Поиск по сайту

Технология квантовой педагогики в преподавании английского языка


Авторcтво: Кудрявцева Галина Васильевна, профессор кафедры диагностики функциональных систем; Шишкин Виктор Викторович, ассистент кафедры диагностики функциональных систем; Шишкин Виктор Иванович, профессор кафедры диагностики функциональных систем Санкт-Петербургского государственного университета; Чертов Виталий Олегович, учитель английского языка физико-математического лицея № 366 Московского района Санкт-Петербурга


Построение учебного процесса в современной России требует внедрения инновационных технологий со своей специфической инфраструктурой, современной системой управления, базирующейся на принципах обратной связи и на принципах когнитивной педагогики, включающей построение четких алгоритмических предписаний, мобилизующих непосредственно когнитивные способности учащихся. Опираясь на достижения мировой психофизиологии, кибернетики, биохимии, биофизики и других наук, в последнее десятилетие складывается новое направление в технологии обучения – квантовая педагогика.

Преподавание иностранного языка (английского) в современной средней школе и неязыковых ВУЗах наглядно иллюстрирует в целом малую эффективность обучения и несоответствие методики преподавания требованиям зарождающегося нового общества, основанного на научных знаниях – «общества знаний» [3].

Объектом исследования в настоящей работе явилась методика квантования непосредственно процесса обучения, а предметом исследования – ее применение в учебном процессе преподавания английского языка в средней школе. Отметим, что исследование по данной тематике в России проводится впервые.

Основные постулаты настоящей работы сложились в результате приложения к педагогике общей теории функциональных систем академика П. А. Анохина [1] и концепции системного квантования процессов жизнедеятельности академика К. В. Судакова [5].

Учитель, – с одной стороны и ученики – с другой (по аналогии: преподаватель – студенты), формируют некую «педагогическую функциональную систему» (ПФС), являющуюся ядром квантовой педагогики. Ведущим звеном построения ПФС служит полезный, адаптированный к условиям внешней среды, результат (усвоение и закрепление полученных знаний). Именно полезный результат деятельности ПФС служит общим принципом ее самоорганизации и свойственен ПФС любой иерархической сложности, что, по сути, и определяет системообразующие возможности ПФС. Таким полезным результатом деятельности ПФС на начальном этапе ее организованной сложности (учитель – ученики) является качество образовательного процесса, его эффективность, выражающиеся в конечном счете в оценке усваеваемости излагаемого учителем материала. При этом важнейшей психоэмоциональной составляющей в достижении полезного результата деятельности следует признать положительные эмоции, радость познания, которые учитель должен умело формировать у учащихся во время урока.

Концепция системного квантования процесса обучения английскому языку, предложенная нами, основывается на широко используемых общих методологических подходах главными из которых являются:

1. суггестопедия, направленная на активацию и развитие интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных составляющих личности ученика;

2. комплексное ускоренное обучение, с элементами позитивной психоэмоциональной индукции, увеличивающей степень вовлеченности учащихся в процесс обучения (разнообразные игры, экскурсии, проведение тематических уроков, развивающих аналитическое мышление, физическое и эмоциональное здоровье учащихся) и нейролингвистическое программирование (создание учителем психологического комфорта в классе, доминантные установки «на победу», система поощрений учащихся и др.);

3. использование основных положений общей теории функциональных систем и концепции системного квантования процессов жизнедеятельности [1, 5].

Синтез ПФС, происходящий при обучении английскому языку и направленный на достижение полезного адаптивного результата (эффективного усвоения и закрепления предложенной информации), служит ключевым звеном концепции системного квантования процесса обучения иностранному языку. С учетом модальной преференции учащихся учебный процесс представляется нами в виде дискретного континуума результирующих системоквантов, образующих в своей совокупности полезный, адаптивный результат образовательной деятельности. Характеризуя ПФС, складывающиеся в процессе обучения английскому языку, следует, прежде всего, подчеркнуть общее для всех ПФС свойство – темономичность (целеустремленность). Являясь целеустремленной системой, ПФС включает в себя и цель деятельности, и средства ее достижения, и результирующий выход. Отдельные системокванты [5] программного обучения на «входе» ПФС создают на «выходе» различные, значимые для учащихся, адаптивные результаты. При этом, объем и прочность усвоения информации (адаптивный системообразующий фактор ПФС) зависят, прежде всего, от степени доминантности мышления учащегося.

Учение о доминанте, созданное академиком А. А. Ухтомским в 1923 году [4], сегодня не утратило своей актуальности. Напротив, процесс формирования доминантного очага возбуждения в головном мозге, притягивающего к себе возбуждение из других нервных центров и одновременно подавляющих их деятельность, формирует у учителя понимание работы мозга учащегося как динамической функциональной системы, основанной на голографическом принципе построения. Амплифицируясь ассоциациями, можно сказать, что голографический принцип характерен и для ПФС, где обратная афферентация, поступающая в центральные структуры головного мозга от внешнего раздражителя (информационный поток, ассоциативные образы и др.) и формирующая доминантную мотивацию, может рассматриваться как опорный луч (по аналогии с терминами физической голографии). В то же время, предметным лучом в ПФС является обратная афферентация (обратная связь), характеризующая непосредственно достигнутый полезный результат (например, объем усвоенной информации, степень ее закрепленности и т. п.). Таким образом, в процессе обучения английскому языку (как и в любом другом процессе обучения) задача учителя (преподавателя) заключается в формировании «вектора поведения» (доминанты) учащихся, ориентированного на восприятие предлагаемой информации, что актуализируется в дальнейшем в афферентном синтезе [2], направленном уже на усвоение и закрепление полученной информации.

Эффективная деятельность ПФС в квантовой педагогике должна базироваться на принципах когерентности, т. е. на принципах согласованности и взаимосвязанности деятельности всех структурных звеньев, составляющих динамическую цепочку данной ПФС. Достижение конечной цели (полезного результата) обучения английскому языку в средней школе должно строиться на основе процесса синтеза (формирования) в рамках данной ПФС системоквантов методической, воспитательной, элективной работы, на построении информационнологических алгоритмов дискретных блоков программного обучения, с учетом психофизиологической организации учащихся и обязательным привлечением к процессу обучения всего возможного комплекса мероприятий, развивающих когнитивную деятельность учеников.



Литература

1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.: Медицина, 1975. – 496 с.

2. Биохимия мозга ∕ под ред. И. П. Ашмарина. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 328 с.

3. Плотинский Ю. М. Проблемы развития общества знаний: социокогнитивный подход ∕∕ Информационное об-во, 2008. – вып. 5-6. – С. 43-50.

4. Словарь физиологических терминов ∕ под ред. О. Г. Газенко. – М.: Наука, 1987. – 447 с.

5. Функциональные системы организма ∕ под ред. К. В. Судакова. – М.: Медицина, 1987. – 432 с.


Поделиться: