Поиск по сайту

Организация дистанционной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в ДДЮТ Выборгского района


Авторcтво: Ломакина Ольга Игоревна, педагог- организатор, Кучмий Алексей Александрович, педагог- организатор ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день Правительством РФ созданы условия для внедрения в систему образования дистанционного обучения для детей-инвалидов, которые не могут посещать образовательные учреждения. Опыт внедрения дистанционных технологий в образование есть в Москве, Новосибирске, Ставропольском крае, Самарской области, других регионах страны. Дети с ограниченными возможностями здоровья  - это дети с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день Правительством РФ созданы условия для внедрения в систему образования дистанционного обучения для  детей-инвалидов, которые не могут посещать образовательные учреждения.  Опыт внедрения дистанционных технологий в образование  есть  в Москве, Новосибирске, Ставропольском крае, Самарской области,  других регионах страны. Этот опыт показал, что многие дети с ОВЗ могут успешно обучаться дистанционно, и для них такое обучение может стать фактором, способствующим улучшению качества жизни. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе и режиме.

В Выборгском районе Санкт-Петербурга, среди шестидесяти образовательных учреждений есть несколько коррекционных для детей с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата. Учреждение дополнительного образования Дворец детского и юношеского творчества, осуществляя работу по направлению «Инклюзивное образование», реализует проект «Равные-разные». Целью проекта является включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство  Дворца. В рамках договора о сотрудничестве, обучающиеся коррекционных учреждений района активно принимают участие в массовых мероприятиях ДДЮТ: дети с нарушениями слуха успешно участвуют в соревнованиях по ориентированию в закрытых помещениях, а также являются ежегодными участниками конкурса патриотической песни «Мы – будущее России!» в номинации «Жестовое пение».  Ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата активно участвуют в районных Олимпиадах по природоведению, а в рамках проекта отдела социально-культурной деятельности «Мы – вместе» изучают  историю и культуру Санкт-Петербурга, являясь участниками культурно-досуговых программ «Азбука Петербурга», «Сказочный Петербург», «Мой Выборгский район» и др.

В феврале 2016 года разработан ещё один проект по этому направлению, который позволил  расширить и разнообразить совместную работу с коррекционными учреждениями района и привлечь детей с ОВЗ к различной творческой деятельности с помощью дистанционных технологий  - это проект «Дистанционная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья».

Основу разработки и реализации проекта составляет образовательный модуль, в формате HTML-страницы в разделе «Дистанционная поддержка» на сайте ДДЮТ, в контент которого вошли учебные разделы, выбранные ребятами коррекционных учреждений района с помощью анкетирования. Это:

·     «Начальное техническое моделирование»,

·     «Краеведение»,

·     «Флористика»,

·     «Рукоделие»;

·     «Читать здорово!»

В каждом их этих учебных разделов, содержится необходимая информация о педагоге,  учебные видео-занятия (через YouTube канал), презентации, инструкции, схемы и анкеты, в раздел «Краеведение» также входит словарь новых слов.

В контент модуля также входят:

·        Раздел «Педагогу», где размещены слайд-презентации с информационными материалами обучающего семинара «Актуальные вопросы инклюзивного образования в дополнительном образовании» и   «Памятка педагогу» с подробной инструкцией, как правильно  разработать учебное задание  для детей с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата;

·        Раздел «Родителям» с рекомендациями и советами в организации обучения дома.

·        Раздел «Играй-ка!», где предлагаются игры на движение стоя, сидя, пальчиковая гимнастика для релаксации и упражнения для снятия напряжения с глаз во время или после занятий.

·        Раздел «Новости» с анонсами, предложениями, пресс- и пост-релизами о мероприятиях.

·        Раздел «Конкурсы» содержит информацию о конкурсах и фестивалях, различных акциях, организуемых для детей с ОВЗ, их результаты, фото, видеоотчёты.

·        Фотогалерея творческих работ.

Обязательной на главной странице является «Нормативно-правовая база», где представлен перечень документов, регламентирующих данную деятельность.

Информационные технологии, используемые при реализации проекта, позволяют повысить ИКТ-компетенции детей с ОВЗ, процесс обучения организован с помощью элементарной навигации, обеспечивая им быстрый доступ к учебным материалам, скачиванию необходимых приложений, голосованию, обучению в индивидуальном темпе, повышая тем самым их мотивацию к познанию нового. В управлении модулем учтены психо-физические возможности детей с ДЦП и нарушениями слуха.

Начиная реализацию проекта «Дистанционная поддержка детей с ОВЗ», организаторы решили на первых порах использовать,  как форму обучения,   видео-занятия. Это оказалось самой простой и доступной формой для всех участников проекта, не требующей в первую очередь больших материальных затрат. Однако, при использовании такой формы необходимо помнить, что для слабослышащих детей, имеющих проблему не только слуховую, но и общего развития (эту проблему имеют также дети с ДЦП и другими нарушениями) важно соблюдать пошаговость действий, выполняя то или иное задание (все действия должны быть прописаны на экране, как «ШАГ 1», «ШАГ 2» и т.д.) Каждый «ШАГ» снимается крупным планом (руки педагога), в медленном темпе. Перед показом действий, они обязательно прописываются простыми предложениями: например, «Согни пополам…», «Разрежь, а затем склей детали…», и т.п.  Если педагог что-то говорит, применяется приём видео-съёмки «Говорящая голова», который сопровождается титрами, дублирующими его текст (текст педагога также должен быть простым без деепричастных и иных оборотов). Учитывая всё вышесказанное, можно надеяться, что обучающиеся с ОВЗ без особых усилий поймут задание и не потеряют интереса при его выполнении.

Данная форма занятий актуальна, так как можно в любое время найти видео-занятие и выполнить его в своём индивидуальном темпе, нажимая на паузу там, где это необходимо.  Это, безусловно, положительно влияет на нарушенную в большинстве случаев эмоционально-волевую сферу ребёнка с ОВЗ, так как в конечном итоге каждый может достичь результата занятия – сделанную собственными руками модель самолётика, кораблика или букета тюльпанов из конфет.

Такого рода занятия можно использовать в группах продлённого дня или при домашнем обучении. Но, безусловно, таким детям при выполнении заданий необходима помощь педагогов (тьютеров) или родителей.

В разделах интеллектуальной направленности – «Краеведение» и «Читать здорово!» ребятам предлагается изучить материал с помощью видео-фильмов с титрами или презентаций, а затем выполнить ряд творческих заданий на закрепление материала, находящихся в приложениях к занятию. Обязательной является обратная связь в форме активной анкеты, расположенной в каждом учебном разделе. По активности заполнения анкет, можно определить востребованность по каждому учебному направлению, корректировать учебный материал, продолжать работу, постепенно усложняя задания.

На следующем этапе реализации проекта «Дистанционная поддержка для детей с ОВЗ», при наличии достаточной материально-технической базы ДДЮТ, организаторами планируется использовать систему Skype для проведения видео-конференций по научным направлениям деятельности ДДЮТ и графический планшет для занятий по рисованию, графике или дизайну.

Приложения:

  1. Анкеты
  2. Информационная карта проекта
  3. Основные законы, регламентирующие деятельность
  4. Заключение по анкетированию


Поделиться: