Поиск по сайту

Литературные путешествия как фактор познавательного развития дошкольников


Авторcтво: Эглитис Кристина Чеславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 73 Невского района Санкт-Петербурга


Среди важнейших задач современного дошкольного образования – создание благоприятных условий для «развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1]. Одним из основных ресурсов для этого развития традиционно является детская художественная книга. Прививать любовь к книге взрослые начинают с самого раннего возраста, когда мама или бабушка читают малышу его первые стихи и сказки, рассматривают первые иллюстрации. Слушая их голос, ребенок пытается соотнести рисунок с содержанием, испытывает положительные эмоции и от общения, и от прочитанного, и от картинок. Такое общение с книгой обогащает представление ребенка об окружающем его мире, расширяет его кругозор. И эта роль книги в жизни ребенка неоспорима. Вырастая, ребенок сам начинает читать и знакомиться с новыми, интересными ему книгами, узнает из них много нового и интересного. Но обычно на этом формы работы с книгой и заканчиваются. Желая расширить вариативность форм работы с книгой, мы с детьми решили совершить путешествие в мир сказочных героев и побывать в приключениях, в которых побывали они. Такое путешествие заставило ребят пережить происходящее с героями повести, научиться различать хорошее и плохое, доброе и злое и выбирать, на какой бы стороне они хотели бы быть.

Путешествия по следам прочитанных произведений являются очень увлекательным и полезным занятием как для детей, так и для взрослых, ведь содержание книги можно широко использовать для познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития дошкольников, оно должно развлекать ребенка, стимулировать познавательную активность, мотивировать его на творчество. Воспитательный же эффект детской книги переоценить просто невозможно.

Путешествие по литературному произведению – это способ погрузиться в его сказочный мир, возможность побыть героями этого произведения, пережить вместе с ними разные приключения, испытать их эмоции, столкнуться с трудностями и преодолеть их. Окунувшись в мир полюбившихся героев, дети с легкостью приобретают новые знания, умения и навыки. Пытаясь удостовериться в тех или иных фактах, представленных в произведении, дети с интересом экспериментируют и делают соответствующие выводы.

Путешествие по следам прочитанного становится увлекательным занятием, ведь книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни. Свободное обращение к художественным текстам при развертывании других культурных практик обогащает совместную деятельность взрослых и детей, делает ее высоко мотивированной и эффективной.

Тема практики: Путешествие внутри литературного произведения Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей» [2].

Цель практики: обогащение совместной деятельности взрослых и детей, переосмысление роли и функции литературного произведения.

Задачи:

1. Приобщать дошкольников и их родителей к чтению.

2. Учить детей пользоваться литературным текстом как основой для развития других видов игровой и творческой деятельности.

3. Развивать познавательную активность дошкольников.

4. Обогащать другие культурные практики детей (сюжетную игру, продуктивные виды деятельности) содержанием литературных произведений.

Адресная группа: данная культурная практика рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Место в образовательной программе ДОУ: Чтение является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса в ДОУ. Детям читают сказки, рассказы, повести, проводят работу по развитию речи, учат пересказывать сказку или рассказ, описывать и характеризовать героев произведений. Эти виды работы имеют важное значение для формирования знаний, умений и навыков дошкольника, но, в основном, рассчитаны на пассивное восприятие либо шаблонное воспроизведение, поэтому для детей часто бывают скучны. Но ведь все это можно проделать, играя в литературное произведение.

Ход организации практики

Предварительная работа: чтение сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Основные этапы практики:

1. 

Обыгрывание событий повести в стихотворной форме (придумывание стихотворных строчек по образцу, аналог игры «Буриме»).

Для детей старшего дошкольного возраста очень важно научиться выражать свои мысли, передавать информацию, поддержать беседу, найти слова, что бы поздравить друга и т.д. В решении этих задач нам помогают различные творческие задания, которые не несут какого-либо особого научного, познавательного содержания, но учат смекалке, сообразительности, нестандартному подходу к решению поставленных задач.

Читая сказочную повесть «Приключения Незнайки и его друзей», мы с ребятами1.JPG остановились на главе 4, в которой Незнайка сочинял стихи. Вместе с ребятами мы попробовали поиграть в веселую игру «Буриме», в которой нужно придумывать стихотворения на заданную тему. Рифмы должны быть неожиданными, могут быть немного странными. А главное требование – наличие смысла и юмора. Тематикой стихотворений, создаваемых детьми, стали события, описанные в книге, и яркие, хорошо узнаваемые черты главных героев повести.

Сочинение таких стихов хорошо работает на развитие активного словаря ребенка, развивает фантазию, воображение. Дети с легкостью зарифмовывают строки и придумывают стишки. В эту игру включаются даже самые застенчивые дети, потому что ошибиться в ней сложно, а стихи получаются интересные и веселые.

2.JPG2. Организация опытов, на которые натолкнуло содержание повести, с целью проверки вероятности описанных событий.

В процессе данной культурной практики мы с детьми обратились и к опытно-экспериментальной деятельности. Усомнившись, что воздушный шар Знайки полетит, мы решили самостоятельно это проверить. Дети с удовольствием экспериментировали с теплым и холодным воздухом и определяли, какой легче. Сделав вывод, что воздушный шар поднимает только теплый воздух, ребята запомнили это надолго. Экспериментальная деятельность побудила детей задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы.

3. Организация сюжетно-ролевой игры по мотивам сказочной повести. 3.JPG

Еще одной очень интересной формой работы стала организация сюжетно-ролевой игры по мотивам сказочной повести. В этой игре каждый ребенок побывал и капитаном воздушного корабля, и штурманом, мальчики попробовали себя в роли механиков Винтика и Шпунтика, а девочки были медсестрами и поварами. Оказавшись в новых для себя условиях, дети знакомятся с новыми профессиями и пытаются перевоплотиться в новых героев, подбирают необходимые для игры атрибуты, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в мини-группах и брать на себя те или иные обязательства.

4.JPG4. Создание настольной игры-путешествия.

В завершении данной культурной практики дети самостоятельно создали настольную игру-«бродилку». Ребята сами выбирали необходимые элементы для игры, подбирали изображения героев, оживляли их при помощи карандашей и фломастеров, придумали игровой сюжет, расставили ловушки, определили старт и финиш. Созданная руками детей игра стала их любимым развлечением. Ведь нет ничего дороже и ценнее того, что создано по своему собственному замыслу и своими руками.

Итоги апробации практики

Представленная культурная практика помогла детям переосмыслить роль художественной книги. После завершения всех форм работы со сказочной повестью дети стали чаще обращаться к литературным сюжетам, разыгрывать их, сочинять продолжение, придумывать новые игровые сюжеты и другие игры. Наблюдая за детьми во время свободной деятельности, я чаще стала видеть детей в книжном уголке – они с интересом рассматривали книжные иллюстрации, работе с которыми в нашей группе также уделялось огромное внимание. Дошкольники стали задавать больше уточняющих вопросов по содержанию произведения, самостоятельно описывать характеры и образы героев, что позволяло выстраивать целые занятия по развитию речи. После нашего литературного путешествия дети стали самостоятельно черпать идеи из художественных произведений для своих игр и экспериментов. Дети с легкостью восприняли новые формы работы с книгой, потому что они играли, а не статично сидели и слушали чтение воспитателя, ведь именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Педагог же посредством культурной практики смог реализовать поставленные образовательные задачи.



Литература:

1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г.

2. Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей: Роман-сказка/ Н. Носов; Худ. А. Лаптев. ─ Новосибирск: Детская литература,1991. ─ 160с.: илл.


Поделиться: