Поиск по сайту

Пути реализации школьной программы по биологии в условиях сокращения учебных часов


Авторcтво: Олейникова Алла Витальевна, учитель биологии, Соросовский учитель ГБОУ гимназии №399 Красносельского района Санкт-Петербурга


Проблема нехватки учебного времени для полноценного усвоения программного материала сегодня стоит перед многими педагогами. Особенно это касается учителей естественнонаучного цикла и математики, работающих в гимназиях, где ведущими являются гуманитарные дисциплины.

Так, урокам биологии по учебному плану гимназий отводится в шестых, а часто и в десятых и одиннадцатых классах по 1 часу, в седьмых, восьмых и девятых классах – по 2 часа в неделю. Учитывая большой объем программного материала, этого недостаточно.

Какими же путями этого можно решить эту проблему? Назову некоторые из них:

1.Опережение.

2. Преемственность.

3. Использование ресурсов методического сопровождения авторских программ (Рабочие тетради).

4. Интегрированные уроки.

5. Внеурочная деятельность (кружки, элективные курсы, научно-исследовательские работы).

Опережение – путь, при котором учебный материал дается заранее или в большем объеме, чем предусмотрено программой.

Сделаю оговорку: в этом случае необходимо учитывать наличие учебного времени и возможности учащихся класса.

Например, уже несколько лет я стараюсь брать часы природоведения в 5 классах. По тематическому планированию на изучение живой природы в этом курсе (объемом 68 часов) с учетом резервного времени отводится 38 уроков.

Распределение учебных часов по темам в курсе природоведения (5 класс).

Тема

Количество часов

Резервное время

Почва

Организмы

Растения

Грибы

Животные

Природа едина

Человек и окружающая среда

4

6

7

2

5

4

4

1

3

2

Такое планирование уроков и увеличение объема изучаемого материала позволяет решать проблему дефицита учебного времени в 6 классе. На уроках природоведения, проводимым по темам «Почва», «Организмы», «Растения» и «Грибы» удается рассмотреть 6 тем полностью и 4 – частично, а также провести 6 из 25 обязательных лабораторных работ курса «Бактерии. Грибы. Растения.»(6 класс). Напомню, на уроки биологии в 6 классе отводится всего 34 часа в год.

Темы уроков и лабораторных работ курса «Бактерии. Грибы. Растения»(6 класс), дополнительно изучаемые в курсе природоведения(5 класс).

Тема урока

Название лабораторной работы

Полностью:

1.Устройство увеличительных приборов.

2.Строение растительной клетки.

3.Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы.

4.Покрытосеменные. Жизненные формы и многообразие.

5.Строение цветка. Соцветия.

6.Растительный организм как единое целое. Прорастание семян, развитие и рост растения.

Частично:

7.Минеральное питание растений.

8.Фотосинтез и дыхание растений.

9.Основные экологические факторы. Природные сообщества.

10.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

1.Устройство лупы и светового микроскопа.

2.Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

3.Строение шляпочных грибов.

4.Изучение строения цветка.

5.Условия прорастания семян.

6.Определение всхожести семян и их посев.

Согласитесь, таким путем можно значительно уменьшить загруженность шестиклассников и дать более полноценные знания по биологии.

Преемственность.

Учителям средней школы хорошо известно, что многие темы проходят «красной нитью» через несколько курсов с постепенным расширением и усложнением их содержания. В биологии такими являются темы: «Клетка», «Обмен веществ», «Размножение и развитие организмов», «Эволюция организмов» и другие.

Особенно это заметно в преподавании курсов 9 класса «Введение в общую биологию» и 10-11 классов «Общая биология», когда повторяются не только разделы, но даже темы отдельных уроков.

И вот тогда действуем по принципу: в старших классах мы повторяем, обобщаем и дополняем знания полученные ранее.

Перед началом сложной темы или целого раздела провожу 1-2 часовое собеседование, к которому учащиеся готовятся заранее, используя записи в тетрадях за 9 класс.

В этом приеме много плюсов:

- ученики становятся активными участниками образовательного процесса, отрабатывая имеющиеся у них знания;

- накопление оценок в журнале;

- экономия учебного времени.

Распределение часов в начале раздела «Основы генетики» (10 класс)

Рекомендованное планирование

Планирование с использованием изученного материала в 9 классе

1. История развития генетики.

2. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание, Фенотип и генотип.

3. Законы доминирования и расщепления.

4. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.

5. Анализирующее скрещивание.

6. Дигибридное и полигибридное скрещивание, Закон независимого наследования признаков.

1. Термины, понятия и символы генетики (собеседование).

2. Законы наследственности Г.Менделя (собеседование).

Таким образом, повторяя перечисленные темы, которые уже изучались в 9 классе, можно сэкономить 4 урока для отработки навыков решения задач на моно-дигибридное и анализирующее скрещивание. Тем более, задачи по генетике (причем сложные их варианты) обязательно включаются во все варианты ЕГЭ.

Использование ресурсов методического сопровождения авторских программ.

В нашей гимназии преподавание биологии проводится по авторской программе под руководством В.В.Пасечника, в учебно-методический комплект которой входят учебники, рабочие тетради, тематическое и поурочное планирование к учебнику.

Остановлюсь на использовании Рабочих тетрадей для самостоятельной отработки учащимися части учебного материала, В них по каждому параграфу составлены разнообразные типы заданий (вопросы, таблицы, схемы, рисунки) отличающиеся по уровню сложности.

В курсе «Животные» (7 класс) существует ряд тем, с которыми семиклассники могут познакомиться по тексту учебника и выполнить соответствующие задания в Рабочих тетрадях дома. Узнать, как ими был отработан учебный материал можно, проверив эти задания, а затем выставить всем или выборочно оценки в журнал.

При организации этой деятельности учащихся нужно учитывать следующие моменты:

- время на работу дается от 7 до 10 дней;

- предоставить возможность проконсультироваться с учителем по сложным вопросам;

- необходим анализ ответов по тем заданиям, которые вызвали затруднения у большинства учеников.

Хорошие результаты дает такая отработка материала по отрядам насекомых, птиц и млекопитающих, на которые в поурочном планировании отводится 10 часов. И даже, если 3 урока оставить на анализ и обобщение самостоятельно изученного материала, оставшееся время можно использовать для более глубокого изучения раздела «Эволюция строения и функций органов и систем», так как эти знания потребуются учащимся в курсе 8 класса при изучении организма человека.

Интегрированные уроки.

Эту форму учебных занятий с успехом используют во многих школах и гимназиях. В нашей гимназии также существует давняя традиция проведения таких уроков. Оказалось, что наряду с другими положительными результатами интегрированные уроки могут помочь хорошо раскрыть учебный материал при недостатке часов.

Например, когда в 11 классе на уроки биологии отводится 1 час в неделю, тема «Возникновение и развитие жизни на Земле» дается только в 2 урока. Много ли можно рассказать о гипотезах происхождения жизни, этапах ее развития и эволюции органического мира за это время? Конечно, нет! И вот тогда на помощь приходят уроки информатики, на которых одиннадцатиклассники учатся создавать сайты. Совместно с учителем информатики были разработаны задания для групп, на которые разбиваются ученики класса.

Участники группы должны были самостоятельно найти и отобрать научный и иллюстративный материал по одной из эр и на его основе создать сайт.

Памятка для руководителей групп

Конференция «Эры жизни» состоится … марта 20.. года

Темы выступлений:

1. Архейская и протерозойская эры.

2. Начало палеозойской эры.

3. Конец палеозойской эры.

4. Мезозойская эра.

5. Кайнозойская эра.

Время выступления по каждой теме не более 20 минут.

Обязательные вопросы, которые должны быть отражены в групповой работе:

1. Текстовый материал по теме (отпечатанная лекция).

2. Данные о возрасте и продолжительности эры.

3. Периоды, которые выделяются в эре.

4. Условия жизни (климат, соотношения площади суши и океанов, состав атмосферы, горообразовательные процессы и т.п.), оказавшие влияние на эволюцию организмов.

5. Появление новых форм организмов.

6. Организмы, претерпевающие расцвет (прогресс).

7. Вымирающие организмы (регрессирующие).

В оформлении работы желательно использовать: текстовый материал, иллюстрации, карты, речевое сопровождение, таблицы, видеоматериалы.

Сроки отчетов по работам:

- до 5-12 февраля – подборка теоретического материала и подача его на проверку учителю биологии;

- до 27 февраля – полное оформление работы и оценка ее учителем информатики;

- до 12 марта – тренировка представления групповой работы с каждой группой.

Перед началом конференции руководитель каждой группы подает учителю список участников с оценкой их вклада в разработку темы.

Подготовка к конференции проводится в течение месяца и требует многочисленных консультаций с педагогами-предметниками.

Представление и защита сайтов проходит на уроках информатики в форме двухчасовой конференции «Эры жизни». Ученики получают зачетные оценки по информатике и биологии, а главное, при таком виде отработки учебного материала они не только получают больше информации, но еще проявляют самостоятельность и творческий подход.

Внеурочная деятельность.

Если не хватает времени на уроках, можно использовать кружковые занятия, элективные курсы и научно-исследовательскую работу учащихся.

Кружок в 6 классе проводится с согласия учеников и их родителей для всего класса. Он имеет краеведческую направленность и осуществляется по авторской программе методиста АППО Семенцовой В.Н.. Эти занятия позволяют за рамками урока выполнить 7 лабораторных работ с использованием раздаточного материала собранного самими ребятами, освоить методику постановки простых научных экспериментов на комнатных растениях и проводить фенологические наблюдения в природе.

На элективных занятиях в10-11 классе можно повторить и отработать вопросы ЕГЭ, которые вызывают наибольшие трудности.

Например, Жизнь и научная деятельность ученых-биологов. Имена многих ученых, в том числе и наших соотечественников, вскользь упоминаются на уроках, а между тем, более близкому знакомству с их биографией и трудами можно придать не только познавательное, но и нравственно-воспитательное и патриотическое значение. Презентации, подготовленные слушателями элективных курсов (К.Линней, Ж.-Б. Ламарк, Ч.Дарвин, Г.Мендель, Л.Пастер, И.И.Мечников, Т.Морган, Н.И.Вавилов, В.И.Вернадский) можно использовать и на уроках в 8-11 классах.

В нашей гимназии существует прекрасная традиция – проведение ежегодных научных конференций, к которой ученики средней и старшей школы пишут исследовательские работы и выступают с докладами. В прошлом году старшеклассниками были подготовлены выступления по актуальным проблемам генной инженерии, создания ГМО и использования продуктов из них, клонирования организмов и современным биотехнологиям. Сами докладчики и их слушатели имели возможность расширить свои знания по этим вопросам за рамки уроков биологии.

Подведем итоги сказанному. Проблема нехватки учебного времени может быть успешно решена за счет:

1. Рационального перераспределения учебного материала;

2. Правильной организации самостоятельной работы учащихся с учебником и другими источниками информации;

3. Использования возможностей совместного обучения в процессе интеграции школьных курсов;

4. Активного привлечения имеющихся у учащихся знаний при изучении нового материала;

5. Использования внеурочных занятий для пополнения знаний, умений и навыков по биологии.

Я надеюсь, что перечисленные выше пути и методики помогут учителю биологии даже при дефиците учебного времени дать учащимся полноценные знания по предмету.


Поделиться: