Опытно - экспериментальная работа педагогического коллектива гимназии является одним из важных условий развития образовательного учреждения.
В период с 2002 по 2005 годы педагогический коллектив гимназии в режиме школы-лаборатории работал по теме: «Интеграция основного и дополнительного образования как одно из условий развития толерантности». Данная тема предполагала следующие направления:
согласование педагогических позиций, ценностей, целей,
осмысление интеграции не только на уровне форм и технологий, но и на уровне деятельности,
определение подходов к образовательным результатам и мониторингу этих результатов.
Эти направления реализовывались через деятельность учителей по педагогическому руководству творческой учебно-исследовательской деятельностью учащихся, технологии использования материалов учебных экскурсий в учебном процессе, создание надпредметных программ, систему воспитательной работы и дополнительного образования.
Мы понимаем, что в современном социальном пространстве проблема принятия Другого таким, каков он есть, проблема ненасилия, умения конструктивно сотрудничать стоит особенно остро, поэтому перспективы научного педагогического поиска мы видим в создании школы, основанной на философии толерантности. В течение нескольких лет гимназия вела целенаправленную деятельность по созданию необходимых условий для внутреннего и социально позитивного роста ребенка, профессионального роста учителей, организации конструктивного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, как школа – лаборатория педагогический коллектив работал по теме «Интеграция гуманитарных предметов в системе гимназического образования». Идея «Мы разные, но мы вместе» стала основополагающей для гимназии. Поэтому и идея толерантности стала логичным продолжением педагогического поиска.
Толерантность мы принимаем как мироощущение, философию, как тип отношений, как тип культуры.
Ведущие идеи и принципы школы, основанной на философии толерантности, нам представляются следующими:
Идея позитивного сотрудничества всех субъектов образовательного процесса при сохранении уникальности каждой личности.
Идея защищенности ребенка и взрослого, приоритетов в создании условий для свободной самореализации и развития личности,
Идея творчества, открытости, выбора,
Идея толерантности как стержневая идея для основного и дополнительного образования.
Мы исходим из положения, что идея толерантности как личностного качества может быть реализована при наличии чувства собственного достоинства личности. В свою очередь, для формирования чувства собственного достоинства необходимо осознание субъектом успешности, что возможно только в самореализации личности как в основном, так и в дополнительном образовании.
Итак, были определены условия успешности учащегося на основе интеграции основного и дополнительного образования. Поскольку формирование толерантной и социально-активной личности происходит в образовательном пространстве, также были определены направления этого пространства (школа, город, информационное, семейное).
Среди результатов деятельности школы-лаборатории в области развития идей ОЭР по заявленной теме педагогический коллектив гимназии выделяет следующие:
идея толерантности осмыслена и принята педагогическим коллективом в области кадровой политики, отношений сотрудничества, педагогических принципах, описанных как концепция в образовательной программе гимназии, эволюция идеи интеграции, начатой как идея интеграции предметов гуманитарного цикла, как идея интеграции по технологиям, и воплотившейся в идею объединения усилий всех субъектов образовательного процесса вокруг ребенка, в идею интеграции основного и дополнительного образования.
В области повышения квалификации педагогов можно выделить такие мероприятия, как теоретические семинары для педагогического коллектива: обучающий годичный семинар «Педагогическое целеполагание», «Педагогическое руководство исследовательской деятельностью учащихся», «Формирование внутренней мотивации учащихся», «Школа Санкт-Петербурга: традиции и современность» (руководитель Шевелев А.Н., к.п.н., научный руководитель Невского района), «Преподавание по системе Занкова в начальной школе», «Родитель как партнер» (руководитель Баронене С.Г., к. экон. наук, сотрудник Высшей школы экономики), «Педагогическое руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся» (руководитель Виноградов В.Н., к.п.н., преподаватель кафедры переподготовки педагогических кадров РГПУ им. Герцена), участие молодых учителей гимназии в городском семинаре «Руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся» (организатор РГПУ им. Герцена, руководитель Свирина Н.М., д.п.н., профессор, научный руководитель Ассоциации гимназий).
На городском семинаре слушателей курсов повышения квалификации руководителей образовательных учреждений-лабораторий СПб АППО по программе «Образовательные учреждения-лаборатории в стратегии развития петербургской школы по теме «Интеграция основного и дополнительного образования – одно из условий развития толерантности как личностного качества»» в январе 2005 г., подготовленном педагогическим коллективом гимназии, была освещена проблема интеграции основного и дополнительного образования в теоретическом и технологическом, эмпирическом и рефлексивном аспектах.
Важно отметить, что активно продолжалось обучение на курсах повышения квалификации в АППО, РГПУ, учителя и педагоги дополнительного образования гимназии становились победителями районного конкурса педагогических достижений (например, учитель Синева В.Э., педагог дополнительного образования Тулина Г.Ю.), сотрудничали с АППО в качестве преподавателей (например, привлечение для чтения лекций по культурологии на краткосрочные курсы АППО учителя Погодина А.Е.), проводили городские семинары и мастер-классы на базе гимназии по заявленной теме интеграции (например, городской семинар учителей немецкого языка в июне 2005г. под руководством Растворцевой М.А., учителя немецкого языка и руководителя театра на немецком языке).
С позиций интеграции по надпредметным умениям проведен анализ учебных программ и тематического планирования, результаты были представлены на семинаре школ-лабораторий в процессе работы Всероссийской образовательной выставки (апрель 2004 г.).
Распространение и внедрение накопленного опыта по данному техническому заданию происходило и благодаря активному участию педагогов гимназии в конференциях и семинарах различного уровня. Так, например, выступления на I всероссийской конференции «Стратегии гимназического образования на современном этапе» Фабриковой И.В., зам.директора по воспитательной работе, по теме «Роль социального партнерства в гражданском и патриотическом воспитании учащихся в современных условиях» и Турковой И.М., учителя краеведения, по теме «Проектирование исследовательской деятельности учащихся» (март 2005г.) стали предметом научных дискуссий; опыт освоения культурного наследия Санкт - Петербурга был представлен учителями гимназии на научно-практическом семинаре АППО (кафедра прикладной культурологии) «Школа. Город. Музей – единое образовательное пространство» (март 2005г.).
В области уровня образованности учащихся в результате целенаправленной работы педагогического коллектива представлен широкий спектр участия детей в разных видах учебной и внеучебной деятельности: районные и городские конкурсы, олимпиады, конференции. Среди достижений ребят – не только победы на олимпиадах и конференциях, но и опыт интересного творческого общения. Это участие учеников 11 кл. в международном молодежном фестивале в г. Корбахе (Германия) со спектаклем «А зори здесь тихие» на немецком языке (рук. Растворцева М.А., учитель немецкого языка); представление исследовательских работ учениц Морозенковой Т. И Долгановой А., посвященных войне и блокаде, в районный краеведческий музей п. Фирово Тверской обл. по просьбе директора музея Русановой Э.И., учителя истории, почетного гражданина Фирово (рук. Лебедева И.М., к.п.н., учитель истории); ученическая работа Морозенковой С. (9 кл.) по просьбе методиста организационно-методического сектора отдела по обслуживанию юношества центральной городской публичной библиотеки им. Маяковского СПб Крыловой С.И. экспонируется в методическом кабинете в качестве образца творческого подхода к теме (рук. Лебедева И.М., к.п.н., учитель истории).
В области развития образовательной среды школы в гимназии активизировалась информатизация образовательного пространства: компьютерный клуб, обучение учителей основам компьютерной грамотности, создание баз данных и т. д. Была продолжена работа с семьёй по проблеме формирования исторической памяти (о ВОВ и возрождении и продолжении традиций семьи), разработаны и активно реализуются надпредметные программы «Учебные экскурсии», «Основы исследовательской деятельности», «Образовательный потенциал экспозиции истории гимназии», «Надпредметная олимпиада «Молодые петербуржцы» (задания олимпиады на протяжении 3 туров помогают выявить степень овладения учениками функциональной грамотностью, культурологической и допрофессиональной компетентностью), «Школьный театр «Белая ворона» на немецком языке», «Театральные студии», программа издательской деятельности учащихся.
Отдельно здесь необходимо сказать о программе «Учебные экскурсии». Все предлагаемые экскурсии носят учебный характер и в связи с этим рассматриваются учащимися и учителями как продолжение уроков вне школы, что потребовало отказа от привычного отношения к экскурсиям как форме отдыха и развлечения. Система учебных экскурсий гимназии № 528 является частью гимназической образовательной программы и соответствует ее целям, рассчитана на учащихся 1-11 классов. Темы экскурсий на разных этапах обучения связаны с вопросами познания мира, ознакомлением с историко-краеведческими памятниками и биографиями деятелей науки и культуры, специальными знаниями по образовательным областям. Программа проверена многолетней практикой и тематически скорректирована (по различным причинам корректировки тем возможны и в дальнейшем), темы экскурсий учитывают специфику возраста и познавательного интереса учащихся. В данном учебном году методическими объединениями учителей-предметников разрабатывается система учебных заданий к экскурсиям.
Особо отмечается роль театральных студий в интеграции основного и дополнительного образования. Традиционно театральная студия 3-6 классов (руководитель Воробьева Н.С.) по заявкам учителей готовит драматизированные представления для соответствующих уроков (с их обсуждением и анализом), для конференций и юбилейных праздников; театральная студия старшеклассников (руководитель Черепанов Ю.В.) и учителя литературы готовят уроки-спектакли с последующим обсуждением и написанием рецензии на спектакль (например, по пьесе Булгакова М.А. «Последние дни»). Запоминаются ребятам и уроки-мастерские с привлечением профессиональных актеров (например, по творчеству С.А. Есенина; «Евгению Онегину» А.С. Пушкина).
В области совершенствования образовательных технологий стали традиционными организация экзамена по выбору за курс основной школы в форме защиты реферата; школьная научно-практическая конференция «В ответственности за будущее», технологии интеллектуального турнира и погружения в эпоху (например, Пушкинский турнир с участием гимназий Санкт-Петербурга; погружения в эпоху «Петровская ассамблея», «Хрущевская оттепель», «Серебряный век»), студийный спектакль в рамках урока литературы.
Данные образовательные технологии способствуют развитию надпредметных умений. Так, урок-погружение в 11 классе «Мы хотим понять…» («Хрущевская оттепель»), интегрирующий знания и умения школьников по истории России, МХК, краеведению и музыке в процессе изучения исторического периода хрущевской оттепели, формирует умения старшеклассников анализировать и использовать на уроке материалы интервью, взятых у очевидцев того времени (руководители учителя истории Головачева Е.В., Василенко Н.Д., учитель краеведения Фабрикова И.В., учитель музыки Преображенская Ю.А.). Конференция, посвященная 200-летию Андерсена (руководитель Синева В.Э., учитель начальных классов) в начальной школе решала ряд задач: воспитание толерантности через объединение в исследовательские группы учеников разных классов, где требуется умение выслушивать, обсуждать и уважать разные мнения; создание условий для оперирования ранее приобретенными знаниями (определение и обоснование названия сказки на основе драматического фрагмента, подготовленного театральной студией под руководством Н.С. Воробьевой). В ходе «Дебатов» по физике между учениками 9 классов (руководитель Степанова Т.В., учитель физики) отрабатывались умения грамотного ведения дискуссионного диалога и толерантно принимать иное мнение.
Использование образовательных технологий в дополнительном образовании по информатике (руководитель И.В. Маркина) осуществляется через написание и защиту рефератов по ИТ учениками 9 кл., использование компьютерной техники на разных предметах и при защите исследовательских работ; интегрированные кружки по информатике, русскому языку и литературе для 6 классов (работали два учителя: информатики и русского языка и литературы);
по информатике и географии для учащихся 7 классов «Интернет для школьников», проект «Виртуальное путешествие» (работали два учителя: информатики и географии); систему курсов дополнительного образования по информатике.
Среди обозначенных интеграционных технологий и программ необходимо особо выделить технологию организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Большая часть педагогического коллектива уже прошла путь обучения и практики педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся в процессе подготовки экзамена за курс основной школы в форме защиты реферата, учились в роли руководителей, рецензентов, экспертов, членов экзаменационных комиссий. Подобный экзамен является частью общей программы для учащихся 3-11 классов, обеспечивающей реализацию гимназической образовательной программы на основе личностной ориентации педагогического процесса, ориентированной на
достижение высокого уровня освоения исследовательских умений,
личностное саморазвитие учащихся,
взаимодействие в режиме сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.
Надпредметная программа «Основы исследовательской деятельности» является самостоятельным разделом образовательной программы гимназии № 528 и включает в себя спецкурс «Основы исследовательской деятельности» для учащихся 8-9 классов, программу подготовки и проведения экзамена в форме защиты реферата за курс основной школы для учащихся гимназических классов, содержательно – методический комплекс материалов по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 10-11 классов, базу данных учебно-исследовательких работ учащихся гимназии № 528, материалы по подготовке и проведению школьной научно-практической конференции, «Пушкинскую олимпиаду», проект школьного этапа городской надпредметной олимпиады «Молодые петербуржцы» (ОИРШ), участие в «Образовательном марафоне» учащихся 9 и 10 классов (ОИРШ). В 2005-2006 уч.г. подобный образовательный марафон уже апробирован на уровне школы среди учеников 9 классов гимназии.
Анкетирование выпускников показало понимание ими значимости учебно-исследовательской работы: помощь в выборе профиля обучения, подготовка к учёбе в ВУЗе, формирование навыка публичного выступления, умение вступать в диалог по заданной теме, дополнение к технократическим требованиям ЕГЭ, развитие познавательного интереса благодаря интеграции основного и дополнительного образования. Так, за последние два года отмечается увеличение числа творческих работ с опорой на сложившиеся устойчивые интересы учеников, сформированные на основе дополнительного образования. Например, девятиклассница Рябинина А., лауреат Всероссийских музыкальных конкурсов в области авторской песни, подготовила исследование «Развитие авторской песни: Б.Окуджава, А.Духовской, автор работы» (руководитель Бычкова В.И., учитель литературы), работа «Конный спорт в Англии» написана ученицей, профессионально занимающейся конным спортом (руководитель Хасина М.М., учитель ангийского языка), ученица Игнатьева Т., успешно закончившая музыкальную школу, подготовила работу «Импрессионизм в музыке» (руководитель Трясова Л.С., учитель музыки), исследование «Театральная деятельность в жизни ребенка» создано ученицей, которая несколько лет занималась в школьной театральной студии «Коломбина» (руководитель Тулина Г.Ю., студия «Коломбина» на протяжении ряда лет являлась лауреатом и победителем среди городских театральных коллективов).
Старшеклассники – учащиеся гимназии ведут серьезные исследования в гуманитарных областях, становятся лауреатами и дипломантами конференций различного уровня. Среди таких учекниов - дипломанты чтений в Ломоносовской гимназии: Ряховский А., 11 кл., интегрированная работа по литературе, истории, краеведению, МХК по теме «Россия – Сфинкс? (по поэме А.Блока «Скифы»)», рецензент Н.М. Свирина, д.п.н., научный руководитель Ассоциации гимназий СПБ; Провоторова Я., интегрированная работа по литературе и истории «Развитие жанра антиутопии в русской литературе ХХ века», рецензент Д.Н. Мурин, преподаватель АППО, лауреаты чтений в гимназии им.Сервантеса: Подыниногин Ю., 11 кл., интегрированная работа по литературе, истории, МХК по теме «Мотив возвращения в стихотворениях И.Бродского и О.Мандельштама», рецензент Свирина Н.М. (руководитель Куприянова Е.В., учитель литературы); Кораблева М., 10 кл., работа по истории по теме «Мотивы язычества в творчестве русских художников XIX - XX веков» (руководитель Лебедева И.М., к.п.н.); победитель в номинации «Оригинальное прочтение художественного произведения» II городских гимназических чтений «Конференция победителей» Морозова Е., 11 кл., работа по теме «Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в свете православия и иллюстрации к нему» (руководитель Мозженко Н.В., учитель литературы), лауреат Всероссийских юношеских чтений им. Вернадского Долганова А., 10 кл., работа по теме «Перекличка поколений» (руководитель Лебедева И.М., к.п.н.).
Для дальнейшего развития проектной исследовательской и творческой работы старшеклассников и умений педагогического руководства ею требуется уточнение и расширение образовательного пространства. Кроме того, для разных учащиеся желательны разные типы учебно-исследовательских работ, совершенствования требует и система оценивания творческих работ. Эти проблемные вопросы могут разрешиться в системе дальнейшего обучения педагогического коллектива технологии руководства исследовательской и творческой деятельностью.
Серьезная работа велась в направлении мониторинга образовательных результатов на основе интеграции: участие в Российско-Британском проекте «Оценка надпредметных образовательных результатов» и создание в рамках проекта системы мониторинга образовательных результатов, карт успешности (на уровне ученика, класса), диагностических мониторинговых методик «Эмоциональный фон», «Ретроспективное резюме выпускника» и т.д.
Педагогические публикации по обобщению опыта:
по теории управления и мониторингу:
Коростылева Н.Я. Конструирование пространства самоопределения учителя как управленческая задача , сб. Проблемы организации развивающей среды в постдипломном образовании, СПб, СПб ГУПМ, 2001.
Коростылева Н. Я. Управление педагогическим целеполаганием: смсл, характер, содержание в сб. Теория и практика управления – руководителю- практику 21 века, СПб,: СПбГУПМ, 2002.
Туркова И. М. Педагогическое проектирование и дидактическое творчество, СПбГУПМ, 2003.
Туркова И. М. Творческая деятельность учителя в постдипломном образованиии, 3 Международная конференция, кафедра педагогики и андрагогики,2002.
Фабрикова И. В. Профориентационное исследование образовательных потребностей учащихся старших классов и их родителей, сб. Мониторинг образовательных результатов дополнительного образования, СПб ГУПМ, СПб, 2003.
программы и тематическое планирование:
Лебедева И.М. , Ермолаева Л.К., Захваткина И.З. Страницы родной истории, тематическое планирование курса, СПб, СМИО-ПРЕСС, 2002.
Туркова И.М. Авторская программа «Основы этической культуры»(из опыта работы), ж. «Учитель», 2002,№2.
«Что необходимо изменить в образовательной программе в связи с модернизацией образования», пед. совет гимназии № 528, в сб. Вестник ОИРШ «Методика разработки школьной программы управления качеством образования, СПб, 2003.
Итак, среди критериев оценки результативности реализации эксперимента педагогический коллектив гимназии отмечает следующие:
осмысленность педагогического действия, направленного на интеграцию основного и дополнительного образования на основе толерантности,
эффективность управления образовательным учреждением в области интеграционных технологий, создании ситуации успеха для всех субъектов образовательного процесса,
востребованность, научность, системность мониторинговых технологий в области интеграции основного и дополнительного образования.
В качестве же показателей оценки результативности эксперимента необходимо выделить:
Согласованность педагогических позиций, ценностей, целей на всех уровнях образовательного процесса,
Эффективная система управления образовательным учреждением, реализация интеграционных образовательных технологий, отвечающих идеям позитивного сотрудничества всех субъектов образовательного процесса при сохранении уникальности каждой личности, защищенности ребенка и взрослого, приоритетов в создании условий для свободной самореализации и развития личности,
Определение условий успешности интеграции основного и дополнительного образования,
Определение направлений образовательного пространства (школа, город, информационное, семейное)
Графическое представление взаимодействия основного и дополнительного образования в образовательной среде,
Создание и деятельность службы сопровождения,
Мониторинг образовательных результатов, показатели успешности учащихся.
Таким образом, в 2005-2006 уч. г. в гимназии подведены итоги выполнения технического задания по теме: «Интеграция основного и дополнительного образования как одно из условий развития толерантности» и опытно-экспериментальная работа продолжена. На основе позиций толерантности, интеграции и ответственности всех субъектов образовательного процесса педагогический коллектив школы-лаборатории начал работу по теме: «На пути к Зоне европейского образования: цели, принципы и приоритеты Болонского процесса в современной школе», руководитель исследования: филологический факультет РГПУ им. А.И. Герцена.
Актуальность программы обусловлена перспективами развития петербургской школы, сохраняющей и развивающей гуманистические традиции, ориентированной на создание условий для повышения качества общего образования, укрепление и расширение информационного обмена и взаимодействия с научными, образовательными, культурными учреждениями и организациями Санкт-Петербурга, региональными образовательными системами, зарубежными партнерами.
Вхождение России в единое европейское образовательное пространство представляется невозможным без участия среднего звена – школьного образования. В настоящее время вчерашний выпускник школы, поступив в высшее учебное заведение, оказывается в психологически некомфортных условиях: он незнаком с балльно-рейтинговой системой оценки знаний и не готов к академической мобильности.
Необходимость уменьшения существующего разрыва «школа – вуз», а также настоятельной необходимость подготовки выпускников к вхождению в образовательное пространство нового типа очевидны.
Мы убеждены, что знакомство с основами Болонского процесса должно начинаться в школе. Кроме того, необходимо активное ознакомление учителей с элементами новой системы с целью их вовлечения в новую образовательную зону.
Будущая академическая мобильность, готовность к обучению и трудовой деятельности в условиях конкуренции невозможны без информированности, без определенной методической и психологической подготовки школьника.
Проблема подготовки школьников к обучению в ВУЗах на основе Болонского соглашения становится предметом внимания все более расширяющегося круга ученых. Так проректор СпбГУ В.Б. Касевич, в статье «Болонский процесс и школа» («Вестник образования», сентябрь 2005, №17) отмечает: «Вузовские программы – программы высшего профессионального образования – более чем на 20 % посвящены общему образованию (философия, иностранный язык, история и пр.). Между тем кажется ясным, что такие компетенции, как коммуникативные навыки, т.е., фактически, умение осмысленно читать/писать и слушать/говорить должны приобретаться уже в школе. Ведь нет таких сфер жизни, где они не требовались бы. И основы владения иностранным языком тоже должны быть заложены в школе (сегодня эти задачи плохо выполняет даже вуз). Есть, впрочем, одно свойство традиционного российского образования, которое распространяется равно на школу и вуз. Многочисленные сравнительные исследования показали, что российские школьники и студенты зачастую превосходят своих западных сверстников по уровню знаний, но отстают о них по умению использовать эти знания, «пускать их в ход»». Следовательно, современная школа должна давать не только теоретическое знание, но и формировать умение практического применения накопленного интеллектуального баланса».
Подготовить психологическую и информационную базу для обучения выпускников школы в условиях европейского образовательного пространства – актуальная задача для современной школы.
Данная программа рассчитана на период с 2005 по 2010 гг. Деятельность школы-лаборатории в этот период делится по следующим этапам:
Теоретическое исследование проблемы, проектировочная деятельность – 2005-2006 гг.
Разработка и апробирование педагогических систем, методики системы управления ОУ на основе ведущих целей, принципов и приоритетов Болонского процесса в современной школе – 2007-2009 гг.
Анализ результативности – 2009-2010 гг.
В данном учебном году проведены:
Семинар для педагогического коллектива «На пути к Зоне европейского образования: цели, принципы и приоритеты Болонского процесса в современной школе»,
Проектно- творческие встречи и круглые столы по данной теме преподавателей РГПУ и администрации гимназии, в процессе которых происходило осмысление темы, определение содержания работы,
в рамках школьной научно- практической конференции организована секция по данному направлению,
расширяются международные контакты гимназии (Финляндия, Германия),
начата работа по разработке экспериментальных технологических карт учебных дисциплин.
В перспективах развития гимназии создание информационно-методического центра, развитие международного сотрудничества, внедрение новых образовательных технологий и мониторинговых методик в соответствии с темой технического задания, развитие системы управления ОУ, подготовка педагогических и управленческих кадров.
В гимназии накоплен достаточный потенциал для дальнейшего развития на основе не только внешних, но и внутренних ресурсов: управленческих, кадровых, педагогических; которые основываются на таких ведущих принципах и идеях, как ответственность, открытость,
толерантность всех субъектов образовательного процесса, целостность образовательного процесса.
Поделиться: