Директор ГОУ НМЦ Выборгского района, к.п.н.
Шапиро К. В.
В условиях непрерывного реформирования системы образования в современной России, информационное пространство на различных уровнях управления системой также непрерывно меняется. В Санкт-Петербурге сегодня сложилась ситуация при которой развитие районного информационного пространства выступает на передний план. Это обусловлено, на организационном уровне, с одной стороны ослаблением позиций районных органов управления образованием, с другой – возросшей самостоятельностью образовательных учреждений. Немаловажным фактором также является последовательная региональная политика, направленная на централизованное приобретение автоматизированных информационных систем управления ОУ. Нельзя не учитывать и внешнее воздействие на районную информационную среду со стороны организаций, обслуживающих информационные потоки, формируемые ОУ.
Из чего же сегодня складывается информационная среда района? Какие возможности для реализации государственной политики в сфере информатизации предоставляют районным центрам информатизации имеющиеся в их распоряжении средства? Какие процессы должны быть реализованы на районном уровне? Попробуем последовательно ответить на эти вопросы.
Сегодня информационное пространство района, с точки зрения управления, формируется из следующих компонентов:
· профессиональные АИСУ;
· самостоятельные разработки районных информационных центров;
· общесистемные информационные ресурсы.
Роль каждого из этих компонентов определяется разработанностью программного средства и воздействием на массив обрабатываемых данных.
Поэтому при реализации комплексного подхода, необходимо изначально определить состав объектов, информация о которых будет обрабатываться и перечень характеристик, формирующих их информационную модель. Мы выделяем следующие объекты:
· учащийся,
· работник ОУ,
· ОУ (как юридическое лицо),
· МТБ ОУ (в том числе средства информатизации – СИ),
· ресурсы (нормативная база, цифровые образовательные ресурсы, информационные ресурсы и т. д.)
Центр информатизации образования ГОУ НМЦ Выборгского района при формировании единого информационного пространства системы образования исходит из принципа взаимодополнения компонентов, реализованного по следующему алгоритму:
1. Использование готовых продуктов
2. Проектирование собственных программных продуктов
3. Создание общесистемных информационных ресурсов
4. Интеграция программных продуктов и общесистемных информационных ресурсов
5. Мониторинг информатизации
6. Перспективное планирование
Использование готовых продуктов
В настоящее время в Выборгском районе Санкт-Петербурга используются следующие профессиональные АИСУ: АИСУ «Параграф», АИС «Экзамен» ПМК «Регламентация образовательной деятельности». А также РБД: транспортная, профилактики правонарушений, методических материалов.
Существенным недостатком перечисленных готовых программных продуктов является их плохая совместимость на уровне данных. Практически все они, за исключением ПМК «РОД» обслуживают массив данных по двум объектам: учащийся и работник ОУ. Однако, закрытость большинства из перечисленных систем приводит к необходимости повторного ввода первичных данных, что не позволяет создать объективную и целостную картину данных. Вместе с тем каждый из этих продуктов, является необходимым элементом информационной среды района, так является элементом соответствующей региональной базы данных.
Корректное использование указанных продуктов, достигается путём перекрёстного контроля итоговых массивов ключевых характеристик объектов. Так, например, численность учащихся контролируется посредством сверки массивов записей РБД с массивом, формируемым АИСУ «Параграф». В свою очередь, заполнение модуля «Движение» АИСУ «Параграф», контролируется по движению контингента ОУ отражаемым в бумажных формах.
Надо отметить, что развитие готовых АИСУ отстает от требований, предъявляемых органами управления образования к информационным системам районов.
Другим недостатком, опять же в силу плохой совместимости на уровне данных, является низкий уровень защиты конфиденциальных данных, обрабатываемых системой.
Вместе с тем, использование готовых АИСУ существенно упростило процесс автоматизированного сбора данных с подведомственных ОУ. Однако для формирования полнофункционального информационного пространства необходимо дополнить имеющиеся решения, программными продуктами и общеситемными ресурсами, обеспечивающими процесс управления системой образования объективными и актуальным данными.
Проектирование собственных программных продуктов
Проектирование собственных программных продуктов (или приспособление имеющихся на рынке) обусловлено требованиями учёта характеристик различных объектов и необходимостью перенаправления информационных потоков в соответствии с задачами управления РОС.
В Выборгском районе осуществляется проектирование программных продуктов по следующим направлениям:
· учёт наличия и степени износа СИ;
· формирование общерайонного банка электронных ресурсов образовательного назначения;
· планирование повышения квалификации в сфере ИКТ;
· трудоустройство педагогических работников (электронная биржа труда);
· использование аппаратных средств контроля доступа и электронной идентификации;
· обеспеченность населения местами в ОУ;
· организация дистанционного сопровождения образования.
Создание программных продуктов по указанным направлениям осуществляется с учётом уже действующих в районе АИСУ и, при технической возможности, с использованием общего массива данных, полностью или частично.
Некоторые из обсуждаемых продуктов, реализующие такие направления как: планирование повышения квалификации в сфере ИКТ, трудоустройство педагогических работников, организация дистанционного сопровождения образования и т. п, могут быть встроены в общесистемные информационные ресурсы. Например, в информационный портал районной системы образования.
Общесистемные информационные ресурсы
Автоматизация информационных систем управления невозможна без общедоступного информационного и методического сопровождения. Поэтому одной из важнейших задач Центра информатизации образования является создание и поддержание таких общесистемных ресурсов.
В Выборгском районе к таким ресурсам можно отнести: интернет-портал системы образования и средство массовой информации – электронный журнал.
Интернет-портал системы образования является общедоступным информационным ресурсом, средствами которого реализованы следующие задачи:
· оперативное информирование участников образовательного процесса;
· обеспечение нормативной документацией,
· методическое сопровождение АИСУ и РБД,
· организация дистанционного сопровождения образования.
Более полное представление о портале можно получить из структуры, приведенной на рис.1.
Электронный журнал – официально зарегистрированное средство массовой информации, являющееся дискуссионной площадкой для формирования научно-обоснованного общесистемного мнения по актуальным вопросам образования, в том числе и вопросам использования АИСУ, а также мощным инструментом просвещения и формирования общественного мнения.
Интеграция программных продуктов и общесистемных информационных ресурсов
Комплексный подход к использованию автоматизированных информационных систем управления в районе предусматривает постепенную интеграцию всех используемых средств. В основу такой интеграции может быть положено единство используемых технологий. Перспективными с этой точки зрения является сочетание технологии баз данных и интернет-технологий.
В Выборгском районе такая интеграция осуществляется на базе интернет-портала системы образования. Обусловленность такого подхода вызвана тем, что:
· во-первых, современные АИСУ (в том числе и АИСУ «Параграф») имеют интернет-интерфейс, а следовательно могут быть интегрированы в районный портал;
· во-вторых, интеграция, создаваемых ПО и БД, делает их общедоступными для участников образовательного процесса;
· в-третьих, снижает эксплуатационные расходы.
В настоящее время в рамках интернет-портала системы образования (см. рис. 1) спроектированы и функционируют: районная база данных нормативных документов, районная база вакансий педагогических работников, планировщик курсов повышения квалификации в сфере ИКТ, общесистемный планировщик мероприятий.
В стадии проектирования находятся следующие решения:
· подключение функционирующих АИСУ и РБД;
· дистанционное сопровождение образования;
· планирование распределения обучающихся (воспитанников) по ОУ;
· учёт наличия и степени износа СИ;
· формирование общерайонного банка электронных ресурсов образовательного назначения.
Мониторинг информатизации
Одной из целей комплексного подхода к использованию АИСУ является переход от срезовых наблюдений к организации мониторинга системы образования района. В настоящее время проведение такого мониторинга затруднено в силу технической и технологической не обеспеченности. Для полной автоматизации этого процесса необходимо решить следующие задачи:
· развитие внедренных АИСУ,
· создание единого общесистемного хранилища данных,
· аппаратное обеспечение автоматизированного документирования событий.
На последнем хочется остановиться подробнее. В настоящее время все действующие АИСУ в качестве первичных документов используют информацию заносимую вручную операторами БД. Такой подход ни при каких условиях не позволит построить комплексную АИСУ ОУ, обеспечивающую достаточный уровень достоверности и актуальности данных, а следовательно существенно снижает оперативность принятия решений. Преодолеть этот недостаток АИСУ можно посредством внедрения в ОУ аппаратных средств контроля доступа и электронной идентификации, дополняя их по мере необходимости новыми программными продуктами. Например, ведение электронного классного журнала позволит руководителю (а, следовательно, и органам управления образованием) получать информацию о посещаемости и успеваемости в реальном режиме времени.
Перспективное планирование
В условиях финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, грамотное планирование становится одним из факторов определяющих конкурентоспособность образовательного учреждения. Но грамотное планирование невозможно без детального анализа фактического состояния и существующих потребностей. Комплексный подход к использованию АИСУ позволяет существенно упростить и ускорить процесс анализа, а, следовательно, и сделать более эффективным процесс планирования. Приведу простой пример. Используя данные, полученные от ОУ посредством АИСУ «Параграф» - о численности учащихся, от программы учёта СИ – данные о наличии и степени износа СИ, и от общесистемного ресурса – данные об участии ОУ в реализации программы информатизации района, районный центр информатизации сформировал Адресную программу поставки СИ в ОУ. Сформированная программа учитывала: финансовые возможности ОУ. Тренд развития ОУ, степень износа СИ. Мониторинг, созданный в рамках реализации комплексного подхода к использованию автоматизированных информационных систем управления в районе, позволяет оперативно отслеживать изменения параметров Программы и своевременно корректировать её, обеспечивая тем самым эффективное использование бюджетных средств.
В перспективе комплексный подход к использованию автоматизированных информационных систем управления в районе позволит безболезненно решать такие сложные на сегодняшний день задачи как:
· планирование учебных мест, с учетом особенностей обучающегося (воспитанника) и актуальной архитектуры сети образовательных учреждений района;
· создание информационного канала оперативного информирования родителей;
· индивидуализация маршрутов обучения,
· проектирование квалификационного роста работников,
· формирование объективных портфолио участников образовательного процесса,
· долгосрочное планирование затрат на содержание и развитие МТБ ОУ.
Современный уровень развития техники и технологий делает возможным построение комплексной масштабируемой АИСУ, на основе сочетания аппаратных и программных средств. Петербург уже сделал первые шаги на этом пути. Мы надеемся, что сочетание воли руководства образованием, желания эффективно работать на местах и современной научной мысли позволят в самое ближайшее время завершить процесс создания такой АИСУ.
Поделиться: