Авторcтво: Гринкевич Янина Владимировна, заместитель заведующего по УВР ГБДОУ детского сада № 12 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
В продолжение актуальнейшей из проблем приобщения старших дошкольников к культурным традициям России, предлагаю Вашему вниманию проект работы, разработанный ранее мною совместно с педагогами на базе дошкольного учреждения с приоритетным художественно-эстетическим направлением работы.
Данный проект направлен на активное освоение культурных традиций России, основанных на формировании эмоционально окрашенного чувства сопричастности детей к духовному наследию прошлого.
Цель: приобщение старших дошкольников к культурным традициям России посредством организации педагогической работы, итогом которой являются литературные вечера.
Задачи:
1. Углубить, систематизировать и обобщить знания детей о русской культуре и культурных традициях России.
2. Воспитывать положительное отношение детей к приобретению знаний и их отражение в самостоятельной творческой деятельности.
3. Развивать эмоциональность, отзывчивость, радость от соприкосновения с миром культуры.
Принципы организации.
1. Единства обогащения эмоциональной, когнитивной и деятельной сфер личности ребенка.
Педагогическая работа по ознакомлению детей с элементами русской культуры должна быть максимально содержательной, одновременно с этим вызывать у детей интерес и способствовать раскрытию полученных детьми знаний в деятельности.
2. Принцип индивидуального подхода к детям с учетом их индивидуальных предпочтений, склонностей и интересов в области культуры и в области творческой деятельности.
3. Становление ребенка субъектом деятельности.
Данный принцип заключается в освоении ребенком позиции субъекта деятельности. Позиция субъекта дает возможность дошкольнику проявить свою индивидуальность и активность в познавательной и творческой активности, что проявляется в стремлении самоутвердиться, найти адекватные средства самовыражения, творчески раскрыться в том или ином виде искусства.
4. Принцип сотрудничества, который заключается во взаимодействии педагогов с родителями и другими сотрудниками в процессе ознакомления детей с элементами культуры и организации литературных вечеров.
5. Создание радостной атмосферы, характерной для мироощущения русского человека, который всегда стремился скрасить будни. Создание атмосферы праздненств, гуляний, игр, театрализованных действий.
Данный проект включает в себя 3 этапа. На первом этапе дети знакомятся с некоторыми элементами традиционной народной культуры и особенностями традиционных развлечений русского народа.
На втором этапе дети знакомятся с некоторыми элементами материальной и духовной культуры (искусствами) и развлечениями людей, характерными для пушкинской эпохи.
На заключительном, третьем, этапе дети знакомятся с наиболее яркими преемственными культурными традициями.
1 этап. Ознакомление детей с русской традиционной культурой.
Цель: Приобщить детей к истокам традиционной народной культуры.
Задачи:
1. Уточнить, систематизировать и обобщить знания детей об особенностях элементов материальной народной культуры (устройство быта, предметы народного промысла и декоративно-прикладного искусства).
2. Систематизировать и обобщить знания детей о традиционных русских праздниках.
3. Познакомить детей с особенностями традиционных развлечений русского народа.
4. Познакомить детей с различными видами народного театра.
5. Развивать интерес к использованию произведений устного народного творчества в театрализованных играх детей.
В рамках первого этапа проводятся следующие мероприятия:
· Экскурсия в Российский этнографический музей на экспозицию «Русские. Традиционный быт и культура»;
· Оформление альбома с рисунками и детскими рассказами о праздниках народного календаря;
· Выставка творческих работ детей по произведениям народно-прикладного искусства;
· Инсценировка русских народных сказок в театрализованных играх детей;
· Ярмарка.
На данном этапе целесообразнее начинать работу по приобщению детей к истокам русской культуры с организации экскурсии в Российский этнографический музей на экспозицию «Русские. Традиционный быт и культура».
Экскурсия будет способствовать обогащению знаний детей и получению ярких образных впечатлений от восприятия ими разнообразных элементов материальной народной культуры: предметов быта и обихода, орудий труда, народных костюмов, предметов, предназначенных для обрядовых действий и развлечений русского народа.
К организации экскурсии желательно привлечь не только сотрудников, но и родителей. Это будет являться своеобразным первым этапом работы педагогов с родителями, который позволит родителям почувствовать свою сопричастность к образовательной работе, а также будет являться стимулом проявления активности для других родителей.
Кроме того, такая организация экскурсии позволит нам ещё больше сблизить детей и родителей на основе совместно пережитых чувств и впечатлений от увиденного на экскурсии, а также будет способствовать желанию поделиться своими впечатлениями друг с другом.
Безусловным является тот факт, что получение детьми знания и впечатления необходимо систематизировать и обобщить. С этой целью мы предлагаем организовать непосредственно образовательную деятельность с проблемными ситуациями «Кузьма – гость старинного домашнего очага».
Цель: Уточнить, систематизировать и обобщить знания детей о старинном жилище (избе) и его устройстве (предметах быта и их предназначении).
Оборудование: Обстановка горницы, предметы быта (печь, лавки, прялки, лучины, чугунки, ухваты, коромысло, деревянные ведра и посуда, самовар и т.д.)
Содержание: Приход детей в старинную избу.
Проблемная ситуация: Кузьма жалуется детям на отсутствие хозяев избы и просит детей помочь ему разобраться, для чего предназначены те или иные предметы быта. Дети называют, объясняют и показывают их предназначение. Имитационные этюды «Колка дров», «Растапливание русской печки», «По воду».
В заключение – чаепитие с целебными травами по русской традиции из самовара.
Восприятие детьми разнообразных предметов народной культуры будет способствовать возникновению желания у детей отразить яркие полученные впечатления в творческой работе. Поэтому целесообразнее всего, начиная с сентября, вести работу по подготовке к выставке детских работ. Данная работа осуществляется поэтапно.
Этапы
(сроки)
|
Задачи этапа
|
Виды народного искусства
|
Содержание
|
I
Сентябрь
|
Уточнить и систематизировать знания детей о видах декоративно-прикладного искусства.
|
Народная керамическая игрушка:
- дымковская
- каргопольская
- филимоновская
Роспись:
- Гжель
-Городецкая
- Хохломская
- Жестовская
|
Рассказы педагога о традициях росписи. Составление узоров из готовых форм.
Разучивание пословиц и поговорок о мастерах и их работе.
|
II
Октябрь
|
Упражнять детей в элементах росписи.
Познакомить с искусством Палеха.
|
Городец, Хохлома, Гжель, Жестово;
дымковская, каргопольская игрушки.
Лаковая миниатюра Палеха.
|
Объекты прикладного искусства, его образы и декорации становятся разнообразнее и сложнее. Работа направлена на совершенствование технических навыков и умений детей. Чтение русских народных сказок, знакомство с искусством Палеха: с сюжетом миниатюр по сказкам.
|
III
Ноябрь
|
Систематизировать и обобщить знания детей о видах народного промысла.
|
1. Керамические художественные изделия;
2. Художественные изделия из дерева и роспись;
3. Художественные изделия из металла роспись;
4. Лаки;
5. Народная игрушка;
6. Кружевоплетение.
|
Беседы по каждому виду народного промысла. Чтение сказок Бажова.
Выбор детьми какого-либо промысла и изготовление изделий.
|
Выставка творческих работ по произведениям народного промысла.
Цель: обобщить знания детей о многообразии видов декоративно-прикладного искусства.
Атрибуты: творческие работы детей, выполненные в непосредственно организованной образовательной деятельности (керамические художественные изделия: Вятская игрушка «дымка», Гжельская керамика (муляжи и роспись готовых форм); роспись по дереву: Хохлома, Городец; лаковые миниатюры: Палех (муляжи шкатулок с сюжетами по русским народным сказкам); выжигание по дереву.
Творческие работы могут быть дополнены изделиями, выполненными детьми не только на занятиях, но и дома, совместно с родителями. Также можно включить в выставку творческие работы родителей и сотрудников.
Содержание: Выставка разделена на секторы, каждый из которых посвящен какому-либо виду народного промысла. Дети и родители, останавливаясь возле любого сектора имеют возможность не только рассмотреть работы, но и получить задание от сидящего в данном секторе сотрудника. Задания могут быть такими:
1. Рассказать пословицу, поговорку о труде мастера или о самом изделии;
2. Спеть частушку по теме;
3. Загадать загадку или отгадать предложенную;
4. Вспомнить и назвать сказку, где это изделие встречается.
Поскольку знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства тесно связано с духовной жизнью русского народа, то необходимо одновременно начинать знакомство с элементами духовной культуры. Исходя из того, что на базе дошкольного учреждения с приоритетным художественно-эстетическим направлением, работа по ознакомлению детей с элементами народной культуры организуется, дети имеют представления о некоторых традициях, обычаях и деятельности русского народа, но знаний об отдыхе и развлечении людей того времени явно не достаточно, была предложена система работы по ознакомлению детей с развлечениями русского народа:
1. Тематическое содержание непосредственно образовательной деятельности с элементами сюжетных игр.
ТЕМА
|
Подготовительный этап
|
АТРИБУТЫ
|
Содержание игр
|
ПОСИДЕЛКИ
|
Знакомство с посиделками как свободным времяпровождением людей после трудового дня и занятием творческой деятельностью.
|
Прялка, веретено, кудель, пяльцы, деревянные игрушки, ложки, глиняная посуда.
|
Дети изображают занятие рукоделием. Закрепление знания загадок, пословиц и поговорок о мастерах и изделиях.
|
НА ЗАВАЛИНКЕ
|
Знания о том, что на завалинке собираются друзья, отдыхают и весело проводят время.
|
Лавки, музыкальные инструменты: дудки, свистульки, игрушечные гармоника и балалайка.
|
Дети разыгрывают ситуацию встречи с друзьями на завалинке и совместный отдых: частушки, дразнилки, пляски, хороводы.
|
ДЕВИЧНИК
|
Знания о том, что на девичнике собираются девушки, чтобы обсудить интересные для них вопросы, погадать.
|
Лавка, стол, самовар, свеча.
|
Девочки изображают ситуацию. Обсуждения интересующих их вопросов.
Пение народных песен.
|
МАЛЬЧИШНИК
|
Знания о том, что юноши собираются на мальчишнике, чтобы поговорить о делах, посоревноваться и просто весело провести время.
|
Лавка, мячи, веревка.
|
Народные игры и состязания мальчиков.
|
2. Оформление альбома с рисунками и рассказами детей о народных праздниках.
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о традиционных народных праздниках.
Содержание: Рисунки детей, посвященные народным праздникам (Осенины, Святки, Масленица, Встреча весны, Пасха и др.); рассказы детей в текстовой форме о том, что они знают о празднике, как он праздновался раньше на Руси, как он проводился в детском саду.
К оформлению «праздничного» альбома необходимо привлечь родителей и других сотрудников (по фольклору, по изобразительному искусству).
Помощь родителей будет заключаться в записи рассказов детей и оформлении текста.
3. Ознакомление детей с новыми народными играми.
Цель: научить детей использовать народные игры в самостоятельной деятельности.
а) Игра в мяч с «водаком»
Содержание: Чертится круг 7-10 м, выбирается водящий. Играющие входят в круг, «водак» выбивает одного играющего из круга. Играющий, которого выбили из круга становится водящим.
б) Рюхи и бита – инвентарь для игры «в городки».
Содержание: Рюхи (деревянные чурки) ставятся в очередном пространстве-городке. Игроки на расстоянии 10 м кидают поочередно биты-палки, стараясь разбить фигуру и выбить её из круга.
4.Ознакомление детей с новыми русскими народными сказками и былинами:
Жанр литературы
|
Название
|
Повторение пройденного
|
БЫЛИНЫ
|
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»
|
«Садко»
|
СКАЗКИ
(бытовые, волшебные,
сказки о животных)
|
«Горшеня», «Каша из топора», «Мужик и медведь», «Семь Симеонов», «Морозко», «Хаврошечка»
|
«Гуси-лебеди»,
«Снегурочка»,
«Теремок»
|
5.Знакомство детей с некоторыми видами народного театра.
Цель: дать знания о некоторых видах народного театра и научить использовать произведения УНТ в самостоятельной деятельности.
Последовательность ознакомления:
а) Знакомство с театром Скоморохов
Содержание: 2-3 Скомороха (сотрудники) разыгрывают диалог: небылицы, прибаутки, присказки, дразнилки, побасенки.
-разыгрывание прибауток и побасенок детьми.
б) Знакомство с театром Петрушки
-показ спектакля взрослыми (сотрудники, родители) по русской народной сказке: «Лисичка-сестричка и серый волк».
- обучение детей действию с куклой, разыгрывание простых сюжетов, например: сказка «Колобок» (куклы: бабка, дедка, заяц, медведь, лиса, волк, колобок).
По мере овладения приемами кукловедения ребята начинают самостоятельно разыгрывать знакомые им сюжеты, например: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.
в) Знакомство с театром Вертеп
- показ вертепного кукольного представления взрослыми (педагогами, родителями) например: «Глупый царь».
- совместное с детьми изготовление атрибутов к показу сказки «Горшеня».
Заключительной на данном этапе формой работы является литературный вечер «Веселая Ярмарка».
Цель: обобщить знания детей о народной культуре.
Принципы: самостоятельный выбор детьми роли; активное участие детей и взрослых.
Содержание:
Диалог Скоморохов.
1-й: - Здравствуйте, ребятишки,
Озорники и шалунишки!
Привет всем от скоморошки,
От веселого парня Тимошки!
2-й: - Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие (показывает на родителей)
Ярмарку широкую открываем,
Наше веселье начинаем!
Диалог Скоморохов.
Пляска под рус.народную мелодию «Светит месяц». Скоморохи показывают движения детям и родителям.
Появляется Петрушка:
-Я на ярмарку пришел
Целый театр с собою привел.
Звенит звонок, заливается,
Наш спектакль начинается!
(Показ кукольного театра детьми по сказке «Теремок»).
Петрушка: - Ну, а какая ярмарка без частушек
И девчонок-хохотушек!
1.Конкурс на лучшую частушку,
2. Конкурс частушечников – родителей (кто кого перепоет):
Появляются Гавриловна и Даниловна. Диалог.
Хоровод девочек « А я по лугу».
Вертепное кукольное представление (показ родителями) по сказке «Горшеня».
Звучит рус.народная мелодия «Ах, вы сени».
Скоморохи: _ Продолжаем мы веселье,
Все бегом на каруели!
Игра «Карусели».
Скоморохи: - Эй, веселый народ,
Ловкий, быстрый хоровод!
Если дружно взять канат,
Потянуть вперед-назад
И сказать три раза: «Эх!»
Победит наверно смех.
Игра «Перетягивание каната»: участвуют дети и взрослые.
Диалоги Даниловны и Гавриловны.
Конкурс небылиц и небывальщин.
Скоморох: - Ой, смотрите, поводырь идет!
2-й: - И медведя за собой ведет!
Этюд «медведь и поводырь» (взрослый и ребенок).
Поводырь: - Ездили мы с медведем по базарам,
Вернулись кой с каким товаром.
Скоморох: - А у нашего дядюшки Якова
Товару тоже хватит всякого,
Подходи, налетай, выбирай, забирай!
Коробейники (дети) читают каждый свое четверостишье.
В коробах у детей поделки, сделанные ими ранее для выставки по мотивам народно-прикладного искусства.
Отдельный короб с булочками, сушками и пряниками, который собирают взрослые.
«Распродажа» товаров. Совместное чаепитие.
В результате проделанной работы дети должны:
1. Освоить особенности быта, труда, творчества и развлечений русского народа.
2. Уметь использовать в самостоятельной творческой деятельности полученные знания.
3. Проявлять интерес к народной культуре и самостоятельно находить источники информации.
2 этап. Ознакомление детей с элементами культуры пушкинской эпохи.
Следует сразу отметить, что мы расширили границы этого этапа и будем знакомить детей с 19 веком в целом, оставив в названии имя А.С.Пушкина как наиболее яркого и известного дошкольникам представителя этой эпохи.
Цель: Приобщить детей к некоторым элементам культуры «Золотого века» России.
Задачи:
1. Дать знания детям об особенностях элементов материальной культуры «Золотого века».
2. Углубить, систематизировать и обобщить знания детей о некоторых видах искусства.
3. Познакомить детей с особенностями развлечений людей пушкинской эпохи.
В рамках этого этапа были разработаны следующие мероприятия:
· Экскурсия в Русский музей,
· Тематическая непосредственно образовательная деятельность,
· Выставка детских работ по сказкам А.С. Пушкина,
· Литературный вечер – бал.
1. Экскурсия в Русский музей.
Цель: Познакомить детей с творчеством художников и дать наглядное представление детям о жизни людей в 19 веке.
Организация: Педагоги, как и на первом этапе, организуют экскурсию совместно с родителями.
2. Беседа о жизни людей в 19 веке.
Цель: Углубить и систематизировать знания детей об элементах материальной культуры того времени.
Содержание: Знакомство с бытом, одеждой и аксессуарами, средствами передвижения людей.
3. Тематическая НОД.
Цель: Углубить, систематизировать знания детей о некоторых видах искусства 19 века.
Выставка детских работ будет представлена на самом литературном вечере.
4. Беседа о том, как проводили свободное время современники Пушкина.
Цель: Познакомить детей с особенностями развлечений людей в пушкинскую эпоху.
Содержание: Рассказ о форме бала и о времяпрепровождении людей на балу (отдых, танцы, игры, конкурсы); рассказ о вечерах поэзии и искусства; инсценировка детьми сказки «…о попе и работнике его Балде».
Итоговой формой работы является литературный вечер – бал.
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о некоторых элементах русской культуры 19 века.
Организация: Зал делится на ряд гостиных, каждая из которых посвящена какому-либо автору: художнику, поэту, композитору, писателю.
Центральную гостиную украшает выставка работ по сказкам Пушкина.
Содержание: Хозяева встречают гостей (детей и взрослых), проводят по гостиным и показывают картины (рисунки детей на тематику времен года). Закрепление знаний детей о творчестве поэтов, художников, композиторов. Затем останавливаются в главной гостиной и рассматривают работы по сказкам Пушкина.
Хозяин говорит, что он пригласил оперных певцов и они скоро должны подъехать. Появляются артисты, рассматривают работы и сообщают, что у них имеется в репертуаре опера по сказке А.С. Пушкина.
Показ детской оперы «Сказка о попе и работнике его Балде».
Заранее предупрежденные родители и сотрудники исполняют романсы.
Конкурс лучшего исполнителя романса.
Затем организуется бал танцев: вальс, мазурка, полонез и т.п.
В перерывах между танцами проводятся конкурсы:
- на самое лучшее платье,
- на самого лучшего кавалера,
- на лучшую танцевальную пару…
В заключении праздника хозяева угощают всех гостей лимонадом.
Гости, прощаясь, благодарят хозяев за гостеприимство.
В результате проделанной работы дети должны:
1. Знать особенности материальной культуры 19 века;
2. Знать особенности искусства 19 века и уметь применять знания в самостоятельной творческой деятельности;
3. Проявлять интерес к расширению знаний о культуре 19 века и самостоятельно выделять и находить источники информации.
3 этап. Ознакомление детей с преемными современностью культурными традициями России.
Цель: Приобщить детей к некоторым унаследованным культурным традициям.
Задачи:
1. Познакомить детей с некоторыми культурными традициями России.
2. Систематизировать и обобщить знания детей о видах искусства.
3. Развивать умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
4. Развивать интерес к русской культуре.
В рамках третьего этапа были разработаны для детей культурные мероприятия: экскурсии в музеи, посещение театров и выставок, участие в городских праздниках; литературный вечер – литературное кафе «Мама, папа, я – культурная семья».
1.1.Экскурсия в музей прикладного народного творчества.
1.2.Экскурсия в Эрмитаж.
1.3.Посещение театра оперы и балета им. Мусоргского (опера, оперетта, балет)
1.4.ТЮЗа (спектакля)
1.5.Посещение выставок:
а) творчества художников-иллюстраторов детской книги;
б) изобразительного искусства;
в) фотовыставок.
2. Участие детей в городских праздниках и гуляниях, например:
- День города;
- Ярмарка
Все вышеперечисленные мероприятия организуются педагогами совместно с родителями.
После каждого посещения или экскурсии проводится беседа с целью развития представлений детей что культурные традиции являются неотъемлемой частью современного культурного человека.
Целесообразно после каждой экскурсии проводить тематические занятия (НОД) по изобразительному искусству. Рисунки детей можно оформить в виде альбома или выставки.
3. Ознакомление с творчеством писателей-современников.
Цель: познакомить детей с творчеством писателей – современников.
Жанры
|
Писатели, поэты
|
Деятельность детей
|
Поэты- писатели
|
К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, А.Л. Барто, И.П. Токмакова, Е. Благинина, В. Берестова
|
Разучивание поэтических отрывков произведений; изобразительная деятельность по литературным произведениям; инсценировки отдельных произведений; театрализованные игры.
|
Писатели
|
Е.И. Чарушин, Б.С. Житков,
В.В. Бианки, В. Сутеев, А.Гайдар, Н.Н. Носов, В.Осеева, А.Толстой
|
Итоговая форма работы – литературный вечер (литературное кафе «Мама, папа, я – культурная семья»).
Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о некоторых видах искусства и их преемственности.
Организация: Дети и родители рассаживаются за столы, покрытые скатертью, в центре стола свеча и угощения.
Выставка детских работ оформляет группу. Тихо звучит музыка Е.Свиридова.
Содержание:
1. Рассказы взрослых о том, какие литературные произведения они любили в детстве.
2. Номер от каждого стола:
- прочесть стихотворение автора-современника;
- мини-сценка по произведениям современных писателей;
- имитационные загадки по литературным произведениям и их отгадывание;
- литературное лото: ведущий называет первое слово или слог – дети отгадывают название сказки или рассказа.
3. Конкурсы: «Нарисуй любого героя», «Кто здесь был и что забыл», «Назови любимого писателя» (показ портретов).
4. Викторины:
- Музыкальная по жанрам: опера, оперетта, эстрада, музыка к балету.
- Изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.
- Литературная викторина
В завершении: чаепитие со сладостями; танцы в свободном стиле.
В результате проделанной работы дети должны:
1. Знать виды искусства.
2. Иметь представления о культурных традициях России.
3. Проявлять интерес к расширению знаний о культуре нашей страны и самостоятельно находить источники информации.
4. Проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.
Поделиться: