Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Методическая разработка по литературе «Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин «Зимний вечер»; М.Ю. Лермонтов «Парус»; Ф.И. Тютчев «Еще в полях белеет снег…» и др. по выбору)» (урок в 6 классе)
I. Вступление
Данная методическая разработка по литературе предназначена для учителей, работающих в 6 классе. Представленный урок основан на интеграции предметов: литературы и музыки. Литературной составляющей урока является анализ лирических произведений, а музыкальным компонентом – знакомство с понятием «романс» как произведением музыкального искусства.
Концепцией урока стала идея превращения лирического стихотворения в романс. Учащиеся под руководством учителя становятся свидетелями рождения романса, выполняя при этом конкретные учебные задачи: знакомятся с фактами из жизни русских поэтов; учатся слушать и воспринимать поэтическое произведение, анализировать чувства и эмоции лирического героя, распознавать художественно-выразительные средства; знакомятся с происхождением романса и его особенностями как музыкального жанра, с именами композиторов и исполнителей, учатся слушать музыку.
Для реализации этих задач на уроке помимо литературного и наглядного материала вам понадобится музыкальное сопровождение, которое представлено в виде следующих ссылок:
Романс М. Яковлева на слова А.С. Пушкина «Зимний вечер»: https://ruv.hotmo.org/song/48219388 Романс С. Рахманинова на стихи Ф. Тютчева «Весенние воды» https://w1.musify.club/track/muslim-magomaev-vesennie-vodi-rahmaninov-3060227 Романс А. Варламова на стихи М. Лермонтова «Белеет парус одинокий» https://zaycev.net/pages/24138/2413884.shtml Романс Э. Абазы на стихи И. Тургенева «Утро туманное, утро седое» https://zaycev.net/pages/88377/8837700.shtml?spa=true&trackId=8837700
Основная часть
1 слайд (см. приложение): Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучать лирику. Тема нашего урока - «Романсы на стихи русских поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и других писателей».
2 слайд (см. приложение): Давайте обратимся к высказыванию:
«Романс – это песня-вздох, песня-откровение, выражающая все, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не дает. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна».
Сегодня мы попробуем убедиться в правоте этих слов, а заодно и узнаем, каковы особенности
романса как музыкального жанра, откуда он пришел к нам, и как рождается романс.
3 слайд (см. приложение): Начать работу я предлагаю со стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».
Давайте прочитаем его вместе: Зимний вечер
Буря мглою небо кроет,
Наша ветхая лачужка
Выпьем, добрая подружка
Буря мглою небо кроет,
Вы уже знаете, что лирика – это род литературы, основным свойством которого является передача чувств, переживаний лирического героя. А какие чувства выражаются в этом стихотворении?
Грусть, смятение, подавленность. Они связаны с жизненными неурядицами, с одиночеством. Эти чувства усиливаются на фоне разыгравшейся бури, которая ведет себя, как живое существо: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» (приемы олицетворения и сравнения).
4 слайд (см. приложение): Зимой 1825 года Пушкин находился в ссылке, в имении Михайловском, вдали от родных и друзей. Единственным близким человеком, который разделил его одиночество, стала няня, поэтому с особой теплотой Александр Сергеевич в своем стихотворении рисует образ Арины Родионовны, называя ее «подружкой юности» (это метафора), используя эпитеты «добрая подружка», «бедной юности». Лирический герой обращается к ней со словами: «моя старушка», «мой друг», тем самым он ищет защиту от жизненных бурь в единственном близком человеке.
5 слайд (см. приложение): Образы, созданные в этом стихотворении, яркие и трогательные, а произведение в целом обладает особой тональностью и мелодичностью. Именно поэтому его перекладывали на музыку более сорока раз. Среди композиторов, которые создали музыкальную оправу для «Зимнего вечера», – Александр Алябьев, Александр Даргомыжский, Георгий Свиридов и другие. Но самым популярным остается первый романс композитора Михаила Яковлева, с которым Пушкин подружился еще в лицее.
Предлагаю вам сейчас нажать на паузу и прослушать этот романс в исполнении Ивана Семеновича Козловского.
6 слайд (см. приложение): Теперь давайте разберемся, что же такое романс. Перед вами – определение: «Романс – (испанское «romance», буквально – по-романски, т.е. по-испански) камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождение. В романсе раскрываются чувства и переживания человека».
Давайте проанализируем его: выделим отличительные особенности романса.
7 слайд (см. приложение): Родина романса – Испания. Там он появился ещё в 15 веке, а у нас в России – только во второй половине 18 века.
8 слайд (см. приложение): Обратите внимание, что романс – это музыкально-поэтическое произведение, то есть это стихотворение, положенное на музыку.
9 слайд (см. приложение): К тому же, это чаще всего камерное произведение, то есть предназначенное для прослушивания в небольшой аудитории, в домашней обстановке.
10 слайд (см. приложение): Романс исполняется с инструментальным сопровождением, или аккомпанементом. Это может быть фортепьяно, скрипка, гитара.
11 слайд (см. приложение): Ну и, конечно, романс – это лирическое музыкальное произведение, так как раскрывает чувства и переживания человека.
Сейчас вы опять нажмите на паузу и прослушайте еще один романс композитора Сергея Рахманинова «Весенние воды» в исполнении Муслима Магомаева. Интересно, узнаете ли вы стихотворение, которое легло в его основу? А также подумайте, какие чувства человека раскрывает это произведение.
12 слайд (см. приложение): Нетрудно было догадаться, что прослушанный вами романс написан на стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенние воды», которое вы изучали в 5 классе. Давайте прочитаем это стихотворение, чтобы восстановить его в памяти. Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
Они гласят во все концы:
Весна идет, весна идет,
Стихотворение посвящено ранней весне, когда «еще в полях белеет снег…». В описании весенних вод автор использует олицетворение. Ручьи превращаются в одушевленные существа, которые «бегут», «будят», «гласят».
В романсе шум весенних ручьев подчеркивается еще и необыкновенно быстрыми, живыми звуками фортепьяно, изображающими движение водных потоков. И это движение очень веселое. Оно создает радостное настроение, которое характерно для стихотворения Тютчева. Постепенно звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!». В романсе этот призыв звучит особенно торжественно, этому способствует и сильный голос исполнителя, и эмоциональное музыкальное сопровождение.
А теперь давайте посмотрим, как рождается романс.
13 слайд (см. приложение): Мы уже говорили, что в его основе лежит небольшое лирическое стихотворение, у которого обязательно должен быть автор. Текст не может быть народным - этим романс отличается от песни.
14 слайд (см. приложение): Я предлагаю для работы взять стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Давайте его прочитаем и определим, подойдет ли это стихотворение для будущего романса. Парус
Белеет парус одинокой
Играют волны — ветер свищет,
Под ним струя светлей лазури,
Данное стихотворение было написано восемнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот трудный период Лермонтову пришлось покинуть Москву и прервать учебу в университете. Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремился в Петербург, где остался наедине со своими мыслями и чувствами. Там, гуляя по берегам Невы, он и создал своё бессмертное произведение.
Давайте подумаем, о чем это стихотворение? О паруснике, который волею судьбы оказался в открытом море?
Нет, это стихотворение философское: оно о человеке, о его внутреннем мире, о жизни. Парус – это символ души героя, который находится в состоянии неопределенности, поиска, загадочности. Поэтому автор называет его то «одиноким», то «мятежным» (это эпитеты). Этой душе свойственны страсти, желания, тяга к тому, что может быть опасным, она «просит бури» (олицетворение). Образ моря – это сама жизнь, которая может быть светлой («светлей лазури» - метафора), радостной («играют волны» - метафора), а может быть волнительной, беспокойной и даже опасной («ветер свищет» - метафора).
Таким образом, в стихотворении нашли отражение личные переживания лирического героя, что вполне соответствует тематике романса.
15 слайд (см. приложение): Следующий этап рождения романса – это музыка. Её сочиняет композитор. Стихотворение «Парус» отличает не только яркая образность, но и мелодичность, выразительность интонаций, что присуще романсу.
16 слайд (см. приложение): Это заметили многие русские композиторы, которые обратились к данному произведению. Но второе рождение ему дал русский композитор Александр Варламов. Он своей музыкой смог передать настроение стихотворения – стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него.
17 слайд (см. приложение): Для аккомпанемента выбирается музыкальный инструмент. Сегодняшний романс будет исполнен под гитару.
18 слайд (см. приложение): Для рождения романса, конечно, очень важен исполнитель, его вокальные возможности, ведь он должен передать красоту мелодии, отразить настроение стихотворения. Сегодня вы услышите романс Александра Варламова на стихи Михаила Лермонтова «Белеет парус одинокий» в исполнении советского и российского певца, народного артиста России Олега Погудина.
Нажмите опять на паузу и прослушайте данное музыкальное произведение.
19 слайд (см. приложение): А теперь я предлагаю вам познакомиться со стихотворением И.С. Тургенева, которое легло в основу другого красивого романса. Стихотворение называется «В дороге». Давайте его прочитаем. В дороге
Утро туманное, утро седое,
Вспомнишь обильные страстные речи,
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
В этом произведении используется мотив дороги. Лирический герой покидает родные края, оставляет все, что ему дорого, включая любимых людей. Его ждет новая жизнь, но он уезжает без радости. Окружающая природа перекликается с мыслями и переживаниями героя. Поэтому утро «туманное», «седое», а нивы «печальные» (это эпитеты). Путник едет по дороге и, слушая «ропот колес» (метафора), смотрит в небо, которое навевает грусть, вызванную воспоминаниями о прошлом. Это неоднократно подчёркивается словом «вспомнишь», оно выражает печаль и тоску по прошлому.
20 слайд (см. приложение): Стихотворение «В дороге» неоднократно перекладывалось на музыку. Одним из самых известных стал романс композитора Эраста Абазы. Его мелодия в этом романсе неоднозначна: то она тихая, спокойная, показывающая забытье героя, его грустные воспоминания, то сильная, насыщенная в тот момент, когда путник возвращается к действительности, к своему путешествию. Музыка, голос исполнителя помогают нам, слушателям, разделить переживания лирического героя.
Нажмите на паузу, перейдите по ссылке и прослушайте самостоятельно этот романс.
21 слайд (см. приложение): Подводя итог сегодняшнего урока, хочется еще раз обратиться к его началу. Теперь становится совсем понятным данное высказывание. Романс – это музыкально-поэтическое выражение души человека, это откровение, которым хочется поделиться только с самыми близкими тебе людьми.
22 слайд (см. приложение): На этом наш урок закончен. А впереди вас ждёт задание, выполнив которое, вы сможете проверить свои знания. Желаю успеха.
Задания для самостоятельной работы
Задание №1 Выполните тест (найдите один верный ответ).
1. К какому роду литературы относится стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер»? А) драма Б) эпос В) лирика
2. Какое чувство испытывает лирический герой в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенние воды»? А) удивление тому, что весна пришла раньше обычного Б) радость от прихода долгожданной весны В) сожаление о том, что до майских теплых дней еще далеко
3. К какому виду лирики относится стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»? А) философская лирика Б) пейзажная лирика В) любовная лирика
4. Какой мотив используется в стихотворении И.С. Тургенева, которое начинается словами «Утро туманное, утро седое….» А) мотив мечты Б) мотив дороги В) мотив дружбы
Задание № 2 Прочитайте высказывания, выпишите номера верных утверждений.
1) Родиной романса является Испания. 2) В России романс как музыкальный жанр появился в первой половине 18 века. 3) Романс – это народная песня, которую исполняют по случаю печальных событий. 4) Романс выражает чувства и переживания человека. 5) Романс создается на основе небольшого лирического стихотворения.
Задание №3 Узнайте строки из стихотворений, обратите внимание на выделенные слова и заполните таблицу.
Задание №4
Составьте связный текст (не менее 3-х предложений), ответив на вопрос: «Почему романс называют откровением души?» Запишите составленный текст.
III. Заключение.
Данная методическая разработка может быть использована в рамках дистанционного обучения. В этом случае прослушивание музыкальных произведений входит в самостоятельную работу учащихся. Познакомиться с романсами дети могут в любое удобное для них время.
В то же время представленный мною материал может стать основой традиционного урока, проводимого в классе. При такой форме обучения прослушивание музыкальных произведений, рефлексия и самостоятельная работа учащихся проводятся прямо на уроке, что делает его ярким, эмоциональным и запоминающимся.
И наконец, возможен вариант бинарного урока, проводимого сразу двумя учителями: учителем литературы и учителем музыки. Такой вариант полностью реализует интегрированный подход к обучению и воспитанию учащихся.
Приложение: ссылка для просмотра: https://cloud.mail.ru/stock/jqukpeWvV4djxi4gfL6Fk1V5 Поделиться: |