Авторcтво: Дудко Татьяна Георгиевна, музыкальный руководитель ГБДОУ №134 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Среди важных проблем в дошкольном образовательном процессе, наиболее остро заявляющих о себе в последние десятилетия, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, отношений ребенка с близкими взрослыми, экологической обстановки, восприимчивости детей к различным заболеваниям и других внешних факторов.
Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющимся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать двигательную сферу.
Нервные импульсы, возникающие при выполнении ребенком различных движений, стимулируют развитие мозга. Если двигательная сфера ребенка развивается своевременно и полноценно, то формирование и развитие высших психических функций происходит в соответствии с возрастом. И, наоборот, если в раннем возрасте движения развиваются недостаточно, с задержкой, то и высшие психические функции будут развиваться с опозданием.
На связь психики с двигательной сферой указывали еще греческие философы Аристотель и Платон, однако целенаправленные исследования в этом направлении стали предприниматься в конце XIX - начале XX века. Анализ многочисленных исследований современных исследователей позволяет рассматривать психомоторику как сложное образование, объединяющее взаимосвязанные друг с другом двигательный, познавательный и эмоциональный компоненты.
Достаточный уровень развития психомоторики является одной из важнейших предпосылок формирования специальных навыков - навыков чтения и письма, которые в будущем займут ведущее место в структуре учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость полноценного развития общей моторики у детей дошкольного возраста, а также своевременной диагностики и коррекции указанных функций.
Установлено, что у всех детей с проблемами в интеллектуальном развитии имеет место более или менее выраженное отставание от возрастных показателей в развитии двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сфер, что отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятельности. Успешный опыт воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольных учреждениях показывает, что специально созданные условия способствуют активизации их психомоторного развития и сглаживанию его недостатков.
Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
Музыкально-ритмические занятия нацелены на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие. Специально подобранные методы и методики направлены на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР средствами музыкально-ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными целями музыкально-ритмических занятий являются профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка средствами искусства.
Ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности. Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
• форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.
В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения сформулированы задачи обучения и воспитания, коррекции отклонений детей с ЗПР. Можно выделить несколько блоков коррекционно-развивающих задач, реализуемых в образовательном процессе.
1. Развитие и коррекция основных видов движений, серий движений, музыкально-ритмических движений.
• Формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка.
• Изменение характера движений в соответствии с изменением контрастов звучания (громко - тихо, быстро - медленно, высоко - низко).
• Согласование движений с пением.
• Нормализация мышечного тонуса, тренировка отдельных групп мышц, развитие основных видов движений.
• Выработка правильной осанки, чувства равновесия.
• Развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений.
• Преодоление двигательного автоматизма движений.
• Развитие выразительных имитационно-подражательных движений (изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника, наездника и т. п.) под музыку.
• Развитие выразительных имитационно-подражательных движений без музыки.
2. Развитие и коррекция психических функций, компонентов деятельности, совершенствование психомоторики.
• Развитие быстроты и точности реакции на звуковые или вербальные сигналы.
• Развитие различных качеств внимания (устойчивости, переключения, распределения).
• Развитие всех видов памяти (зрительной, моторной, слуховой).
• Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений (слово управляет движением).
• Развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
3. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
• Развитие пространственной организации собственных движений, оптико-пространственной ориентировки в пространстве зала через движение.
• Развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к вербальному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх-вниз и т.д.).
4. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
• Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика т. д.).
• Развитие способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов.
• Развитие произвольности при выполнении движений и действий.
• Развитие умения выполнять совместные действия и коммуникативных навыков.
В настоящей работе используется термин «музыкально-ритмические занятия». Этим термином объединили все специальные занятия под музыку, проводимые в группах для детей с задержкой психического развития. Сюда входят утренняя зарядка под музыку, музыкальные занятия и занятия коррекционной ритмикой.
Во время утренней гимнастики дети выполняют ритмичные движения под музыку в виде комплекса упражнений или музыкально-ритмических композиций. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В то же время можно говорить о развитии у детей слуха, музыкальности, эмоциональной отзывчивости, слухомоторной координации. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.
На музыкальных занятиях в коррекционных группах реализуются в основном традиционные задачи, которые стоят перед дошкольным образовательным учреждением. Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации, соразмерности и др.), слухомоторной координации.
Все разделы музыкального занятия отвечают целям и задачам коррекционно-направленного обучения. Вводная часть организует детей, подготавливает к определенным физическим, эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам. В этой части используют различные виды ходьбы, бега, упражнения на развитие внимания, памяти, координации движений; разучивание различных общеразвивающих, строевых и танцевальных движений.
Слушание музыки и пение развивают слуховые сенсорные ощущения, дают знания о музыкальной культуре, учат понимать и анализировать особенности музыкальных произведений, развивают речь, обогащают словарный запас. Кроме этого слушание музыки и пение также развивают вокальные навыки детей, в том числе речевое дыхание, дает положительный эмоциональный заряд, дети в поэтической форме получают новые впечатления и знания.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает чувство ритма, коммуникативные навыки, умение согласовывать свою деятельность с музыкальным сопровождением и с другими участниками процесса. В коррекционных группах используются в основном шумовые музыкальные инструменты. Это связано со сложностью освоения приемов игры на звуковысотных музыкальных инструментах в рамках программы детского сада.
Следующий крупный раздел музыкального занятия - музыкально-ритмические движения. Он содержит упражнения для усвоения движений гимнастики, шага, бега, подскоков, танцевальных движений, а также непосредственно танцы, игры, хороводы, игровое и танцевальное творчество.
В процессе разучивания упражнений, танцев, игр педагог следит за осанкой, координацией рук и ног, согласованию движения с музыкой и пением; пластичностью, легкостью и четкостью движений. Танцевально-игровое творчество является вершиной овладения детьми программного материала, оно возможно только с накоплением определенного количества умений и навыков.
Завершает занятие обязательная игра. Игры отбираются несложные с методической точки зрения, не требующие больших затрат сил и сложных движений. К ним относятся игры-драматизации с музыкальным и стихотворным сопровождением. Игры и специальные упражнения готовят детский организм к завершению занятия.
Для детей с ЗПР проводится Коррекционная ритмика — это специальное ком-плексное занятие, на котором средствами музыки и специ¬альных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются каче¬ственные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к сложным видам деятельности (предметной, изобразительной, речевой, письменной и др.). Занятия строятся на сочетании музыки, движения, речи.
Основной задачей вводной части коррекционной ритмики является нормализация мышечного и повышение эмоционального тонуса. Это достигается включением в двигательную разминку задач по развитию основных видов движений: различных видов ходьбы, перестроений, бега в разных направлениях под музыку. Кроме отработки основных видов движений, дети учатся ориентироваться в пространстве, согласованно действовать в коллективе. Таким образом, во время двигательной разминки организм ребенка подготавливается к выполнению более сложных заданий, эмоционально заряжается.
В основную часть включаются упражнения на развитие и коррекцию основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений. Овладевая ими, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений, что сказывается затем на всей деятельности ребенка. Упражнения этого плана способствуют формированию произвольного внимания, развивают зрительную, слуховую и двигательную память. Способствуют развитию потребности в движении, превращают их в упорядоченную, осмысленную деятельность.
Другой важной составляющей этой части занятия являются разнообразные игры, двигательные и психологические этюды. Они решают сразу несколько задач: снятие двигательной нагрузки и мышечного напряжения и выполнение роли связки при переходе от одного вида деятельности к другой.
В основную часть включено много речевых и двигательных упражнений с музыкальным сопровождением и без него.
Особая роль отводится психологическим этюдам. Их применение направлено на развитие эмоционально-личностной сферы детей, способствует пониманию эмоциональных состояний и личностных качеств людей, умению адекватно их выражать. На занятиях по коррекционной ритмике дети закрепляют знания и умения, полученные на занятиях психолога, отрабатывают эмоциональную и двигательную выразительность пантомимическими средствами, применяют свои знания и умения в творческих заданиях.
Заключительная часть - это подвижные музыкальные и речевые игры с обязательной релаксационной фазой для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия.
Важно отметить, что все занятия коррекционной направленности с дошкольниками должны проходить на фоне эмоционального подъема. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением, а также и личностными качествами педагога. Особое значение имеет правильное отношение педагога к достижениям каждого ребенка. Необходимо непременно поощрять малейшие успехи детей, оказывать максимальную помощь в преодолении индивидуальных затруднений, проявлять терпеливое, щадящее отношение к каждому ребенку. Не допускаются отрицательная оценка неудачных и ошибочных движений, резкий или повышенный тон, привлечение внимания коллектива к ребенку в случае его неуспехов. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в движении, передать движением свои чувства, переживания, свое понимание музыкального образа.
Важной составляющей всех занятий являются дыхательные упражнения. Педагог постоянно следит за правильностью дыхания детей. Кроме того, в каждое занятие включены специальные дыхательные упражнения, которые способствуют преодолению внутренней (эмоциональной и мышечной) скованности у детей, укреплению голоса, умению управлять им. Правильное дыхание не только позволяет развивать все психические процессы, регулировать эмоциональные состояния, значительно увеличивать скорость протекания мыслительных операций, но и длительно сохранять приобретенные навыки и умения. Дыхательные упражнения также направлены на профилактику острых респираторных заболеваний.
Игры, включенные в занятия, имеют особое значение. Это связано с тем, что игра является основной формой деятельности дошкольников. Она способствует развитию произвольности движений и поведения, развитию мышления, личностных качеств детей. Соревновательный характер подвижной игры стимулирует познавательную и личностную активность ребенка. Вызывает стремление осознать правила игры, дает возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Чтобы достичь в ней успеха, ребенку необходимо вовремя включиться в деятельность, правильно выполнять движения и действия. Таким образом, предъявление на занятиях заданий в игровой форме и проведение игр позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия, решить на занятии все поставленные задачи. Следует также отметить, что игры создают благоприятные условия для развития творческого воображения у детей.
Учитывая состояние физического развития детей, нужно чередовать на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно дети физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность, что благотворно сказывается потом на других занятиях.
Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.
В дошкольном возрасте на процесс психомоторного развития большое влияние оказывает вторая сигнальная система. Наблюдениями отмечено, что нейродинамические трудности у детей с ЗПР снимаются при усилении речевой регуляции. Необходимо активно включать метод «проговаривания в громкой речи» на этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий.
Одним из ведущих принципов достижения эффективности работы на занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психомоторных, двигательных, психологических возможностей, а также состояния его здоровья. Учитывая тот факт, что при приеме детей в специальный детский сад предпочтение отдается детям с ЗПР церебрально-органического генеза, то при работе с такими детьми необходимо учитывать их психическую и физическую истощаемость.
Индивидуальный подход в работе с детьми возможно осуществить только на диагностической основе. Наиболее значимыми показателями для планирования занятий и контроля развития детей являются качественные характеристики двигательной сферы: показатели особенностей психомоторики, развитие чувства ритма, состояние эмоционально-волевой сферы и др. В условиях специального детского сада эти данные получаются в результате комплексного диагностического обследования особенностей развития детей. Дополнительные данные о состоянии двигательной и психомоторной сферы можно получить на основе наблюдений во время проведения занятий.
Конспект тематического музыкального занятия «Деревянные ложки»
Цель: Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки, учить овладевать ритмом произвольных движений, развивать общую, мелкую моторику, выразительность жестов; развитие синхронизации ре¬чи и движений.
Оборудование: деревянные ложки.
I. Вводная часть. Ритмическая разминка.
1. Ходьба в колонне с ложками в руках. Цель: освоение ритмичной ходьбы.
Педагог следит за осанкой детей, легкими движениями рук.
2. Ходьба с остановкой. Цель: развитие слухового внимания, различать и передавать в движении маршеобразную музыку.
Педагог обращает внимание детей, что сейчас зазвучит марш, дети будут ходить по-другому. Дети идут маршевым шагом, после окончания звучания музыки дети останавливаются и ударяют 3 раза ложками над головой. Упражнение повторяется еще раз.
3. Бег с захлестом. Цель: освоение нового танцевального движения.
Дети бегут под веселую музыку. Руки согнуты в локтях, мягкие, ненапряженные; пятки ног закидывают максимально высоко. Педагог напоминает детям, что наклоняться вперед не следует.
4. Ходьба для снятия двигательного напряжения и восстановления дыхания.
II. Основная часть.
1. Русская народная игра «Ручеек».
Цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие коммуникативных качеств.
И. П. Дети стоят парами в колонне. Во время игры дети держат ложки в руках. Звучит спокойная музыка. Педагог или ведущий ребенок спереди проходит в воротики между детьми, ударяет по ложке выбранного ребенка и, проходя до конца колонны, встает с ним рядом в пару.
Педагог обращает внимание детей на необходимость сохранения расстояния между парами во время продвижения вперед.
2. Упражнения на перестроения. Цель: развитие ориентировки в пространстве, чувства ритма, способности переключать движения.
• ходьба парами в обход по залу,
• перестроение в колонну по одному.
Движение в колонне по одному завершается ходьбой друг за другом на носках, постукивая ложками над головой; затем ходьба друг за другом на пятках, постукивая ложками на уровне пояса.
3. Обучение приемам игры на ложках выполняются под ритм потешек.
Цель: освоение приемов игры на ложках; развитие координации, мелкой моторики, чувства ритма; развитие синхронизации речи и движения.
И.П. Дети встают парами врассыпную по залу.
• Удары ложками в паре.
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки. Прямые удары ложками в паре.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку. Перекрестные удары ложками в паре (по очереди правыми и левыми руками).
• Круговые движения руками.
Ехал мальчик маленький
На лошадке каренькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке. Круговые движения руками, постукивая ложками, по часовой стрелке.
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму –
Бух! Круговые движения руками, постукивая ложками, против часовой стрелки.
• Удары ложками по коленям.
Поехали, поехали
С орехами, с орехами.
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами! Дети выполняют наклоны вперед с постукиванием ложками о колени.
• Скользящие удары ложками по коленям
Хорошая дорога,
Хорошая дорога, Скользящие движения ложками по бедрам сверху вниз.
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже. Ритмичные удары по правой и левой ноге.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет. Дети выполняют выпады вправо и влево.
Педагог следит за точностью движений, выразительностью жеста, достаточной амплитудой движений.
3. Танец с ложками. Цель: развитие праксиса позы, моторной памяти и ориен-тировки в пространстве, отработка координации движений.
Дети исполняют танец, используя знакомые удары ложками в различных построениях – в кругу по одному, в парах по кругу, переходы змейкой и в заключение остановка в определенной позе.
III. Заключительная часть. Цель: снятие мы¬шечного напряжения, релаксация.
Солнце за гору зашло
Ложкам спать пора давно. Дети по очереди кладут ложки на стол.
Устали ножки, устали ручки,
Даже язычок устал.
Пора им отдыхать. Дети ложатся на ковер на спину и отдыхают под звучание колыбельной песни.
В заключение хочется сказать, что музыка с давних пор используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т.е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности. Можно утверждать, что музыкально-ритмические занятия имеет большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике.
Литература
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: НЦ «ЭНАС», 2002. – 136с.
2. Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 216 с.
3. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития //Дефектология, 1987, №3. – С. 3-9.
4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика./ Под ред. Медведевой Е.А. – М. Академия, 2002.-224с.
Поделиться: