать кабину, кузов, двери , окно и т.д..при проведении сюжетных игр « Поехали на машине», «Водители» . Обращается также внимание детей на передвижение в заданном направлении. Эти игры еще и очень просты по своему содержанию. В физкультурном зале проводим такие подвижные игры как «Найди свой свет», «Трамвай», « Поезд», на которых дети учатся двигаться в определенном направлении, находить свое место, различать пространственное направление. Через игру у детей постепенно накапливается определенный опыт правильного движения по дорогам, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. Подключая детей к обыгрыванию правил дорожного движения в различных играх, я готовлю их к жизни, практическому переносу знаний о правилах дорожного движения в повседневную жизнь.
Одним из самых надежных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций, непосредственно на целевых прогулках, т.е. получение доступной, объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей). Нашим «особым» детям очень нравятся прогулки с родителями, с бабушками и дедушками с целью наблюдения за дорожными ситуациями и работой светофора. После таких прогулок мои воспитанники изображают светофор в своей творческой деятельности, закрепляют полученные знания о светофоре в игре «Светофорчик». При проведении этой игры используется приобретенное учреждением некоторое оборудование напольного игрового комплекта «Азбука дорожного движения», некоторые элементы настольной игры по ПДД, а также самодельное оборудование. Дети идут по кругу: кто-то изображает водителя, а кто-то пешеходов, воспитатель стоит в центре. По сигналу свистка воспитатель поднимает кружок красного цвета с буквой «А». Дети называют звук /А/- останавливаются. Воспитатель свистит и поднимает желтый кружок с буквой «У», дети называют звук / У/, и продолжают стоять на месте. Воспитатель свистит и поднимает кружок зеленого цвета с буквой «И», дети называют ее и бегут по кругу до следующего сигнала свистка. Проиграв так несколько раз, воспитатель предлагает детям самостоятельно провести игру. Эта игра очень проста по своему содержанию и доступна для детей нашей группы. Цель таких игр - воспитание внимания, памяти, наблюдательности, активация мышления ребенка. С макетом «Светофорчик» наша коррекционная группа участвовала в районном открытом конкурсе детского творчества «Дорога и Мы», работа отмечена грамотой за участие в конкурсе.
Большую помощь в профилактике детского травматизма на дорогах оказывают родители, бабушки и дедушки наших детей. Без помощи родителей профилактика ДДТТ невозможна, ведь именно они являются основными самыми важными учителями и воспитателями своих детей, и мы стараемся объединить родителей, детей, педагогов в совместной творческой и познавательной деятельности. Только в триаде: «Педагог-Дети-Родители» приобретается качественный опыт воспитания. И дети, и родители открываются в совместной деятельности, они объединены одной целью, поэтому, как правило, в результате совместной деятельности улучшается психологическая обстановка и в семье.
Особо следует отметить положительный опыт проведения для наших детей игровых программ «Маша и медведь в городе», «Приключения Буратино на дороге». Эти игровые программы на основании договора о сотрудничестве уже второй год проводятся на базе детского сада районным опорным центром по профилактике ДДТТ ГБОУ ДОД «Молодежный творческий Форум Китеж плюс» Приморского района Санкт-Петербурга. Детей поразило оборудование выездного мобильного автогородка. В актовом зале было развернуто электрофицированное оборудование и в обстановке, приближенной к реальной дорожной ситуации, проводились обучающие игры с детьми. Мастерство педагогов позволяло быстро адаптировать сценарий и задания для детей подготовительной группы для нашей коррекционной группы.
Таким образом, в ходе целенаправленной и систематической работы воспитателей, педагогов и родителей в игровой форме у дошкольника своевременно сформируется забота о своей безопасности, основные представления о безопасном поведении при переходе дороги. Главное для воспитателей и родителей в приобщении дошкольников к профилактике детского травматизма - донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме. И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Эту работу нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. "Об утверждении федерального государственного образовательного cтандарта дошкольного образования"
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» .
3. Сборник материалов региональной научно-практической конференции «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: состояние, проблемы, перспективы» /под ред. С.В.Алексеева, Н.В.Груздевой – СПб.: СПбАППО, 2010СПб.: «Лики России», 2004
Поделиться: