Поиск по сайту

Использование на уроках биологии лексического разбора терминов как способ развития интереса к изучаемому предмету


Авторcтво: Кушнир Елена Васильевна, учитель биологии школы №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга


Учение о живой природе это часть общечеловеческой культуры. Изучение живых организмов, основных процессов происходящих в них, взаимосвязей между компонентами окружающей среды позволяет сформировать правильное мировоззрение, научное мышление и осознание своей роли в окружающем мире.

Биология в современной школе это высоконаучная дисциплина, которая позволяет выработать у учащихся основные компетенции в данной области, сформировать основы экологической культуры и понимание величайшей ценности жизни. В настоящее время школьная биология – это не только структурно-ориентированный, но "смысло- и позиционно-ориентированный предмет" [ 1, 5 ]. Преподавание биологии имеет свои особенности – проведение практических и лабораторных работ, наблюдений за живыми объектами, но особое место занимает работа с терминами, без изучения которых понять и применить биологические знания очень затруднительно. Начиная уже с 6 класса, учащиеся сталкиваются с огромным количеством новых, неизвестных для них ранее слов, применение которых в обычной жизни очень ограничено. Роль учителя и состоит в том, чтобы грамотно, доступно объяснить смысловое значение биологических понятий и терминов, научить ребенка правильно использовать новую научную профессиональную лексику. Лексика (от греч. lexikos - словесный, словарный) – совокупность слов, связанных со сферой их использования [5, 181].

Термин (от lat. terminus- предел, граница – это слово или сочетание, являющееся названием некоторого понятия, какой-нибудьобласти науки, техники или искусства [ 3, 523 ] – такое определение термина дает "Толковый словарь русского языка". Для лучшего понимания биологических терминов вполне возможно использование лексического разбора, с которым учащиеся знакомятся на уроках русского языка. Таким образом, осуществляется и дополнительная межпредметная связь. Классический лексический разбор включает много действий[2, 20]:

1. определение однозначности или многозначности слова

2. тип лексического значения слова

3. синонимы (от греч. synonymos – одноименный) – слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно или то же понятие [ 4, 440 ]

4.антонимы (от греч. anti – против, onyma – имя) – слова, имеющие противоположное значение.[ 4, 27]

5. однокоренные слова

6. происхождение слова

7. принадлежность слова к общеупотребительной лексике или ограниченной

8. фразеологические связи

Применение данного разбора или его элементов на уроках биологии дает возможность более целостного и глубокого подхода к изучению отдельных биологических процессов. Ученик, который знаком с лексическим значением слова, умеющий определить его состав, знающий перевод корней – легче ориентируется в многообразии биологических терминов. Он всегда сможет понять общее смысловое значение, даже в том случае, если сталкивается с незнакомым понятием. Это особенно важно для учащихся, которые проявляют повышенный интерес к предмету, при самоподготовке к урокам, олимпиадам и экзаменам. Сам предмет им становится более понятным, а следовательно, и повышается интерес.

Лексические разборы можно проводить на уроке, задавать как домашнее задание, использовать при проведении внеклассных мероприятий по предмету.

Примеры использования лексического разбора на уроках:

1. простой лексический разбор, который может проводить учитель при первичном знакомстве с термином:

ГЕН

1. термин многозначный

2. а) единица наследственного материала;

б) участок молекулы ДНК (РНК), содержащий информацию о первичной структуре белка [ 4, 69 ]

3. -

4. -

5. геном, генерация, генетика, генотип

6. от греч. генос - род, происхождение

7. ограниченная лексика

8. аллельные гены, неаллельные гены

2. Разбор сложнообразованного термина, с использование 2 - 3 корней

АВТОТРОФЫ

1. термин однозначный

2. организм, синтезирующий из неорганических соединений органические с использованием энергии солнца или энергии, которая освобождается при химических реакциях[ 4, 8]

3. -

4. гетеротроф

5. гелиотроф, хемотроф

6. от гр. - аутос - сам, гр. трофо - пища, питание

7. ограниченная лексика

8. автотрофное питание, автотрофный организм

3. Примеры заданий для учащихся (варианты с использованием полного или частичного лексического разбора)

а)Проведите лексический разбор терминов б) подберите синонимы/ антонимы для определенных терминов

в) подберите однокоренные слова к термину

г)составьте пожелания друг другу или опишите какой-либо процесс с использованием биологических терминов, предварительно проведя их лексический разбор.

д) произведите лексический разбор, представьте его в виде рисунка, схемы или напишите синквейн, используя полученный материал

Для выполнения подобных заданий необходимо использовать различные источники информации, в т.ч. словари. Ученики, таким образом, учатся работать с научными источниками информации, развивают свои способности к поиску нужной информации, повторяют правила использования языковых средств, приобретают дополнительный лексический запас слов, знакомятся с историей науки, через происхождение слов.Учащиеся на уроках представляют свои работы, дополняют друг друга, а это способствует социализации учащихся, развитию их речи. Представление работ может идти и в творческой форме, что способствует индивидуальному развитию способностей ученика. Однако учитель должен правильно подбирать термины для анализа, учитывать возраст и контингент учащихся, не перегружать научной информацией, в противном случае потеряется интерес к изучению материала.

Активизация мыслительной деятельности, расширение словарного запаса, глубокое осмысление терминологии - залог успешной работы на любом уроке . Лексический разбор помогает не только знакомиться с фундаментальными основами предмета биологии, но и развить познавательный интерес, повысить уровень активности и самостоятельности ученика.

Погружение в мир знаний должно происходить только при активном участие всех сторон образовательного процесса и всеми доступными и грамотными способами. В этом случае можно добиться положительного результата в развитии личности ученика и его способностей.

Только через слово, его значение, можно достичь результатов поставленных целей образования: развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний, овладение ключевыми компетенциями, формирование познавательной культуры, социализацию обучающихся [6, 33].

Слова,
Идя в наш век издалека,
Ломаются порой
Под ветром встречным,
Но сути, заключенные в них,
Вечны,-
Слова-на век,
А мысли-на века.
Неисточима
Времени река,
Вбирает все в себя
Ее теченье,
Связуя
Все земные поколенья,-
Слова-на век,
А мысли-на века!.. (Юрий Разумовский)

Литература:

1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках биологии.- М.: Методкнига, 2006 г.141 с

2. Власенков А.И. , Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи - М.: Просвещение, 2008 г. - 383 с

3. Лопатин В.В., Лопатина В.Е. Русский толковый словарь - М.: Русский язык, 1997 г. - 832 с

4. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины - М.: Просвешение, 1988 г. - 319 с.

5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов - М.: Оникс 21 век, Мир и образование, 2003 г. - 623 с

6. Сухова Т.С., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Природоведение. Биология. Экология. Программы 5 - 11 - М. :Издательский центр Вентана - Граф, 2009 г. -166 с.








Поделиться: