Поиск по сайту

Деятельность ученического научно-исследовательского общества (УНИО) как компонент уклада гимназической жизни, направленный на формирование культуры исследователя обучающихся


Авторcтво: Яцкевич Ирина Геннадьевна, директор, Магарова Валентина Игоревна, заместитель директора по воспитательной работе гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга


      Формирование культуры исследователя обучающихся основной школы в проектной деятельности является темой опытно-экспериментальной работы ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» в формате региональной инновационной площадки. В соответствии с требованиями ФГОС ООО организация исследовательской и проектной деятельности учащихся представляется обязательной частью ООП ОО, а формирование основ культуры исследовательской и проектной деятельности рассматривается как одна из ведущих целей реализации образовательных стандартов.

      Приступая к планированию и определению возможностей осуществления ОЭР, необходимо было выявить круг наиболее значимых проблем, противоречий, на решение которых должны быть направлены полученные в ходе ОЭР результаты. Подобный анализ был проведен педагогами и методистами гимназии №73 [1], на его основе можно было сформулировать такие противоречия, как:

а) между возрастающей потребностью в совершенствовании профессиональных компетенций учителей в области руководства исследовательской и проектной деятельностью учащихся и недостаточным уровнем владения необходимыми педагогическими практиками и технологиями у определенной части педагогов;

б) между обязательностью выполнения проектов обучающимися 9-х классов и имеющейся у них демотивацией к учебно-познавательной деятельности, к проведению работы над проектами, что влияет на качество образования;

в) между необходимостью получения учителями ответов на целый ряд актуальных методических вопросов по организации проектной деятельности учащихся, построению соответствующих образовательных маршрутов для юных исследователей и проектантов, эффективному педагогическому сопровождению следования по указанным маршрутам, по оказанию целенаправленной педагогической поддержки обучающимся (как методически грамотно обеспечить формирование у учащихся мотивации к выполнению проектов? Как найти наиболее продуктивные пути к формированию культуры исследователя? Каким образом объективно оценить результаты исследовательской и проектной деятельности, то есть «итоговые» продукты? и т.д.) и ограниченным представлением в информационном профессиональном поле соответствующих методик и методических рекомендаций, содержащих оперативные полезные сведения, позволяющие получить ответы на поставленные вопросы.

      Разрешение перечисленных выше противоречий и сопутствующего им круга проблем требовало четкой организации ОЭР по формированию культуры исследователя обучающихся основной школы, опирающейся на единство теоретической базы и практических действий педагогического коллектива гимназии. Современные ученые, как педагоги, так и психологи (Е.Д. Андреева, И.Ф. Исаев, Г.В. Макотрова, Е.А. Фирсова и др.) определяют культуру исследователя или исследовательскую культуру как сложное интегративное качество личности. Так, Г.В. Макотрова полагает, что данное понятие характеризуется единством знаний целостной картины окружающего мира, умениями и навыками научного познания, ценностным отношением к его результатам, что, в свою очередь, обеспечивает самоопределение и творческое развитие личности [2]. Естественно, что формирование такого многокомпонентного личностного образования зависит прежде всего от наличия определенной системы педагогических условий, составляющих и обуславливающих общий уклад школьной (в нашем случае – гимназической) жизни. Российские ученые-педагоги и практические работники системы образования представляют уклад именно как способ организации жизнедеятельности участников образовательного процесса, который характеризуется особыми ценностями, закрепленными в организации взаимодействия, в писаных и неписаных правилах жизни; общей культурой образовательного учреждения, культурой деятельности, управления и взаимоотношений; традициями, заботой об их сохранении и развитии; престиже образовательного учреждения в глазах учащихся, их родителей, общественности; психолого-педагогическим климатом в учреждении [3, стр.17].

     Уклад гимназической жизни гимназии №73 включает в себя: 1) систему работы по формированию культуры проектной и исследовательской деятельности учащихся (основы закладываются уже со 2-го класса начальной школы и далее – последовательно – по 11-ый класс включительно) – преемственность программ внеурочной деятельности, дополнительных образовательных программ, компонентов предметной учебной деятельности, познавательных образовательных событий, что обеспечивает последовательное развитие проектных и исследовательских компетенций обучающихся; 2) организацию внутрифирменного обучения педагогических работников гимназии по подготовке к сопровождению и поддержке учащихся при выполнении проектов и исследований; 3) систему культурно-образовательных событий и практик, связанных с работой ученического научно-исследовательского общества (УНИО) Ломоносовской гимназии; 4) традиционные гимназические события и тематические события, приуроченные к памятным датам; 5) систему социального и сетевого партнерства, в которой педагоги гимназии, ее воспитанники – гимназисты, их родители становятся участниками образовательных отношений, направленных на формирование культуры исследователя; 6) подготовку образовательных проектов гимназии; 7) благоприятный психолого-педагогический климат, способствующий развитию доверительных деловых и уважительных партнерских отношений, включающий поощрение достижений гимназистов и педагогов. Все вышеназванные компоненты уклада создают условия для расширения и углубления знаний обучающихся в интересующих их образовательных областях, а значит направлены на развитие качества образования.

      Таким образом, культура исследователя может быть охарактеризована как динамическое образование, приобретаемое обучающимися в многообразной деятельности – схема уклада жизни гимназии №73, способствующего формированию культуры исследователя в проектной и исследовательской деятельности представлена на рис. 1.

 

Рис. 1.jpg

Рис. 1. Уклад жизни гимназии №73, способствующий формированию культуры исследователя обучающихся в проектной и исследовательской деятельности

   Одним из важнейших компонентов уклада гимназической жизни, вносящим значимый вклад в процесс формирования культуры исследователя учащихся, является деятельность ученического научно-исследовательского общества – УНИО, которое отметило в 2022 году тридцатилетний юбилей с момента своего создания в 1992 году.

     Общество объединяет гимназистов, увлеченных учебно-исследовательской деятельностью, представителей научной и культурной общественности Санкт-Петербурга («друзей» и партнеров УНИО), родительский актив. Уже с момента своего создания УНИО гимназии №73 представляло собой самодеятельную ученическую организацию, с помощью которой педагогический коллектив определил цель - формирование ценностного отношения к познанию. В число задач деятельности Общества входили и входят в настоящее время: 1) приобщение учащихся к основам проектной и исследовательской деятельности; 2) вооружение членов УНИО необходимыми исследовательскими умениями, развитие их познавательной активности; 3) формирование у учащихся стремления к совершенствованию потенциала своего образования; 4) оказание помощи и педагогической поддержки учащимся в подготовке к продолжению образования.

      Становление Общества включало ряд этапов: на первом (1992-1994 гг) были заложены основы формирования Общества в соответствии с логикой воплощения педагогической концепции гимназии, базирующейся на наследии великого ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова. Была выделена совокупность ведущих педагогических принципов, на которых строилось УНИО, а именно: принцип добровольности (учащиеся самостоятельно или при желании, посоветовавшись с учителем, классным руководителем, родителями) могут выбрать интересную привлекательную для них тему учебно-исследовательской деятельности; принцип учета индивидуальных особенностей учащихся в сочетании с принципом единства педагогических действий, что позволяло эффективно оказывать педагогическую поддержку по выбору и последующему движению учащегося по его исследовательскому маршруту; принцип культуросообразности в деятельности УНИО, который трактуется как опора на базис научной и культурной среды Санкт-Петербурга; принцип преемственности и партнерства с образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего образования. Были также оформлены Положение о деятельности УНИО и его Устав [4]. На втором этапе (1994-1998 гг) было положено начало формированию ярких традиций, определяющих смыслы и ценности жизнедеятельности Общества (Ломоносовские чтения, Общегимназические конференции, на которых представлялись результаты исследований учащихся-членов УНИО, познавательные игры, турниры и т.д.); проводилась широкая педагогическая диагностика по изучению мотивов деятельности учащихся в Обществе, по выявлению их предпочтений в выборе тем для исследований.

В рамках третьего этапа (1999-2009 гг) деятельность Общества активно продолжалась, развивались его традиции (см. рис. 2); деятельность педагогического коллектива гимназии №73 по организации УНИО позволила перейти на новый профессиональный уровень: гимназия приобрела статус образовательного учреждения-лаборатории Комитета по образованию Санкт-Петербурга, которое регулярно выполняло технические задания, связанные с организацией, проведением и учетом достижений учащихся в исследовательской деятельности в формате УНИО.

Рис. 2.jpg

Рис. 2. Традиции УНИО гимназии №73 «Ломоносовская гимназия»

   

  Педагоги гимназии активно представляли свой опыт на площадках различных профессиональных форумов (семинары и конференции Ассоциации гимназий СПб; мероприятия по обмену опытом учителей Санкт-Петербурга и РФ; подготовка учителями статей, выпуск сборников методических материалов и методического пособия «Основы исследовательской деятельности учащихся» -спецкурс) [5]. Таким образом к 2010 году становление УНИО можно было считать завершенным, Общество подтвердило эффективность своей работы; ее результативность была доказана достижениями как учащихся-членов УНИО, так и посредством совершенствования профессионального потенциала педагогов. Введение в 2010 году ФГОС, как уже отмечалось, придало новый мощный импульс организации исследовательской и проектной деятельности, в том числе и в практике работы УНИО, которое продолжило свое развитие на новом, современном этапе. Педагоги-руководители секций УНИО проводили большую работу по обновлению банков тем проектных работ, была подготовлена и опубликована вторая редакция пособия «Основы исследовательской деятельности» в формате элективного курса [6]. В ходе реализации ОЭР по формированию культуры исследователя обучающихся был разработан и апробирован комплекс по оцениванию результатов проектной и исследовательской деятельности, учащихся именно для практики функционирования Общества, включающий проведение ряда экспертных процедур: «внутренняя» экспертиза, «внешняя» экспертиза, самоэкспертиза; разработаны оценочные карты и экспертные листы.

      Обобщенная модель уклада гимназической жизни (см. рис. 1) убедительно демонстрирует, как, каждый из ее компонентов «работает» на формирование культуры исследователя и как деятельность УНИО органично проявляется в этих компонентах. Действительно, традиции Общества реализуются в целях формирования у членов УНИО приверженности к научному подходу в познании, к формированию социальных навыков через вовлечение актива УНИО в подготовку и проведение традиционных мероприятий, акций и ритуалов. Что касается возможности выбора индивидуальных исследовательских (проектных) маршрутов, то в системе работы УНИО организованы мероприятия, позволяющие учащимся ознакомиться с различными направлениями и выбрать интересующую тему исследования. Указанная возможность выбора достигается благодаря следующим мероприятиям: 1) фестиваль секций «Радуга наук». Цель – получение обучающимися 5-9 классов (членов УНИО) представления о различных секционных направлениях и выбор одного из них для своего будущего исследования; 2) после самоопределения каждый член УНИО имеет возможность выбрать руководителя работы и посещать занятия в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования; 3) для решения наиболее актуальных вопросов исследования определенного секционного направления проводятся Ломоносовские чтения. Цель – передача опыта исследовательской деятельности слушателям секции. На заседания приглашаются не только учащиеся, которые приступили к работе над проектом, но и те, кто еще не до конца определился со своим направлением. Поэтому Ломоносовские чтения являются финальной точкой в выборе темы проекта; 4) после реализации проекта ученик представляет свой продукт на Общегимназической конференции, на Открытой научно-практической конференции УНИО «Наследники Ломоносова» (9-е классы могут участвовать в обеих конференциях). В зависимости от полученной экспертной оценки проектант может в дальнейшем презентовать свой исследовательский опыт на тематических уроках, переменах, классных часах; создавать публикации в виде стендовых докладов в официальных социальных сетях гимназии, а также на форумах юных исследователей.

      Еще одним компонентом уклада гимназической жизни, где ученик может реализовать свой исследовательский потенциал, является участие в гимназических проектах. Гимназические проекты – это командная работа, которая начинается с исследования. Проект направлен на решение определенной проблемы, и для успешной его реализации необходимым является набор следующих «ролей»: ученик-исследователь; проектировщик (разработка замысла); конструктор (для проекта с технической составляющей); организатор; инвестор (образовательная организация, родители). Приведем примеры проявления исследовательской позиции в реализации мини-проектов:

1. День учителя. Форма – сценарий, видеоролик. Исследовательская цель – изучение предпочтений учителей. Формируемые исследовательские навыки: соцопрос, анализ полученных данных.

2. Акция «Свеча памяти. Форма – плакаты, бумажные модели свечей. Исследовательская цель – изучение истории семьи, сохранение исторической памяти о конкретном человеке. Формируемые исследовательские навыки: опросные методы, систематизация данных, поисковая деятельность.

      Психолого-педагогический климат гимназии оказывает существенное влияние на процесс формирования у обучающихся культуры исследователя как обязательного компонента уклада гимназической жизни и способствует формированию межличностных отношений в рамках УНИО. Прежде всего, это отношение между педагогами-кураторами, руководителями проектных и исследовательских работ и самими юными исследователями и проектантами. Определяющим правилом в формировании данных отношений является осознание учителями важного ценностного постулата: «Формирование ученика-исследователя есть профессиональная миссия исследователя-педагога». Педагоги оказывают постоянную поддержку обучающимся в ходе их следования по маршруту реализации проекта или исследования. Общение проходит как в формате личных консультаций, так и посредством проведения «внутренней» экспертизы, позволяющей обратить внимание автора проекта на имеющиеся недочеты или трудности; важно поддержать ученика, мотивировать его к продолжению работы. В ходе мероприятий УНИО педагоги-руководители секций Общества выезжают с гимназистами на интересные экскурсии. Объектами подобных выездов являются учреждения науки и культуры, способные погрузить учащихся в атмосферу фундаментальных исследований, так называемой «большой» науки (глубокие и яркие впечатления, по отзывам гимназистов, они получили, например, от посещения читального зала Библиотеки РАН и лабораторий вузов).

      Качественная работа в УНИО может быть организована не только благодаря кураторам-учителям, но и благодаря партнерам (см. компонент «Партнерство» на рис.1 в схеме уклада гимназической жизни). Сотрудничество с различными учреждениями и компаниями позволяет совершенствовать проектную деятельность. Наши партнерские связи позволяют гимназистам выбирать себе кураторов из числа представителей научной общественности, а также реализовывать целевую модель наставничества по форме «студент - ученик» или «аспирант (магистрант) – ученик».

      В форме «аспирант – ученик» в качестве кураторов проекта в 2021-2022 гг выступали: аспирант университета ИТМО, а также магистрант СПГУ и магистр СПб государственной промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Наставники курировали 4 индивидуальных проекта. Консультации касались определения замысла проекта, планирования реализации; систематизации информации по теоретическому исследованию и поиску недостающих данных; организации практической части исследования.

Еще одна группа учащихся занималась в рамках развития проектных компетенций. Тематика встреч: особенности презентации проекта в форме подкаста, «мягкие» компетенции для успешной реализации в профессии, специфика публичных выступлений. В качестве наставника была приглашена выпускница гимназии, наставник студенчества, магистрант Высшей школы менеджмента СПбГУ. Встречи проходили в режиме онлайн и были востребованы среди одиннадцатиклассников. Благодаря партнерам ученики гимназии создают актуальные практикоориентированные работы, которые получают признание не только внутри гимназии, но и на конференциях разного уровня. Например, ученик 11 класса совместно с университетом ИТМО создал проект «Формирование электропроводящих цепей на печатных платах с помощью лазерного излучения». Данная работа стала победителем конкурса «Поддержка научного и инженерного творчества школьников» и явилась первой профессиональной пробой, в дальнейшем ученик выбрал для продолжения обучения именно этот вуз.

      Приведенные выше материалы, раскрывающие опыт работы УНИО в качестве самодеятельной структуры, объединяющей педагогов и учащихся в реализации исследовательской и проектной деятельности, позволяют рассматривать Общество как неотъемлемый элемент уклада гимназической жизни, способствующий эффективному формированию культуры исследователя обучающихся. УНИО активно действует и развивается; уже в настоящее время очевидно, что перспективы развития связаны с освоением цифровых и электронных средств обучения, предназначенных для совершенствования исследовательской и проектной деятельности учащихся. Соответствующее оборудование – химико-биологический лабораторный комплекс «Эмпирика» - приобретено гимназией №73 в рамках гранта Правительства Санкт-Петербурга. Еще одним фактом признания достижения УНИО гимназии №73 является включение ежегодной традиционной Открытой научно-практической конференции школьников «Наследники Ломоносова» в Федеральный перечень олимпиад и иных интеллектуальных творческих конкурсов на 2022-2023 учебный год.

     УНИО объединяет педагогов и учащихся на пути к приобретению нового опыта, к получению новых знаний, умений, личностных смыслов и ценностей, а самое главное – к творческому саморазвитию личности, что, как известно, является итоговым компонентом формирования культуры исследователя. В сборнике исследовательских работ учащиеся гимназии «Мы из УНИО» [7] был сформулирован замечательный лозунг-призыв: «Мы – с вами! Мы – вместе! Мы – из УНИО!», он актуален и по настоящее время, в следовании ему как педагоги, так и гимназисты-члены УНИО видят перспективы жизнедеятельности Общества и возможности его обновления.

 

Литература

1. Александрова Т.К., Куузик Н.А., Магарова В.И., Смирнова Е.А. Ученическое научное общество как важное условие формирования у обучающихся культуры исследователя //Непрерывное образование в Санкт-Петербурге, 2022. №1 (15), с. 54-60.

2. Макотрова Г.В. Экспертная оценка учебно-исследовательской культуры //Исследовательская работа школьников. – 2008. - №1. – с. 33-41.

3. Воспитание и социализация учащихся (5-9 классы): учебно-метод. пособие /под ред. Е.Н. Шавриновой. – СПб.: КАРО, 2015.

4. Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) как эффективная внутришкольная структура дополнительного образования учащихся. Организация и разработка опыта деятельности и условий функционирования. – СПб.: Изд-во ОИНМЦВРУО. – 1998. /Составители: Александрова Т.К., Бондарук Т.В., Павлова В.К., Пивчук Е.А. – 208 с.

5. Основы исследовательской деятельности учащихся: спецкурс для профильного обучения /Авт.-сост.: Т. Александрова, В. Андреев, Т. Герасименко и др. – СПб.: Амфора, 2005. – 261 с.

6. Основы исследовательской деятельности: элективный курс /Сб-к учебно-методических материалов для педагогов и учащ-ся старших классов учреждений среднего (полного) общего образования /Сост.: Т.К. Александрова, В.Е. Андреев др. – СПб.: Амфора. – 2012. – 272 с.

7. Мы из УНИО. Сборник исследовательских работ учащихся гимназии №73 «Ломоносовская гимназия». – СПб.: Амфора. – 2007. – 399 с.


Поделиться: