Авторcтво: Савельева Валентина Станиславовна, учитель технологии и ИЗО гимназии №540 Приморского района Санкт-Петербурга |
Изучение основ безопасного поведения на дорогах с помощью или посредством изобразительного искусства и выработка практических навыков, необходимых участникам дорожного - транспортного движения.
Развитие познавательного, творческого интереса на уроке ИЗО обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с правилами поведения на дороге, изучения дорожных знаков и дорожной ситуации, участие в школьных, районных, городских выставках детского рисунка «Дети – движение -дорога», «Безопасное колесо», «Минутки безопасности», «Рисунки на асфальте» и др. мероприятия по профилактике дорожно-транспортных происшествий.
В процессе обучения правилам дорожного движения на уроке изобразительного искусства не возможно обойтись без беседы, которая включают в себя стихи, увлекательные рассказы о транспорте. И чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения, лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто виноват, могло ли этого не быть). Надо проанализировать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
В процессе знакомства детей с правилами дорожного движения я использую разнообразные наглядно-практические наиболее эффективные формы обучения это:
· игровые;
· тематические занятия по ПДД;
· конкурсы;
· викторины;
· занятия по конструированию;
· межпредметные связи с такими предметами, как музыка, литература, информатики, ОБЖ и др.; интеграция этих учебных предметов может принести значимый эффект в обучении.
На уроках изобразительного искусства я использую различные формы и методы работы:
Аналитический. Основными задачами этого метода будут анализ имеющейся информации и ресурсов, построение алгоритма деятельности.
1. Уточнение и классификация ПДД
2. Придумывание сюжетов, обсуждение композиционных решений.
3. Подготовка материалов и оборудования.
4. Построение алгоритма деятельности.
Основной задачей Практического метода будет выполнение запланированных технологических операций. Например;
1. Рисование иллюстраций для книги «Правила дорожного движения в рисунках детей».
2. Составление детьми описательных рассказов, комментариев по сюжетам рисунков.
3. Оформление книги для детей и взрослых «Правила дорожного движения в рисунках детей».
Основными задачами презентационного метода будут презентация проекта, изучение возможностей использования ресурсов проекта.
1. Презентация творческого проекта «Правила дорожного движения в рисунках детей».
2. Тиражирование книги для детей и взрослых «Правила дорожного движения в рисунках детей».
3. Изготовление перекидных календарей с рисунками из книги.
4. Участие в акциях по пропаганде безопасности дорожного движения.
Основной задачей контрольного метода будет анализ результатов выполнения проекта, формулирование выводов.
1. Изучение динамики уровня сформированности у детей здоровьесберегающих компетенций.
2. Анкетирование учащихся с целью изучения сформированности стереотипов законопослушного поведения, оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности ребенка,
3. Формулирование выводов и рекомендаций участникам творческого проекта «Правила дорожного движения в рисунках детей».
Ожидаемые результаты
1. Расширение представлений учащихся о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города.
2. Умение детей отражать в рисунке знания и представления о Правилах дорожного движения, составлять описательные рассказы, делиться своим опытом с окружающими.
3. Создание книги «Правила дорожного движения в рисунках детей», позволяющей пропагандировать безопасность дорожного движения, формировать у участников дорожного движения стереотипы законопослушного поведения.
Ресурсное обеспечение системный подход к дорожному движению в целом и к проблеме обеспечения его безопасности обуславливает комплексный подход и к проблеме изучения статистических показателей дорожно-транспортных происшествий, связанных с каждым из компонентов системы человек — автомобиль — дорога.
Каждый педагог знает, что школьники очень любят мастерить поделки, а потом использовать их в своих играх. Причём, с самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. На уроках изобразительного искусства дети учатся конструировать, лепить из пластилина или из соленого теста, а также отгадывают и сами придумывают загадки, решают и составляют кроссворды на тему безопасности на дорогах. Рисуют виды транспорта, дорожно-транспортные ситуации на дорогах, знаки дорожного движения, придумывают игры, конструируют макеты, затем в процессе игры отрабатывают навыки знаний Правил дорожного движении.
И цель такого обучения – в процессе творческого созидания дать осознанные, систематические и прочные знания. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей, и явлений, процессах и связях между ними т.е. в данной теме это - обеспечение сознательного усвоения детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах города и выработку стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения.
Задачи на пути достижения к указанной цели это:
· формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;
· разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.
· расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города через активные формы познания: проектирование, рисование, художественно-речевую деятельность.
· научить детей отражать в рисунке знания и представления о Правилах дорожного движения, делиться своим опытом с окружающими.
Используя межпредметную интеграцию, учащихся можно подготовить к восприятию новых понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия. Интеграция помогает перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их комплексному изучению. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления. Для наглядности к работе прилагаются красочные иллюстрации, презентиции и мультипликационные фильмы.
Отбор и структурирование содержания интегрированных уроков создают условия для того, чтобы к концу начального обучения дети владели бы не суммой знаний, а сознательно оперировали связями между ними. Поскольку интеграция – это не самоцель, а определённая система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат такого обучения.
Конкретный результат интегрированного обучения на уроках изобразительного искусства заключается в:
· повышении познавательного интереса детей, который появляется в активной и самостоятельной работе на уроке;
· повышении уровня знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интеграции с использованием сведений из различных наук;
· в эмоциональном развитии ребёнка, основанном на привлечении общения с живой природой, музыкой, литературой, живописью, конструированием, информатикой, обж и др. предметами;
· рост познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работе на уроке.
· включение учащихся в творческую деятельность, результатом, которой были их собственные стихотворения, рисунки, конструктивные поделки.
Информационные технологии, вводящие ребёнка в новое информационное общество, становятся сегодня неотъемлемым компонентом школьного образования. Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Как часто наблюдается парадоксальная картина: вполне успешно занимаясь на математике математикой, на русском языке русским языком, на истории историей, ученик не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в рамках другой школьной дисциплины.
Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребёнку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нём ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Обучение учащихся Правилам дорожного движения, безопасным навыкам поведения на улицах и дорогах является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса каждого общеобразовательного учреждения.
В нашей школе ежегодно разрабатывается совместный план работы на год по организации профилактических мероприятий, направленных на безопасность обучающихся на улицах и дорогах. Профилактика ДДТТ осуществляется на уроках (изобразительного искусства, окружающий мир, технологии), во внеурочной деятельности. Учащиеся, ежегодно, принимают активное участие в районных и городских конкурсах детского рисунка по ПДДТТ.
Возникает вопрос, как сделать так, чтобы детям было интересно заниматься, казалось бы, всем известными правилами дорожного движения. Ведь ребенок знакомиться с ними довольно рано. Сначала родители говорят о том, как нужно переходить дорогу, затем ребенок приходит в детский сад и слышит уже знакомые слова, ну а к первому классу ребенок уже знает их наизусть.
Современная школа готова ответить на этот вопрос. Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс.
Говоря об инновационных методах необходимо сказать, что эффективность их применения на уроках изобразительного искусства неотрывно связана с использованием компьютерных и мультимедийных технологий: интерактивные доски, мобильные классы, ЦОЭР, сервисы Google Docs и др.
Ведь очевидно, что учитель, который ведет занятия с использованием компьютерной техники, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Безусловно, я в своей педагогической деятельности применяю инновационные методы, среди которых особо выделяем интерактивные:
1. Согласно ФГОС 2 поколения образовательный процесс основан на деятельностном подходе, который активно применяется нами в проектной деятельности детей, в проблемном подходе.
Учащиеся на уроках изобразительного искусства подготовили и реализовали проекты как: «Безопасный маршрут», «Правила дорожного движения в стихах»; ежегодно организуются дни самоуправления, где старшеклассники проводят уроки ПДД для учеников младших классов. Учащиеся принимают участие в районных и городских конкурсах детского рисунка по ПДД.
При создании проблемных ситуаций на уроке изобразительного искусства используется мультимедийное оборудование (уроки в программной оболочке интерактивной доски), ЦЭОР созданные учителями (развивающие игры, электронные тренажеры, тесты, презентации…) Ориентируясь на возраст учащихся используется игровой метод в работе. Для обобщения знаний применяют электронные тренажеры, созданные в программе Microsoft Office Power Point.
2. Для повторения и обобщения, для частоболеющих детей мы применяем дистанционное обучение: сервисы Google Docs, презентации Microsoft Office, PowerPoint.
Таким образом, инновационные технологии, используемые на уроке изобразительного искусства с детьми по профилактике ПДД, направлены:
· на повышение положительной мотивации к изучению ПДД в рамках урока изобразительного искусства;
· создание проблемно-поисковых ситуаций, в которых учащиеся проявляют самостоятельность при решении поставленных задач;
· развитие творческих и интеллектуальных способностей;
· разностороннее развитие личности ребенка, его коммуникаций в обществе.
Осваивая знания и практические умения на уроках изобразительного искусства по Правилам дорожного движения в системе деятельностного подхода с применением инновационных технологий, у учеников формируются ключевые компетенции, жизненные навыки, которые помогут им в реальной жизни.
Поделиться: