Поиск по сайту

Опыт формирования базовых национальных ценностей в детском хоровом коллективе


Авторcтво: Летуновская Екатерина Вадимовна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Современник»


     
 Как форма духовной культуры и специфический вид художественной деятельности человека, хоровое искусство обладает большим социокультурным потенциалом, определяющим его значение в жизнедеятельности современного общества, влияя на все стороны сознания и деятельности человека, улучшая, совершенствуя и облагораживая его внутренний духовный мир. Этот потенциал позволяет использовать хоровые занятия с детьми в целях воспитания актуальных базовых ценностей, в первую очередь нравственных, социальных и патриотических.
        Хочется отметить три наиболее значимых аспекта работы детского хорового коллектива с точки зрения воспитания: хоровой коллектив как воспитательная среда, роль репертуара и направленность концертной деятельности.
   1. Хор способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми. Пение хором помогает детям осознать роль коллектива в жизнедеятельности человека и жизни страны, оказывает на подрастающую личность дисциплинирующее и организующее воздействие, воспитывает в детях упорство, трудолюбие, прилежание, взаимопомощь.
       «Хор – это прообраз идеального общества, основанного на едином устремлении и слаженном дыхании, общества, в котором важно услышать другого, прислушаться друг к другу, общества, в котором индивидуальность не подавляется, но раскрывается в полной мере». (Г.А. Струве, композитор, хормейстер, дирижер, педагог и просветитель).
        Голос– это музыкальный инструмент, который есть у каждого и всегда при себе. Поэтому музыкальное воспитание неизбежно связано именно с голосом. Существенным отличием вокальной музыки является наличие текста, который несет не только эстетическое, но и смысловое содержание, играющее существенную воспитательную роль. И всегда в России понимали, что через хоровое пение может происходить духовно-нравственное и патриотическое воспитание человека.

  2. Работа по нравственному и патриотическому воспитанию детей в хоровом коллективе «Лира» прежде всего строится на тщательном подборе педагогом репертуара, на основе которого будет осуществляться обучение.
      В своей работе я использую все многообразие стилей и жанров хоровой музыки:
• классические произведения русских и зарубежных композиторов;
• духовную музыку;
• обработки народных песен;
• песни советских композиторов;
• музыку современных хоровых композиторов;
• джазовые произведения;
• песни на иностранных языках.
      В младшем возрасте основу репертуара составляют произведения о таких базовых ценностях, как природа, семья, человек, труд, творчество и т.п..
      Примеры: В. Беляев «Творите добрые дела», А. Ростовская «Гимн семье», В. Шаинский «Взрослые и дети», «Скажем спасибо», Е. Рушанский «Марш Победы» и «Родник», С. Смольянинов «Знают дети» и др.
Изучая духовную музыку, дети знакомятся с каноническими текстами («Богородице, Дево, радуйся», «Ave Maria», «Sanctus» и др.) Мы говорим с ребятами о необходимости уважительного отношения к вере разных народов и о том, как много разных конфессий мирно сосуществуют в нашем прекрасном городе и государстве. Таким образом у детей формируется представление о вере, духовности, религиозной жизни человека и веротерпимости. Это дает понятие о базовых ценностях, пришедших в нашу жизнь из религии через искусство.
       Пример: Качесов «Рождественская песня» - соединение современной музыки и слов со всемирно известной музыкой И.С.Баха - Гуно «Ave Maria» и православной молитвой Богородице.
Из русских народных песен особую любовь снискала старинная песня «Солдатушки - бравы ребятушки», в которой удивительным образом воспеты все патриотические ценности: любовь к Родине, любовь к семье и отчему дому, уважение к старшему поколению, гордость за Отчизну и русское воинство.
  3. Наравне с музыкальным материалом, важную роль в воспитании базовых ценностей у детей имеют мероприятия и проекты, в которых участвует коллектив. Для этих мероприятий характерна уникальная атмосфера и культурная среда.
       К таким мероприятиям относятся:
• Тематические концерты, презентации и беседы к праздникам и памятным датам (День учителя; Новый год; День снятия блокады; 23 февраля и 8 марта; День Победы; Юбилеи замечательных людей).
Каждый праздник и юбилей становится поводом для воспитательной и просветительской работы в соответствующем направлении.
• Встречи с современными петербургскими хоровыми композиторами
На протяжении нескольких лет наш коллектив был бессменным организатором и участником ежегодных творческих встреч с современными петербургскими хоровыми композиторами - Е. Рушанским, А. Ростовской, С. Смольяниновым, Л. Сибирцевой и др.. Ребята получают возможность не только исполнить произведения композиторов, но и пообщаться с ними, послушать рассказ об их жизни и творчестве. В процессе этого общения авторы делятся с ребятами своими ценностными установками, что имеет большое воспитательное значение.
• Выступления на лучших концертных площадках города
        Наш коллектив не упускает возможности выступать на таких ведущих хоровых сценах, как Академическая капелла, Белый зал Политехнического университета, концертный зал Мариинского театра, Собор св. Марии и др. Такие выступления дают возможность ребятам погрузиться в профессиональную культурную среду, почувствовать сопричастность высокому искусству, тем самым воспитывая уважение к искусству, к глубоким культурным традициям России.
• Участие в патриотических акциях
        Участие в уникальном Всероссийском проекте «Вся страна поет гимн», проходившем на стадионе Зенит-арена и собравшем более 8 тысяч музыкантов всех возрастов из самых разных уголков нашей страны, погрузило в среду гражданской солидарности и патриотизма.
        Таким образом, занятия в детском хоровом коллективе способны воспитать широкий спектр актуальных базовых ценностей.

Поделиться: