Поиск по сайту

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через художественные культурные практики


Авторcтво: Грачева Наталья Геннадьевна, воспитатель, Зайцева Елена Васильевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе ГБДОУ №5 Пушкинского района Санкт-Петербурга


   

 Жизнь современного ребенка-дошкольника становится все разнообразнее и сложнее, она требует от него гибкости мышления, быстроты ориентации, адаптации к новым условиям, творческого, нестандартного подхода к решению различных проблем.    
     По мнению академика Д.И. Фельдштейна [3 ], обобщивщего исследования современного ребенка последних лет, среди прочих факторов, влияющих на его психические и личностные изменения, снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий, недостаточная сформированность мелкой моторики рук и, следовательно, увеличение числа детей с эмоциональными проблемами. Ребенок с детства лишен ощущения успеха, это резко подрывает его уверенность в себе. Все эти факторы ведут к снижения общего уровня развития творческих способностей современного ребенка-дошкольника с учетом того, что творчество является одиним из основных способ существования и развития личности, в котором ребенок проявляет свое понимание окружающего, раскрывает свой внутренний мир, ценности переживаний, особенности восприятия, представлений, интересов. В то же время Д.И. Фельдштейн отмечает, что современный контекст «детства связан с современным уровнем саморазвития ребенка, который стремится к собственному поиску решения встающих перед ним проблем, в том числе учебных» [4 ,10] Академик говорит об отношении современных детей к взрослым как к посредникам, как к соучастникам их деятельности. То есть перед нами сложный, многопланово обусловленный процесс взаимоотношений детей и взрослых, в котором активно участвуют обе стороны.
     Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного дошкольника. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности. Современные преобразования в дошкольном образовании определены содержанием Законом РФ «Об образовании в РФ» [ 1 ] и ФГОС дошкольного образования [ 4] , в которых говорится о создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
     Обновление современного образования сопровождается интенсивным поиском способов и возможностей развития детей дошкольного возраста, формирования у них творческих способностей. Использование культурно-образовательных практик дошкольниками дает широкую возможность для проявления их личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемого культурного опыта. Художественные практики дошкольников направлены на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. В процессе практики дети участвуют в индивидуальной и коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое. Дошкольники приобретают различные знания; уточняются и углубляются их представления об окружающем мире; в ходе работы они начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, учится осознано использовать приобретенные знания. Развитие творческих способностей дошкольников через культурно-образовательные практики становится одним из важных социально-педагогических вопросов современного образования.


Тема практики: Культурно-образовательная практика «Превращения камня» (или «В поисках камешка?»)

Адресная группа: дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа),

Место культурно-образовательной практики в образовательном процессе ОУ: культурно-образовательная практика реализуется в рамках культурно-образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений «Город на ладошке» Е.Н.Коробковой , Н.Г. Шейко

Ведущая идея: творить можно везде и повсюду из какого угодно материала.

Цель: создание условий для развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, показать детям различные способы и материалы для создания картин.

Задачи:

   

 Обучающая: систематизировать знания детей о использовании камня при строительстве городских объектов.

     Развивающая: способствовать развитию творческих способностей дошкольников, через использование различных материалов для изобразительной деятельности.

     Воспитательная: формировать эстетические чувства при восприятии произведений искусства, выполненных из различных материалов, объектов городского пространства.

Особенности организации практики: подгруппа детей из 10 человек с 1 педагогом

Необходимое оборудование: образцы мрамора, гранита , известняка, песчаника; увеличительные стекла (по количеству детей), мультимедийная презентация, листы бумаги с контурами объектов городской среды.

                          Ход организации практики:

Дети заходят в зал и здороваются с гостями.
Педагог обращается к детям с предложением посмотреть на картину одной из девочек подготовительной группы, которую она сделала на прогулке из природного материала.
Педагог с помощью мультимедийной техники демонстрирует слайд и просит детей рассмотреть изображение и рассказать о том, что они видят на слайде. Затем педагог уточняет ответы детей о том, что они видят картину из природного материала. Педагог спрашивает у детей о том из чего еще можно создавать картины.
Обобщив ответы детей воспитатель предлагает следующий слайд с необычными картинами и предлагает рассмотреть их и сказать из чего они созданы. Дети отвечают на вопрос педагога. Педагог обращает внимание детей на то, что картины сделаны из необычных вещей – фруктов, сухих листьев и камней. Обобщив ответы детей педагог замечает, что создавать картины можно не только с помощью карандаша, кисти и красок.
Педагог с детьми решают создать картину из необычного материала. Детям предлагается перейти к столу, на котором стоят образцы камней и рассмотреть эти камни.
     Дети обследуют камни, называя их характерные признаки – цвет, форму, величину и т.д. Уточняются названия камней. Дети рассматривают камни с помощью увеличительных стекол. Затем дети переходят к другому столу рисуют и размещают схемы на магнитной доске, отображающие свойства камней, которые они рассматривались ранее (Приложение 1). Затем педагог начинает уточнять у детей, где и как можно использовать эти камни.
     Педагог обращается к опыту детей, напоминая им о семейных прогулках, которые они совершают с родителями по городу Пушкину. Детям предлагается посмотреть слайд мультимедийной презентации на котором изображена часть здания и попытаться узнать его. Ребята узнают здание вокзала, а воспитатель предлагает рассмотреть одно из помещений вокзала и рассказать о том, для чего оно предназначено. Дети уточняют, что это зал ожидания, так как в нем стоят скамейки, на которых пассажиры ожидают свой поезд. Педагог начинает обращать внимание предметы из камня в зале ожидания и уточнять у детей названия камней, которые использовались при постройке и отделке вокзала. Дети обращают внимание на камин и пытаются решить предназначение этого предмета.
     На следующем слайде, демонстрируемом педагогом дети видят турникет и арку из известняка. Педагог и дети рассуждают о предназначении турникета на вокзале и пытаются вспомнить название камня, из которого построены арки над турникетами.
     Воспитатель спрашивает у детей, где они еще видели в городском пространстве мрамор, гранит и известняк. Обобщая ответы детей, показываются следующие слайды презентации с изображением предметов городского пространства.
     Дети и педагог рассуждают о том, что много архитекторов и строителей участвовало в украшении нашего города. Затем организуется творческий процесс. Дети получают графические рисунки городских объектов, подходят к столам и пытаются украсить эти объекты с помощью различных камней. В процессе деятельности педагог уточняет у детей какие камни они используют и почему они выбирают те или иные камни – по каким свойствам.
Такое же задание дается приглашенным взрослым. После окончания работы дети рассматривают получившиеся картины и рассматривают картины, выполненные взрослыми. Дети берут интервью у взрослых, спрашивая о камнях, используемых при выполнении творческой работы.

     Педагог подводит итог культурно-образовательной практики, ппопросив детей поделиться новыми знаниями. Дети приходят к выводу, что создавать картины можно и из камней – без красок и карандашей. Затем ребята идут в свою группу, рассказать другим детям о своем открытии.


Приложения



                            Литература:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)
3. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал — 2010. — №2(4) — с.6-11.
4. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. — СПб. : СПбГУП, 2011. — 36 с. — (Избранные лекции Университета ; Вып. 119).

Поделиться: