Авторcтво: Бакланова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ №471 Санкт-Петербурга |
Предлагаемая вниманию коллег методическая разработка дает возможность педагогу решить комплекс педагогических задач используя яркую игровую форму, помогающую детям легко общаясь, выполнять математические действия на повторение и закрепление изученного. Далеко не все дети начинают сразу «ладить» с математикой. И важно, чтобы с 1 класса она была доступной пониманию каждого. Поэтому, готовясь к этому занятию я подобрала много веселых стихов, загадок и заданий на сообразительность. Итак…
Цель: Развитие мышления, смекалки, внимания, познавательного интереса.
Задачи:
• формировать творческие способности обучающихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке;
• глубже понять роль математики в жизни;
• развивать логическое мышление, внимание, смекалку;
• содействовать развитию коммуникабельности и умению работать в группах.
Реквизиты: Карточки с заданиями, ребусы, изображения цифр разных народов, номера игровых столов, жетоны участников игры, счетный материал.
Перед началом праздника дети выходят из класса, парты расставляются так, чтобы получилось несколько игровых столов (количество столов, а также количество игроков за каждым из них учитель определяет самостоятельно, исходя из общей численности учеников, принимающих участие в празднике). В центре каждого стола ставится его номер.
При входе учеников в класс, каждому из них выдается жетон с номером игрового стола. По этим номерам дети рассаживаются за столами.
Ведущий.
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами праздник. И называется он – «Час весёлой математики».
Нас ждут занимательные вопросы и интересные загадки. Наши гости (ведущий представляет членов жюри) помогут мне узнать, какая команда сегодня будет лучшей. Но ваша победа зависит не только от ваших знаний, но и от того, как вы умеете слаженно и дружно работать в командах. Успех будет зависеть и от того также, на сколько тихо вы можете разговаривать. Да-да, не удивляйтесь, ведь если вы будете громко разговаривать при обсуждении вопроса, то соперники за соседним столом могут услышать правильный ответ и победа достанется другому.
Прежде чем рассказать о правилах нашей игры, я предлагаю вам, поприветствовать друг друга. Поиграем в игру «Построй башню». Один из вас кладет руку на парту ладонью вниз и называет свое имя. Другой член команды кладет свою руку ладонью вниз на руку первого и также называет свое имя. И так далее до последнего члена команды. Когда последний игрок положит свою руку, первый кладет уже вторую руку, но теперь называет не только свое имя, но и фамилию. За ним повторяют остальные.
Ведущий сопровождает свой рассказ демонстрацией.
А теперь наши правила. Каждый вопрос оценивается в определенное количество баллов. Я задаю вам вопрос и тот, кто первый поднимет руку, будет отвечать. И если ответ будет правильный, команда получает то количество баллов, во сколько оценен вопрос. При неточном ответе жюри может снизить количество баллов. Если же ответ будет неправильным, отвечать будет тот, кто первым заметит это и первым поднимет руку. Правила всем понятны?
Ведущий при необходимости отвечает на вопросы детей.
Итак, мы начинаем. Но вначале я расскажу вам, откуда пришло к нам слово “математика”? Из древнегреческого языка “мантеин” означает в переводе – учиться приобретать знания. Это значит, что кто любит математику – тот любит знание. Математика все считает, все находит. С её помощью ученые делают разные научные открытия. Но есть что-то, без чего математика ну никак не может обойтись? Отгадайте-ка мою загадку, и тогда вы узнаете без чего же не может обойтись математика. Кто первым правильно отгадает загадку получит 1 балл.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
(Цифры)
Дети отгадывают загадку. Члены жюри внимательно наблюдают за тем, какой из игровых столов первым поднимет руку. При правильном ответе соответствующей группе игроков присуждается то количество баллов, в которое оценивается вопрос. В случае, если члены жюри видят, что ответ неправильный, они наблюдают за тем, кто первым заметит это и поднимет руку.
Ведущий. Давайте послушаем стихотворения про цифры (Дети рассказывают стихи и показывают картинки)
Цифра вроде буква О
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Вот один, иль единица,
Очень тонкая как спица.
А вот это– цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А вот это – посмотри,
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков-
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А вот это – цифра пять!
До пяти легко считать.
Каждый пальчик подержи,
Цифру пальчику скажи.
Эта цифра – акробатка:
То шестёрка, то девятка
Вот семёрка-кочерга.
У неё одна нога.
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять, иль девятка,-
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Ведущий. -А теперь проверим, как вы знаете цифры. Угадавший получит также 1 балл.
Вид её – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее – нет. (2)
Эта цифра – как замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.(6)
Это цифра похожа на стул,
Который я перевернул.(4)
Два кольца,но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я?
Ведущий. Хорошо. Я вижу, что цифры вы знаете. А вот древние люди их вначале не знали.
Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивали себе пищу. Питались листьями растений.
Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителями была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.
Учиться считать требовала сама жизнь. И первобытному человеку здесь помогли пальцы! Так, например, желая обменять копье на пять шкурок животных, человек клал руку на землю и показывал, что против каждого его пальца нужно положить шкурку. Когда одной руки не хватало, использовали вторую руку. А когда и двух рук не хватало, в ход шли и ноги. Сейчас каждое число имеет свое название. А вот вначале название имели только числа 1 и 2. Числа же больше двух называли так: 3 – один и два, 5 – два, два и один
В последствии люди научились цифры записывать. Сначала это делалось с помощью зарубок на палках или в виде отложенных ракушек, камешков. После – в виде знаков. Причем у каждого народа было свое изображение цифр.
Далее ведущий показывает примеры изображения цифр у разных народов – арабские и римские.
Ведущий. А теперь проведем небольшую разминку и немного поиграем.
В начале разминки ведущий для примера показывает порядок проведения разминки.
Сколько зайчиков у нас,
Столько и подпрыгнем раз.
Дети выполняют прыжки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Дети встают на носочки.
Сколько точек в нашем круге,
Столько раз поднимем руки.
Дети поднимают руки.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
Дети поднимают руки.
Ведущий. -Внимание, внимание, следующее задание. Максимальная оценка - 3 балла.
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Утка в сарафане,
А корова в юбке,
В теплом полушубке.
Сколько всего гостей?(7)
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?(5)
Потеряла Золушка башмачок.
Прибежала с праздника - и молчок.
Стали ей потерянный примерять.
Сколько же у Золушки их опять? (2)
Как то ночью под кусточком
Грибы выросли опять.
Два грибочка, три грибочка.
Сколько будет?
Ровно… (5)
Четыре краски есть у Сани,
Одна у маленького брата.
Все краски посчитайте сами.
ну, постарайтесь- ка, ребята! (5)
Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудились сорок? (3)
Ведущий. -Молодцы. Предлагаю вам заработать еще 3 балла. Послушайте следующее задание:
Я вошел в тенистый бор
И увидел мухомор,
Два опенка, два сморчка,
Три масленка, два строчка…
У кого ответ готов:
(1+2+2+3+2=10)
После того, как дети ответят на вопрос, ведущий знакомит детей с изображением египетского числа 10 и для сравнения показывает это же число в арабском исполнении.
Ведущий. Хорошо. Теперь посмотрим, как вы умеете разгадывать ребусы. Но предупреждаю, это задание под силу будет лишь тому, кто любознателен и кто стремится побольше знать. За каждый правильно отгаданный ребус победитель получит 3 балла.
Ведущий показывает учащимся ребусы.
Ведущий. А сейчас я раздам вам листочки с заданием. По моей команде вы переворачиваете их, читаете задание и выполняете. На решение вам выделяется 1 минута. Это задание оценивается в 5 баллов.
Ведущий раздает листки с заданием и дает команду о начале конкурса. По истечение 1 минуты листочки собираются и передаются жюри. Пока подводятся итоги, с детьми проводится физкультминутка.
Ведущий предлагает учащимся самим провести физкультминутку. В случае, если никто из ребят не знает физкультминутки, ведущий проводит игру «Будь внимателен».
Ведущий. А теперь слово жюри.
Один из членов жюри оценивает работы учеников на листочках.
Ведущий. -Примеры вы решать, я вижу, умеете. Теперь посмотрим, как вы умеете решать задачи. Первая задача. Вы можете заработать 2 балла.
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (Двое)
- По дорожке прыгали воробьи: один впереди двух, один между двух и один позади двух. Сколько же было воробьев? (Три)
- Самосвал ехал в поселок. По дороге ему встретились три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало поселок? (Один)
- В семье 5 сыновей. У каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?
Ведущий. До конца нашего праздника ещё осталось немного времени. И для тех, у кого мало баллов есть возможность выйти вперед, потому что последним конкурсом у нас будет блиц-опрос. Что это значит. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны быстро и коротко дать ответ. За каждый вопрос вы получите 1 балл. Начнем!
Ведущий задает вопросы блица. В ходе конкурса жюри выставляет правильно ответившей команде 1 балл.
Вопросы блиц - опроса.:
• Сколько будет 4+1? (5)
• Сколько хвостов у двух ослов?
• Сколько рогов у двух коров?
• На грядке сидело 4 воробья. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько осталось воробьев? (Все разлетелись)
• На березе росло три апельсина и две груши. Сколько всего фруктов росло на березе? (На березе фрукты не растут)
• На ёлке висело пять бананов и одно яблоко. Сколько всего фруктов висело на ёлке? (Шесть. Фрукты не росли, а висели)
• Сколько будет, если 10 уменьшить на 2? (8)
• К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получить 5? (3)
• Суммой каких одинаковых слагаемых можно заменить число 4? (2 и 2)
• Что больше, 3+1 или 6-1? (6-1 больше чем 3+1)
• Задумали число. Когда его увеличили на один, стало шесть. Какое число задумали? (5)
• Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Димы, а Сережа – ближе Димы. Кто кинул мяч дальше – Володя или Сережа.
(Володя)
Вини -Пух такого же роста, как Крокодил Гена, а Крокодил Гена выше Чебурашки. Кто ниже – Вини - Пух или Чебурашка?
• Два числа – 1 и 3, быстро их сложите и ответ скажите. (4)
• На дереве сидят пять птиц: три воробья, остальные вороны. Сколько ворон? (2)
После проведения блиц-опроса члены жюри подводят общий итог всех конкурсов праздника. Пока идет подсчет баллов, проводится игра «Если нравится тебе, то делай так …».
Ведущий. -Я вижу, что наши гости готовы назвать победителей. Дадим слово уважаемому жюри.
Один из членов жюри подводит общий итог конкурсов. Называет команду – победительницу, высказывает свои пожелания ребятам.
В случае, если у нескольких команд окажется одинаковое количество баллов, задаются дополнительные вопросы.
Команде - победительнице вручаются памятные призы.
Ведущий. Вот и закончился наш праздник. Кто выиграл – не зазнавайся, а кто проиграл – не расстраивайся. У вас есть время подтянуться, пополнить свои знания. И в следующий раз вы обязательно одержите победу.
Поделиться: