Поиск по сайту

Возможности использование социокультурного пространства города в рамках проведения занятия по изобразительному искусству


Авторcтво: Жильцова Анна Вячеславовна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга


На сегодняшний день в методико-педагогической литературе много внимание уделяется содержанию учебных программ, их соответствию новым образовательным стандартам, а также внедрению в педагогическую практику современных педагогических методик и технологий. Планируя каждое свое занятие с детьми, педагог, руководствуясь своим опытом и мастерством, стремится максимально эффективно и плодотворно, интересно и насыщенно использовать учебное время в целях обучения, развития и воспитания своих подопечных. В быстро изменяющемся информационном пространстве, знакомство с опытом передовых ученых, коллег, становится не столько ориентиром и «руководством к действию», сколько подспорьем для самоанализа и модернизации собственных уникальных форм, приемов и методик работы с детьми. Данная статья – это попытка рассмотреть возможности социокультурного пространства города в рамках проведения занятий по изобразительному искусству в системе дополнительного образования.

Однажды мы с моими воспитанниками объединения изобразительного искусства «Затея» ДДТ «Юность» готовились к участию в районном конкурсе детского рисунка «Город и цветы». Обсуждая тему конкурса, идеи для будущих композиций, конечно же, мы говорили о нашем городе, об отношении к нему, и мне запомнились слова девочки 9 лет, Платоновой Ани, которая сказала: «Я люблю свой город, потому что у города есть музеи и памятники, а у всех людей в городе есть лучшие друзья».

Эти слова Анечки, на мой взгляд, характеризуют понятие социокультурное пространство города, в котором общество рассматривается как единство культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Не только культурные исторические памятники, музеи и социальные образовательные институты формируют социокультурное пространство города, но отношения между людьми в обществе, межличностные, экономические, политические.

Поэтому для того, чтобы проанализировать возможности социокультурного пространства города в рамках реализации образовательной программы на занятиях по изобразительного искусству в системе дополнительного образования детей, необходимо рассмотреть, с одной стороны, те социальные институты, образовательные площадки/платформы/пространства, которые предлагает город, а с другой - проанализировать отношения, которые выстраивает педагог в работе с детьми на этих площадках, его цели, задачи и формы организации им занятий.

1) Музей как развивающая образовательная площадка. Программы, интерактивные выставки и мероприятия, организуемые на базе музея.

Использование контекста музейной программы/мероприятия для реализации целей и задач образовательной программы.

Наш город по праву считается городом музеев. Музей сегодня предоставляет свои залы едва ли не всему спектру пестрой и постоянно обновляющейся мозаике современной культуры. Фиксируя это обновление разнообразием выставок и разного рода социокультурных акций, он сохраняет то главное, ради чего создавался, а это — предъявление обществу возможностей творческого потенциала человека. Социокультурное проектирование музейной деятельности включает содержательную и технологическую разработку инновационных проектов, ориентированных на обновление традиционных и развитие новых форм его работы с населением.

В 2005 году в нашем городе состоялся первый Всероссийский фестиваль детских музейных программ, открывший новые формы работы с детьми в пространстве музея, в частности использование маршрутных листов.

В 2010 г. в музее-квартире А.Блока проводилась детская музейная программа «Вещи с характером». Участникам были предложены маршрутные листы, по которым они должны были ориентироваться в пространстве музея и, следуя подсказкам и выполняя творческие задания, находить в квартире те или иные вещи, принадлежащие писателю и рассказывающие о его жизни и творчестве, характеризующие его творческую личность. В рамках данной интересной программы я как педагог изобразительного искусства решила поставить перед своими подопечными творческую художественную задачу передачи характера вещей писателя на бумаге, с помощью изобразительных и выразительных возможностей графических материалов (карандаш и черные толстые и тонкие маркеры). Таким образом, посещение музея стало для нас не просто неким образовательным мероприятием в новой интересной форме, но катализатором для развития творчества, для проявления каждым обучающимся своей авторской позиции художника, анализирующего и сопоставляющего форму предмета с его назначением, с его историей и «судьбой» в жизни человека, и в частности в жизни известного русского поэта, возможность для демонстрация своих знаний и умений в новых обстоятельствах.

В 2012 г. Центральным Выставочным залом Манеж была организована выставка «Краски Детства». В ЦВЗ были созданы все условия для творческих художественных проявлений детей. Изобилие материалов для творчества и мастер-классов, знакомящих с новыми видами творчества, начиная от рисования песком и изготовления сказочного героя из старых башмаков, заканчивая созданием мультфильма посредством компьютерных программ. Участие в этом городском мероприятии подарило нашему объединению массу положительных эмоций и вдохновение. Всем хотелось все узнать и попробовать, хотелось проявить и испытать себя. И в конечном итоге, нами было принято решение оставить на этой выставке не только индивидуальные авторские работы, которые ребята сделали, но также создать коллективную работу. Для нас был важен не результат, но сам процесс, в котором каждый важен, и каждый делает что-то особенно хорошо и интересно. И нам было неважно насколько значима и ценна наша работа в контексте данного мероприятия, нам было важно то, что мы делали ее все вместе, делали как умели и делали, потому что хотели, а не потому, что надо.

В качестве преимуществ участия педагога дополнительного образования со своими воспитанниками в музейных программах, выставках и мероприятиях, организованных городом для детей можно выделить следующие:

- Создание условий для приобретения обучающимися нового опыта (эмпирического, практического);

- Формирование межпредметных связей и интеграции искусств как условия для формирование компетентности обучающихся в сфере изобразительного искусства;

- Создание особого микроклимата, располагающего к развитию творчества;

- Создание условий для поддержания межличностных отношений в коллективе обучающихся, воспитание культуры общения, доброжелательного и взаимоуважельного отношения друг другу;

Недостатки:

- Специфика музейной интерактивной программы/мероприятия (цели, задачи, регламент, не позволяющие педагогу включить дополнительные задания в программу, планировать и реализовывать проведение программы);

- Быстрая утомляемость участников программы;

2) Музей как среда для организации и проведения педагогом авторских занятий, мастер-классов.

Формы работы: организация репродуктивно-познавательной деятельности на базе ГРМ; организация художественно-творческого практикума на базе Зоологического музея

Занимаясь с детьми изобразительным творчеством, невозможно не обращаться к произведениям выдающихся художников.

Посещение постоянной экспозиции Государственного Русского Музея не только в рамках традиционных экскурсий, но и в рамках занятий в музее, на которых ребята пытаются в схематичных композиционных зарисовках проанализировать художественный метод и подход в творческой работе отдельного художника, позволяет формировать у обучающихся не только общекультурные, общехудожественные представления об отечественном искусстве, но позволяет воспитывать в каждом ребенке культуру зрителя, способного наблюдать, рассматривать и анализировать увиденное, вглядываться в произведение искусства. Как только я предложила обучающимся заняться их любимым делом и порисовать увиденное, у каждого нашлись силы на аналитический разбор композиций художников. Цельсоздать условия для созерцания произведений изобразительного искусства, их анализа была достигнута. Ребята рисовали, внимательно рассматривая картину, ошибались и исправляли свои ошибки, а, следовательно, учились быть зрителями, не поверхностными, а вдумчивыми.

Экспозиция зоологического музея стала для нашего объединения постоянной творческой площадкой, на которой каждый обучающийся нашего коллектива приобретает навыки изобразительной грамотности и материально-художественной деятельности, создавая зарисовки и наброски животных.

Среди преимуществ и недостатков таких форм работы педагога с детьми можно выделить следующие:

- Создание условий для приобретения обучающимися навыков изобразительной грамотности;

- Развитие внимательности, наблюдательности, чувства цвета, формы

- Развитие композиционной культуры;

-Создание условий для поддержания межличностных отношений в коллективе обучающихся, воспитание культуры общения, доброжелательного и взаимоуважельного отношения друг к другу ;

Недостатки:

- Специфика музейного пространства (отсутствие столов, стульев и проч.);

- Быстрая утомляемость участников программы;

3) Сотрудничество с музеем.

Организация проектной деятельности на примере Проекта-выставки «Рисунки путешествуют» (10.03.2013-27.09.2014)

Форма работы: организация выставки, мастер-класса на базе музея и библиотеки

Цель: Формирование авторской художественной позиции обучающегося, создание условий для оценки и самооценки изобразительной деятельности посредством организации и проведения выставки детского рисунка

«Федорино горе» - это учебно-творческий проект нашего объединения по созданию иллюстраций к произведениям замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского. «Федорино горе» - это произведение, в котором окружающие нас повседневные предметы оживают, проявляя свои эмоции и чувства, свой характер. Создавая иллюстрации к литературному произведению, перед ребятами стояли непростые учебные задачи, такие как: правдоподобное изображение хорошо знакомых повседневных предметов, композиционное, смысловое и колористическое воплощение в материале выбранного эпизода произведения; и творческие задачи – создание выразительного образа, поиск художественных средств, методов, манеры исполнения иллюстрации, выражение своей авторской позиции. Каждому, даже совсем юному и начинающему художнику нужен зритель, тем более когда работа над авторской иллюстрацией была кропотливой и долгой. Возможность выставить свои работы нам предоставил Детский Музейный Центр исторического воспитания в сотрудничестве с которым и с Детской областной библиотекой, с марта по сентябрь 2013 г. был реализован проект «Рисунки путешествуют». Детская областная библиотека организовала для обучающихся объединения встречу на мастер-классе с художницей иллюстратором Катей Толстой. Перед ребятами были поставлены новые творческие задачи, они иллюстрировали произведения К.И.Чуковского «Телефон, и Я.Маршака «Вчера и сегодня» и «Багаж».

Результатом работы стала выставка, посвященная 80-летию ДетГиза, к которой присоединились работы обучающихся школ Ленинградской области. Востребованность детских рисунков, внимание к творчеству детей со стороны взрослых, познавательные интересные мастер-классы и встречи со сверстниками-единомышленниками, коллегами по искусству — все это явилось стимулом для последующей творческой деятельности моих воспитанников, которые трудились с большим вдохновением и трудолюбием. В сложившемся контексте можно говорить о социокультурном пространстве как факторе поддержания у обучающихся интереса к изобразительному искусству и формированию мотивации к деятельности. Осознание того, что работа каждого будет на выставке, что ее увидят не только родители и близкие друзья, безусловно наполняла деятельность ребят ответственностью за результат, побуждало стараться изо всех сил и целеустремленно претворять задуманное в жизнь. По итогам этого совместного проекта нашего объединения, Детского Музейного центра исторического воспитания и Детской областной библиотеки можно выделить следующие образовательные эффекты:

- Создание условий для стимулирования детского изобразительного творчества, поддержания интереса к изучению изобразительного искусства и формирования мотивации у детей к занятиям изобразительной деятельностью;

- Популяризация детского творчества, культурный обмен опытом работы между педагогами, детьми, музейными работниками;

- Налаживание сотрудничества с детскими библиотеками и музеями, с целью проектирования и реализации образовательной деятельности детей определенных возрастных групп и коллективов с использованием ресурсов взаимодействующих сторон;

- Создание условий для поддержания межличностных отношений в коллективе обучающихся, воспитание культуры общения, доброжелательного и взаимоуважельного отношения друг к другу.

Проект, посвященный иллюстрированию любимых детских произведений в последствии перерос в сотрудничество с Электронной Детской библиотекой.

4) Интернет пространство как часть социокультурного пространства города.

На сегодняшний день интернет является неотъемлемой частью жизни каждого современного человека. Наши дети ориентируются там лучше любого взрослого, в связи с чем возникает вопрос полезности того, что ребенок видит в интернете и узнает из интернета.

Детская электронная библиотека afamilystory, публикует книги для детей, а также истории, рассказы и сказки, придуманные семьями. В качестве иллюстраций к представленным книгам для детей, библиотека использует рисунки молодых художников-иллюстраторов, детей и всех тех, кто пробует свои силы в книжной графике. Наше объединение поучаствовало в создании электронной книги «Федорино горе». На сегодняшний день, мои воспитанники работают над иллюстрациями к стихотворениям Даниила Хармса. Дети читают, дети рисуют, дети интересуются. Вот тот образовательный эффект, который был получен в результате нашего сотрудничества с Детской электронной интернет-библиотекой.

В качестве преимуществ использования педагогом интернет пространства в целях образования и воспитания детей можно выделить следующие:

- Создание условий для стимулирования детского изобразительного творчества, поддержания интереса к изучению изобразительного искусства и формирования мотивации у детей к занятиям изобразительной деятельностью;

- Популяризация детского творчества, культурный обмен опытом работы между педагогами, детьми, музейными работниками;

Приведенные примеры из опыта работы, свидетельствуют о разных подходах к использования социокультурного пространства города на занятиях в системе дополнительного образования. В одном случае, педагог использует возможности предоставленные городом, участвует вместе со своим коллективом в мастер-классах, выставках, детских музейных программах. С другой – педагог может использовать социокультурный институт, музей, библиотеку как площадку, как среду для организации собственных авторских занятий и программ, в третьем случае, педагог взаимодействует с социокультурным пространством, музейными работниками, родителями, педагогами, вместе с которыми реализует образовательные проекты, ориентированные на определенную возрастную группу, детский коллектив. Но именно Комплексное использование всех трех подходов, по моему мнению, может способствовать получению максимума образовательных эффектов.


Список литературы

1) Современные проблемы художественно-педагогического образования. Болонский процесс и сохранение традиций в художественном образовании. Вып.2: Сборник научных трудов / Под ред. В.А. Кузмичева, Е.Н. Соколовой. – СПб.: Ризограф НОУ «Экспресс», 2008. – 352 с.

2) Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. Учеб.пособие — Спб, 2007. - 340 с., илл.

3) http://afamilystory.ru/catalog/age-5/fedorino-gore.html

4) http://www.polithistory.ru/vistavka/1169-deti-risuyut-stihi


Поделиться: